Воображая российскую нацию: кто, с точки зрения жителей России, является частью российского общества и можно ли стать его частью?
- Авторы: Варшавер Е.А.1,2,3, Иванова Н.С.1,2, Егорова Т.Д.2
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Группа исследований миграции и этничности
- Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
- Выпуск: Том 26, № 2 (2024): Ценностно-мировоззренческие основания политики
- Страницы: 306-324
- Раздел: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ: СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322433
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-306-324
- EDN: https://elibrary.ru/MYRGAC
- ID: 322433
Цитировать
Аннотация
Представлены результаты исследования, посвященного представлениям жителей России о членстве в российской нации/российском обществе. Эти представления были эксплицированы посредством интервью (100) и фокус-групп (40), проведенных в 5 регионах России. Основной методологический прием исследования состоял в том, что вопросы задавались о членстве в российском обществе и возможности вступления в него разного типа мигрантов, и за счет ответа на этот вопросы эксплицировались представления о принципах членства в российской нации/российском обществе в целом, в том числе применительно к тем, в отношении кого этот вопрос обычно не ставится. Согласно результатам, есть два типа членства: «органическое» и «приобретенное». «Органическое» членство атрибутируется общественным сознанием тем, кто родился в России и/или чьи родственники по восходящей линии родились в России. Последняя характеристика часто обобщается с помощью национальных категорий, в результате чего наиболее типичным членом российского общества является русский, родившийся в России, однако в «органическом» членстве в российском обществе не отказывается и представителям «народов России». Они, впрочем, являются менее типичными представителями российского общества. Эта совокупность конструктов, кроме того, различается в «национальных» регионах России и не имеющих такой специфики. «Приобретается» членство в российском обществе посредством удовлетворения ряду критериев, в частности - знание российской (и/или региональной) культуры, желание принадлежать к российскому обществу и проч. Можно, однако, совершить по-разному понимаемый подвиг и не сообразовываться с этими критериями. Люди с «приобретенным» членством, кроме того, могут перестать быть частью российского общества, что практически исключено в случае «органических» членов, если только они не совершат «предательство». Результаты помещаются в контекст исследований гражданства, и делается предположение, что описанные в статье конструкты являются источником института гражданства, а не наоборот, а также в контекст когнитивного поворота, происходящего в настоящий момент в исследованиях этничности.
Ключевые слова
Об авторах
Евгений Александрович Варшавер
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Группа исследований миграции и этничности; Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Автор, ответственный за переписку.
Email: varshavere@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5901-8470
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС, руководитель Группы исследований миграции и этничности, доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики
Москва, Российская ФедерацияНаталия Сергеевна Иванова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Группа исследований миграции и этничности
Email: nataliya.ivanova.0709@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1140-2334
магистр социологии, научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС, ведущий исследователь Группы исследований миграции и этничности
Москва, Российская ФедерацияТатьяна Дмитриевна Егорова
Группа исследований миграции и этничности
Email: egorovatatianad@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0192-7062
магистр международных отношений, исследователь Группы исследований миграции и этничности
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Anderson, B. (2008). Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism. london, new york: Verso.
- Barth, F. (1998). Ethnic groups and boundaries: The social organization of culture difference. Long Grove, IL: Waveland Press.
- Berger, P.L., & Luckmann, T. (1995). The social construction of reality. A treatise of sociology of knowledge. Moscow: Medium. (In Russian).
- Bourdieu, P. (2018). cultural reproduction and social reproduction. in Knowledge, Education, and Cultural Change (pp. 71–112). London, New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351018142
- Brubaker, R. (2006). Ethnicity without groups. Cambridge, MA: Harvard University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1nnwhvg
- Brubaker, R., Loveman, M., & Stamatov, P. (2004). Ethnicity as cognition. Theory and Society, 33, 31–64. https://doi.org/10.1023/B:RYSO.0000021405.18890.63
- Chandra, K. (Ed.). (2012). Constructivist theories of ethnic politics. oxford, new york: oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199893157.001.0001
- Clarke, J., Coll, K., Dagnino, E., & Neveu, C. (2014). Imagining the ‘communities’ of citizenship. Disputing Citizenship (pp. 107–168). Bristol, Chicago: Policy Press. https://doi.org/doi.org/10.2307/j.ctt9qgzqg
- Drobizheva, L. (2020). Russian identity: Searching for definition and distribution dynamics. Sotsiologicheskie Issledovaniya, 8, 37–50. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S013216250009460-9
- Gellner, e. (1991). Nations and nationalism. Moscow: Progress. (In Russian).
- Glenn, E. (2000). Citizenship and inequality: Historical and global perspectives. Social Problems, 47(1), 1–20. https://doi.org/doi.org/10.2307/3097149
- Hobsbawm, e., & Ranger, t., (eds.). (2012). The invention of tradition. cambridge, new york: cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781107295636
- Isin, E.F., & Turner, B.S. (2002). Citizenship studies: An introduction. Handbook of Citizenship Studies (pp. 1–10). London: Sage. https://doi.org/10.4135/9781848608276
- Magnette, P. (2005). Citizenship: The history of an idea. colchester: ecPR Press.
- Mead, G.H. (1934). Mind, self, and society from the standpoint of a social behaviorist. chicago: University of chicago Press.
- Smith, a.d. (1986). The ethnic origins of nations. oxford: Blackwell Publishing.
- tishkov, V. (2008). the Russian people and national identity. Russia in Global Affairs, 6(3), 135–142.
- Varshaver, e.a. (2023). integration of migrants through the lens of a constructivist approach to ethnicity. RUDN Journal of Political Science, 25(2), 377–396. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-2-377-396
- Wimmer, A. (2013). Ethnic boundary making: Institutions, power, networks. oxford, new york: oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199927371.001.0001
- Wimmer, A., & Glick Schiller, N. (2002). Methodological nationalism and beyond: Nation– state building, migration and the social sciences. Global Networks, 2(4), 301–334. https://doi.org/10.1111/1471-0374.00043
Дополнительные файлы
