Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве
- Авторы: Мартьянов Д.С.1,2, Лукьянова Г.В.1,2
-
Учреждения:
- Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 2 (2024): Ценностно-мировоззренческие основания политики
- Страницы: 425-435
- Раздел: ЦЕННОСТИ В КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ: СМЫСЛОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322440
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-425-435
- EDN: https://elibrary.ru/LPRLXQ
- ID: 322440
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровой империализм - современное измерение классического экономического империализма, использующее такие инструменты, как цифровые платформы для распространения информации, аккумуляции и вызова финансового капитала из стран периферии в страны центра. Цифровой империализм как концепция является продолжением теорий культурного империализма и медиаимпериализма и в свою очередь стал основой для развития концепций платформенного и блокчейн-империализма. Анализируются концептуальные аспекты исследования современных измерений империализма и дается краткий обзор направлений исследований в этой области. Целью нашего исследования является выявление роли платформ как фактора политического дискурса в контексте цифрового империализма. Авторы сформировали выборку исходя из двух критериев: типа платформы (глобальная, национальная и лиминальная) и типа коммуникатора (институционального - т. е. каналы масс-медиа; либо персонального, т. е. каналы инфлюэнсеров). Исследование охватило период с 24.02.2022 по 01.11.2023 и включило 60 медиа на 3 платформах. Анализ был произведен с помощью 4 методов исследования. Результаты анализа демонстрируют, что для YouTube, Telegram и «ВКонтакте» характерны разные дискурс и повестка дня. YouTube демонстрирует агрессивный, милитаризированный дискурс с более гомогенной коммуникацией, что характерно для эхо-камер. Каналы и страницы Telegram и «ВКонтакте» чаще пересекаются в результатах кластерного анализа. В то же время для Telegram также характерен интенсивный милитаристский дискурс, в то время как «ВКонтакте» ориентируется на более широкую повестку дня. Исследование косвенно демонстрирует империалистскую природу YouTube.
Об авторах
Денис Сергеевич Мартьянов
Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН; Санкт-Петербургский государственный университет
Email: dsmartyanov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7755-8086
кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Отдела политической науки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Москва, Российская Федерация; Санкт-Петербург, РоссияГалина Владимировна Лукьянова
Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН; Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: g.lukiyanova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1260-2124
кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Отдела политической науки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Москва, Российская Федерация; Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Boyd-Barrett, O. (1977). Media imperialism: Towards an international framework for the analysis of media systems. London: Edward Arnold.
- Fuchs, C. (2015). Marx in the age of digital capitalism. Leiden: Bosto.
- Gajjala, R., & Birzescu, A. (2011). Digital imperialism through online social/financial networks. Economic and Political Weekly, 46(13), 95–102.
- Hobson, J.A. (1927). Imperialism. Leningrad: Priboy. (In Russian) [Hobson, J.A. (1902). Imperialism: A Study. Publisher J. Nisbet].
- Isaev, V.A. (2001). Imperialism — a new concept in the socio-political thought of Victorian England. RUDN Journal of Economics, (1), 4–13. (In Russian).
- Jin, Y.D. (2015). Digital platforms, imperialism, and political culture. London, UK: Routledge.
- Jin, D. (2017). Rise of platform imperialism in the networked Korean society: A critical analysis of the corporate sphere. Asiascape: Digital Asia, 4, 209–232. https://doi.org/10.1163/22142312-12340078
- Jutel, O.,(2021)., Blockchain, imperialism, in, the, Pacific., Big, Data,& Society, 8, 205395172098524. https://doi.org/10.1177/2053951720985249
- Keane, M., & Yu, H. (2019). A digital empire in the making: China’s outbound digital platforms. International Journal of Communication, 13, 4624–4641.
- Kwet, M., (2019)., Digital, colonialism:, US, empire, and, the, new, imperialism, in, the, global, South., Race, & Class, 60(4), 030639681882317 https://doi.org/10.1177/0306396818823172
- Langvardt, K. (2018). Regulating online content moderation. Georgetown Law Journal. 106(5), 1353.
- Lee, P.S. (1988). Communication imperialism and dependency: A conceptual clarification. Gazette, 41(2), 69–83. https://doi.org/10.1177/001654928804100201
- Lenin, V.I. (1949). Imperialism as the highest stage of capitalism. Moscow: Gospolitizdat, (In Russian).
- Lukyanova, G.V., Martyanov, D.S., & Volkova, A.V. (2022). Value determinants of digital vigilante’s communication strategies. In 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS) (pp. 224–227). (In Russian). https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769100
- Mann, M., & Daly, A. (2019). (Big) data and the north-in-south: Australia’s informational imperialism and digital colonialism. Television and New Media, 20(4), 379–395.
- Martyanov, D.S., & Lukyanova, G.V. (2023) Cross-network factor of political discourse of virtual communities. Political expertise: POLITEX, 9(2), 244–262. (In Russian). https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.207
- McLuhan, M. (2007). Understanding media: The extensions of man. Moscow. Hyperborea; Kuchkovo pole. (In Russian) [McLuhan, M. (1964). Understanding media: The extensions of man. New York: New American Library].
- McPhail, T.L. (1987). Electronic colonialism: The future of international broadcasting and communication (Rev. 2nd ed.). Newbury Park, Calif.
- Said, E. (2012). Culture and imperialism. St. Petersburg: Vladimir Dal. (In Russian) [Said, E. (1994). Culture and imperialism. New York: Vintage Books].
- Schiller, H.I. (1969). Mass Communication and American Empire. Boulder, CO: Westview Press.
- Schiller, H.I. (1976). Communication and cultural domination. White. Plains, N.Y., International Arts and. Sciences Press, Inc.
- Ya’u, Y.Z., (2004)., The, new, imperialism, & Africa in the global electronic village, Review of African Political Economy, 31(99), 11–29, https://doi.org/10.1080/0305624042000258397
- Yazovskaya, O.V., & Gudova, Y.V. (2018). Imperialist discourse in the postcolonial era: A review of conceptual approaches. Society: philosophy, history, culture, 12(56), 35–39. (In Russian).
Дополнительные файлы
