Российские компьютерные игры и государственная культурная политика: цифровизация и традиционные ценности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире взаимодействие государства и гражданина происходит в условиях новой цифровой реальности, часто в контексте геймификации. Актуальность проблемы связана с тем, что в процессе цифровизации происходит трансформация всех сфер государственной политики. Проводимая в Российской Федерации политика по сохранению духовно-нравственных ценностей в том числе в области современных культурных инициатив становится плацдармом для возникновения новых проектов в различных области компьютерных игр. При этом можно предположить, что в этом контексте не только присутствуют, но и присутствовали разработки, связанные с традиционными мотивами и ценностями, характерными для российской культуры. Цель исследования - рассмотрение основных ценностных нарративов в современной российской игровой индустрии. В качестве объекта исследования выступают игры, созданные в России. Предмет - такие проекты, как «Atomic Heart», «Чёрная книга», «Смута», «Русы против ящеров» и будущий выпуск «Гардарики». Методом исследования является критический дискурс-анализ. Основной акцент сделан на изучении мотивов, связанных с фольклорной традицией и ценностных нарративов.

Об авторах

Диана Анатольевна Будко

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dianabudko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4064-7031

кандидат политических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры политических институтов и прикладных политических исследований

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Aseeva, T.A., & Aseev S.Yu. (2024). Non-­childish sandbox games: the role of game content in the political socialization of schoolchildren. Political Science. 2024. (4), 146–167. http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.06 EDN: DMHUHR
  2. Bataille, J. (1997). Internal experience. St. Petersburg: Axiom : Kirill. EDN: TUCGYN
  3. Belov, S.I. (2024) The manipulative potential of mass culture as a tool for the political influence. RUDN Journal of Political Science, 26(2), 254–262. (In Russian) https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-254-262 EDN: NOCFHI
  4. Belov, S.I. (2024a). Image of the USSR in the “Atomic Heart” game. Political Science (RU), (4), 168–189. http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.07C.184 EDN: BFLMDN
  5. Baudrillard, J. (2015). Simulacra and simulation = Simulacra and simulation. Moscow: Ripoll-­classic.
  6. Deleuze, J. (1993). Plato and the Simulacrum. New Literary Review, (5), 45–56. (In Russian).
  7. Eco, U. (2019). Missing structure. Introduction to Religion. Moscow: AST Publishing House: CORPUS. (In Russian).
  8. Fromm, E. (2024). To have or to be. Moscow: AST Publ. (In Russian).
  9. Gadamer, H.G. (1975). Wahrheit und Methode: Grundzüge einer philos. Hermeneutik. Tübingen: Mohr (Siebeck).
  10. Huizinga, J. (2011). Homo Ludens. The man playing. St. Petersburg: Ivan Limbach Publishing House. (In Russian). EDN: QPUPXF
  11. Horkheimer, M., & Adorno, T. (2016). Cultural industry. Message as a way of communicating with a person. Moscow: Ad Marginem. (In Russian).
  12. Jaspers, K. (2013). The spiritual situation of time. Moscow: AST. (In Russian).
  13. Kurochkin, A.V., & Emelyanov S.V. (2024). Cognitive wars in the conditions of digital transformation of society and the state. Political Expertise: POLITEX, 20(2), 328–338. (In Russian). https://doi.org/10.21638/spbu23.2024.213 EDN: BPKYWW
  14. Lotman, Yu.M. (1992). Memory in the cultural dimension. Selected articles (vol. 1). Tallinn. (In Russian).
  15. Maltseva, D.A., Fedotov, D.A., & Kaminsky, S.I. (2023). Video games as a tool for forming a political image of a social state in the consciousness of youth: case of “Tropico 6”. Konfliktologia, 18(4): Social Conflictology, 7–22. (In Russian). EDN: AJSXPV
  16. Maltseva, D.A., Safonova, O.D., & Tuzova, P.R. (2023). Potential risks and threats of gamification of socio-­political communications of generation Z in the context of mediatization. Corporate strategic communications: trends in professional activity. Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the birth of V.R. Vashkevich. Minsk, 2023. Publishing house: Belarusian State University. (In Russian). EDN: FEAPPT
  17. Riker, P. (1995). Hermeneutics. Ethics. Politics. Moscow: JSC “KAMI”, ed. Academia Publishing House. (In Russian). EDN: SZRIAV
  18. Selezneva, A.V. (2024). Political values of Russian youth: traditional meanings in modern conditions. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, (77), 275–289. (In Russian). https://doi.org/10.17223/1998863X/77/23 EDN: MTCOZV
  19. Wolf, M.J.P. (Ed.). (2008). What Is a Video Game? The video game explosion: a history from Pong to Playstation and beyond. Westport: Greenwood Pub Group.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».