Закономерности обсуждения актуальных событий интернет-пользователями на площадках Рунета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема сетевых дискуссий, представляющих новую социальную реальность современного цифрового общества. Коммуникативная онлайн-активность задает представление о происходящем, что стимулирует интерес к изучению постсобытийного интернет-дискурса. Отмечается, что доминирующую роль в этой коммуникативной среде играет направленность на продвижение собственной картины мира и подавление активности других пользователей. Настоящая работа продолжает серию исследований, ориентированных на конкретизацию этих представлений. В исследованиях, проведенных ранее с использованием метода интент-анализа, было установлено, что в процессе обсуждения происходит модификация референциальных объектов и сдвиг интенционального состава дискурса относительно исходной презентации события, а также были обнаружены отличия видов постсобытийного дискурса по степени конфликтности, составу интенций и др. Верификация выявленных закономерностей, связанных с интенциональным пространством постсобытийного дискурса, составила цель настоящего исследования, выполненного на материале обсуждения на различных площадках одного и того же события - отказа принца Гарри Виндзора и Меган Маркл от статуса членов королевской семьи. Полученные данные подтверждают значительную модификацию в ходе обсуждения референциальных объектов и интенционального содержания дискурса относительно поступившего сообщения: появляются дополнительные референциальные объекты, их значение размывается, с добавлением многочисленных эмоционально окрашенных интенций многократно возрастает число категорий интенций. При этом выявляется сдвиг в сторону интенций дистанцирования и дискредитации относительно большинства обсуждаемых тематических объектов. Обсуждение развивается преимущественно за счет направленности пользователей на комментарии собеседников и соответствующие интерактивные объекты, что соотносится с высокой диалогичностью постсобытийного дискурса. Результаты исследования позволяют продвинуться в изучении обсуждения событий интернет-пользователями и вопросе о том, какие характеристики постсобытийного дискурса являются устойчивыми, а какие видоизменяются в связи с ведущей функцией, тематикой и пр.

Об авторах

Наталия Дмитриевна Павлова

Институт психологии Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: pavlova_natalya@mail.ru

доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии речи и психолингвистики

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Виктория Алексеевна Афиногенова

Институт психологии Российской академии наук

Email: viktoriyamail87@mail.ru

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Таисия Александровна Гребенщикова

