Том 21, № 1 (2021): Концептуализация проблем мировой политики сквозь призму теории международных отношений

Обложка

Весь выпуск

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Постколониальность в глобальном и региональном измерениях

Неклесса А.И.

Аннотация

Предмет исследования - взаимосвязь двух междисциплинарных направлений в социальных науках, активно развивающихся с 70-х и 80-х гг. ХХ в.: Постсовременности и Постколониальности. Анализируется ситуация социального транзита и постулируется типологическое родство данных масштабных процессов общественной трансформации - своего рода исторический rite of passage . Комплексная реальность, возникающая в лоне Современности, реализует полицентризм, основанный не на этатистской симфонии, а на распределенном по планете множестве корпоративных, групповых и личностных суверенитетов. Концепту глобализации как «финалу истории» - политической и экономической связности современного мира - противопоставлен взгляд на универсальную перестройку как следствие кризиса институтов всемирной бюрократии, национальных, административных, партийных и прочих унифицирующих механизмов. Внимание обращено на набирающие силу тенденции индивидуализации и приватизации, замещение субординативности субсидиарностью, что отражает кризис национальной государственности. Постсовременность, отрицая прежнее мироустройство, воспроизводит в планетарном масштабе подобие постколониальной ситуации самоопределения, что позволяет обратиться к опыту суверенизации стран, осваивающих свой новый статус в различных версиях его становления. Колониальность при этом понимается как гегемония, выходящая за рамки сложившегося толкования колониализма - это доминантная эманация мира-империума, предлагающего субалтерным иным два модуса поведения: подчинение либо ассимиляцию, отрицая легальность альтернативной самореализации или сопротивления. Политическая деколонизация - исторически недолгий период, в то время как Постколониальность - длительное, комплексное состояние реабилитации бывших колониальных и зависимых территорий с ослабленной субъектностью. Речь также идет о деколониальности - политической, социокультурной и смысловой контргегемонии, отрицающей диктат конъюнктурной картины мира как инструмента модально-ассимилирующего комплекса «знание - власть». Пафос постсовременной, постимперской и постколониальной позиции, в котором присутствуют также тревожные обертоны, декларирует право индивида и сообществ на реализацию оригинальной идентичности, диссимиляцию прежних лояльностей и суверенный поиск альтернатив. Актуальность данной проблематики подтвердили массовые беспорядки, вспыхнувшие в 2020 г. в США и ряде других мест планеты.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):9-19
pages 9-19 views

Теория секьюритизации, или Хорошо забытое старое: к вопросу о теоретико-философских истоках и зарождении теории

Гайдаев О.С.

Аннотация

Более 20 лет прошло с тех пор, как Б. Бузан, О. Вэйвер и Я. де Вильде опубликовали ставшее классическим в дисциплине исследований о безопасности произведение «Безопасность: новая система анализа». Несмотря на попытки применения отечественными специалистами концептуального аппарата теории в исследовании международных проблем, знания о самой теории остаются фрагментарными. Подавляющая часть существующих работ обращается к интеллектуальному наследию так называемой Копенгагенской школы, в то время как более современные подходы и направления остаются практически вне поля зрения исследователей. Автор предпринимает попытку восполнить этот пробел. Данная статья открывает цикл исследований, целиком и полностью посвященных феномену секьюритизации: от самых ранних вех до современного этапа развития теории. Исследуются теоретико-философские предпосылки, а также идеи и положения теории секьюритизации, впервые сформулированные О. Вэйвером в конце 1980-х гг. Автор обращается к оригинальным работам и рукописям главных представителей Копенгагенской школы: О. Вэйвера и Б. Бузана, воспроизводя историю зарождения концепта секьюритизации и предлагая читателю погрузиться в атмосферу научных дискуссий о безопасности конца XX в. В результате проведенной работы становится возможным определить ключевые пункты в ранней теории секьюритизации: безопасность как речевой акт, национальная безопасность как главный объект анализа, постструктурный реализм как исследовательская позиция О. Вэйвера, а также идея о негативном значении безопасности. Делается вывод, что, несмотря на отмечаемые многими критиками недостатки ранней версии теории секьюритизации, в ее основе лежала ценная и продуктивная идея - попытка выйти за рамки представления о безопасности как абсолютном благе или метафизической сущности, что было свойственно традиционным и многим альтернативным подходам к определению безопасности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):20-32
pages 20-32 views

Региональный комплекс Юго-Восточной Азии: опыт прикладного анализа на примере ситуации в Мьянме

Ефремова К.А.

