Половые и возрастные различия личностной направленности пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте»
- Авторы: Корниенко Д.С.1, Дериш Ф.В.2, Никитина Е.Ю.2
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 631-649
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326007
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-631-649
- ID: 326007
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуются роли факторов индивидуальных различий пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте». На данный момент в отечественной психологии существуют несколько направлений по изучению пользовательской активности в социальных сетях. Однако ни в одном из них не рассматривались половые и возрастные различия. Также имеются ограничения проведенных исследований в связи с преобладанием субъективных показателей в оценке пользовательской активности. Цель данного исследования - изучить половые и возрастные различия посредством анализа объективных данных профилей пользователей социальной сети. Представлен обзор современных отечественных исследований, посвященных половым и возрастным различиям в пользовательской активности. Проанализированы 9699 профилей пользователей социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 55 лет с помощью сравнительного анализа групп и анализа структуры взаимосвязей показателей пользовательской активности. В результате обнаружены множественные индивидуальные различия в связи с полом и возрастом пользователей. Дополнительно получена структура пользовательской активности, состоящая из двух компонентов: «Самопрезентация» и «Утилитарность». Данные компоненты характеризуют личностную направленность в использовании социальной сети. Пол и возраст как факторы индивидуальных различий играют существенную роль. Наиболее важным оказалось, что мужчины в большей мере ориентированы на расширение круга знакомств, поскольку это является атрибутом статуса. Женщины, в свою очередь, в целом характеризуются большей активностью в социальной сети, большему стремлению к презентации себя и большей ориентацией на других людей. Молодые люди - от 18 до 25 лет - в меньшей степени проявляют пользовательскую активность, социальную сеть «ВКонтакте» они чаще используют как источник видеоконтента. Пользователи, относящиеся к старшим возрастным группам, отличаются друг от друга незначительно.
Об авторах
Дмитрий Сергеевич Корниенко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1Федор Валерьевич Дериш
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: fedor.derish@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8929-9093
старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии
Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15Елена Юрьевна Никитина
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: neyu@psu.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационной безопасности и систем связи
Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15Список литературы
- Agadullina, E.R. (2015). Social networks user: Current research. Journal of Modern Foreign Psychology, 4(3), 36–46. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040305
- Back, M.D., Stopfer, J.M., Vazire, S., Gaddis, S., Schmukle, S.C., Eglof, B., & Gosling, S.D. (2010). Facebook profiles reflect actual personality not self-idealization. Psychological Science, 21, 372–374. https://doi.org/10.1177/0956797609360756
- Barker, V. (2009). Older adolescents’ motivations for social network site use: The influence of gender, group identity, and collective self-esteem. Cyberpsychology and Behavior: The Impact of the Internet, Multimedia and Virtual Reality on Behavior and Society, 12(2), 209–213. https://doi.org/10.1089/cpb.2008.0228
- Belinskaya, E.P. (2013). Information socialization of adolescents: The experience of using social networks and psychological well-being. Psychological Studies, 6(30), 6. (In Russ.)
- Blomfield Neira, C.J., & Barber, B.L. (2014). Social networking site use: Linked to adolescents’ social self-concept, self-esteem, and depressed mood. Australian Journal of Psychology, 66, 56–64. https://doi.org/10.1111/ajpy.12034
- Chae, D., Kim, H., & Kim, Y.A. (2018). Sex differences in the factors influencing Korean college students’ addictive tendency toward social networking sites. International Journal of Mental Health and Addiction, 16, 339–350. https://doi.org/10.1007/s11469-017-9778-3
- Frindte, V., & Keler, T. (2000). Publichnoe konstruirovanie “Ya” v oposredstvovannom komp'yuterom obshchenii. In A.E. Voiskunsky (Ed.), Gumanitarnye Issledovaniya v Internete (pp. 40–54). Mozhaisk: Mozhaisk-Terra Publ. (In Russ.)
- Fyodorov, V.V., & Mileev, I.D. (2015). Motivation in teenage users of social media. Social Psychology and Society, 6(3), 98–108. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2015060307
- Gosling, S.D., Augustine, A.A., Vazire, S., Holtzman, N., & Gaddis, S. (2011). Manifestations of personality in online social networks: Self-reported Facebook-related behaviors and observable profile information. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 14, 483–488. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0087
- Gurkina, O.A., & Maltseva, D.V. (2015). Motives of social network use by adolescence. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (5), 123–130. (In Russ.)
