Том 18, № 4 (2018): Большая стратегия (Grand Strategy) и сирийский кризис: коалиционные войны великих и восходящих держав

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

«Взаимно гарантированная обструкция»? Россия, страны Запада и политические дилеммы восстановления Сирии

Бартенев В.И.

Аннотация

Зримое изменение соотношения сил в Сирии в 2017-2018 гг. вывело на первый план в международной повестке дня проблему восстановления территорий, затронутых долгим и разрушительным конфликтом. Масштабы материального ущерба, гуманитарного кризиса и дефицита средств, требующихся для ликвидации последствий войны и возвращения к нормальной жизни в Сирийской Арабской Республике (САР), указывают на неизбежность значимого участия внешних сил. В статье на основе открытых источников обозначены специфические особенности подходов России и стран Запада к восстановлению Сирии и их восприятия политических дилемм, связанных с этим процессом. Такого рода сопоставление не проводилось пока ни отечественными учеными, которые либо затрагивали проблемы реконструкции опосредованно, либо рассматривали отдельно только мотивы России, ни зарубежными авторами. В первом разделе обобщена доступная информация о ходе российско-сирийского взаимодействия по вопросам реконструкции и основные направления усилий России, призванных обеспечить более активное участие третьих стран в восстановлении Сирии. Во втором разделе рассматриваются истоки и эволюция позиции представителей «Группы друзей сирийского народа», в первую очередь США и стран ЕС, по проблеме реконструкции Сирии. Особое внимание уделено сходствам и различиям между ситуацией вокруг восстановления Сирии и международным контекстом реализации других программ постконфликтного восстановления, в частности в Ираке и Афганистане. Сделан вывод о том, что «взаимно гарантированная обструкция» и развитие параллельных процессов реконструкции к западу и востоку от Евфрата могут иметь крайне негативные последствия не только для Сирии, но и для всего ближневосточного региона. Противодействие воплощению в жизнь данного сценария сопряжено с рядом имиджевых, экономических и политико-стратегических рисков для каждого из акторов внутри Сирии и за ее пределами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):755-774
pages 755-774 views

Сирийский фактор в российско-американских отношениях (2011-2018 гг.)

Косов А.П.

Аннотация

Начавшиеся в 2011 г. на волне событий «арабской весны» протестные выступления в Сирийской Арабской Республике (САР) переросли в масштабное политическое противостояние режима Б. Асада и оппозиции, в том числе радикальной, с участием внешних сил (Ирана, Турции, ливанской «Хезболлы»). Преследуя собственные национальные интересы на Ближнем Востоке, в сирийский конфликт оказались вовлечены Россия и США. В результате Сирия наряду с Украиной стала одним из раздражителей в российско-американских отношениях. Ситуация усугубилась после начала в Сирии операции российских ВКС, которая дала повод Соединенным Штатам выдвигать голословные обвинения в адрес России в нанесении ракетных ударов по мирным сирийцам. В статье на основе материалов средств массовой информации, органов государственного управления, экспертно-аналитических структур, публикаций российских и западных исследователей с использованием общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальноисторических методов (историко-сравнительного, историко-генетического, историко-типологического) рассмотрено влияние сирийского конфликта на развитие российско-американских отношений. Автор анализирует реакцию США и России на события в САР, выявив их подходы к событиям в этой ближневосточной стране. Преследуя свои цели, Соединенные Штаты поддержали противников президента Б. Асада, а Российская Федерация - официальный Дамаск, что сделало Россию и США участниками сирийского конфликта. Сделан вывод о том, что отличающееся видение Москвой и Вашингтоном ситуации в Сирии является на настоящий момент непреодолимой преградой на пути дипломатического урегулирования сирийской проблемы. Даже наличие общей угрозы в лице террористической организации «Исламское государство» (ИГ)1 не сделало Россию и США полноценными партнерами на Ближнем Востоке. Это объясняется тем, что сирийское урегулирование стало заложником общей атмосферы российскоамериканских отношений, особенно после их существенного ухудшения в связи с украинским кризисом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):775-789
pages 775-789 views

«Сирийская проблема» в турецко-американских отношениях

Алиева А.И.