Аннотация

В статье раскрывается авторская концепция изучения региональных комплексов, разрабатываемая в Центре комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России, и оценивается опыт ее применения на примере международно-политического анализа текущей ситуации в региональном комплексе Юго-Восточной Азии. Актуальность предмета исследования обусловлена международно-политической ситуацией вокруг Мьянмы, остающейся одной из наименее изученных стран Юго-Восточной Азии. Целью исследования является научное рассмотрение рохинджийского кризиса с применением разрабатываемой автором прикладной методики регионального анализа. Суть данной методики заключается в том, чтобы выстроить сценарии развития международно-политической ситуации в регионе исходя из типа взаимодействий в рамках соответствующего регионального комплекса. В статье приводится авторское определение регионального комплекса, основанное на работах А.Д. Воскресенского, рассмотрен алгоритм сценарного анализа, выделены шесть «идеальных» типов региональных комплексов, обозначены стабильные и нестабильные типы региональных комплексов. Первая часть статьи посвящена существующим подходам к изучению региональной проблематики в теории международных отношений и мировом комплексном регионоведении, во второй части описывается авторская концепция прикладного международно-политического исследования региональных комплексов, а в третьей части приводится пример использования сценарного анализа на конкретном регионально-страновом материале - современной ситуации в мьянманском штате Ракхайн. На основе проведенного исследования получены следующие результаты: 1) посредством сочетания методов новостного мониторинга и ивент-анализа собрана информация о политических процессах, происходящих в Ракхайне в течение последних пяти лет; 2) данная информация ранжирована в соответствии с предложенной автором матрицей, характеризующей развитие ситуации по пессимистическому (-5…-1) и по оптимистическому (+1…+5) сценариям; 3) по результатам проведенного анализа сделан вывод о характере и степени интенсивности рохинджийского кризиса, намечены основные пути его урегулирования. В заключении автор выражает надежду на то, что предложенная методика может быть востребована регионоведами-международниками для анализа аналогичных международно-политических ситуаций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):33-48
pages 33-48 views

«Европеизация» деятельности аналитических центров в политике групп интересов в ЕС

Писарев И.И.

Аннотация

Анализируются характеристики аналитических центров как участников политики групп интересов в Европейском союзе (ЕС). В рамках данной политики они стимулируют общественную дискуссию, проводят исследовательскую работу, инициируют принятие нового законодательства и реализацию более эффективного государственного управления. Значительное количество аналитических центров в странах ЕС оказывается вовлечено в политику групп интересов не только на национальном, но и на наднациональном уровне ЕС, способствуя активизации интеграционных процессов среди стран Союза и европеизации, которая является предметом анализа в данном исследовании. Усиление роли и важности групп интересов в политике ЕС происходит во многом благодаря увеличению объема властных полномочий институтов Союза, поскольку введение нового общего для всех стран ЕС законодательства и регулирования приводит к ответной реакции различных групп частных и общественных интересов. Эти группы при взаимодействии с властными институтами ЕС стремятся к наиболее действенной защите своих интересов, для чего их представители проводят встречи с чиновниками Европейской комиссии и Европейского парламента, а также других структур Союза. Такая деятельность по представительству интересов, существующему в виде лоббирования и адвокатирования, с 2011 г. регулируется Реестром прозрачности, созданным совместными усилиями Европейской комиссии и Европейского парламента. Целью данного исследования является анализ количественных показателей деятельности аналитических центров в ЕС и разработка на его основе Рейтинга стран ЕС по уровню европеизации представляющих их аналитических центров. Его методологическую основу составляет сопоставление статистических данных Реестра прозрачности и Рейтинга аналитических центров мира, на основе которого и выводится этот Рейтинг. Изучение рейтинга позволяет выделить группы стран c высоким, средним и низким уровнем европеизации аналитических центров всех стран ЕС по состоянию на 31 января 2019 г. Выявленные на основе анализа результаты демонстрируют неоднородный характер процесса европеизации деятельности аналитических центров в разных странах ЕС.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):49-63
pages 49-63 views

Страны БРИКС в международной климатической политике

Ковалев Ю.Ю., Поршнева О.С.

