Формальная и реальная эффективность политики памяти (на материалах исторического кинематографа периода «холодной войны»)
- Авторы: Белов С.И.1
-
Учреждения:
- Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
- Выпуск: Том 21, № 3 (2019)
- Страницы: 513-524
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/339723
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-3-513-524
- ID: 339723
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринята попытка зафиксировать и оценить формальные критерии определения эффективности исторических советских фильмов (кассовые сборы в СССР, кассовые сборы в странах социалистического лагеря, валютная выручка, количество зрителей, количество положительных писем во властные инстанции, количество положительных рецензий профессионального сообщества, премии и награды, положительное заключение художественного совета киностудии) в годы «холодной войны» как инструмента реализации политики памяти в Советском Союзе. В рассматриваемый период в СССР отсутствовала адекватная система оценки идеологической работы. Формальные критерии отображали преимущественно охват аудитории. При этом качество усвоения гражданами транслируемого им идеологического посыла не оценивалось. В статье на примере советских исторических фильмов анализируется практика конструирования коллективной и культурной памяти в контексте решения политических задач. Также предлагается авторский перечень критериев для оценки кинематографа как инструмента формирования долгосрочных представлений о прошлом, образа врага, эффективности реализации государственной политики памяти.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Игоревич Белов
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Автор, ответственный за переписку.
Email: belov2006s@yandex.ru
кандидат исторических наук, ученый секретарь
Москва, РоссияСписок литературы
- Belov S.I. Anti-Soviet Films from the West: The Secret of Popularity Among Russians (On the Materials of American Cinema of the 1980-s). Materials of the VIII All-Russian Congress of Political Scientists. Moscow; 6—8 December 2018: 62—63 (In Russ.).
- Karusheva Yu.M. Current Films of the Cold War: A Comparative Analysis. Social Competence. 2018; 12: 76—83 (In Russ.).
- Kolesnikova A.G. Game Cinema of the mid-1950s — mid-1980s as a Means of Soviet Propaganda: The Create and Actualization of the Image of the Enemy. Old Years. 2011; 1: 68—76 (In Russ.).
- Kolesnikova A.G. “Fight After Victory”: The Image of the Enemy in the Soviet Game Cinema of the Cold War Period. Moscow: RSUH; 2015. 230 p. (In Russ.).
- Kolesnikova A.G. The Image of the Enemy of the Cold War Period in Detective-Adventure Films of the 1950s—1980s: Audience and the Problem of Historical Memory. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: History of Russia. 2009; 3: 144—153 (In Russ.).
- Magidov V.M. Film and Photo Documents in the Context of Historical Knowledge. Moscow: RSUH; 2005. 394 p. (In Russ.).
- Rukavishnikov V.O. Cold War, Cold Peace. Public Opinion in the USA and Europe about the USSR/Russia, Foreign Policy and Security of the West. Moscow: Akademicheskii Prospekt; 2005. 864 p. (In Russ.).
- Ryabova T.B., Ryabov O.V. Stereotyping as a Mechanism of Symbolic Politics. Herzen’s Readings 2018. Actual Issues of Political Knowledge. Collection of Scientific Papers. A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, Faculty of Social Sciences. St. Petersburg; 2018; Vol. 1: 23—28 (In Russ.).
- Smirnov D.G. The War of Forms in the Symbolic Politics of the Cold War: Semiological Aspects. Bulletin of Ivanovo State University. Series: Humanities. 2019; 2: 60—68 (In Russ.).
- Stishova E., Sirivlya N. Nightingales on 17th Street [Scientific Research about Anti-Americanism in Soviet Cinema, Pittsburg University, May 2003]. Art of Cinema. 2003; 10: 5—21 (In Russ.).
- Talal A. Myth and Life in the Cinema: Meanings and Instruments of Dramatic Language. Moscow: Al'pina non-fikshn; 2018. 394 p. (In Russ.).
- Fateev A.V. The Image of the Enemy in the Soviet Propaganda of 1945—1954. Moscow: Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences; 1999. 261 p. (In Russ.).
- Fedorov A.V. Reflections: The West about Russia / Russia about the West. Movie Images of Countries and People. Moscow: Publishing house “Information for All”; 2017. 389 p. (In Russ.).
- Fedorov A.V. Comparative Analysis of Media Stereotypes of the Cold War and Ideological Confrontation (1946—1991). Media Education. 2009; 4: 62—85 (In Russ.).
- Chistyakova V.O. National Military Cinema of 1911—2011: Media of Memory. Cultural Journal. 2012; 3: 1—14 (In Russ.).
- Yudin K.A. “The Image of the Enemy” and the Atmosphere of “Cold Opposition” in Foreign Cinema of the 1960s — 1970s. Dialogue with Time. 2019; Vol. 67: 178—194 (In Russ.).
- Yakobidze-Gitman A. Rise of Phantasms: The Stalin Era in Post-Soviet Cinema. Moscow: New Literary Review; 2015. 312 p. (In Russ.).
- Babitsky P., Rimberg J. The Soviet Film Industry. N.Y.: Praeger; 1955. 377 p.
- Condee N. The Imperial Trace: Recent Russian Cinema. New York: Oxford University Press; 2009. 360 p.
- Davies S. Soviet Cinema in the Early Cold War: Pudovkin’s Admiral Nakhimov in Context. Across the Blocs: Cold War Cultural and Social History. Ed. by P. Major and R. Mitter. L.; 2004: 39—55.
- Kenez P. Cinema and Soviet Society, 1917—1953. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press; 1992. 281 p.
- Kenez P. The Picture of the Enemy in Stalinist Films. Insiders and Outsiders in Russian Cinema. Ed. by S.M. Norris, Z.M. Torlone. Indiana University Press; 2008: 96—112.
- La Feber W. America, Russia and Cold War. New York: Alfred A. Knopf; 1990. 512 p.
- Parish J.R., Pitts M.R. The Great Spy Pictures. Metuchen, N.J.: The Scarecrow Press; 1974. 585 p.
- Robin R.T. The Making of the Cold War Enemy. Princeton, Oxford: Princeton University Press; 2001. 277 p.
- Shaw T., Youngblood D. Cold War Sport, Film, and Propaganda: A Comparative Analysis of the Superpowers. Journal of Cold War Studies. 2017; Vol. 19; 1: 160—192.
- Shaw T., Youngblood D.J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas; 2010. 301 p.
- Shlapentokh D. Soviet Cinematography 1918—1991: Ideological Conflict and Social Reality. N.Y.: Aldine de Gruyter; 1993. 278 р.
- Small M. Hollywood and Teaching about Russian-American Relations. Film and History. 1980; 10: 1—8.
Дополнительные файлы

