«Мы идем путем Пророка»: политический режим Египта в поисках новых оснований легитимности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В центре исследования находится проблема легитимности современного египетского режима, сформировавшегося после устранения представителя сил политического ислама президента М. Мурси (2013 г.). В последние годы правящая элита страны стала активно обращаться к исламским нормам и ценностям. Почему и как это происходит? Предполагается, что в условиях недостатка «легитимации действием» она вынуждена усиливать исламскую составляющую политической коммуникации для преодоления внутренних расколов и конструирования «социального родства» между властью и гражданами. Эта гипотеза тестируется методом качественного контент-анализа обращений президента АРЕ А.Ф. ас-Сиси к нации в период с 2014 по 2023 г. В ходе исследования выделено четыре техники легитимации (мобилизация, консолидация, конструирование общего прошлого, конструирование общего будущего) и определена функциональная роль исламских референтов в каждой из них. Было установлено, что наиболее активно апелляция к исламским нормам и ценностям осуществляется в сегментах текстов, посвященных национальной консолидации и конструированию общего будущего. Для этих двух техник характерен общий способ апеллирования к исламу: частичное отождествление и взаимный перенос качеств внутри лексических пар (религиозный контекст - условно светский контекст): нация - умма; государство - исламский мир; гражданин - мусульманин. Такими приемами действующий президент размечает дискурсивное пространство и помещает проекцию современного египетского государства в религиозно-исторический (коранический) контекст, делая акцент на его исламской легитимности. В то же время присутствие исламских референтов в образах прошлого остается крайне незначительным. Это может быть связано с тем, что руководство страны стремится избежать отсылок к подъему политического ислама в период Арабской весны. Кроме того, смысловые сегменты, посвященные мобилизации граждан, в текстах практически не встречаются, что может быть объяснено прагматичным стремлением к деполитизации электората.

Об авторах

Александр Сергеевич Козинцев

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: kozintsev.a.s@my.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0001-8037-1466
SPIN-код: 4133-4085

соискатель кафедры сравнительной политологии

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Alikberov, A.K. (2019). Changing values of the category “Other” in religious spheres. A phenomenon of communication as seen from historical prospective. Minbar. Islamic Studies, 12(2), 364–372. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-364-372
  2. Berger, P.L. (2011). The Sacred Canopy: Elements of a sociological theory of religion. Open Road Media. Retrieved from https://books.google.ru/books?id=WcC-AYOq6Q4C
  3. Dijk, T.A. van. (1989). Language. Cognition. Communication. Moscow: Progress. (In Russian).
  4. Givon, T. (1986). Prototype: Between Plato and Wittgenstein. In C. Craig (Ed.), Noun classes and categorization (pp. 381–400). Amsterdam: John Benjamins Publishing.
  5. Hanieh, A. (2016). Beyond authoritarianism: Rethinking Egypt’s ‘Long Revolution’. Development and Change, 47(5), 1171–1179.
  6. Heydemann, S., & Leenders, R. (2011). Authoritarian Learning and Authoritarian Resilience: Regime Responses to the ‘Arab Awakening’. Globalizations, 8(5), 647–653. https://doi.org/10.1080/14747731.2011.621274
  7. Joya, A. (2020). The military and the state in Egypt: Class formation in the post-Arab uprisings. British Journal of Middle Eastern Studies, 47(5), 681–701. https://doi.org/10.1080/13530194.2018.1509692
  8. Joffé, G. (2021). Authoritarian resilience and the absence of democratic transition: The implications of 2011. Journal of Islamic Studies, 33(1), 72–94. https://doi.org/10.1093/jis/etab051
  9. Kharitonova, O.G. (2022). Typologies of political regimes in the struggle for meanings within Arab regime dynamics. South-Russian Journal of Social Sciences, 23(3), 48–66. (In Russian). https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-48-66
  10. Kozintsev, A.S. (2020). Institutionalization of Islamist parties in the process of nation-building: The case of the Moroccan party of justice and development. Political science (RU), 1, 258–280. (In Russian). http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.10.
  11. Krippendorff, K. (2019). Content analysis: An introduction to its methodology. Los Angeles: SAGE Publications, Inc.
  12. Kudryashova, I.V. (2015). Arab nation-state begore and after ‘Arab Spring’. Perspektivy. Elektronnyj zhurnal, 3, 38–62. (In Russian).
  13. Kudryashova, I.V., & Kozintsev, A.S. (2023). Revisiting cleavage structures: Islamic parties and nation-state formation in the Arab world. Polis. Political Studies, 3, 50–69. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2023.03.05
  14. Lakoff, G., & Johnson, M. (2011). Metaphors we live by: With a new afterword. University of Chicago Press.
  15. Luhmann, N. (1986). The theory of social systems and its epistemology: Reply to Danilo Zolo’s critical comments. Philosophy of the Social Sciences, 16(1), 129–134. https://doi.org/10.1177/004839318601600110
  16. Mako, S., & Moghadam, V.M. (2021). After the Arab uprisings: Progress and stagnation in the Middle East and North Africa. Cambridge: Cambridge University Press.
  17. Semenenko, I. (Ed.). (2012). Political Identity and Identity Politics, Moscow: ROSSPEN. (In Russian).
  18. Omelicheva, M.Y. (2016). Islam and power legitimation: Instrumentalization of religion in Central Asian States. Contemporary Politics, 22(2), 144–163. https://doi.org/10.1080/13569775.2016.1153287
  19. Pace, E. (2011). Religion as communication: God’s Talk (1st ed.). New York: Routledge.
  20. Reyes, A. (2011). Strategies of legitimization in political discourse: From words to actions. Discourse & Society, 22(6), 781–807. https://doi.org/10.1177/0957926511419927
  21. Sedgwick, M. (2010). Measuring Egyptian regime legitimacy. Middle East Critique, 19(3), 251–267. https://doi.org/10.1080/19436149.2010.514474
  22. Van Leeuwen, T. (2007). Legitimation in discourse and communication. Discourse & Communication, 1(1), 91–112. https://doi.org/10.1177/17504813070719864
  23. Yefet, B., & Lavie, L. (2021). Legitimation in post-revolutionary Egypt: Al-Sisi and the renewal of authoritarianism. Digest of Middle East Studies, 30(3), 170–185. https://doi.org/10.1111/dome.12244

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».