Аннотация

В статье представлен анализ климатических политик стран БРИКС на глобальном и национальном уровнях. Рассмотрены позиции данных государств в рамках проводимых под эгидой ООН с 1992 г. международных климатических конференций (Конференций Сторон), а также на саммитах государств - членов группировки в 2011-2020 гг. Охарактеризованы стратегии и результаты осуществляемой в этих странах национальной климатической политики. Авторы использовали методы структурного и сравнительного анализа и контент-анализа, отмечая, что сегодня странам БРИКС отводится ключевая роль в стабилизации климата нашей планеты. Без комплексной климатической трансформации обществ стран - участниц данной интеграционной группировки достижение главной цели Парижского соглашения (удержание роста глобальных средних температур воздуха к 2100 г. на уровне 1,5-2 ˚С) неосуществимо. Страны БРИКС являются мировыми лидерами по эмиссиям парниковых газов (более 40 % мировых выбросов СО2). В своей международной климатической позиции группировка придерживается принципа «общей, но дифференцированной ответственности». Тем самым страны БРИКС выступают за устойчивый экономический рост посредством внедрения новых, экологических технологий и против ограничительных мер, препятствующих их экономическому развитию. В Китае, Индии, Бразилии и ЮАР осуществляются многочисленные проекты экологической трансформации, направленные на декарбонизацию экономики этих стран и достижение углеродной нейтральности. Особенно глубокие изменения заметны в энергетическом секторе перечисленных государств. Вместе с тем высокая зависимость экономики России от добычи и экспорта топливных ресурсов осложняет процессы экологической трансформации. В стране доминирует негативный нарратив в отношении климатических преобразований, в котором необходимая экологическая модернизация экономики страны видится как угроза для ключевых секторов экономики (нефтяного и газового). Реализация международных договоренностей по снижению углеродоемкости, а также создание условий в стране для перехода к климатически нейтральным технологиям не только способствовали бы борьбе с глобальным изменением климата, но и стали бы мощным стимулом для модернизации экономики России, повышения ее конкурентоспособности и инновационности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):64-78
pages 64-78 views

Центральноазиатское направление политики России и Китая в контексте евразийской концепции

Забелла А.А., Каткова Е.Ю., Шабага А.В.

Аннотация

Выявляются причины растущего внимания к евразийской идеологии среди политических и научных кругов России, а также интересы Китая в Центральной Азии. В рамках реалистической парадигмы были проанализированы аспекты российской и китайской внешней политики в контексте укрепления влияния в данном регионе. В качестве ведущего нарратива внешнеполитического курса России в Центральной Азии рассмотрена идеология евразийства, основанная на традиционных ценностях. Большое внимание отводится анализу эффективности российской концепции евразийства и китайской политики Шелкового пути в регионе. Использованы теоретико-аналитический и системно-исторический подходы, которые позволили проанализировать позиции России и Китая по укреплению своего влияния в Центральной Азии, а также изучить перспективы и проблемы сотрудничества двух стран в регионе. Сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы «Один пояс, один путь» рассматривается в качестве способа укрепления российско-китайского взаимодействия, возможности получения больших дивидендов странами Центральной Азии, а также расширения российского и китайского присутствия в регионе. Выделяются сильные и слабые стороны России и Китая в рамках их взаимодействия со странами региона. Подчеркивается, что, хотя российская сторона обладает целым рядом значимых преимуществ, Китай благодаря особой политике в области международного движения капитала усиливает свое присутствие в Центральной Азии. Главная гипотеза состоит в том, что сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь» может служить фактором сдерживания конкуренции между Россией и Китаем в Центральной Азии, однако авторы не исключают шанхайский сценарий, который демонстрирует постепенное усиление позиций Китая.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):79-90
pages 79-90 views

«Мир больше пяти». Становление Турции в качестве глобального актора мировой политики: перспективы и вызовы для России

Ирхин А.А., Москаленко О.А.

