«Конституция Каспия» и новые горизонты сотрудничества между Азербайджаном и Ираном

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире борьба за доступ к месторождениям углеводородов и за маршруты их доставки на мировые рынки оказывает существенное влияние на политические и экономические процессы на глобальном и региональном уровнях. Одним из регионов, в которых энергетический фактор играет весомую роль, является Каспийский бассейн, обладающий богатыми нефтяными и газовыми месторождениями, а также значительным транспортным потенциалом, способным надежно связать Россию, Южный Кавказ и Центральную Азию с европейским регионом. Ввиду геополитической, геостратегической и энергетической важности Каспийского моря решение вопроса о его правовом статусе стало одной из ключевых задач во внешней политике прикаспийских государств. Актуализация данного вопроса произошла с прекращением существования СССР в 1991 г. и увеличением числа прикаспийских государств, заинтересованных в территориях Каспия, с двух (СССР и Иран) до пяти (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Исламская Республика Иран (ИРИ) и Азербайджанская Республика (АР)). С этого момента и начался затяжной период их переговоров по соответствующей проблематике на двусторонней и многосторонней основах, в результате которых в августе 2018 г. была подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, которую можно было бы назвать «Конституцией Каспия». В статье рассматриваются основные вехи развития каспийской проблемы и отмечена важность подписанной «Конституции» с точки зрения интересов АР и ИРИ. При этом автор уделяет особое внимание принятию упомянутой Конвенции, которая, как представляется, может в дальнейшем влиять на азербайджано-иранские отношения. В работе констатируется, что на сегодняшний день созданы благоприятные условия для энергетического сотрудничества между Баку и Тегераном на Каспии и подчеркивается ключевое значение решения вопроса о правовом статусе Каспийского моря для безопасности и развития экономических отношений двух стран, конкретно его роль в проекте международного энергетического коридора. Кроме того, проанализировано значение сотрудничества между Азербайджаном и Ираном в области транзитных перевозок в рамках транспортного коридора «Север-Юг». В заключение автор приходит к выводу, что дополнительным импульсом для развития двустороннего сотрудничества будет служить подписанная Конвенция.

Об авторах

Мирмехти Миркамил оглы Агазаде

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: aghazada53@gmail.com

аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов

Список литературы

  1. Aliyev, A. (2009). Sahilyanı dövlətlərin Xəzər siyasəti. Tarix və onun problemləri. N 1. S. 192—201 [Caspian Policy of the Coastal States. History and its Problems, 1, 192—201]. (in Azerbaijani).
  2. Aslanlı, A. (2014). Geosiyasi rəqabət və Geoiqtisadi maraqlar zəminində Xəzər hövzəsinin “Qordi düyünü”. Bakı. [Geopolitical Competition and the “Gordian Knot” of the Caspian Basin on the Basis of Geoeconomic Interests. Baku]. URL: http://www.kas.de/wf/doc/kas_39805-1522-1-30.pdf?141202142145 (accessed: 11.11.2018). (in Azerbaijani).
  3. Aslanlı, K. (2017). İran-Azerbaycan ekonomik ilişkileri. İran araşdırmalar merkezi. [Iranian-Azerbaijani Economic Relations. Center of Iranian Studies]. (in Azerbaijani).
  4. Bahgat, G. (2007). Prospects for Energy Cooperation in the Caspian Sea. Communist and Post-Communist Studies, 40 (2), 157—168. doi: 10.1016/j.postcomstud.2007.03.006.
  5. Bantekas, I. (2011). Bilateral Delimitation of the Caspian Sea and the Exclusion of Third Parties. The International Journal of Marine and Coastal Law, 26, 47—58.
  6. Barabolya, P.D., Bahov A.S., Ivanashchenko L.A., Kolesnik D.N., Logunov V.D., Molodcov S.V., et al. (1966). Military Navy International Legal Directory. Moscow: Voenizdat publ. (in Russian).
  7. Gasanov, A.M. (2013). Modern International Relations and Foreign Policy of Azerbaijan. Zardabi LTD publ. (in Azerbaijani).
  8. Guseynov, V.A. (2001). Caspian Problem: Geopolitical and Economic Aspects. Vestnik Analitiki, 2, 86—137. (in Russian).
  9. Habibi-Rudsari, R. (2013). Russian-Iranian Relations in the Caspian Sea Region. Political Expertise: POLITEX, 9(2), 110—121. (in Russian).
  10. Harunoğulları, M. (2018). Legal Status of the Caspian Sea and Sharing of Energy Resources: Disputes and Struggles between the Riparian Countries. International Journal of Geography and Geography Education, 38, 202—217. doi: 10.32003/iggei.440886.
  11. Ismailova, A.M. (2013). Gulistan Peace Treaty of 1813 and Russian Policy in the South Caucasus in the 19th Century. CSU Bulletin, 36 (327), 40—43. (in Russian).
  12. Kocaman, M.E. (2018). Hazar havzasinin hukuki statüsü. Ege stratejik araştirmalar dergisi. [Legal status of the Caspian basin. Aegean Journal for Strategic Studies], 9(1), 99—114. doi: 10.18354/esam.387714.
  13. Larin, A.B. (2014). The Turkmanchay Peace Treaty and the Forming the New Russian Policy in Iran. Vestnik of Samara State University, 5 (116), 56—61. (in Russian).
  14. Lashaki, A.B., Goudarzi, M.R. & Amraei, D. (2013). The Roots of Tension in South Caucasus: The Case of Iran-Azerbaijan Relationship. Journal of Politics and Law, 6 (4), 141—149.
  15. Mehdiyoun, K. (2000). International Law and the Dispute over Ownership of Oil and Gas Resources in the Caspian Sea. The American Journal of International Law, 94(1), 1—17.
  16. Məmmədov, F., Vəliyev, C. & Məmmədov, A. (Redaktorlar). (2017). Azərbaycan Respublikasının xarici siyasətinin əsas istiqamətləri (1991—2016): məqalələr toplusu. Bakı: Poliart MMC. [Mamedov, F., Valiyev, J. & Mamedov, A. (Eds.). (2017). The Main Directions of the Foreign Policy of the Republic of Azerbaijan (1991—2016): Digest. Baku: Poliart MMC publ.]. (in Azerbaijani).
  17. Paul, A. (2015). Iran’s Policy in the South Caucasus — Between Pragmatism and Realpolitik. In: The South Caucasus: Between Integration and Fragmentation. Baku: SAM, 53—60.
  18. Salamova, N.A. (2007). Caucasus and Crimea in Russian-Turkish Relations from the Treaty of Reshta to the Treaty of Ganja (1732—1735). Eastern Archive, 16, 11—15. (in Russian).
  19. Vəliyev, C. & Məhəmmədi, M. (Redaktorlar). (2018). Azərbaycan-İran əməkdaşlığı: əsas istiqamətlər və imkanlar. Bakı. [Veliev, J. & Muhammadi, M. (Eds.). (2018). Azerbaijan-Iranian Coopera¬tion: Main Directions and Opportunities. Baku.]. (in Azerbaijani).
  20. Yusifzade, Kh. (1994). The Status of the Caspian. Azerbaijan International, 2(4), 30. URL: http://azer.com/aiweb/categories/magazine/24_folder/24_articles/24_statuscaspian.html (accessed: 16.05.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».