Образ африканского Другого во французском кино периода распада колониальной империи в 1945-1960 гг.
- Авторы: Гаврилов А.С.1, Зуева Е.Г.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 25, № 2 (2025): Трудный путь от биполярности к многополярному мироустройству: к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Страницы: 223-235
- Раздел: ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320638
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2025-25-2-223-235
- EDN: https://elibrary.ru/MKTVZU
- ID: 320638
Цитировать
Аннотация
По мере того как европейское общество становится все более мультикультурным, интерес к проблемам репрезентации этнических и расовых меньшинств в современном западном кинематографе заметно растет. Процессы, происходящие в западном кино, являются ответом на политические вызовы, связанные с вопросами иммиграции, глобализации, проблемами межэтнических и международных отношений, корни которых, по мнению некоторых исследователей, следует искать в колониальном прошлом. Поэтому обращение к истории колониализма, его культурным аспектам сегодня приобретает особую актуальность. Рассмотрение кинематографа в качестве исторического источника может дать полезные сведения о том, каким образом в колониальную эпоху выстраивались культурные границы между Западом и Востоком, колонизатором и колонизированным Другим. В частности, фильмы времен Третьей республики, рассказывавшие о колониях в Африке, поддерживали колониальный дискурс своего времени, отражали силу французской колониальной империи, изображая колонизаторов благородными, храбрыми и самоотверженными, а колонизированных «других» - экзотическими, дикими и непокорными. Однако после Второй мировой войны в условиях начавшейся деколонизации актуальность прежних подходов к репрезентации империи и ее владений оказалась под вопросом. В исследовании выявлено влияние процесса политической деколонизации на идеологическое содержание французского кино об империи в указанный период, рассмотрено изменение подходов к визуальной репрезентации колонизированного Другого и то, как эти перемены воспринимались зрительской аудиторией. По мнению авторов, такое историческое исследование может помочь лучше понять истоки современных явлений в европейском кинематографе и западной культуре в целом. В качестве исторических источников в работе используются французские фильмы 1945-1960 гг. Кинематограф рассматривается авторами в ракурсе постколониальной теории как инструмент укрепления колониальной власти и формирования представлений о колонизированном Другом. При анализе кинокартин используется подход, включающий изучение истории их создания, содержания, кинообразов и реакции публики. На основе анализа сделан вывод, что необходимость смягчить колониальный дискурс в условиях распада империи привела к тому, что идеологическое содержание кино Четвертой республики стало более противоречивым. В нем отразились, с одной стороны, ностальгия по былому имперскому величию, а с другой - неуверенность, желание абстрагироваться от актуальных проблем и даже сочувствие антиколониальному движению. Стереотипные представления о колонизированном, хотя и не исчезли с экранов полностью, все же эволюционировали вместе с трансформацией самой империи, порождая нетипичные для предшествующего периода образы Другого.
Ключевые слова
Об авторах
Антон Сергеевич Гаврилов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: antongavrilov96@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2102-3976
SPIN-код: 7931-0064
аспирант кафедры всеобщей истории
Москва, Российская ФедерацияЕлена Геннадьевна Зуева
Российский университет дружбы народов
Email: zueva-eg@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8834-3398
SPIN-код: 1303-9550
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Ashcroft, B., Griffiths, G., & Tiffin, H. (2013). Post-colonial studies: The key concepts. (3rd edition). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/978023777855
- Bancel, N., Blanchard, P., Thomas, D., & Pernsteiner, A. (2017). The colonial legacy in France: Fracture, rupture, and apartheid. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctt20060bg
- Benali, A. (1998). Le Cinéma colonial au Maghreb: L’imaginaire en tromp-l’œil. Paris: Cerf.
- Blanchard, P., Lemaire, S., Bancel, N., & Thomas, D. (Eds.). (2014). Colonial culture in France since the revolution. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
- Buss, R. (1988). The French through their films. London: B.T. Batsford Ltd.
- Cowans, J. (2015). Empire films and the crisis of colonialism, 1946 -1959. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press. https://doi.org/10.1353/book.39943
- Crisp, C. (2015). French cinema - A critical filmography: Volume 2, 1940-1958. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
- Delmeulle, F., Dubreil, S., & Lefebvre, T. (Eds.). (1993). Du réel au simulacre: cinéma, photographie et histoire. Paris: L’Harmattan.
- Genova, J. E. (2013). Cinema and development in West Africa. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
- Hayward, S. (2010). French costume drama of the 1950s: Fashioning politics in film. Bristol, UK; Chicago: Intellect.
- Kalter, Ch. (2016). The discovery of the Third World: Decolonization and the rise of the New Left in France, c.1950-1976. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139696906
- Majumdar, M. A. (2007). Postcoloniality: The French dimension. New York: Berghahn Books.
- Miller, Ch. L. (2008). The French Atlantic triangle: Literature and culture of the slave trade. Durham, NC: Duke University Press.
- Mirzekhanov, V. S. (2021). The role of cinema in the formation of colonial myth and colonial culture in 20th-сentury France. Istoriya, 12(3), 24. (In Russian). https://doi.org/10.18254/S207987840014607-6; EDN: VTZCNX
- Mirzekhanov, V. S. (2014). The supremacy idea and racial hierarchy in the French colonial culture. Istoriya, 5(4), 9. (In Russian). EDN: TDRUGT
- Nayar, P.K. (2012). Colonial voices: The discourses of empire. Chichester: John Wiley & Sons Inc. https://doi.org/10.1002/9781118279007
- Pieterse, J. N. (1992). White on black: Images of Africa and Blacks in Western popular culture. New Haven: Yale University Press.
- Ponzanesi, S., & Waller, M. (2012). Postcolonial cinema studies (1st edition). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203181478
- Said, E. W. (2012). Culture and imperialism. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ publ. (In Russian).
- Said, E. W. (2021). Orientalism. Moscow: Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh” publ. (In Russian).
- Sherzer, D. (Ed.). (1996). Cinema, colonialism, postcolonialism: Perspectives from the French and Francophone world. Austin: University of Texas Press.
- Shohat, E., & Stam, R. (1994). Unthinking Eurocentrism: Multiculturalism and the media. London; New York: Routledge.
- Slavin, D. H. (1998). Colonial cinema and imperial France, 1919-1939: White blind spots, male fantasies, and settler myths. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
- Soldé, V. (2020). Cinéma, colonialisme et anticolonialisme dans les revues de ciné-clubs confessionnelles ou laïques en France dans l’après Seconde Guerre mondiale. In H. El Bachir & P. Laborderie (Eds.), Images et réceptions croisées entre l’Algérie et la France (pp. 69-87). Québec: ESBC. https://doi.org/10.5281/zenodo.3866074
- Sorlin, P. (1991). The fanciful empire: French feature films and the colonies in the 1930s. French Cultural Studies, 2(5), 135-151. https://doi.org/10.1177/095715589100200502; EDN: JLZKUT
- Stam, R. (2000). Film theory: An introduction. Malden, Mass.: Blackwell.
- Stewart, M. (2018). ‘Images of diversity’: Film policy and the state struggle for the representation of difference in French cinema. In M. Gott & T. Schilt (Eds.), Cinema-monde: Decentred perspectives on global filmmaking in French (pp. 282-303). Edinburgh: Edinburgh University Press. https://doi.org/10.1515/9781474414999-017
- Volkov, E. V., & Ponomareva, E. V. (2012). Fiction film as a historic source for the studying of cultural memory. Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, (10), 22-26. (In Russian). EDN: NKXOMO
Дополнительные файлы