Аннотация

Внешнеполитическая активность Р.Т. Эрдогана показывает, что современная модель мирового порядка уже не удовлетворяет видению ближайшего будущего Турецкой Республики. «Мир больше пяти» - формула, предлагаемая первым лицом Турции с 2013 г. Однако Анкара меняет мир не только на эмоциональном уровне - по крайней мере, в нескольких ключевых регионах, но и на уровне воздействия на него через «жесткую и мягкую силу»: Восточное Средиземноморье, Ближний и Средний Восток, Черноморский регион, Кавказ и Центральная Азия. Авторы рассматривают основные показатели турецкой «мягкой» и «жесткой силы»: военный, экономический, технологический факторы и фактор притягательности широкой массовой культуры - с целью определить геополитические возможности Турции в качестве влиятельного глобального актора в ближайшей исторической перспективе и выявить последствия приобретения такого статуса для двусторонних российско-турецких отношений. Были применены геополитический, цивилизационный и системный подходы с требуемым в каждом случае набором методов для решения конкретной исследовательской задачи. Исследование осуществлено в рамках парадигмы классической и критической геополитики. За время нахождения у власти Партии справедливости и развития умеренные исламисты дали стране новый импульс развития, который можно охарактеризовать как возвращение к своим цивилизационным корням. Государство сделало заметные успехи в развитии экономики, военно-промышленного комплекса, армии и флота и позиционировании себя в мире как защитника всех мусульман. Современную Турцию можно определить как великую региональную державу с секторальным глобальным лидерством в военных показателях и в области притягательности модели развития - успешного мусульманского государства. Анкара инвестирует значительные средства в «мягкую силу», а ее успех основывается на существовании турецкой идеологии развития как синтеза неоосманских, неопантюркистских и панисламистских идей в определении картины будущего. Возрождение Турции в качестве региональной державы и ее стремление стать мировой державой неизбежно будет увеличивать пространство противоречий в российско-турецких отношениях, сокращая сферу сотрудничества двух держав.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):91-107
pages 91-107 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

Радикализация миграционной политики США в 2017-2019 гг. на примере Мексики и Центральной Америки

Еремин А.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка критического анализа политики 45-го президента США Дональда Трампа по ужесточению мер миграционного контроля. Детально раскрывается вектор развития современных подходов Вашингтона к проблеме пограничного контроля США по южному и юго-западному направлению, а также проводится комплексную оценку основных программ, стоящих в основе наиболее актуальных изменений политики Дональда Трампа в данной сфере. В частности, особое внимание уделяется структуре миграционных потоков в 2017-2019 гг., а также причинам, стоящим за происходящими изменениями. Рассматриваются первопричины беспрецедентного роста масштабов потока потенциальных мигрантов и беженцев в контексте прогрессирующего политического, экономического и гуманитарного кризиса в Центральноамериканском субрегионе. Важное место отведено возрастающей роли Мексики в урегулировании данного вопроса, а также потенциальным последствиям подобного сотрудничества властей США и Мексики для ситуации в Центральной Америке и регионе Латинской Америки в целом. Актуальность статьи обусловлена объективной необходимостью научного осмысления и качественной оценки политики администрации Дональда Трампа. Автор приходит к выводу, что подход 45-го президента США по ключевым и наиболее деликатным вопросам, как, например, пограничный контроль на южной границе между США и Мексикой, а также миграционный вопрос, основан на усилении роли силовой составляющей при показательном игнорировании социальных первопричин возникающих проблем. В этом ключе одной из уникальных отличительных характеристик подхода Дональда Трампа является попытка перенести ответственность за решение проблемы беженцев из Центральной Америки на пограничное государство, которым в данном случае является Мексика.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):108-118
pages 108-118 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Венесуэльский аспект «восходящего партнерства» Турции и стран Латинской Америки: факторы, динамика и риски

Пятаков А.Н.