Аннотация

С начала гражданской войны на территории Сирийской Арабской Республики (САР) Соединенные Штаты Америки и Турецкая Республика выступили активными сторонниками смены правительства и отставки президента Б. Асада. Поиски путей политического урегулирования «сирийской проблемы» открыли широкие возможности для турецко-американского взаимодействия. В статье рассматриваются наиболее важные направления двустороннего взаимодействия и предпринимается попытка объяснить усиление американо-турецких противоречий на фоне событий последних лет в Сирии. Двухчастная структура статьи отражает логику развития взаимоотношений Турецкой Республики и Соединенных Штатов Америки в условиях стремительного изменения расстановки сил в Сирии и регионе, и в этом развитии четко прослеживаются два этапа. Имевшее место на ранних этапах сирийского конфликта в 2011-2013 гг. американо-турецкое сотрудничество, включавшее в том числе и совместную работу по укреплению боевого потенциала сирийской оппозиции, к 2014 г. сменилось соперничеством этих государств за влияние на территории Сирийской Арабской Республики. Основной причиной углубления разногласий между союзниками выступил «курдский вопрос», который во многом стал определять линию поведения Анкары и Вашингтона в отношении участников конфликта в Сирии. Развертывание борьбы с терроризмом в САР выявило глубокие различия в подходах турецкого и американского правительств по отношению к ключевым участникам сирийского конфликта. Автор приходит к выводу, что сегодня США и Турция действуют на сирийском направлении, исходя из безусловной приоритетности собственных национальных интересов, а не связывающих их формальных союзнических обязательств. При этом вопрос отстранения от власти в Сирии Б. Асада и для Вашингтона, и для Анкары отошел на второй план, уступив место борьбе с вызовами национальной безопасности в лице экстремистских и террористических организаций типа «Исламского государства»1.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):790-805
pages 790-805 views

Использование бундесвера в борьбе с «Исламским государством» - в составе западной коалиции?

Трунов Ф.О.

Аннотация

В середине - второй половине 2010-х гг. Евро-Атлантическое сообщество стоит перед необходимостью борьбы с международным терроризмом на огромной «дуге нестабильности», включающей территории Мали, Ливии, Сомали, Сирии, Ирака и Афганистана. При этом вновь созданная для противодействия запрещенной в России группировке «Исламское государство» (ИГ) западная коалиция, в отличие от своей предшественницы, предназначенной для разгрома «Аль-Каиды»2 (2001-2014 гг.), не стала объединяющим механизмом для значительной части военных усилий антитеррористической направленности стран Запада. Причины этого раскрываются в статье на примере Федеративной Республики Германия как восходящей державы. Основными методами работы выступает исследование значимых военных шагов (развертывание контингентов, изменение их задач, численности) посредством ивент-анализа, а также сравнительный анализ. Задачей работы является исследование особенностей использования Германией своего военного инструментария для борьбы с международным терроризмом в привязке к деятельности второй западной коалиции. Рассматриваются причины запоздалого присоединения ФРГ к ее деятельности на иракском и сирийском театрах военных действий. В этой связи раскрываются основные формы преимущественно небоевого использования бундесвера в Месопотамии и фокусирование на сотрудничестве с Францией, изучается детерминированность этих тенденций. Внимание уделяется вопросам наращивания Германией военных усилий под эгидой НАТО в Афганистане в контексте усиления позиций ИГ на севере страны и ошибок, допущенных Германией и ее партнерами по Международным силам содействия безопасности (МССБ) в деле создания афганских сил безопасности в 2002-2014 гг. Исследуются формы применения бундесвера для борьбы с международным терроризмом в Африке на фоне расширения зон данной деятельности Германии на континенте. На основе полученных результатов предпринята попытка создать схему применения бундесвера для борьбы с ИГ и дружественными ему силами на «дуге нестабильности» от Мали до Афганистана. Делается также вывод о контурах перспективного военного присутствия Германии в странах, вступивших на путь стабилизации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):806-822
pages 806-822 views

Антитеррористический подход Ирана на современном этапе: «жесткие» и «мягкие» элементы

Джаббари Насир Х., Бахриев Б.Х.