Институт психологии Российской академии наук

Email: gretiya@mail.ru

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Ирина Анатольевна Зачесова

Институт психологии Российской академии наук

Email: zachiosova-2004@mail.ru

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Тина Анатольевна Кубрак

Институт психологии Российской академии наук

Email: kubrak.tina@gmail.com

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Список литературы

  1. Afinogenova, V.A., & Pavlova, N.D. (2016). Intencional'nye kategorii povsednevnogo diskursa v studencheskoj srede. In A.L. Zhuravlev, N.D. Pavlova & I.A. Zachesova (Eds.), Psikhologiya Diskursa: Problemy Determinatsii, Vozdeistviya, Bezopasnosti (pp. 102–127). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
  2. Bastos, M.T., Mercea D., & Charpentier, A. (2015). Tents, tweets, and events: The interplay between ongoing protests and social media. Journal of Computer-Mediated Communication, 65(2), 320–350. https://doi.org/10.1111/jcom.12145
  3. Benamar, L., Balague, C., & Ghassany, M. (2017). The identification and influence of social roles in a social media product community. Journal of Computer-Mediated Communication, 22(6), 337–362. https://doi.org/10.1111/jcc4.12195
  4. Flejs, Dzh. (1989). Statisticheskie Metody dlja Izuchenija Tablic Dolej i Proporcij. Moscow: Finansy i statistika Publ. (In Russ.)
  5. Gradoselskaya, G., & Pilgun, M. (2015). Communicative Processes in the Network Environment: The Interdisciplinary Analysis of Politically Active Communities on Facebook. Journal of Psycholinguistics, 26(4), 44–58. (In Russ.)
  6. Grebenshchikova, T.A., Pavlova, N.D., & Afinogenova, V.A. (2016). Modifikatsiya intentsional'nogo prostranstva v postsobytiinom internet-diskurse. In A.L. Zhuravlev, N.D. Pavlova & I.A. Zachesova (Eds.), Psikhologiya Diskursa: Problemy Determinatsii, Vozdeistviya, Bezopasnosti (pp. 201–219). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
  7. Grebenshhikova, T.A., & Pavlova, N.D. (2019). Patriotic discourse in the political internet community. Journal of Psycholinguistics, 42(4), 34–49. (In Russ.)
  8. Grebenshhikova, T.A., Pavlova, N.D., & Afinogenova V.A. (2018). Razlichija intencional'nogo soderzhanija postsobytijnogo diskursa i diskursa foruma v internete. In R.V. Ershova (Ed.), Cifrovoe Obshhestvo kak Kul'turno-Istoricheskij Kontekst Razvitija Cheloveka (pp. 122–127). Kolomna: GSGU Publ. (In Russ.)
  9. Heirman, W., Angelopoulos, S., Wegge, D., Vandebosch, H., Eggermont, S., & Walrave M. (2015). Cyberbullying-entrenched or cyberbully-free classrooms? A class network and class composition approach. Journal of Computer-Mediated Communication, 20(3), 260–277. https://doi.org/10.1111/ jcc4.12111
  10. Kirilina, A.V. (2015). The Internet Genre of “Reader Comments”. Vestnik of Moscow City University. Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 17(1), 67–76. (In Russ.)
  11. Kolokol'ceva, T.N., & Lutovinova, O.V. (Eds.) (2012). Internet-Kommunikatciya kak Novaya Rechevaya Formatciya. Moscow: Flinta Publ., Nauka Publ. (In Russ.)
  12. Kubrak, T.A. (2019). Post-event cinema discourse: Concept, functioning, case study. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(4), 600–617. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-600-617
  13. Kuryanovich, A.V. (2018). Experience of linguistic and legal personality characteristics of conflict language personality (on the example of analysis of communicative behavior of troll in the network correspondence). Tomsk State Pedagogical University Bulletin (TSPU Bulletin), 2(191), 127–142. (In Russ.)
  14. Mahfouz, I.M. (2018). The representation of Meghan Markle in Facebook posts: A discourse historical approach (DHA). International Journal of Language and Linguistics, 5(3), 246–259. https://doi.org/10.30845/ijll.v5n3p24
  15. Nordas, A., & Ottosson, M. (2019). The British Media Portrayal of an “American Royal”. A critical discourse analysis of the articles published by the British press covering the Duchess of Sussex during the Royal Africa tour 2019. Jonkoping University.
  16. Pavlova, N.D., & Grebenshhikova, T.A. (2017). Intent-analiz postsobytiinogo diskursa v Internete. Psihologicheskie Issledovanija, 10(52), 8. (In Russ.)
  17. Pavlova, N.D., & Grebenshhikova, T.A. (2017). Intent-analiz. Osnovaniya, Procedura, Opyt Ispol'zovaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
  18. Pavlova, N.D., Grebenshhikova, T.A., Afinogenova, V.A., Zachesova, I.A., & Kubrak, T.A. (2020). Intencional'noe prostranstvo postsobyti[nogo diskursa na razlichnyh internet-ploshhadkakh. Psihologicheskij Zhurnal, 41(3), 78–91. https://doi.org/10.31857/S020595920009327-5 (In Russ.)
  19. Popova, D.A. (2014). Kognitivno-diskursivnaja model' Internet-diskursa. Vestnik Irkutskogo Gosudarstvennogo Tehnicheskogo Universiteta, 7(90), 223–226. (In Russ.)
  20. Radina, N.K. (2016). Intent-analiz onlain-diskussii (na primere kommentirovaniya materialov internet-portala InoSMI.ru). Mediaskop, (4). Retrieved from http://www.mediascope.ru/2238 (In Russ.)
  21. Ribot, A.F. (2019). A Linguistic Analysis of the Representation of Kate Middleton and Meghan Markle in the British Press: A Corpus-Based Study. University of the Balearic Islands.
  22. Romantovskij, A.V. (2015). Metakommunikativnye indeksy v diskurse internet-kommentariev. Vestnik Leningradskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni A.S. Pushkina, 1(3), 141–149. (In Russ.)
  23. Ryzhkov, M.S. (2012). Rechevye strategii i taktiki internet-kommunikacii (na materiale chatov). In T.N. Kolokol'ceva & O.V. Lutovinova (Eds), Internet-kommunikacija kak Novaja Rechevaja Formacija (pp. 72–87). Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
  24. Santana, A.D. (2014). Virtuous or vitriolic: The effect of anonymity on civility in online newspaper reader comment boards. Journalism Practice, 8(1), 18–33.
  25. Sergeeva, A.S., Kirillov, B.A., & Voronina, E.Ju. (2016). Kommentarii kak forma diskursa professional'nogo virtual'nogo soobshhestva (na primere IT). In A.L. Zhuravlev, N.D. Pavlova & I.A. Zachesova (Eds.), Psihologija Bezopasnosti Diskursa: Problemy Determinacii, VozDejstvija, Bezopasnosti (pp. 84–102). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
  26. Sidorova, I.G. (2011). Pragmatic communication characteristics of personaland interpersonal genres in the internet discourse. Science Journal of VolSU. Linguistics, 14(2), 154–159. (In Russ.)
  27. Simoes, E. (2019). “Long live Harry and Meghan!”: An analysis of polite and aggressive argumentation strategies from online forums on celebrity-related news. Journal of Discourse Studies, (8), 156–178. https://doi.org/10.21747/21833958/red8a7
  28. Stroud, N.J., Scacco, M.J., Muddyman, A., & Curry, A.L. (2015). Changing deliberative norms on news organizations’ Facebook sites. Journal of Computer-Mediated Communication, 20(2), 188–203. https://doi.org/10.1111/jcc4.12104
  29. Sutherland, K.E. (2016). Using propinquital loops to blend social media and offline spaces: A case study of the ALS Ice-Bucket Challenge. Media International Australia, 160(1), 78–88. https://doi.org/10.1177/1329878x1665113
  30. Theocharis, Y., Vitoratou, S., & Sajuria, J. (2017). Civil society in times of crisis: understanding collective action dynamics in digitally‐enabled volunteer networks. Journal of Computer-Mediated Communication, 22(5), 248–265. https://doi.org/10.1111/jcc4.12194
  31. Ushakova, T.N., Pavlova, N.D., Alekseev, K.I., Latynov, V.V., & Cepcov, V.V. (2000). Slovo v Dejstvii. Intent-analiz Politicheskogo Diskursa. Saint Petersburg: Aletejja Publ. (In Russ.)
  32. Woong Yun, G., Park, S.-Y., Holody, K., Yoon, K.S., & Xie, S. (2013). Selective moderation, selective responding and balkanization of the blogosphere: A field experiment. Media Psychology, 16(3), 295–317.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».