Влияние разных типов игры на развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет
- Авторы: Ощепкова Е.С.1, Сухих В.Л.2, Шатская А.Н.1
-
Учреждения:
- Психологический институт Российской академии образования
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 464-481
- Раздел: РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326143
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-464-481
- EDN: https://elibrary.ru/BKYKIC
- ID: 326143
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Связная монологическая речь является одним из основных факторов успешности ребенка в школе, а также позитивно влияет на его социальную успешность. Поэтому проблематика методов и методик развития связной монологической речи по-прежнему остается актуальной. Часто для развития связной речи рекомендуется использовать различные игры. Однако остается вопрос, все ли типы игр оказывают одинаково положительное влияние на развитие связной речи в таком аспекте, как ее макроструктура (связность, цельность, соблюдение структуры, полнота). Цель исследования - ответить на вопрос о влиянии разных типов игры на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. По предварительной гипотезе на развитие смысловых элементов рассказа наибольшее влияние оказывает сюжетно-ролевая игра. Для проверки гипотезы 220 дошкольников ( M = 60,84 месяца; SD = 4,14 месяца) были распределены по семи группам случайным образом, в которых они либо участвовали в серии игр определенного типа, либо слушали дополнительные истории, либо вообще не подвергались экспериментальному воздействию. До и после воздействия дети составляли рассказы по серии картинок. Полученные рассказы оценивались с точки зрения их макроструктуры. Затем группы сравнивались с точки зрения того, какое влияние оказывают разные типы игрового взаимодействия на развитие макроструктуры связной речи. Обнаружилось, что наилучшим образом влияют сюжетно-ролевые игры, причем в первую очередь игры режиссерского типа. Данные результаты позволяют более обосновано подходить к разработке игр для развития связной монологической речи детей 5 лет.
Об авторах
Екатерина Сергеевна Ощепкова
Психологический институт Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: oshchepkova_es@iling-ran.ru
ORCID iD: 0000-0002-6199-4649
SPIN-код: 7680-8527
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Вера Леонидовна Сухих
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: Sukhikhvera@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5036-5743
SPIN-код: 6011-4200
младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Арина Николаевна Шатская
Психологический институт Российской академии образования
Email: arina.shatskaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7283-8011
лаборант, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Akhutina, T.V. (2014). Neurolinguistic analysis of vocabulary, semantics and pragmatics. Moscow: Yazyki Slavyanskoi Kul'tury Publ. (In Russ.)
- Akhutina, T.V. (2020). Methods of neuropsychological examination of children aged 6‒9 years. Moscow: V.Yu. Sekachev Publ. (In Russ.)
- Cavanaugh, D.M., Clemence, K.J., Teale, M.M., Rule, A.C., & Montgomery, S.E. (2017). Kindergarten scores, storytelling, executive function, and motivation improved through literacy-rich guided play. Early Childhood Education Journal, 45, 831‒843. https://doi.org/10.1007/s10643-016-0832-8
- Elkonin, D.B. (1989). Speech development in early childhood. Selected Works. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Elkonin, D.B. (1999). Game psychology. Moscow: Tumanit Publ., Vlados Publ. (In Russ.)
- Gagarina, N. (2016). Narratives of Russian – German preschool and primary school bilinguals: Rasskaz and Erzählung. Applied Psycholinguistics, 37(1), 91–122. https://doi.org/10.1017/S0142716415000430
- Gagarina, N.V., Klop, D., Kunnari, S., Tantele, K., Välimaa, T., Balčiūnienė, I., Bohnacker, U., & Walters, J. (2012). MAIN: Multilingual assessment instrument for narratives. ZAS Papers in Linguistics, 56, 155‒155. https://doi.org/10.21248/zaspil.56.2019.414
- Galperin, P.Y. (2010). On development of mental actions and concepts. Cultural-Historical Psychology, 6(3), 111–114. (In Russ.)
- Glozman, Zh., & Soboleva, A. (2022). Neuropsychological diagnostics of school children. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Kipka, O., & Golub, M. (2021). The influence of role-playing game on the development of speech of preschoolers. Akademicheskaya Publitsistika, 3, 331‒337. (In Russ.)
- Krafftand, K.C., & Berk, L.E (1998). Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 13(4), 637‒658. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)80065-9
- Laranjeiro, D. (2021). Development of game-based m-learning apps for preschoolers. Education Sciences, 11, 229. https://doi.org/10.3390/educsci11050229
- Leontiev, A.A. (2004). Language and speech activity in general and pedagogical psychology. Moscow: MPSI Publ. (In Russ.)
- Lindgren, J. (2022). The development of narrative skills in monolingual Swedish-speaking children aged 4 to 9: A longitudinal study. Journal of Child Language, 49, 1281–1294. https://doi.org/10.1017/S030500092100057X
- Mistry, J. (1993). Cultural context in the development of children's narratives. Advances in Psychology, 103, 207‒228.
- Nicolopoulou, A., Cortina, K.S., Ilgaz, H., Cates, C.B., & de Sá, A.B. (2015). Using a narrativeand play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence. Early Childhood Research Quarterly, 31, 147‒162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006
- Ovchinnikova, I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9(1), 29‒53.
- Pavlenko, A. (2008). Narrative analysis. In L. Wei & M.G. Moyer (Eds.), The Blackwell Guide to Research Methods in Bilingualism and Multilingualism (pp. 311–325). Malden, MA: Blackwell.
- Peterson, C., & McCabe, A. (1991). Linking children's connective use and narrative macrostructure. In A. McCabe & C. Peterson (Eds.), Developing Narrative Structure (pp. 29–53). Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
- Sawyer, J.E., & Brooks, P.J. (2021). Sociodramatic play enhances preschoolers’ private speech and motivation across activities. Cognitive Development, 59, 101073. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101073
- Skrebtsova, T. (2020). Discourse linguistics: Structure, semantics, pragmatics: A course of lectures. Moscow: Yazyki Slavyanskoi Kul'tury Publ. (In Russ.)
- Sokhin, F.A. (2014). Tasks for the development of speech of preschoolers in kindergarten. In O. Ushakova (Ed.), Patterns of Mastering the Native Language: The Development of Language and Communication Skills in Preschool Childhood (pp. 48‒60). Moscow: TTs “Sfera” Publ. (In Russ.)
- Stepanova, М. (1987). Development of forms and functions of speech of a preschooler in play activities. PhD thesis. Moscow: MSU. (In Russ.)
- Tikheeva, E. (2020). The development of children's speech. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
- Trabasso, T., & Rodkin, P.C. (2013). Knowledge of goal/plans: A conceptual basis for narrating Frog, Where Are You? In R.A. Berman & D.I. Slobin (Eds.), Relating Events in Narrative: A Crosslinguistic Developmental Study (pp. 85‒106). Psychology Press.
- Ushakova, O.S., & Volkova, O.S. (2020). Speech readiness of senior preschoolers for learning in school. Preschool Education Today, 3(14), 51‒59. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10074
- Ushakova, О. (2014). Patterns of mastering the native language: The development of language and communication skills in preschool childhood. Moscow: TTs “Sfera” Publ. (In Russ.)
- Vygotsky, L. (1982). The development of oral speech. Selected Works (vol. 3). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Vygotsky, L. (2004). The play and its role in child’s development. Child’s Development Psychology (pp. 200‒235). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