Аннотация

Статья посвящена анализу силовых и несиловых элементов в антитеррористическом подходе Ирана на современном этапе. Авторы утверждают, что борьба с терроризмом сегодня требует комплексного подхода, и хотя силовой подход всегда преобладал над «мягкими» инструментами в реализации антитеррористических стратегий государств, в реалиях нынешнего мира без учета психолого-идеологического элемента борьба с террористами не может быть успешной. Универсальной модели соотношения этих двух компонентов не существует, поскольку в данном контексте все зависит от специфики страны или региона, но необходимость учета несиловых аспектов становится все актуальнее. Иран является активным игроком в борьбе с международным терроризмом, но у этой страны нет единого документа или конкретной стратегии, где определялись бы особенности использования жестких и мягких инструментов в данной борьбе. Силовой элемент антитеррористического подхода Ирана на современном этапе явно преобладает над несиловым компонентом, о чем говорит активное силовое участие в решении сирийского кризиса, поддержка различных военных группировок, которые борются с радикальными течениями в регионе и жесткая политика в отношении наркоторговли, которая является важным источником доходов для экстремистских формирований. «Жесткий» подход к борьбе с терроризмом приводит к физическому уничтожению террористов, но их идеи оказываются живучими, что в нынешнем веке развития инфокоммуникационных технологий актуализирует вопрос использования «мягких» инструментов в антитеррористической стратегии. В борьбе с терроризмом в данном измерении Иран прибегает к своей «мягкой силе» и публичной дипломатии. Активно используются потенциал культурных, духовных, научно-образовательных институтов и возможности информационных ресурсов, чтобы сформировать правильное понимание ислама и его позитивный образ, делегитимировать и деконструировать нарративы радикальных исламистов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):823-836
pages 823-836 views

Постъевропейский мир, или Что нас ожидает после инволюции Европы? Монизм и отношения с Россией. Часть 1

Саква Р.

Аннотация

Текущие противоречия во взаимоотношениях между Россией и Европейским союзом (ЕС) необходимо рассматривать в контексте более глубокого и всеобъемлющего кризиса в области обеспечения безопасности, характерного для периода после окончания холодной войны. В настоящей работе предпринимается попытка структурной интерпретации и выявления четырех взаимосвязанных процессов, которые в той или иной степени способствовали формированию причин данного кризиса. Речь идет, во-первых, о противоречии между логикой территориального расширения ЕС и его структурной трансформации; во-вторых, о динамике инволюции и сопротивления данному процессу; в-третьих, о проблеме монизма, заключающейся в том, что расширяющееся интеграционное объединение не способно адекватно взаимодействовать с иными, не участвующими в интеграции акторами; и, наконец, в-четвертых, о концепциях «Малой», «Широкой» и «Большой Европы», реализация которых потенциально может внести вклад в преодоление текущих кризисных явлений, т.е. инволюции Европы. В свою очередь, наблюдающаяся на сегодняшний день эрозия евроатлантической модели обеспечения безопасности создает определенные предпосылки для того, чтобы наверстать упущенное за предыдущие десятилетия и, в частности, добиться заметной эволюции как в институциональной, так и в идейно-концептуальной сферах. На основе методологии классического реализма и современных конструктивистских теорий автор анализирует, каким образом недостаток взаимопонимания и ошибки в понимании намерений и действий России, с одной стороны, и Запада - с другой повлекли за собой глубокие структурные и когнитивные противоречия, которые привели к возобновлению конфронтации между евроатлантическим блоком и Россией. Автор приходит к выводу, что невозможность реализации проекта «Большой Европы» с участием России привела к углублению противоречий между Россией и Западом, а также вынудила Москву искать альтернативу европейской интеграции в проекте «Большой Евразии». При этом Европейский союз также вступил в кризисную стадию, свидетельством чего стал «Брекзит».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):837-858
pages 837-858 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

Эссе о феномене тотализации войны

Гаджиев К.С.