Аннотация

Проведен анализ турецко-венесуэльских отношений на фоне активизации связей Турции и Латинской Америки. В 2015-2019 гг. данный вектор межконтинентального сотрудничества вышел на пиковую стадию. Это отразилось и в интенсификации торгово-экономических отношений, и в укреплении дипломатических связей. Выявлены причины и международные факторы происходящего сближения. Исследование проводится при прослеживании траектории изменения внешнеполитической линии Турции, проявляющемся в постепенном отходе от прозападного курса. Основной акцент сделан на рассмотрении эволюции и актуального состояния турецко-венесуэльских отношений. Пережив периоды спадов и подъемов, к 2016 г. отношения между Венесуэлой и Турцией вошли в фазу кульминации. В последние годы их двустороннее партнерство заметно выделяется на фоне отношений Анкары с остальными государствами региона. Об этом свидетельствует рекордная частота межгосударственных официальных визитов и высокая степень взаимопонимания турецкого и венесуэльского руководства по ряду принципиальных вопросов. В статье проводится компаративный анализ политических и исторических особенностей двух государств. Автор приходит к выводу, что турецко-венесуэльское партнерство строится на основе реагирования на текущие внешние вызовы, общие для двух государств. И Венесуэла, и Турция находятся под санкционным давлением, хотя и в разной степени; в экономиках обоих государств наблюдаются кризисные моменты. Данные факторы оказывают стимулирующее воздействие на развитие экономического взаимодействия между государствами на взаимовыгодной основе. Для Венесуэлы экономическое сотрудничество с Турцией является значимым фактором, позволяющим амортизировать отрицательные последствия перманентного экономического кризиса. Поставки турецких продуктов питания во многом помогают снизить остроту продовольственного дефицита в Венесуэле, а закупки Анкарой венесуэльского золота способствуют пополнению бюджета латиноамериканской страны валютными средствами. Можно говорить о сложившемся геостратегическом партнерстве, имеющем если не долгосрочный, то среднесрочный потенциал.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):119-135
pages 119-135 views

Политическая экономия отношений КНР и Тайваня

Нахатакян Е.О.

Аннотация

Представлен всесторонний анализ взаимосвязи политических и экономических факторов в отношениях между материковым Китаем и Тайванем. Основным политическим фактором, учитываемым в исследовании, является позиция правящей партии на Тайване в отношении материка, принимающей политику Пекина «Один Китай» и «Консенсус 1992 года», выдвинутого материковым Китаем в качестве политической основы для выстраивания диалога между сторонами. Ключевые экономические факторы охватывают такие сферы сотрудничества между Пекином и Тайбэем, как двусторонняя торговля, международное движение капитала и туризм. Актуальность исследования определяется тем фактом, что урегулирование тайваньского вопроса и реализация полного воссоединения Китайской Народной Республики являются фундаментальными интересами материкового Китая. Цель статьи - анализ влияния политического цикла на Тайване на экономическое сотрудничество между Пекином и Тайбэем, дальнейшая интенсификация которого может привести к мирному воссоединению путем экономической интеграции. Представлен широкий обзор развития отношений между Тайванем и материковым Китаем с акцентом на политике администраций Тайбэя с 1949 по 2019 г. и ее влияния на экономическое сотрудничество между двумя сторонами. В основе методологии исследования лежит международная политическая экономия. Основные результаты позволяют сделать вывод, что политический цикл на Тайване практически не влияет на торговлю и инвестиционную деятельность между материковым Китаем и Тайванем, однако оказывает значительное влияние на туризм, в особенности со стороны КНР, которая может административным путем регулировать (сокращать или увеличивать) количество материковых туристов, желающих посетить Тайвань.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):136-147
pages 136-147 views

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кипрский вопрос в отношениях между Грецией и Советским Союзом (1956-1960 гг.)

Тасулас А.

Аннотация

Анализируется роль кипрского вопроса в двусторонних отношениях Греции и СССР в 1956-1960 гг. Работа выполнена на основе исследований, проведенных в архиве Константиноса Караманлиса (AKK) и Дипломатическом и историческом архиве Министерства иностранных дел Греции (DIAYE) в Афинах. Анализ недавно рассекреченных документов относится к событиям 1954 г., когда Советский Союз поддержал притязания Греции на самоопределение кипрского народа в ООН на основе антиколониальных принципов. За этим последовал существенный рост объемов торговли между Грецией и СССР, особенно по итогам неофициального визита министра иностранных дел СССР Д.Т. Шепилова в Афины в 1956 г. На фоне обострения международной обстановки в 1957 г. Кремль выступил с критикой решения НАТО по размещению американских баллистических ракет средней дальности на подводных лодках (БРПЛ) на территории Европы, пытаясь оказать дипломатическое давление на страны - члены НАТО, включая Грецию. Характерные для советской дипломатии в отношении Греции переходы от напряженности к мирной наступательной стратегии в долгосрочной перспективе привели к весьма неоднозначным результатам. Автор приходит к выводу, что обе страны использовали кипрский вопрос в собственных интересах: Москве удалось воспользоваться недовольством Греции своими союзниками по НАТО как средством повышения собственного престижа в регионе, в то время как греческое правительство взяло на вооружение советскую тактику для усиления политических рычагов в противостоянии НАТО по Кипру.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):148-156
pages 148-156 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Взаимное восприятие в современных российско-иранских отношениях: образ России и Ирана в школьных учебниках истории двух стран

Зотова Ю.А.

