Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цифровой империализм - современное измерение классического экономического империализма, использующее такие инструменты, как цифровые платформы для распространения информации, аккумуляции и вызова финансового капитала из стран периферии в страны центра. Цифровой империализм как концепция является продолжением теорий культурного империализма и медиаимпериализма и в свою очередь стал основой для развития концепций платформенного и блокчейн-империализма. Анализируются концептуальные аспекты исследования современных измерений империализма и дается краткий обзор направлений исследований в этой области. Целью нашего исследования является выявление роли платформ как фактора политического дискурса в контексте цифрового империализма. Авторы сформировали выборку исходя из двух критериев: типа платформы (глобальная, национальная и лиминальная) и типа коммуникатора (институционального - т. е. каналы масс-медиа; либо персонального, т. е. каналы инфлюэнсеров). Исследование охватило период с 24.02.2022 по 01.11.2023 и включило 60 медиа на 3 платформах. Анализ был произведен с помощью 4 методов исследования. Результаты анализа демонстрируют, что для YouTube, Telegram и «ВКонтакте» характерны разные дискурс и повестка дня. YouTube демонстрирует агрессивный, милитаризированный дискурс с более гомогенной коммуникацией, что характерно для эхо-камер. Каналы и страницы Telegram и «ВКонтакте» чаще пересекаются в результатах кластерного анализа. В то же время для Telegram также характерен интенсивный милитаристский дискурс, в то время как «ВКонтакте» ориентируется на более широкую повестку дня. Исследование косвенно демонстрирует империалистскую природу YouTube.

Об авторах

Денис Сергеевич Мартьянов

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН; Санкт-Петербургский государственный университет

Email: dsmartyanov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7755-8086

кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Отдела политической науки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Москва, Российская Федерация; Санкт-Петербург, Россия

Галина Владимировна Лукьянова

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН; Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: g.lukiyanova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1260-2124

кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Отдела политической науки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Москва, Российская Федерация; Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Boyd-Barrett, O. (1977). Media imperialism: Towards an international framework for the analysis of media systems. London: Edward Arnold.
  2. Fuchs, C. (2015). Marx in the age of digital capitalism. Leiden: Bosto.
  3. Gajjala, R., & Birzescu, A. (2011). Digital imperialism through online social/financial networks. Economic and Political Weekly, 46(13), 95–102.
  4. Hobson, J.A. (1927). Imperialism. Leningrad: Priboy. (In Russian) [Hobson, J.A. (1902). Imperialism: A Study. Publisher J. Nisbet].
  5. Isaev, V.A. (2001). Imperialism — a new concept in the socio-political thought of Victorian England. RUDN Journal of Economics, (1), 4–13. (In Russian).
  6. Jin, Y.D. (2015). Digital platforms, imperialism, and political culture. London, UK: Routledge.
  7. Jin, D. (2017). Rise of platform imperialism in the networked Korean society: A critical analysis of the corporate sphere. Asiascape: Digital Asia, 4, 209–232. https://doi.org/10.1163/22142312-12340078
  8. Jutel, O.,(2021)., Blockchain, imperialism, in, the, Pacific., Big, Data,& Society, 8, 205395172098524. https://doi.org/10.1177/2053951720985249
  9. Keane, M., & Yu, H. (2019). A digital empire in the making: China’s outbound digital platforms. International Journal of Communication, 13, 4624–4641.
  10. Kwet, M., (2019)., Digital, colonialism:, US, empire, and, the, new, imperialism, in, the, global, South., Race, & Class, 60(4), 030639681882317 https://doi.org/10.1177/0306396818823172
  11. Langvardt, K. (2018). Regulating online content moderation. Georgetown Law Journal. 106(5), 1353.
  12. Lee, P.S. (1988). Communication imperialism and dependency: A conceptual clarification. Gazette, 41(2), 69–83. https://doi.org/10.1177/001654928804100201
  13. Lenin, V.I. (1949). Imperialism as the highest stage of capitalism. Moscow: Gospolitizdat, (In Russian).
  14. Lukyanova, G.V., Martyanov, D.S., & Volkova, A.V. (2022). Value determinants of digital vigilante’s communication strategies. In 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS) (pp. 224–227). (In Russian). https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769100
  15. Mann, M., & Daly, A. (2019). (Big) data and the north-in-south: Australia’s informational imperialism and digital colonialism. Television and New Media, 20(4), 379–395.
  16. Martyanov, D.S., & Lukyanova, G.V. (2023) Cross-network factor of political discourse of virtual communities. Political expertise: POLITEX, 9(2), 244–262. (In Russian). https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.207
  17. McLuhan, M. (2007). Understanding media: The extensions of man. Moscow. Hyperborea; Kuchkovo pole. (In Russian) [McLuhan, M. (1964). Understanding media: The extensions of man. New York: New American Library].
  18. McPhail, T.L. (1987). Electronic colonialism: The future of international broadcasting and communication (Rev. 2nd ed.). Newbury Park, Calif.
  19. Said, E. (2012). Culture and imperialism. St. Petersburg: Vladimir Dal. (In Russian) [Said, E. (1994). Culture and imperialism. New York: Vintage Books].
  20. Schiller, H.I. (1969). Mass Communication and American Empire. Boulder, CO: Westview Press.
  21. Schiller, H.I. (1976). Communication and cultural domination. White. Plains, N.Y., International Arts and. Sciences Press, Inc.
  22. Ya’u, Y.Z., (2004)., The, new, imperialism, & Africa in the global electronic village, Review of African Political Economy, 31(99), 11–29, https://doi.org/10.1080/0305624042000258397
  23. Yazovskaya, O.V., & Gudova, Y.V. (2018). Imperialist discourse in the postcolonial era: A review of conceptual approaches. Society: philosophy, history, culture, 12(56), 35–39. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».