Аннотация

Мир, свободный от войн и кровопролитных конфликтов, был идеалом, который всегда проповедовали лучшие умы человечества. Но человек воевал в глубокой древности, он продолжает сражаться в наши дни и, видимо, будет сражаться, пока существуют человеческие сообщества. Представления о типах и характере войн и армий, оборонительных систем, средств и методов ведения войны, соответствующих изменяющимся реалиям, развивались, но во все времена человеческие сообщества в различных формах и ипостасях не считали мир высшим благом. Во многих отношениях история самого человечества предстает как непрерывная серия войн племен, народов, наций, империй, кланов, партий и т.д. Некоторые пытались подчинить чужие страны и народы, другие жаждали воинской славы, в то время как третьи считали, что лучше умереть стоя, чем жить на коленях. В любом случае оправдания для войн всегда находились наиболее убедительные, поскольку человек, судя по его поступкам, действовал так, как будто подсознательно руководствовался мефистофельскими принципами - в мире нет ничего, что заслуживало бы жалости. Также не случайно, что с давних времен скептики никогда не переставали утверждать, что homo homini lupus est , то есть человек человеку волк. И из этой формулы вытекает другой, не менее известный постулат - bellum omnium contra omnes , то есть война всех против всех. Однако это только одна сторона истории человечества. Другая сторона заключается в том, что состояние абсолютной, бесконечной войны всех против всех будет чревато перспективой взаимного уничтожения стран и народов. Противоположностью войны является мир, каждая война заканчивается миром, и разные племена, народы, человеческие общества и государства с самого начала стремились к некоему образу жизни, а также к общепринятым и уважаемым нормам и правилам, которые его обеспечивают. В настоящей статье автор анализирует причины и формы тотализации войны за последнее столетие, особенно в контексте таких тенденций, как глобализация, информационная и телекоммуникационная революция.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):859-871
pages 859-871 views

Наблюдательная миссия ООН и интервенция ЭКОМОГ в процессе установления мира в Либерии

Тижани М.А.

Аннотация

Гражданская война в Либерии, начавшаяся в 1989 г., показала все проявления и последствия внутригосударственного конфликта после холодной войны, государственного коллапса, этнических конфликтов и политических раздроблений. Поздняя реакция ООН на вмешательство перевела в новое измерение изучение либерийского вопроса. Поэтому в данной статье критически рассматриваются миротворческие усилия и роль, которую сыграли Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ) и Группа мониторинга Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОМОГ) во время войны. Автор уделяет особое внимание совместным усилиям МООНЛ и ЭКОМОГ по восстановлению мира и стабильности в Либерии. В статье приводятся исторические сведения о гражданской войне в Либерии, которая привела к развертыванию МООНЛ и ЭКОМОГ, и подчеркиваются успехи и неудачи контингентов ООН и ЭКОВАС в том, что касается соперничества между МООНЛ и миротворческими силами ЭКОМОГ в Либерии в процессе восстановления мира и стабильности в стране. Изучая неэффективные международные меры реагирования на либерийский кризис и проблемы, с которыми ЭКОМОГ столкнулась при восстановлении подобия мира в стране, автор анализирует мнения различных ученых по этому вопросу, а также мнения некоторых участников и жертв войны, опубликованные в интервью после конфликта. В данном исследовании используются метод кейс-стади и историкогенетический метод с опорой на интервью с целью изучения различных последствий вмешательств МООНЛ и ЭКОМОГ, а также результатов военных действий. Развертывание и вмешательство МООНЛ и ЭКОМОГ в гражданскую войну в Либерии, нарушения прав человека, оказание гуманитарной помощи имели место во время конфликта, в ходе которого были отмечены некоторые успехи в гуманитарной сфере, в основном благодаря способности ЭКОМОГ восстановить порядок и мир, что позволило международным гуманитарным учреждениям вернуться в Либерию. Поздняя политическая реакция ООН на либерийский кризис в октябре 1992 г. снизила эффективность международных мер реагирования в очаге противостояния. Это привело к тому, что региональные организации начали играть основную роль в поддержании мира и обеспечении безопасности и стабильности на континенте. Множество научных работ по либерийскому вопросу, в том числе трудов российских исследователей, свидетельствует об актуальности исследования, особенно в том, что касается уроков, извлеченных из успехов и неудач различных попыток по поддержанию мира в Либерии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):872-887
pages 872-887 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Приоритетные направления российской и китайской помощи в целях развития странам Азии и Африки: сравнительно,сопоставительный анализ

Дегтерев Д.А., Ли Я., Трусова А.А., Черняев М.С.

