Садоводство и садовая терапия как ресурс психологического благополучия человека

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Садоводство как один из наиболее популярных активных видов взаимодействия с миром флоры используется людьми для удовлетворения различных потребностей (например, интеллектуальной, социальной и др.). При этом его восстановительный потенциал для психики человека, живущего в условиях цифровой эпохи и городской среды, остается недооцененным. Рассматриваются основные эффекты садоводства и садовой терапии для физического и психологического состояния человека, а также его потенциал в контексте укрепления социальных связей и социальной вовлеченности. Отмечается позитивное влияние садоводства на психологическое состояние детей. Освещается потенциал исследований садоводства и садоводческих мероприятий как способа снижения психологического дистресса, возникшего в результате социальной изоляции и малоподвижного образа жизни во время пандемии COVID-19. Анализируются возможные механизмы благоприятного влияния садоводства на психическое здоровье людей как в рамках конкретных теорий, включая теорию восстановления после стресса, теорию восстановления от усталости направленного внимания, теорию фиторезонанса, так и в контексте отдельных современных исследований. Изучены исследования из разных стран мира (Австралия, Великобритания, Иран, Италия, Оман, Румыния, Сингапур, США, Тайвань и Швеция). Представлены ограничения некоторых рассматриваемых исследований, по большей части касающиеся строгости организации их дизайна. Намечены векторы изучения для дальнейших исследований и практического приложения.

Об авторах

Полина Олеговна Андзаурова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: pandzaurova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-0258-2118

аспирант, департамент психологии

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Софья Кимовна Нартова-Бочавер

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: snartovabochaver@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-8061-4154