Аннотация

Россия и Иран поддерживают непрерывные дипломатические отношения c 1592 г. За постсоветский период связи между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (ИРИ) значительно укрепились. Руководство обеих стран стремится превратить их отношения в стратегическое партнерство. Однако главным препятствием для достижения этой цели, по мнению аналитиков, является негативное восприятие народами двух стран друг друга. Цель данного исследования - понять, как современные россияне и иранцы видят друг друга и российско-иранские отношения. Рассматриваются данные социологических опросов, мнения российских и иранских экспертов, проводится анализ образа Ирана и России в школьных учебниках истории двух стран. Приходится констатировать, что среди современных иранцев сохраняются негативные стереотипы, недоверие по отношению к России. В иранских школьных учебниках истории России уделяется гораздо больше внимания, чем Ирану - в российских. Причем для иранцев видение России как страны-соседа преобладает над идеей России - великой мировой державы. Однако образ России в целом иллюстрируется в негативном ключе, она представляется страной, которой следует опасаться. Формирование негативного образа России среди иранцев обусловлено не столько реальными историческими фактами, сколько их селективной и часто ошибочной интерпретацией. В современной России, несмотря на то, что социологические опросы демонстрируют в целом позитивный имидж Ирана, эта страна не имеет первостепенной важности для россиян, она остается далекой, экзотической и непонятной. Современные россияне имеют весьма слабые представления о своем южном соседе - Иране. В российских школьных учебниках Персии и Ирану уделяется настолько мало внимания, что трудно говорить о положительном или отрицательном образе этой страны.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):157-170
pages 157-170 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книги: China’s Infinite Transition and Its Limits. Economic, Military and Political Dimensions / ed. by A.D. Voskressenski. Springer Global (Singapore): Palgrave Macmillan, 2020. 97 p.; Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы / под ред. А.Д. Воскресенского. М.: МГИМО; Стратегические изыскания, 2019. 736 с.

Бельченко А.С., Васильев Д.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):171-175
pages 171-175 views

Рецензия на книгу: Mamdani M. Neither Settler nor Native: The Making and Unmaking of Permanent Minorities. Cambridge: The Belknap Press, 2020. 416 р.

Моргунова (Петрунько) О.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):176-178
pages 176-178 views

Рецензия на книгу: From Ivory Towers to Ebony Towers: Transforming Humanities Curricula in South Africa, Africa, and African American Studies / ed. by O. Tella, S. Motala. South Africa: Jacana Media, 2020. 563 p.

Олувакайоде О.Э.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):179-182
pages 179-182 views

Рецензия на книгу: Fighting for Peace in Somalia: A History and Analysis of the African Union Mission (AMISOM), 2007-2017 / ed. by P.D. Williams. Oxford: Oxford University Press, 2018. 366 p.

Адан М., Мугаби Б.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):183-185
pages 183-185 views

Рецензия на книгу: Abdolmohammadi P., Cama G. Contemporary Domestic and Foreign Policies of Iran. London, Denver: Palgrave Macmillan, 2020. 251 p.

Белов (Юртаев) В.И.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):186-190
pages 186-190 views

Рецензия на книгу: Africa-China Cooperation. Towards an African Policy on China? / ed. by Ph. Mtembu, F. Mabera. Palgrave Macmillan, 2021. 242 p.

Дейч Т.Л.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):191-194
pages 191-194 views

Рецензия на книгу: Islam in International Relations. Politics and Paradigms / ed. by N.M. Adiong, R. Mauriello, D. Abdelkader. London, New York: Routledge, 2019. 236 p.

Чикризова О.С.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):195-198
pages 195-198 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».