- Jackson, L.A., Ervin, K.S., Gardner, P.D., & Schmitt, N. (2001). Gender and the Internet: Women communicating and men searching. Sex Roles: A Journal of Research, 44(5–6), 363–379. https://doi.org/10.1023/A:1010937901821
- Joinson, A. (2002). Understanding the psychology of Internet behaviour: Virtual worlds, real lives. Houndmills, UK; New York: Palgrave Macmillan.
- Jonason, P.K., Slomski, S., & Partyka, J. (2012). The Dark Triad at work: How toxic employees get their way. Personality and Individual Differences, 52(3), 449–453. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.11.008
- Khoroshikh, V.V., & Charykova, E.В. (2017). Aspects of variation of adolescents’ virtual self-presentation. The Bulletin of Irkutsk State University. Series “Psychology”, 19, 103–112. (In Russ.)
- Kornienko, D.S., & Derish, F.V. (2019). Psychometric properties of the short Dark Triad measure. Perm University Herald. Series: Philosophy. Psychology. Sociology, (4), 525–538. (In Russ.) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-525-538
- Kornienko, D.S., & Rudnova, N.A. (2018). Online social network usage, procrastination and self-regulation. Psychological Studies, 11(59), 9. (In Russ.)
- Kosinski, M., Stillwell, D., & Graepel, T. (2013). Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior. Proceedings of the National Academy of Sciences, 110(15), 5802–5805. https://doi.org/10.1073/pnas.1218772110
- Krasavtseva, Y., & Kornilova, T. (2016). The Dark Triad traits in the regulation of decision-making strategies. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychology, (2), 22–33. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7235-2016-2-22-33
- McAndrew, F.T., & Jeong, H.S. (2012). Who does what on Facebook? Age, sex, and relationship status as predictors of Facebook use. Computers in Human Behavior, 28(6), 2359–2365. https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.07.007
- Nikitina, D.A. (2019). Peculiarities of self-evaluation of the external appearance and socio-demographic characteristics of young people with various variability of the self-presentation of the external appearance in public space. Colloquium-Journal, (24), 27–29. (In Russ.)
- Pempek, T., Yermolayeva, Y., & Calvert, S.L. (2009). College students’ social networking experiences on Facebook. Journal of Applied Developmental Psychology, 30(3), 227–238. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.010
- Pilishvili, T.S. (2015). Features of activity in virtual and everyday life. Kostroma State University Bulletin, (21), 53–56. (In Russ.)
- Polivanova, K.N., & Smirnov, I.B. (2017). What’s in my profile: VKontakte data as a tool for studying the interests of modern teenagers. Educational Studies, (2), 134–152. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-134-152
- Poulin, M.J., & Hasse, C.M. (2015). Growing to trust: Evidence that trust increase and sustains well-being across the lifespan. Social Psychological and Personality Science, 6(6), 614–621. https://doi.org/10.1177/1948550615574301
- Ryabikina, Z.I., & Bogomolova, E.I. (2015). Interrelation personality characteristics of users of social networks in the internet with the features of their network activity. Scientific Journal of KubSAU, 109(05), 1–17. (In Russ.).
- Shchekoturov, A.V. (2012). Construction of adolescents’ virtual gender identity in the social network web-site “VKontakte”. Woman in Russian Society, (4), 31–43. (In Russ.)
- Sobkin, V.S., & Vedotova, A.V. (2019). Adolescent aggression in social media: Perception and personal experience. Psychological Science and Education, 24(2), 5–18. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2019240201
- Valkenburg, P.M., Peter, J., & Schouten, A.P. (2006). Friend networking sites and their relationship to adolescents’ well-being and social self-esteem. Cyberpsychology and Behavior, 9(5), 584–590. https://doi.org/10.1089/cpb.2006.9.584
- Voiskounsky, A.E., Evdokimenko, A.S., & Fedunina, N.Yu. (2013). Alternative identity in social networks. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 66–83. (In Russ.)
- Voiskounsky, A.E., Evdokimenko, A.S., & Fedunina, N.Yu. (2014). Ethical orientation of adolescents and young adults in social networks. Psychological Studies, 7(37), 2. (In Russ.)
- Voiskunsky, A.E. (2010). Psikhologiya i Internet. Moscow: Acropol Publ. (In Russ.)
- Wang, Y.-C., Burke, M., & Kraut, R. (2013). Gender, topic, and audience response: An analysis of user-generated content on Facebook. Human Factors in Computing Systems: Proceedings of Conference (pp. 31–34). https://doi.org/10.1145/2470654.2470659
Дополнительные файлы