доктор психологических наук, профессор департамента психологии

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Список литературы

  1. Adevi, A.A., & Mårtensson, F. (2013). Stress rehabilitation through garden therapy: The garden as a place in the recovery from stress. Urban Forestry & Urban Greening, 12(2), 230‒237. https://doi.org/10.1016/j.ufug.2013.01.007
  2. Alekseev, A.P., & Alekseeva, I.Y. (2022). Natural intelligence in the context of digital transformations. Information Society, (1), 2–8. (In Russ.) https://doi.org/10.52605/16059921_2022_01_02
  3. Ambusaidi, A.K., Al-Yahyai, R., Taylor, S., & Taylor, N. (2019). School gardening in early childhood education in Oman: A pilot project with grade 2 students. Science Education International, 30(1), 45‒55.
  4. Andersen, L., Corazon, S.S.S., & Stigsdotter, U.K.K. (2021). Nature exposure and its effects on immune system functioning: A systematic review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4), 1416. https://doi.org/10.3390/ijerph18041416
  5. Annerstedt, M., & Wahrborg, P. (2011). Nature-assisted therapy: Systematic review of controlled and observational studies. Scandinavian Journal of Public Health, 39(4), 371‒88. https://doi.org/10.1177/1403494810396400
  6. Ashton-Shaeffer, C., & Constant, A. (2006). Why do older adults garden? Activities, Adaptation & Aging, 30(2), 1‒18. https://doi.org/10.1300/J016v30n02_01
  7. Astell-Burt, T., Hartig, T., Eckermann, S., Nieuwenhuijsen, M., McMunn, A., Frumkin, H., & Feng, X. (2022). More green, less lonely? A longitudinal cohort study. International Journal of Epidemiology, 51(1), 99‒110. https://doi.org/10.1093/ije/dyab089
  8. Beavers, A.W., Atkinson, A., & Alaimo, K. (2020). How gardening and a gardener support program in detroit influence participants’ diet, food security, and food values. Journal of Hunger & Environmental Nutrition, 15(2), 149‒169. https://doi.org/10.1080/19320248.2019.1587332
  9. Behe, B.K., Huddleston, P.T., & Hall, C.R. (2022). Gardening motivations of U.S. plant purchasers during the COVID-19 pandemic. Journal of Environmental Horticulture, 40(1), 10–17. https://doi.org/10.24266/0738-2898-40.1.10
  10. Boichenko, T.A. (2018). Research in the field of environmental problems: an overview of key results. Science Management and Scientometrics, (1), 26‒46. (In Russ.).
  11. Buru, T.H., Buta, E., Bucur, G., & Cantor, M. (2019). Children – plant interaction using therapeutic horticulture intervention in a Romanian school. Acta Universitatis Sapientiae, Agriculture and Environment, 11(1), 130‒138. https://doi.org/10.2478/ausae-2019-0012
  12. Chalmin-Pui, L.S., Griffiths, A., Roe, J.J., Heaton, T., & Cameron, R.W.F. (2021). Why garden? – Attitudes and the perceived health benefits of home gardening. Cities, 112. https://doi.org/10.1016/j.cities.2021.103118
  13. Clatworthy, J., Hinds, J., & Camic, P.M. (2013). Gardening as a mental health intervention: A review. Mental Health Review Journal, 18(4), 214–225. https://doi.org/10.1108/MHRJ-02-2013-0007
  14. Corley, J., Okely, J.A., Taylor, A.M., Page, D., Welstead, M., & Skarabela, B., Redmond, P., Cox, S.R., & Russ, T.C. (2021). Home garden use during COVID-19: Associations with physical and mental wellbeing in older adults. Journal of Environmental Psychology, 73, 101545. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2020.101545
  15. De Bell, S., White, M., Griffiths, A., Darlow, A., Taylor, T., & Wheeler, B., & Lovell, R. (2020). Spending time in the garden is positively associated with health and wellbeing: Results from a national survey in England. Landscape and Urban Planning, 200, 103836. https://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2020.103836
  16. Dobson, M.C., Reynolds, C., Warren, P.H., & Edmondson, J.L. (2021). “My little piece of the planet”: The multiplicity of well-being benefits from allotment gardening. British Food Journal, 123(3), 1012‒1023. https://doi.org/10.1108/BFJ-07-2020-0593
  17. Elkonin, B.D (2019). Productive action. Cultural-Historical Psychology, 15(1), 116–122. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2019150112
  18. Ghanbari, S., Jafari, F., Bagheri, N., Neamtolahi, S., & Shayanpour, R. (2015). Study of the effect of using purposeful activity (gardening) on depression of female resident in Golestan dormitory of Ahvaz Jundishapur University of Medical Sciences. Journal of Rehabilitation Sciences & Research, 2(1), 8‒11. https://doi.org/10.30476/jrsr.2015.41066
  19. Global Risks Report 2021. (2021). 16th ed. Geneva: World Economic Forum.
  20. Howarth, M., Brettle, A., Hardman, M., & Maden, M. (2020). What is the evidence for the impact of gardens and gardening on health and well-being: A scoping review and evidence-based logic model to guide healthcare strategy decision making on the use of gardening approaches as a social prescription. BMJ Open, 10(7), 036923. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-036923
