Страны БРИКС в международной климатической политике
- Авторы: Ковалев Ю.Ю.1, Поршнева О.С.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 21, № 1 (2021): Концептуализация проблем мировой политики сквозь призму теории международных отношений
- Страницы: 64-78
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320330
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-1-64-78
- ID: 320330
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ климатических политик стран БРИКС на глобальном и национальном уровнях. Рассмотрены позиции данных государств в рамках проводимых под эгидой ООН с 1992 г. международных климатических конференций (Конференций Сторон), а также на саммитах государств - членов группировки в 2011-2020 гг. Охарактеризованы стратегии и результаты осуществляемой в этих странах национальной климатической политики. Авторы использовали методы структурного и сравнительного анализа и контент-анализа, отмечая, что сегодня странам БРИКС отводится ключевая роль в стабилизации климата нашей планеты. Без комплексной климатической трансформации обществ стран - участниц данной интеграционной группировки достижение главной цели Парижского соглашения (удержание роста глобальных средних температур воздуха к 2100 г. на уровне 1,5-2 ˚С) неосуществимо. Страны БРИКС являются мировыми лидерами по эмиссиям парниковых газов (более 40 % мировых выбросов СО2). В своей международной климатической позиции группировка придерживается принципа «общей, но дифференцированной ответственности». Тем самым страны БРИКС выступают за устойчивый экономический рост посредством внедрения новых, экологических технологий и против ограничительных мер, препятствующих их экономическому развитию. В Китае, Индии, Бразилии и ЮАР осуществляются многочисленные проекты экологической трансформации, направленные на декарбонизацию экономики этих стран и достижение углеродной нейтральности. Особенно глубокие изменения заметны в энергетическом секторе перечисленных государств. Вместе с тем высокая зависимость экономики России от добычи и экспорта топливных ресурсов осложняет процессы экологической трансформации. В стране доминирует негативный нарратив в отношении климатических преобразований, в котором необходимая экологическая модернизация экономики страны видится как угроза для ключевых секторов экономики (нефтяного и газового). Реализация международных договоренностей по снижению углеродоемкости, а также создание условий в стране для перехода к климатически нейтральным технологиям не только способствовали бы борьбе с глобальным изменением климата, но и стали бы мощным стимулом для модернизации экономики России, повышения ее конкурентоспособности и инновационности.
Об авторах
Юрий Юрьевич Ковалев
Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: yykowaljow@gmail.com
кандидат географических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского гуманитарного института
Екатеринбург, Российская ФедерацияОльга Сергеевна Поршнева
Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина
Email: porshneva@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории международных отношений Уральского гуманитарного института
Екатеринбург, Российская ФедерацияСписок литературы
- Brütsch, C., & Papa, M. (2013). Deconstructing the BRICS: Bargaining Coalition, Imagined Community, or Geopolitical Fad? The Chinese Journal of International Politics, 6(3), 299—327. doi: 10.1093/cjip/pot009
- Downie, C., & Williams, M. (2018). After the Paris Agreement: What Role for the BRICS in Global Climate Governance? Global Policy, 9(3), 398—407. doi: 10.1111/1758-5899.12550
- Gebauer, S. (2017). China und andere Schwellenländer. In G. Simonis (Eds.), Handbuch Globale Klimapolitik. Padeborn: UTB (pp. 377—397). (In German).
- Gladun, E., & Ahsan, D. (2016). BRICS Countries’ Political and Legal Participation in the Global Climate Agenda. BRICS Law Journal, 3(3), 8—42. doi: 10.21684/2412-2343-2016-3-3-8-42
- Gupta, J. (2014). The History of Global Climate Governance. Cambridge: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9781139629072
- Hein, W., Betz, J., Eucker, D., Hein, J., Holstenkamp, L., & Neve, B. (2017). Klimapolitik und Entwicklung. In G. Simonis (Eds.), Handbuch Globale Klimapolitik. Padeborn: UTB (pp. 397—441). (In German).
- Jahrmarkt, L. (2016). Internationales Klimaschutzrecht: Der Weg Zu Einem Weltklimavertrag Im Sinne Gemeinsamer, Aber Differenzierter Verantwortlichkeit. Baden-Baden: Nomos. (In German).
- Kovalev, Yu.Yu. (2018). “Green Economy” and the Ecological Modernization of China’s Economy. In N.A. Sluka (Eds.), On the way to Pax Siniса. Мoscow: Izdatel’stvo MGU im. M.V. Lomonosova publ. (pp. 145—159). (In Russian).
- Larionova, M.V. (2015). South Africa’s BRICS Presidency: Regional Power at the Helm of a Global Governance Forum. Vestnik RUDN. International Relations, 15(1), 125—134. (In Russian).
- Larionova, M.V. (2016). Russian BRICS Presidency: Models of Engagement with International Institutions. International Organisations Research Journal, 11(2), 113—139. (In Russian). doi: 10.17323/1996-7845-2016-02-113
- Larionova, M.V. (2018). The G20, BRICS and APEC in the System of International Institutions: A Piece of Good News for Global Governance. International Organisations Research Journal, 13(1), 7—33. (In Russian). DOI: 10.17323 / 1996-7845-2018-01-01
- Leal-Arcas, R. (2013). The BRICS and Climate Change. International Affairs Forum, 4(1), 22—26. doi: 10.1080/23258020.2013.824246
- Otto, D. (2017). Entstehung und Ausdifferenzierung des UN-Klimaregimes. In G. Simonis (Eds.), Handbuch Globale Klimapolitik. Padeborn: UTB (pp. 260—301). (In German).
- Popova, I.M. (2018). Brazil’s 2019 BRICS Presidency: What to Expect from the Start of a New Decade of Cooperation and the J. Bolsonaro’s Administration. Vestnik RUDN. International Relations, 18(4), 925—941. (In Russian). doi: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-925-941
- Reimer, N. (2015). Schluss-Konferenz. Geschichte und Zukunft der Klimadiplomatie. München: Oecom Verlag. (In German).
- Rusakova, Y.A. (2016). Problems of International Environmental Security and Search for Diplomatic Ways to Overcome Them at the Present Stage (Case of Contemporary Negotiations on Climate) [thesis]. Moscow: MGIMO University. (In Russian).
- Safonkina, E.A. (2017). India’s 2016 BRICS Presidency. Asia and Africa Today, (7), 15—20. (In Russian).
- Safonkina, E.A. (2018). Chinese 2017 BRICS Presidency: Expanding Cooperation Horizons. Vestnik RUDN. International Relations, 18(2), 356—367. (In Russian). doi: 10.22363/2313-0660-2018-18-2-356-36
- Schubert, T. (2019). Eine analytische Betrachtung der Klimapolitik in Südafrika: Instrumente zur Förderung des Ausbaus erneuerbarer Energien. Stuttgart: Fraunhofer Verlag. (In German).
- Simonis, G. (Eds.). (2017). Handbuch Globale Klimapolitik. Paderborn: UTB. (In German).
- Stahl, B. (2020). Internationale Politik verstehen. Opladen & Toronto: Verlag Barbara Budrich. (In German).
- Su, B., Heshmati, A., Geng, Y., & Yu, X. (2013). A Review of the Circular Economy in China: Moving from Rhetoric to Implementation. Journal of Cleaner Production, (42), 215—227. doi: 10.1016/j.jclepro.2012.11.020
Дополнительные файлы

