«Мы идем путем Пророка»: политический режим Египта в поисках новых оснований легитимности
- Авторы: Козинцев А.С.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 26, № 1 (2024): Поворот на Восток
- Страницы: 90-106
- Раздел: ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ГЕОПОЛИТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322448
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-1-90-106
- EDN: https://elibrary.ru/OBPAWO
- ID: 322448
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В центре исследования находится проблема легитимности современного египетского режима, сформировавшегося после устранения представителя сил политического ислама президента М. Мурси (2013 г.). В последние годы правящая элита страны стала активно обращаться к исламским нормам и ценностям. Почему и как это происходит? Предполагается, что в условиях недостатка «легитимации действием» она вынуждена усиливать исламскую составляющую политической коммуникации для преодоления внутренних расколов и конструирования «социального родства» между властью и гражданами. Эта гипотеза тестируется методом качественного контент-анализа обращений президента АРЕ А.Ф. ас-Сиси к нации в период с 2014 по 2023 г. В ходе исследования выделено четыре техники легитимации (мобилизация, консолидация, конструирование общего прошлого, конструирование общего будущего) и определена функциональная роль исламских референтов в каждой из них. Было установлено, что наиболее активно апелляция к исламским нормам и ценностям осуществляется в сегментах текстов, посвященных национальной консолидации и конструированию общего будущего. Для этих двух техник характерен общий способ апеллирования к исламу: частичное отождествление и взаимный перенос качеств внутри лексических пар (религиозный контекст - условно светский контекст): нация - умма; государство - исламский мир; гражданин - мусульманин. Такими приемами действующий президент размечает дискурсивное пространство и помещает проекцию современного египетского государства в религиозно-исторический (коранический) контекст, делая акцент на его исламской легитимности. В то же время присутствие исламских референтов в образах прошлого остается крайне незначительным. Это может быть связано с тем, что руководство страны стремится избежать отсылок к подъему политического ислама в период Арабской весны. Кроме того, смысловые сегменты, посвященные мобилизации граждан, в текстах практически не встречаются, что может быть объяснено прагматичным стремлением к деполитизации электората.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Сергеевич Козинцев
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: kozintsev.a.s@my.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0001-8037-1466
SPIN-код: 4133-4085
соискатель кафедры сравнительной политологии
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Alikberov, A.K. (2019). Changing values of the category “Other” in religious spheres. A phenomenon of communication as seen from historical prospective. Minbar. Islamic Studies, 12(2), 364–372. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-364-372
- Berger, P.L. (2011). The Sacred Canopy: Elements of a sociological theory of religion. Open Road Media. Retrieved from https://books.google.ru/books?id=WcC-AYOq6Q4C
- Dijk, T.A. van. (1989). Language. Cognition. Communication. Moscow: Progress. (In Russian).
- Givon, T. (1986). Prototype: Between Plato and Wittgenstein. In C. Craig (Ed.), Noun classes and categorization (pp. 381–400). Amsterdam: John Benjamins Publishing.
- Hanieh, A. (2016). Beyond authoritarianism: Rethinking Egypt’s ‘Long Revolution’. Development and Change, 47(5), 1171–1179.
- Heydemann, S., & Leenders, R. (2011). Authoritarian Learning and Authoritarian Resilience: Regime Responses to the ‘Arab Awakening’. Globalizations, 8(5), 647–653. https://doi.org/10.1080/14747731.2011.621274
- Joya, A. (2020). The military and the state in Egypt: Class formation in the post-Arab uprisings. British Journal of Middle Eastern Studies, 47(5), 681–701. https://doi.org/10.1080/13530194.2018.1509692
- Joffé, G. (2021). Authoritarian resilience and the absence of democratic transition: The implications of 2011. Journal of Islamic Studies, 33(1), 72–94. https://doi.org/10.1093/jis/etab051
- Kharitonova, O.G. (2022). Typologies of political regimes in the struggle for meanings within Arab regime dynamics. South-Russian Journal of Social Sciences, 23(3), 48–66. (In Russian). https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-48-66
- Kozintsev, A.S. (2020). Institutionalization of Islamist parties in the process of nation-building: The case of the Moroccan party of justice and development. Political science (RU), 1, 258–280. (In Russian). http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.10.
- Krippendorff, K. (2019). Content analysis: An introduction to its methodology. Los Angeles: SAGE Publications, Inc.
- Kudryashova, I.V. (2015). Arab nation-state begore and after ‘Arab Spring’. Perspektivy. Elektronnyj zhurnal, 3, 38–62. (In Russian).
- Kudryashova, I.V., & Kozintsev, A.S. (2023). Revisiting cleavage structures: Islamic parties and nation-state formation in the Arab world. Polis. Political Studies, 3, 50–69. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2023.03.05
- Lakoff, G., & Johnson, M. (2011). Metaphors we live by: With a new afterword. University of Chicago Press.
- Luhmann, N. (1986). The theory of social systems and its epistemology: Reply to Danilo Zolo’s critical comments. Philosophy of the Social Sciences, 16(1), 129–134. https://doi.org/10.1177/004839318601600110
- Mako, S., & Moghadam, V.M. (2021). After the Arab uprisings: Progress and stagnation in the Middle East and North Africa. Cambridge: Cambridge University Press.
- Semenenko, I. (Ed.). (2012). Political Identity and Identity Politics, Moscow: ROSSPEN. (In Russian).
- Omelicheva, M.Y. (2016). Islam and power legitimation: Instrumentalization of religion in Central Asian States. Contemporary Politics, 22(2), 144–163. https://doi.org/10.1080/13569775.2016.1153287
- Pace, E. (2011). Religion as communication: God’s Talk (1st ed.). New York: Routledge.
- Reyes, A. (2011). Strategies of legitimization in political discourse: From words to actions. Discourse & Society, 22(6), 781–807. https://doi.org/10.1177/0957926511419927
- Sedgwick, M. (2010). Measuring Egyptian regime legitimacy. Middle East Critique, 19(3), 251–267. https://doi.org/10.1080/19436149.2010.514474
- Van Leeuwen, T. (2007). Legitimation in discourse and communication. Discourse & Communication, 1(1), 91–112. https://doi.org/10.1177/17504813070719864
- Yefet, B., & Lavie, L. (2021). Legitimation in post-revolutionary Egypt: Al-Sisi and the renewal of authoritarianism. Digest of Middle East Studies, 30(3), 170–185. https://doi.org/10.1111/dome.12244
Дополнительные файлы