  21. Jenkins, R. (2016). Landscaping in lockup: The effects of gardening programs on prison inmates. Graduate Theses & Dissertations. Retrieved June 25, 2022, from https://www.semanticscholar.org/paper/Landscaping-in-Lockup%3A-The-Effects-of-Gardening-on-Jenkins/d84d17e3b8a0298d0e183bbdac3f27feb9785235
  22. Johnson, U., Ivarsson, A., Parker, J., Andersen, M.B., & Svetoft, I. (2019). Connection in the fresh air: A study on the benefits of participation in an electronic tracking outdoor gym exercise programme. Montenegrin Journal of Sports Science and Medicine, 8(1), 61‒67. https://doi.org/10.26773/mjssm.190309
  23. Kaplan, R., & Kaplan, S. (1989). The experience of nature: A psychological perspective. Cambridge University Press.
  24. Kapur, R. (2020). Development of skills for good health, well-being and enriching one's living conditions. Retrieved June 25, 2022, from https://www.researchgate.net/publication/342509850_Development_of_Skills_for_Good_Health_Well-being_and_Enriching_one's_Living_Conditions
  25. Koay, W.I., & Dillon, D. (2020). Community gardening: Stress, well-being, and resilience potentials. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(18), 6740. https://doi.org/10.3390/ijerph17186740
  26. Kulakova, E.N., Nastausheva, T.L., & Kondratjeva, I.V. (2021). Scoping review methodology: History, theory and practice. Current Pediatrics, 20(3), 210‒222. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v20i3/2271
  27. Kurilenko, V.B., Ershova, R.V., & Novikova, I.A. (2022). Digital society as cultural-historical context of personality development. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(2), 185–194. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-185-194
  28. Liao, M.L., Ou, S.J., Heng Hsieh, C., Li, Z., & Ko, C.C. (2020). Effects of garden visits on people with dementia: A pilot study. Dementia (London), 19(4), 1009‒1028. https://doi.org/10.1177/1471301218793319
  29. Linden, S., & Grut, J. (2002). The healing fields: Working with psychotherapy and nature to rebuild shattered lives. London: Frances Lincoln Limited.
  30. Lu, L.C., Lan, S.H., Hsieh, Y.P., Yen, Y.Y., Chen, J.C., & Lan, S.J. (2020). Horticultural therapy in patients with dementia: A systematic review and meta-analysis. American Journal of Alzheimer's Disease and other Dementias, 35, 1533317519883498. https://doi.org/10.1177/1533317519883498
  31. Machida, D. (2019). Relationship between community or home gardening and health of the elderly: A web-based cross-sectional survey in Japan. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(8), 1389. https://doi.org/10.3390/ijerph16081389
  32. McCartney, K., Wood, G., Gabbert, K., Warner, M., & Tompkins, N.O.H. (2022). Home gardening resurgence during COVID: Motivations and perceived benefits of participating in grow this! Health Promotion Practice. https://doi.org/10.1177/15248399221102919
  33. Mumaw, L.M., Maller, C., & Bekessy, S. (2017). Strengthening wellbeing in urban communities through wildlife gardening. Cities and the Environment, 10(1), 6.
  34. Nartova-Bochaver, S.K., Mukhortova, E.A., & Irkhin, B.D. (2020). Interaction with the plant world as a source of positive human functioning. Counseling Psychology and Psychotherapy, 28(2), 151–169. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2020280209
  35. Odeh, R., & Guy, C.L. (2017). Gardening for therapeutic people-plant interactions during long-duration space missions. Open Agriculture, 2(1), 1‒13. https://doi.org/10.1515/opag-2017-0001
  36. Ottosson, J., & Grahn, P. (2005). A comparison of leisure time spent in a garden with leisure time spent indoors: On measures of restoration in residents in geriatric care. Landscape Research, 30(1), 23‒55. https://doi.org/10.1080/0142639042000324758
  37. Park, S.A., Shoemaker, C.A., & Haub, M.D. (2009). Physical and psychological health conditions of older adults classified as gardeners or nongardeners. HortScience, 44(1), 206‒210. https://doi.org/10.21273/HORTSCI.44.1.206
  38. Pritchard, A., Richardson, M., Sheffield, D., & McEwan, K. (2020). The relationship between nature connectedness and eudaimonic well-being: A meta-analysis. Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being, 21(3), 1145–1167. https://doi.org/10.1007/s10902-019-00118-6
  39. Privalova, E.A., Ershova, R.V., & Erofeeva, M.A. (2021). The features of proenvironmental behavior of students in the field of energy consumption. Perspectives of Science and Education, 51(3), 86‒98. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.6
  40. Relf, D. (1992). Human issues in horticulture. HortTechnology, 2(2), 159‒171.
  41. Richardson, E.A., Pearce, J., Shortt, N.K., & Mitchell, R. (2017). The role of public and private natural space in children's social, emotional and behavioural development in Scotland: A longitudinal study. Environmental Research, 158, 729‒736. https://doi.org/10.1016/j.envres.2017.07.038
  42. Scott, T.L., Masser, B.M., & Pachana, N.A. (2020). Positive aging benefits of home and community gardening activities: Older adults report enhanced self-esteem, productive endeavours, social engagement and exercise. SAGE Open Medicine, 8, 2050312120901732. https://doi.org/10.1177/2050312120901732