Аннотация

Предметом данного исследования являются приоритетные направления (как географические, так и отраслевые) международной помощи, оказываемой Россией и КНР странам Азии и Африки. Авторы проводят сравнительный анализ основных реципиентов помощи двух стран, а также ее основных секторов за 2011-2014 гг. Методологическая основа данного исследования строится на принципах достоверности и научной объективности. В исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа, включающего элементы как количественного, так и качественного анализа. Авторы показывают те методологические вызовы, которые стоят при сборе статистических данных и их сопоставлении по потокам помощи новых доноров. Используются данные о международной помощи КНР (реципиенты, направления, объемы), представленные в проекте AidData. Данные о международной помощи России другим странам частично представлены в статистике ОЭСР, однако они представляют собой только агрегированные показатели помощи конкретным странам. Поскольку данные о китайской помощи доступны за период 2000-2014 гг., а о российской помощи - за 2011-2017 гг., то исследуемый период, за который сопоставляют данные, включает 2011-2014 гг. Итогом исследования стала таблица с 10 крупнейшими реципиентами российской и китайской помощи странам Азии и Африки. Количественные данные о потоках российской и китайской помощи дополняются качественными данными о конкретных проектах помощи и особенностях их реализации, что позволяет сформировать более полное представление о двух новых донорах и наметить направления координации их усилий при работе в странах Азии и Африки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):888-905
pages 888-905 views

Российско-вьетнамское сотрудничество в энергетике

Нгуен Т.Л., Черненко Е.Ф.

Аннотация

Обилие энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых и невозобновляемых, является центральным элементом развития энергетического сектора. Тем не менее, другие решающие факторы, такие как технологии и человеческие ресурсы, превращают ресурсы, дарованные природой, в экономическую выгоду для обеспечения качества. В 1950-х гг. молодая Демократическая Республика Вьетнам сделала приоритетной задачу формирования энергетического сектора в плане экономического развития, чтобы быть более самостоятельной в сфере энергетической безопасности. Единственным международным источником поддержки для страны в то время были союзникикоммунисты. Советский Союз взял на себя основную ответственность как крупнейший благотворитель для Демократической Республики Вьетнам в военное время. В дополнение к военным и материально-техническим средствам для борьбы Демократической Республики Вьетнам в Северном Вьетнаме с поддерживаемым США правительством Республики Вьетнам в Южном Вьетнаме за объединение Советский Союз также активно поддерживал своего партнера в реализации пятилетних экономических планов для развития социализма, включая формирование и развитие энергетического сектора. В послевоенное время СССР продолжал поддерживать недавно объединенную страну, Социалистическую Республику Вьетнам, для развития энергетического сектора как своего передового экономического сектора. Российская Федерация и Вьетнам продолжают углублять двустороннее сотрудничество в области энергетики с успешным управлением многомиллиардными совместными предприятиями в нефтегазовой отрасли и реализуют многие проекты в энергетическом секторе. Партнерство в энергетической сфере становится наиболее заметной областью сотрудничества за 68-летнюю историю двусторонних отношений. Статья посвящена вопросам сотрудничества России и Вьетнама в энергетике. Авторы акцентируют внимание на ведущей роли СССР, а после его распада России в формировании и развитии энергетики Вьетнама. Рассмотрены конкретные проекты совместной деятельности. В статье анализируется эволюция отношений двух стран в разные исторические периоды. Подчеркивается, что развитие национальной энергетики для Вьетнама является важнейшей сферой российско-вьетнамских двусторонних отношений на протяжении всей их истории и, безусловно, одним из приоритетов для Вьетнама в настоящее время. В свою очередь, Россия с учетом своих внешнеполитических ориентиров нацелена на активизацию сотрудничества с Вьетнамом с перспективой расширения границ взаимодействия с этой страной не только в энергетической сфере.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):906-924
pages 906-924 views

Председательство Бразилии в БРИКС в 2019 г.: чего ожидать от начала нового десятилетия сотрудничества и администрации Ж. Болсонару

Попова И.М.

