«Зона без политики»: роль развлекательного контента в политической социализации российской молодежи на примере Steam и YouTube


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - выяснить, каким образом развлекательный контент влияет на политическую социализацию российской молодежи. В качестве эмпирической базы использованы данные массового опроса молодежи в четырех регионах России (Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Республика Алтай; объем выборки - 1257 респондентов), а также итоги нейросетевого анализа и контент-анализа пользовательских комментариев в Steam и YouTube. По результатам опроса в структуре политической социализации выявлены малочисленное «ядро» молодых пользователей (до 10 %), которое осознает политический подтекст развлекательного контента, и периферия (до 80 %), предпочитающая избегать политики, отрицающая ее влияние на свои ценности и установки и воспринимающая игры и видео исключительно как досуг. Нейросетевой анализ текста определил ключевые тематические кластеры (мегапеременные) в пользовательских дискуссиях: темы войны и мира, виртуального и реального, патриотизма и протеста, социальной справедливости и недоверия к властям. Установлены различия в характере дискурсов: на игровой платформе политика обсуждается более отвлеченно и по-философски, тогда как на видеохостинге дискурс значительно более политизирован (доминируют оценки текущей повестки, поляризация «ура-патриотов» vs. оппозиции). В заключение делается вывод о противоречивой роли развлекательного контента как особого канала политической социализации, он незаметно транслирует политические сюжеты, которые осознанно воспринимаются активным меньшинством молодежи и могут оказывать косвенное влияние на пассивное большинство. Полученные результаты отражают сегментацию молодежной аудитории и необходимость учета этой специфики при анализе влияния цифровой среды на формирование политической идентичности.

Об авторах

Дмитрий Анатольевич Казанцев

Алтайский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dimkazanchev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7287-6413

старший преподаватель кафедры философии и политологии

Барнаул, Российская Федерация

Дмитрий Анатольевич Качусов

Алтайский государственный университет

Email: dmitrij.kachusov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8143-6214

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии

Барнаул, Российская Федерация

Список литературы

  1. Aseeva, T.A., & Aseev, S.Yu. (2024). Non-­childish sandbox games: The role of game content in the political socialization of schoolchildren. Political science (RU), (4), 146–167. https://doi.org/10.31249/poln/2024.04.06 EDN: DMHUHR
  2. Aseeva, T.A., & Kireeva, O.S. (2022). New vs traditional agents of political socialization of youth of the regions of the Russian Federation in digital communication environment. The Caspian Region: Politics, Economics, Culture, (2), 57–64. (In Russian) https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_57 EDN: GVAELM
  3. Afanasieva, L.I., Androsova, M.I., & Afanasiev, N.A. (2020). On the issue of cybersocialization of adolescents. International research journal, (12), 6–8. (In Russian) https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.112 EDN: QONIOG
  4. Bauman, Z. (2005). The Individualized Society. Moscow: Logos. (In Russian)
  5. Belov, S., & Kretova, A. (2020). Computer games as a resource of the politics of memory: Practical experience and hidden opportunities (based on games representing World War II events). Bulletin of the State University of Education. Series: History and Political Sciences, (1), 54–63. (In Russian) https://doi.org/10.18384/2310-676X-2020-1-54-63 EDN: TZYAGE
  6. Brubaker, R. (2023). Hyperconnectivity and its discontents. NJ: Polity.
  7. Brutova, M.A., Butorina, A.N., & Malyhina, E.V. (2022). The problems of cybersocialization in the modern digital space. Problems of modern pedagogical education, (74–1), 46–48. (In Russian) EDN: UKHKYM
  8. Devlin J., Chang M., Lee K., & Toutanova K. (2019). Bert: Pre-­training of deep bidirectional transformers for language understanding. North American Chapter of the Association for Computational Linguistics, arXiv preprint arXiv:1810.04805.
  9. Gigauri, D.I., & Tuzova, P.R. (2021). Virtual identity in the modern media space of Russian politics: a survey on political contents on TikTok. Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science, (6), 48–69. (In Russian) EDN: RMVCNB
  10. Kasamara, V.A., Sorokina, A.A., & Shilina, A.N. (2021). Youtube bloggers as agents of political socialization of Russian pupils. Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science, (3), 7–21. (In Russian) EDN: OTRLQK
  11. McLuhan, M. (2018). Understanding media: External extensions of man. Moscow: Kuchkovo pole. (In Russian)
  12. Newbery-­Jones, C.J. (2015). Answering the call of duty: The phenomenology of justice in twenty-­first-century video games. Law and Humanities, 9(1), 78–102. https://doi.org/10.1080/17521483.2015.1042218
  13. Pleshakov, V.A. (2016). About psychoplasticity of cybersocialization of the person. Prepodavatel XXI vek, (2), 71–78. (In Russian) EDN: VZXQNL
  14. Shashkova, Ya.Yu., Kazantsev, D.А., & Kachusov, D.А. (2024). Perception of war and peace among young Russian gamers in the context of the special military operation (SMO). Political science (RU), (4), 121–145. (In Russian) http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.05. EDN: TGAKHK
  15. Schulzke M. (2013) Serving in the virtual army: military games and the civil-­military divide. Journal of applied security research, 8(2), 246–261. https://doi.org/10.1080/19361610.2013.765342.
  16. Shaw, I.G.R., & Sharp, J.P. (2013). Playing with the future: social irrealism and the politics of aesthetics. Social & Cultural Geography, 14(3), 341–359. https://doi.org/10.1080/14649365.2013.765027.
  17. Wang, Y., & Zhang, J. (2017). Keyword extraction from online product reviews based on bi-­directional LSTM recurrent neural network. IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), 2241–2245. https://doi.org/10.1109/ieem.2017.8290290.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».