Половые и возрастные различия личностной направленности пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуются роли факторов индивидуальных различий пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте». На данный момент в отечественной психологии существуют несколько направлений по изучению пользовательской активности в социальных сетях. Однако ни в одном из них не рассматривались половые и возрастные различия. Также имеются ограничения проведенных исследований в связи с преобладанием субъективных показателей в оценке пользовательской активности. Цель данного исследования - изучить половые и возрастные различия посредством анализа объективных данных профилей пользователей социальной сети. Представлен обзор современных отечественных исследований, посвященных половым и возрастным различиям в пользовательской активности. Проанализированы 9699 профилей пользователей социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 55 лет с помощью сравнительного анализа групп и анализа структуры взаимосвязей показателей пользовательской активности. В результате обнаружены множественные индивидуальные различия в связи с полом и возрастом пользователей. Дополнительно получена структура пользовательской активности, состоящая из двух компонентов: «Самопрезентация» и «Утилитарность». Данные компоненты характеризуют личностную направленность в использовании социальной сети. Пол и возраст как факторы индивидуальных различий играют существенную роль. Наиболее важным оказалось, что мужчины в большей мере ориентированы на расширение круга знакомств, поскольку это является атрибутом статуса. Женщины, в свою очередь, в целом характеризуются большей активностью в социальной сети, большему стремлению к презентации себя и большей ориентацией на других людей. Молодые люди - от 18 до 25 лет - в меньшей степени проявляют пользовательскую активность, социальную сеть «ВКонтакте» они чаще используют как источник видеоконтента. Пользователи, относящиеся к старшим возрастным группам, отличаются друг от друга незначительно.

Об авторах

Дмитрий Сергеевич Корниенко

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1

Федор Валерьевич Дериш

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: fedor.derish@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8929-9093

старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15

Елена Юрьевна Никитина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: neyu@psu.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационной безопасности и систем связи

Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15

Список литературы

  1. Agadullina, E.R. (2015). Social networks user: Current research. Journal of Modern Foreign Psychology, 4(3), 36–46. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040305
  2. Back, M.D., Stopfer, J.M., Vazire, S., Gaddis, S., Schmukle, S.C., Eglof, B., & Gosling, S.D. (2010). Facebook profiles reflect actual personality not self-idealization. Psychological Science, 21, 372–374. https://doi.org/10.1177/0956797609360756
  3. Barker, V. (2009). Older adolescents’ motivations for social network site use: The influence of gender, group identity, and collective self-esteem. Cyberpsychology and Behavior: The Impact of the Internet, Multimedia and Virtual Reality on Behavior and Society, 12(2), 209–213. https://doi.org/10.1089/cpb.2008.0228
  4. Belinskaya, E.P. (2013). Information socialization of adolescents: The experience of using social networks and psychological well-being. Psychological Studies, 6(30), 6. (In Russ.)
  5. Blomfield Neira, C.J., & Barber, B.L. (2014). Social networking site use: Linked to adolescents’ social self-concept, self-esteem, and depressed mood. Australian Journal of Psychology, 66, 56–64. https://doi.org/10.1111/ajpy.12034
  6. Chae, D., Kim, H., & Kim, Y.A. (2018). Sex differences in the factors influencing Korean college students’ addictive tendency toward social networking sites. International Journal of Mental Health and Addiction, 16, 339–350. https://doi.org/10.1007/s11469-017-9778-3
  7. Frindte, V., & Keler, T. (2000). Publichnoe konstruirovanie “Ya” v oposredstvovannom komp'yuterom obshchenii. In A.E. Voiskunsky (Ed.), Gumanitarnye Issledovaniya v Internete (pp. 40–54). Mozhaisk: Mozhaisk-Terra Publ. (In Russ.)
  8. Fyodorov, V.V., & Mileev, I.D. (2015). Motivation in teenage users of social media. Social Psychology and Society, 6(3), 98–108. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2015060307
  9. Gosling, S.D., Augustine, A.A., Vazire, S., Holtzman, N., & Gaddis, S. (2011). Manifestations of personality in online social networks: Self-reported Facebook-related behaviors and observable profile information. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 14, 483–488. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0087
  10. Gurkina, O.A., & Maltseva, D.V. (2015). Motives of social network use by adolescence. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (5), 123–130. (In Russ.)
  11. Jackson, L.A., Ervin, K.S., Gardner, P.D., & Schmitt, N. (2001). Gender and the Internet: Women communicating and men searching. Sex Roles: A Journal of Research, 44(5–6), 363–379. https://doi.org/10.1023/A:1010937901821
  12. Joinson, A. (2002). Understanding the psychology of Internet behaviour: Virtual worlds, real lives. Houndmills, UK; New York: Palgrave Macmillan.
  13. Jonason, P.K., Slomski, S., & Partyka, J. (2012). The Dark Triad at work: How toxic employees get their way. Personality and Individual Differences, 52(3), 449–453. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.11.008
  14. Khoroshikh, V.V., & Charykova, E.В. (2017). Aspects of variation of adolescents’ virtual self-presentation. The Bulletin of Irkutsk State University. Series “Psychology”, 19, 103–112. (In Russ.)
  15. Kornienko, D.S., & Derish, F.V. (2019). Psychometric properties of the short Dark Triad measure. Perm University Herald. Series: Philosophy. Psychology. Sociology, (4), 525–538. (In Russ.) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-525-538
  16. Kornienko, D.S., & Rudnova, N.A. (2018). Online social network usage, procrastination and self-regulation. Psychological Studies, 11(59), 9. (In Russ.)
  17. Kosinski, M., Stillwell, D., & Graepel, T. (2013). Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior. Proceedings of the National Academy of Sciences, 110(15), 5802–5805. https://doi.org/10.1073/pnas.1218772110
  18. Krasavtseva, Y., & Kornilova, T. (2016). The Dark Triad traits in the regulation of decision-making strategies. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychology, (2), 22–33. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7235-2016-2-22-33
  19. McAndrew, F.T., & Jeong, H.S. (2012). Who does what on Facebook? Age, sex, and relationship status as predictors of Facebook use. Computers in Human Behavior, 28(6), 2359–2365. https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.07.007
  20. Nikitina, D.A. (2019). Peculiarities of self-evaluation of the external appearance and socio-demographic characteristics of young people with various variability of the self-presentation of the external appearance in public space. Colloquium-Journal, (24), 27–29. (In Russ.)
  21. Pempek, T., Yermolayeva, Y., & Calvert, S.L. (2009). College students’ social networking experiences on Facebook. Journal of Applied Developmental Psychology, 30(3), 227–238. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.010
  22. Pilishvili, T.S. (2015). Features of activity in virtual and everyday life. Kostroma State University Bulletin, (21), 53–56. (In Russ.)
  23. Polivanova, K.N., & Smirnov, I.B. (2017). What’s in my profile: VKontakte data as a tool for studying the interests of modern teenagers. Educational Studies, (2), 134–152. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-134-152
  24. Poulin, M.J., & Hasse, C.M. (2015). Growing to trust: Evidence that trust increase and sustains well-being across the lifespan. Social Psychological and Personality Science, 6(6), 614–621. https://doi.org/10.1177/1948550615574301
  25. Ryabikina, Z.I., & Bogomolova, E.I. (2015). Interrelation personality characteristics of users of social networks in the internet with the features of their network activity. Scientific Journal of KubSAU, 109(05), 1–17. (In Russ.).
  26. Shchekoturov, A.V. (2012). Construction of adolescents’ virtual gender identity in the social network web-site “VKontakte”. Woman in Russian Society, (4), 31–43. (In Russ.)
  27. Sobkin, V.S., & Vedotova, A.V. (2019). Adolescent aggression in social media: Perception and personal experience. Psychological Science and Education, 24(2), 5–18. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2019240201
  28. Valkenburg, P.M., Peter, J., & Schouten, A.P. (2006). Friend networking sites and their relationship to adolescents’ well-being and social self-esteem. Cyberpsychology and Behavior, 9(5), 584–590. https://doi.org/10.1089/cpb.2006.9.584
  29. Voiskounsky, A.E., Evdokimenko, A.S., & Fedunina, N.Yu. (2013). Alternative identity in social networks. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 66–83. (In Russ.)
  30. Voiskounsky, A.E., Evdokimenko, A.S., & Fedunina, N.Yu. (2014). Ethical orientation of adolescents and young adults in social networks. Psychological Studies, 7(37), 2. (In Russ.)
  31. Voiskunsky, A.E. (2010). Psikhologiya i Internet. Moscow: Acropol Publ. (In Russ.)
  32. Wang, Y.-C., Burke, M., & Kraut, R. (2013). Gender, topic, and audience response: An analysis of user-generated content on Facebook. Human Factors in Computing Systems: Proceedings of Conference (pp. 31–34). https://doi.org/10.1145/2470654.2470659

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».