Влияние разных типов игры на развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Связная монологическая речь является одним из основных факторов успешности ребенка в школе, а также позитивно влияет на его социальную успешность. Поэтому проблематика методов и методик развития связной монологической речи по-прежнему остается актуальной. Часто для развития связной речи рекомендуется использовать различные игры. Однако остается вопрос, все ли типы игр оказывают одинаково положительное влияние на развитие связной речи в таком аспекте, как ее макроструктура (связность, цельность, соблюдение структуры, полнота). Цель исследования - ответить на вопрос о влиянии разных типов игры на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. По предварительной гипотезе на развитие смысловых элементов рассказа наибольшее влияние оказывает сюжетно-ролевая игра. Для проверки гипотезы 220 дошкольников ( M = 60,84 месяца; SD = 4,14 месяца) были распределены по семи группам случайным образом, в которых они либо участвовали в серии игр определенного типа, либо слушали дополнительные истории, либо вообще не подвергались экспериментальному воздействию. До и после воздействия дети составляли рассказы по серии картинок. Полученные рассказы оценивались с точки зрения их макроструктуры. Затем группы сравнивались с точки зрения того, какое влияние оказывают разные типы игрового взаимодействия на развитие макроструктуры связной речи. Обнаружилось, что наилучшим образом влияют сюжетно-ролевые игры, причем в первую очередь игры режиссерского типа. Данные результаты позволяют более обосновано подходить к разработке игр для развития связной монологической речи детей 5 лет.

Об авторах

Екатерина Сергеевна Ощепкова

Психологический институт Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: oshchepkova_es@iling-ran.ru
ORCID iD: 0000-0002-6199-4649
SPIN-код: 7680-8527

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Вера Леонидовна Сухих

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: Sukhikhvera@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5036-5743
SPIN-код: 6011-4200

младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Арина Николаевна Шатская

Психологический институт Российской академии образования

Email: arina.shatskaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7283-8011

лаборант, лаборатория психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Akhutina, T.V. (2014). Neurolinguistic analysis of vocabulary, semantics and pragmatics. Moscow: Yazyki Slavyanskoi Kul'tury Publ. (In Russ.)
  2. Akhutina, T.V. (2020). Methods of neuropsychological examination of children aged 6‒9 years. Moscow: V.Yu. Sekachev Publ. (In Russ.)
  3. Cavanaugh, D.M., Clemence, K.J., Teale, M.M., Rule, A.C., & Montgomery, S.E. (2017). Kindergarten scores, storytelling, executive function, and motivation improved through literacy-rich guided play. Early Childhood Education Journal, 45, 831‒843. https://doi.org/10.1007/s10643-016-0832-8
  4. Elkonin, D.B. (1989). Speech development in early childhood. Selected Works. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  5. Elkonin, D.B. (1999). Game psychology. Moscow: Tumanit Publ., Vlados Publ. (In Russ.)
  6. Gagarina, N. (2016). Narratives of Russian – German preschool and primary school bilinguals: Rasskaz and Erzählung. Applied Psycholinguistics, 37(1), 91–122. https://doi.org/10.1017/S0142716415000430
  7. Gagarina, N.V., Klop, D., Kunnari, S., Tantele, K., Välimaa, T., Balčiūnienė, I., Bohnacker, U., & Walters, J. (2012). MAIN: Multilingual assessment instrument for narratives. ZAS Papers in Linguistics, 56, 155‒155. https://doi.org/10.21248/zaspil.56.2019.414
  8. Galperin, P.Y. (2010). On development of mental actions and concepts. Cultural-Historical Psychology, 6(3), 111–114. (In Russ.)
  9. Glozman, Zh., & Soboleva, A. (2022). Neuropsychological diagnostics of school children. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  10. Kipka, O., & Golub, M. (2021). The influence of role-playing game on the development of speech of preschoolers. Akademicheskaya Publitsistika, 3, 331‒337. (In Russ.)
  11. Krafftand, K.C., & Berk, L.E (1998). Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 13(4), 637‒658. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)80065-9
  12. Laranjeiro, D. (2021). Development of game-based m-learning apps for preschoolers. Education Sciences, 11, 229. https://doi.org/10.3390/educsci11050229
  13. Leontiev, A.A. (2004). Language and speech activity in general and pedagogical psychology. Moscow: MPSI Publ. (In Russ.)
  14. Lindgren, J. (2022). The development of narrative skills in monolingual Swedish-speaking children aged 4 to 9: A longitudinal study. Journal of Child Language, 49, 1281–1294. https://doi.org/10.1017/S030500092100057X
  15. Mistry, J. (1993). Cultural context in the development of children's narratives. Advances in Psychology, 103, 207‒228.
  16. Nicolopoulou, A., Cortina, K.S., Ilgaz, H., Cates, C.B., & de Sá, A.B. (2015). Using a narrativeand play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence. Early Childhood Research Quarterly, 31, 147‒162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006
  17. Ovchinnikova, I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9(1), 29‒53.
  18. Pavlenko, A. (2008). Narrative analysis. In L. Wei & M.G. Moyer (Eds.), The Blackwell Guide to Research Methods in Bilingualism and Multilingualism (pp. 311–325). Malden, MA: Blackwell.
  19. Peterson, C., & McCabe, A. (1991). Linking children's connective use and narrative macrostructure. In A. McCabe & C. Peterson (Eds.), Developing Narrative Structure (pp. 29–53). Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
  20. Sawyer, J.E., & Brooks, P.J. (2021). Sociodramatic play enhances preschoolers’ private speech and motivation across activities. Cognitive Development, 59, 101073. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101073
  21. Skrebtsova, T. (2020). Discourse linguistics: Structure, semantics, pragmatics: A course of lectures. Moscow: Yazyki Slavyanskoi Kul'tury Publ. (In Russ.)
  22. Sokhin, F.A. (2014). Tasks for the development of speech of preschoolers in kindergarten. In O. Ushakova (Ed.), Patterns of Mastering the Native Language: The Development of Language and Communication Skills in Preschool Childhood (pp. 48‒60). Moscow: TTs “Sfera” Publ. (In Russ.)
  23. Stepanova, М. (1987). Development of forms and functions of speech of a preschooler in play activities. PhD thesis. Moscow: MSU. (In Russ.)
  24. Tikheeva, E. (2020). The development of children's speech. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
  25. Trabasso, T., & Rodkin, P.C. (2013). Knowledge of goal/plans: A conceptual basis for narrating Frog, Where Are You? In R.A. Berman & D.I. Slobin (Eds.), Relating Events in Narrative: A Crosslinguistic Developmental Study (pp. 85‒106). Psychology Press.
  26. Ushakova, O.S., & Volkova, O.S. (2020). Speech readiness of senior preschoolers for learning in school. Preschool Education Today, 3(14), 51‒59. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10074
  27. Ushakova, О. (2014). Patterns of mastering the native language: The development of language and communication skills in preschool childhood. Moscow: TTs “Sfera” Publ. (In Russ.)
  28. Vygotsky, L. (1982). The development of oral speech. Selected Works (vol. 3). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  29. Vygotsky, L. (2004). The play and its role in child’s development. Child’s Development Psychology (pp. 200‒235). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».