  43. Sempik, J., Aldridge, J., & Becker, S. (2003). Social and therapeutic horticulture: Evidence and messages from research, thrive in association with the centre for child and family research. Loughborough University.
  44. Sheinov, V.P. (2021). Smartphone addiction and personality: Review of international research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 18(1), 235‒253. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253
  45. Sia, A., Tan, P.Y., Wong, J.C.M., Araib, S., Ang, W.F., & Er, K.B.H. (2022). The impact of gardening on mental resilience in times of stress: A case study during the COVID-19 pandemic in Singapore. Urban Forestry & Urban Greening, 68, 127448. https://doi.org/10.1016/j.ufug.2021.127448
  46. Smith-Carrier, T.A., Béres, L., Johnson, K., Blake, C., & Howard, J. (2021). Digging into the experiences of therapeutic gardening for people with dementia: An interpretative phenomenological analysis. Dementia (London), 20(1), 130‒147. https://doi.org/10.1177/1471301219869121
  47. Soga, M., Gaston, K.J., & Yamaura, Y. (2017). Gardening is beneficial for health: A meta-analysis. Preventive Medicine Reports, 5, 92‒99. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2016.11.007
  48. Spano, G., D'Este, M., Giannico, V., Carrus, G., Elia, M., Lafortezza, R., Panno, A., & Sanesi, G. (2020). Are community gardening and horticultural interventions beneficial for psychosocial well-being? A meta-analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(10), 3584. https://doi.org/10.3390/ijerph17103584
  49. Summers, J.K., & Vivian, D.N. (2018). Ecotherapy – a forgotten ecosystem service: A review. Frontiers in Psychology, 9, 1389. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01389
  50. Theodorou, A., Panno, A., Carrus, G., Carbone, G.A., Massullo, C., & Imperatori, C. (2021). Stay home, stay safe, stay green: The role of gardening activities on mental health during the COVID-19 home confinement. Urban Forestry & Urban Greening, 61, 127091. https://doi.org/10.1016/j.ufug.2021.127091
  51. Tseng, W.S., Ma, Y.C., Wong, W.K., Yeh, Y.T., Wang, W.I., & Cheng, S.H. (2020). An indoor gardening planting table game design to improve the cognitive performance of the elderly with mild and moderate dementia. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(5), 1483. https://doi.org/10.3390/ijerph17051483
  52. Tu, H.M. (2022). Effect of horticultural therapy on mental health: A meta-analysis of randomized controlled trials. Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing, 29(4), 603‒615. https://doi.org/10.1111/jpm.12818
  53. Tu, H.M., & Chiu, P.Y. (2020). Meta-analysis of controlled trials testing horticultural therapy for the improvement of cognitive function. Scientific Reports, 10(1), 14637. https://doi.org/10.1038/s41598-020-71621-7
  54. Ulrich, R.S., Simons, R.F., Losito, B.D., Florito, E., Miles, M.A., & Zelson, M. (1991). Stress recovery during exposure to natural and urban environments. Journal of Environmental Psychology, 11(3), 201–230. https://doi.org/10.1016/S0272-4944(05)80184-7
  55. Van Lier, L.E., Utter, J., Denny, S., Lucassen, M., Dyson, B., & Clark, T. (2017). Home gardening and the health and well-being of adolescents. Health Promotion Practice, 18(1), 34‒43. https://doi.org/10.1177/1524839916673606
  56. Voiskounsky, A.E., & Smyslova, O.V. (2020). Cybersickness in virtual reality: Key factors and sensory integration. Psikhologicheskii Zhurnal, 41(1), 56‒64. (In Russ.)
  57. Wallace, T.C., Bailey, R.L., Blumberg, J.B., Burton-Freeman, B., Chen, C.O., & Crowe-White, K.M., Drewnowski, A., Hooshmand, S., Johnson, E., Lewis, R., Murray, R., Shapses, S.A., & Wang, D.D. (2020). Fruits, vegetables, and health: A comprehensive narrative, umbrella review of the science and recommendations for enhanced public policy to improve intake. Critical Reviews in Food Science and Nutrition, 60(13), 2174‒2211. https://doi.org/10.1080/10408398.2019.1632258
  58. Wang, C., Geng, L., & Rodríguez-Casallas, J. D. (2021). The role of nature-deficit disorder in the associations between mobile phone overuse and well-being and mindfulness. Current Psychology, 42, 1‒12. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01453-9
  59. White, M.P., Alcock, I., Grellier, J., Wheeler, B.W., Hartig, T., Warber, S.L., Bone, A., Depledge, M.H., & Fleming, L.E. (2019). Spending at least 120 minutes a week in nature is associated with good health and wellbeing. Scientific Reports, 9(1), 1‒11. https://doi.org/10.1038/s41598-019-44097-3
  60. Wilson, E.O. (2016). Biophilia. The human bond with other species. Moscow: URSS Publ., LENAND Publ. (In Russ.)
  61. Wood, C.J., Pretty, J., & Griffin, M. (2016). A case – control study of the health and well-being benefits of allotment gardening. Journal of Public Health, 38(3), e336‒e344. https://doi.org/10.1093/pubmed/fdv146

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».