Аннотация

БРИКС вступает во вторую декаду своего развития. Это происходит в условиях общего кризиса системы глобального управления, для которого характерны рост протекционизма и националистических настроений, нежелание лидеров брать инициативу в решении ключевых проблем и отсутствие возможностей справляться с глобальными угрозами в одиночку. Участникам объединения для сохранения его актуальности и наращивания потенциала необходимо углублять взаимодействие и развивать взаимное сотрудничество в сферах, где возможно ухудшение отношений с западными партнерами (прежде всего торговле и инвестициях). Также БРИКС предстоит усилить позицию по укреплению своего влияния в системе глобального управления в целом. Одним из приоритетных направлений внешней политики Бразилии на протяжении последних лет являлось членство в БРИКС. Участие в блоке дает возможность как развивать отношения с другими важнейшими региональными державами, так и выступать с ними одним фронтом по актуальным для участников объединения и всей системы глобального управления вопросам. В настоящее время Бразилию одолевают многочисленные экономические проблемы, наблюдается кризис политической системы, что привело к выбору радикального кандидата, противостоящего истеблишменту, а БРИКС стоит на пороге нового десятилетия и повестка института требует трансформации для сохранения и увеличения его влияния и актуальности. В этих условиях в 2019 г. Бразилия примет председательство в объединении. Целью данной статьи является получение представления о том, каким будет следующий год для председателя и института в целом в контексте указанных выше факторов. Для достижения данной цели был проведен анализ социально-экономического и политического развития Бразилии в последние годы, выявлены его основные приоритеты. Также было исследовано развитие БРИКС в первое десятилетие его существования и определены направления для дальнейшей работы. Сопоставление приоритетов председателя (Бразилии) с направлениями развития института позволило предположить, чего стоит ожидать в 2019 г. от БРИКС. В итоге автор приходит к выводу, что председательство Бразилии не приведет к прорыву в развитии БРИКС и серьезному углублению сотрудничества, но может наполнить конкретными решениями и прикладными инициативами Стратегию экономического партнерства объединения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):925-941
pages 925-941 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

«Конституция Каспия» и новые горизонты сотрудничества между Азербайджаном и Ираном

Агазаде М.М.

Аннотация

В современном мире борьба за доступ к месторождениям углеводородов и за маршруты их доставки на мировые рынки оказывает существенное влияние на политические и экономические процессы на глобальном и региональном уровнях. Одним из регионов, в которых энергетический фактор играет весомую роль, является Каспийский бассейн, обладающий богатыми нефтяными и газовыми месторождениями, а также значительным транспортным потенциалом, способным надежно связать Россию, Южный Кавказ и Центральную Азию с европейским регионом. Ввиду геополитической, геостратегической и энергетической важности Каспийского моря решение вопроса о его правовом статусе стало одной из ключевых задач во внешней политике прикаспийских государств. Актуализация данного вопроса произошла с прекращением существования СССР в 1991 г. и увеличением числа прикаспийских государств, заинтересованных в территориях Каспия, с двух (СССР и Иран) до пяти (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Исламская Республика Иран (ИРИ) и Азербайджанская Республика (АР)). С этого момента и начался затяжной период их переговоров по соответствующей проблематике на двусторонней и многосторонней основах, в результате которых в августе 2018 г. была подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, которую можно было бы назвать «Конституцией Каспия». В статье рассматриваются основные вехи развития каспийской проблемы и отмечена важность подписанной «Конституции» с точки зрения интересов АР и ИРИ. При этом автор уделяет особое внимание принятию упомянутой Конвенции, которая, как представляется, может в дальнейшем влиять на азербайджано-иранские отношения. В работе констатируется, что на сегодняшний день созданы благоприятные условия для энергетического сотрудничества между Баку и Тегераном на Каспии и подчеркивается ключевое значение решения вопроса о правовом статусе Каспийского моря для безопасности и развития экономических отношений двух стран, конкретно его роль в проекте международного энергетического коридора. Кроме того, проанализировано значение сотрудничества между Азербайджаном и Ираном в области транзитных перевозок в рамках транспортного коридора «Север-Юг». В заключение автор приходит к выводу, что дополнительным импульсом для развития двустороннего сотрудничества будет служить подписанная Конвенция.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):942-954
pages 942-954 views

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Ответственность по защите (R2P): концепция, желательная норма или принцип? Интервью с профессором Алексом Дж. Беллами, Университет Квинсленда (Австралия)

- -.

