Образ африканского Другого во французском кино периода распада колониальной империи в 1945-1960 гг.


Цитировать

Полный текст

Аннотация

По мере того как европейское общество становится все более мультикультурным, интерес к проблемам репрезентации этнических и расовых меньшинств в современном западном кинематографе заметно растет. Процессы, происходящие в западном кино, являются ответом на политические вызовы, связанные с вопросами иммиграции, глобализации, проблемами межэтнических и международных отношений, корни которых, по мнению некоторых исследователей, следует искать в колониальном прошлом. Поэтому обращение к истории колониализма, его культурным аспектам сегодня приобретает особую актуальность. Рассмотрение кинематографа в качестве исторического источника может дать полезные сведения о том, каким образом в колониальную эпоху выстраивались культурные границы между Западом и Востоком, колонизатором и колонизированным Другим. В частности, фильмы времен Третьей республики, рассказывавшие о колониях в Африке, поддерживали колониальный дискурс своего времени, отражали силу французской колониальной империи, изображая колонизаторов благородными, храбрыми и самоотверженными, а колонизированных «других» - экзотическими, дикими и непокорными. Однако после Второй мировой войны в условиях начавшейся деколонизации актуальность прежних подходов к репрезентации империи и ее владений оказалась под вопросом. В исследовании выявлено влияние процесса политической деколонизации на идеологическое содержание французского кино об империи в указанный период, рассмотрено изменение подходов к визуальной репрезентации колонизированного Другого и то, как эти перемены воспринимались зрительской аудиторией. По мнению авторов, такое историческое исследование может помочь лучше понять истоки современных явлений в европейском кинематографе и западной культуре в целом. В качестве исторических источников в работе используются французские фильмы 1945-1960 гг. Кинематограф рассматривается авторами в ракурсе постколониальной теории как инструмент укрепления колониальной власти и формирования представлений о колонизированном Другом. При анализе кинокартин используется подход, включающий изучение истории их создания, содержания, кинообразов и реакции публики. На основе анализа сделан вывод, что необходимость смягчить колониальный дискурс в условиях распада империи привела к тому, что идеологическое содержание кино Четвертой республики стало более противоречивым. В нем отразились, с одной стороны, ностальгия по былому имперскому величию, а с другой - неуверенность, желание абстрагироваться от актуальных проблем и даже сочувствие антиколониальному движению. Стереотипные представления о колонизированном, хотя и не исчезли с экранов полностью, все же эволюционировали вместе с трансформацией самой империи, порождая нетипичные для предшествующего периода образы Другого.

Об авторах

Антон Сергеевич Гаврилов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: antongavrilov96@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2102-3976
SPIN-код: 7931-0064

аспирант кафедры всеобщей истории

Москва, Российская Федерация

Елена Геннадьевна Зуева

Российский университет дружбы народов

Email: zueva-eg@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8834-3398
SPIN-код: 1303-9550

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Ashcroft, B., Griffiths, G., & Tiffin, H. (2013). Post-colonial studies: The key concepts. (3rd edition). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/978023777855
  2. Bancel, N., Blanchard, P., Thomas, D., & Pernsteiner, A. (2017). The colonial legacy in France: Fracture, rupture, and apartheid. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctt20060bg
  3. Benali, A. (1998). Le Cinéma colonial au Maghreb: L’imaginaire en tromp-l’œil. Paris: Cerf.
  4. Blanchard, P., Lemaire, S., Bancel, N., & Thomas, D. (Eds.). (2014). Colonial culture in France since the revolution. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
  5. Buss, R. (1988). The French through their films. London: B.T. Batsford Ltd.
  6. Cowans, J. (2015). Empire films and the crisis of colonialism, 1946 -1959. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press. https://doi.org/10.1353/book.39943
  7. Crisp, C. (2015). French cinema - A critical filmography: Volume 2, 1940-1958. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
  8. Delmeulle, F., Dubreil, S., & Lefebvre, T. (Eds.). (1993). Du réel au simulacre: cinéma, photographie et histoire. Paris: L’Harmattan.
  9. Genova, J. E. (2013). Cinema and development in West Africa. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press.
  10. Hayward, S. (2010). French costume drama of the 1950s: Fashioning politics in film. Bristol, UK; Chicago: Intellect.
  11. Kalter, Ch. (2016). The discovery of the Third World: Decolonization and the rise of the New Left in France, c.1950-1976. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139696906
  12. Majumdar, M. A. (2007). Postcoloniality: The French dimension. New York: Berghahn Books.
  13. Miller, Ch. L. (2008). The French Atlantic triangle: Literature and culture of the slave trade. Durham, NC: Duke University Press.
  14. Mirzekhanov, V. S. (2021). The role of cinema in the formation of colonial myth and colonial culture in 20th-сentury France. Istoriya, 12(3), 24. (In Russian). https://doi.org/10.18254/S207987840014607-6; EDN: VTZCNX
  15. Mirzekhanov, V. S. (2014). The supremacy idea and racial hierarchy in the French colonial culture. Istoriya, 5(4), 9. (In Russian). EDN: TDRUGT
  16. Nayar, P.K. (2012). Colonial voices: The discourses of empire. Chichester: John Wiley & Sons Inc. https://doi.org/10.1002/9781118279007
  17. Pieterse, J. N. (1992). White on black: Images of Africa and Blacks in Western popular culture. New Haven: Yale University Press.
  18. Ponzanesi, S., & Waller, M. (2012). Postcolonial cinema studies (1st edition). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203181478
  19. Said, E. W. (2012). Culture and imperialism. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ publ. (In Russian).
  20. Said, E. W. (2021). Orientalism. Moscow: Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh” publ. (In Russian).
  21. Sherzer, D. (Ed.). (1996). Cinema, colonialism, postcolonialism: Perspectives from the French and Francophone world. Austin: University of Texas Press.
  22. Shohat, E., & Stam, R. (1994). Unthinking Eurocentrism: Multiculturalism and the media. London; New York: Routledge.
  23. Slavin, D. H. (1998). Colonial cinema and imperial France, 1919-1939: White blind spots, male fantasies, and settler myths. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  24. Soldé, V. (2020). Cinéma, colonialisme et anticolonialisme dans les revues de ciné-clubs confessionnelles ou laïques en France dans l’après Seconde Guerre mondiale. In H. El Bachir & P. Laborderie (Eds.), Images et réceptions croisées entre l’Algérie et la France (pp. 69-87). Québec: ESBC. https://doi.org/10.5281/zenodo.3866074
  25. Sorlin, P. (1991). The fanciful empire: French feature films and the colonies in the 1930s. French Cultural Studies, 2(5), 135-151. https://doi.org/10.1177/095715589100200502; EDN: JLZKUT
  26. Stam, R. (2000). Film theory: An introduction. Malden, Mass.: Blackwell.
  27. Stewart, M. (2018). ‘Images of diversity’: Film policy and the state struggle for the representation of difference in French cinema. In M. Gott & T. Schilt (Eds.), Cinema-monde: Decentred perspectives on global filmmaking in French (pp. 282-303). Edinburgh: Edinburgh University Press. https://doi.org/10.1515/9781474414999-017
  28. Volkov, E. V., & Ponomareva, E. V. (2012). Fiction film as a historic source for the studying of cultural memory. Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, (10), 22-26. (In Russian). EDN: NKXOMO

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».