«Зона без политики»: роль развлекательного контента в политической социализации российской молодежи на примере Steam и YouTube
- Авторы: Казанцев Д.А.1, Качусов Д.А.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: Том 27, № 2 (2025): Политическая наука об играх
- Страницы: 301-314
- Раздел: МОЛОДЕЖЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИГР
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322499
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2025-27-2-301-314
- EDN: https://elibrary.ru/JEXFKI
- ID: 322499
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - выяснить, каким образом развлекательный контент влияет на политическую социализацию российской молодежи. В качестве эмпирической базы использованы данные массового опроса молодежи в четырех регионах России (Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Республика Алтай; объем выборки - 1257 респондентов), а также итоги нейросетевого анализа и контент-анализа пользовательских комментариев в Steam и YouTube. По результатам опроса в структуре политической социализации выявлены малочисленное «ядро» молодых пользователей (до 10 %), которое осознает политический подтекст развлекательного контента, и периферия (до 80 %), предпочитающая избегать политики, отрицающая ее влияние на свои ценности и установки и воспринимающая игры и видео исключительно как досуг. Нейросетевой анализ текста определил ключевые тематические кластеры (мегапеременные) в пользовательских дискуссиях: темы войны и мира, виртуального и реального, патриотизма и протеста, социальной справедливости и недоверия к властям. Установлены различия в характере дискурсов: на игровой платформе политика обсуждается более отвлеченно и по-философски, тогда как на видеохостинге дискурс значительно более политизирован (доминируют оценки текущей повестки, поляризация «ура-патриотов» vs. оппозиции). В заключение делается вывод о противоречивой роли развлекательного контента как особого канала политической социализации, он незаметно транслирует политические сюжеты, которые осознанно воспринимаются активным меньшинством молодежи и могут оказывать косвенное влияние на пассивное большинство. Полученные результаты отражают сегментацию молодежной аудитории и необходимость учета этой специфики при анализе влияния цифровой среды на формирование политической идентичности.
Ключевые слова
Об авторах
Дмитрий Анатольевич Казанцев
Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dimkazanchev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7287-6413
старший преподаватель кафедры философии и политологии
Барнаул, Российская ФедерацияДмитрий Анатольевич Качусов
Алтайский государственный университет
Email: dmitrij.kachusov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8143-6214
кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии
Барнаул, Российская ФедерацияСписок литературы
- Aseeva, T.A., & Aseev, S.Yu. (2024). Non-childish sandbox games: The role of game content in the political socialization of schoolchildren. Political science (RU), (4), 146–167. https://doi.org/10.31249/poln/2024.04.06 EDN: DMHUHR
- Aseeva, T.A., & Kireeva, O.S. (2022). New vs traditional agents of political socialization of youth of the regions of the Russian Federation in digital communication environment. The Caspian Region: Politics, Economics, Culture, (2), 57–64. (In Russian) https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_57 EDN: GVAELM
- Afanasieva, L.I., Androsova, M.I., & Afanasiev, N.A. (2020). On the issue of cybersocialization of adolescents. International research journal, (12), 6–8. (In Russian) https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.112 EDN: QONIOG
- Bauman, Z. (2005). The Individualized Society. Moscow: Logos. (In Russian)
- Belov, S., & Kretova, A. (2020). Computer games as a resource of the politics of memory: Practical experience and hidden opportunities (based on games representing World War II events). Bulletin of the State University of Education. Series: History and Political Sciences, (1), 54–63. (In Russian) https://doi.org/10.18384/2310-676X-2020-1-54-63 EDN: TZYAGE
- Brubaker, R. (2023). Hyperconnectivity and its discontents. NJ: Polity.
- Brutova, M.A., Butorina, A.N., & Malyhina, E.V. (2022). The problems of cybersocialization in the modern digital space. Problems of modern pedagogical education, (74–1), 46–48. (In Russian) EDN: UKHKYM
- Devlin J., Chang M., Lee K., & Toutanova K. (2019). Bert: Pre-training of deep bidirectional transformers for language understanding. North American Chapter of the Association for Computational Linguistics, arXiv preprint arXiv:1810.04805.
- Gigauri, D.I., & Tuzova, P.R. (2021). Virtual identity in the modern media space of Russian politics: a survey on political contents on TikTok. Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science, (6), 48–69. (In Russian) EDN: RMVCNB
- Kasamara, V.A., Sorokina, A.A., & Shilina, A.N. (2021). Youtube bloggers as agents of political socialization of Russian pupils. Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science, (3), 7–21. (In Russian) EDN: OTRLQK
- McLuhan, M. (2018). Understanding media: External extensions of man. Moscow: Kuchkovo pole. (In Russian)
- Newbery-Jones, C.J. (2015). Answering the call of duty: The phenomenology of justice in twenty-first-century video games. Law and Humanities, 9(1), 78–102. https://doi.org/10.1080/17521483.2015.1042218
- Pleshakov, V.A. (2016). About psychoplasticity of cybersocialization of the person. Prepodavatel XXI vek, (2), 71–78. (In Russian) EDN: VZXQNL
- Shashkova, Ya.Yu., Kazantsev, D.А., & Kachusov, D.А. (2024). Perception of war and peace among young Russian gamers in the context of the special military operation (SMO). Political science (RU), (4), 121–145. (In Russian) http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.05. EDN: TGAKHK
- Schulzke M. (2013) Serving in the virtual army: military games and the civil-military divide. Journal of applied security research, 8(2), 246–261. https://doi.org/10.1080/19361610.2013.765342.
- Shaw, I.G.R., & Sharp, J.P. (2013). Playing with the future: social irrealism and the politics of aesthetics. Social & Cultural Geography, 14(3), 341–359. https://doi.org/10.1080/14649365.2013.765027.
- Wang, Y., & Zhang, J. (2017). Keyword extraction from online product reviews based on bi-directional LSTM recurrent neural network. IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), 2241–2245. https://doi.org/10.1109/ieem.2017.8290290.
Дополнительные файлы