Аннотация

Профессор Алекс Дж. Беллами является директором Азиатско-Тихоокеанского центра ответственности по защите, профессором по изучению проблем мира и конфликтов Университета Квинсленда (Австралия), старшим советником-нерезидентом Международного института мира (Нью-Йорк). Он является автором книги «Косово и международное сообщество» [Bellamy 2002], «Сообщества безопасности и их соседи: региональные крепости или глобальные интеграторы?» [Bellamy 2004], «Понимание миротворчества» [Bellamy, Williams, Griffin 2004], «Международное сообщество и его критика» [Bellamy 2005], «Только войны: от Цицерона до Ирака» [Bellamy 2006], «Борьба с терроризмом: этические дилеммы» [Bellamy 2008], «Ответственность по защите: глобальные усилия по прекращению массовых зверств» [Bellamy 2009], «Ответственность по защите: оборона» [Bellamy 2014], «Обеспечение миротворцев: политика, проблемы и будущее проведения операций ООН по поддержанию мира» [Bellamy, Williams 2013] и «Резня и мораль» [Bellamy 2012]. Алекс Дж. Беллами - один из редакторов журнала «Этика и международные отношения», соредактор журнала «Глобальная ответственность по защите». В своем интервью профессор Беллами рассказывает об институционализации концепции R2P, которая сможет помочь в предотвращении геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. Профессор Беллами выделяет три категории ситуаций, в которых очень трудно защитить мирных жителей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):955-964
pages 955-964 views

Роль международных акторов в сирийском кризисе. Интервью с Нурхан Эль-Шейх, профессором международных отношений Каирского университета, членом Египетского совета по иностранным делам

- -.

Аннотация

Нурхан Эль-Шейх - профессор международных отношений факультета экономики и политологии Каирского университета, член Египетского совета по иностранным делам. Она является автором таких монографий, как «Российско-американские отношения от холодной войны до холодного мира» [El Sheikh 2018], «Отношение СССР и России к арабскому единству с начала ХХ века до настоящего времени» [El Sheikh 2013], «Внешняя политика России на Ближнем Востоке в XXI веке» [El Sheikh 2010], «Роль правящей элиты в перестройке внешней политики. Исследование ситуации в России (1985-1996)» [El Sheikh 2000]. Профессор Эль-Шейх регулярно читает лекции в Высшей военной академии им. Г.А. Насера (Египет), Институте арабских исследований и исследований (Лига арабских государств) и Институте дипломатических исследований при Министерстве иностранных дел Египта, а также в других учреждениях и исследовательских центрах. В своем интервью профессор Эль-Шейх рассказывает о влиянии нерегиональных игроков, таких как США и Россия, на сирийский кризис. Профессор Эль-Шейх подчеркивает конструктивную роль России в разрешении этого конфликта и борьбе с международными террористическими группировками.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):965-972
pages 965-972 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на монографию: Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. - М.: Центрполиграф, 2018. - 670 с

Пономаренко Л.В., Лукьянова Г.О.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):973-976
pages 973-976 views

Рецензия на коллективную монографию: Gulfization of the Arab World / Ed. by M. Owen Jones, R. Porter and M. Valeri. Centre for Gulf Studies, University of Exeter, Gerlach Press, 2018. 166 p

Савичева Е.М.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):977-980
pages 977-980 views

Рецензия на монографию: Звягельская И.Д. Ближний Восток и Центральная Азия. Глобальные тренды в региональном исполнении. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 224 с

Кириченко В.П.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):981-983
pages 981-983 views

Рецензия на монографию: Prifti B. US Foreign Policy in the Middle East: The Case for Continuity. Palgrave Macmillan, 2017. 232 p

Хлопов О.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):984-987
pages 984-987 views
pages 988-991 views

Рецензия на монографию: Ныгусие Кассае В.М. Хайле Селассие I - император Эфиопии. - М.: РУДН, 2016. - 424 с

Вольпе М.Л.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(4):992-995
pages 992-995 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».