Профессиональное самоопределение личности и ресурсы психологической готовности к выбору профессии: обзор российских и зарубежных исследований


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Динамика изменений, происходящих в профессиональной жизни человека в современном обществе, актуализирует фундаментальное и практическое значение проблемы профессионального самоопределения, в частности психологических аспектов первичной профессионализации и выбора профессии. Цель статьи - обзорно-аналитическое исследование современных научных представлений о психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Поставлена задача раскрыть понимание концепта психологической готовности в контексте вопросов профессионального самоопределения обучающихся и охарактеризовать современные тренды в изучении ресурсов психологической готовности к выбору профессии. Представленные в научной литературе теоретические и эмпирические данные указывают на широкую вариативность и существенные различия в трактовке понятия психологической готовности к выбору профессии. При этом, несмотря на имеющие место терминологические расхождения, психологическая готовность к профессиональному самоопределению рассматривается российскими и зарубежными авторами как важнейший фактор профессиональной успешности, благополучия и удовлетворенности жизнью в целом. Обсуждаются эмпирические данные о ключевой роли ресурсов психологической готовности. Поднимается проблема отсутствия в рамках единого исследования комплексного анализа разноуровневых ресурсов готовности к выбору профессии и дальнейшему ее освоению. Показаны перспектива рассмотрения саморегуляции и регуляторных ресурсов для исследования проблематики психологической готовности к профессиональному самоопределению человека и потенциал проведения комплексных исследований личностных и регуляторных ресурсов готовности к выбору профессии, позволяющих строить многокомпонентные интегративные модели для прояснения сложных взаимосвязей между данными феноменами.

Об авторах

Наиля Гумеровна Кондратюк

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.kondratyuk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2907-9771
SPIN-код: 5280-6144
ResearcherId: C-2006-2019

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

Анна Михайловна Потанина

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: a.m.potan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4358-6948
SPIN-код: 6840-4027
ResearcherId: AAF-9474-2021

научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

Варвара Ильинична Моросанова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: morosanova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7694-1945
SPIN-код: 4335-5542
Scopus Author ID: 6506351065
ResearcherId: J-5946-2016

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

Список литературы

  1. Ahmed, W., & Mudrey, R. R. (2019). The role of motivational factors in predicting STEM career aspirations. International Journal of School & Educational Psychology, 7(3), 201–214. https://doi.org/10.1080/21683603.2017.1401499
  2. Akkermans, J., da Motta Veiga, S. P., Hirschi A., & Marciniak J. (2024). Career transitions across the lifespan: A review and research agenda. Journal of Vocational Behavior, 148, 103957. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2023.103957
  3. Akkermans, J., Paradniké, K., Van der Heijden, B. I. J. M., & De Vos, A. (2018). The best of both worlds: The role of career adaptability and career competencies in students’ well-being and performance. Frontiers in Psychology, 9, 1678. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01678
  4. Akosah-Twumasi, P., Emeto, T. I., Lindsay, D., Tsey, K., & Malau-Aduli, B. S. (2018). A systematic review of factors that influence youths career choices – the role of culture. Frontiers in Education, 3, 58. https://doi.org/10.3389/feduc.2018.00058
  5. Andre, L., van Vianen, A. E., Peetsma, T. T. D., & Oort, F. J. (2018). Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health. PloS one, 13(1), e0190492. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492
  6. Andreeva, A. D., Lisichkina, A. G., & Brimova, L. A. (2021). Dynamics of professional identity in high school students of Moscow and regional schools. Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology, (2), 127–140. (In Russ.). https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-2-127-140
  7. Andreeva, A. D. & Lisichkina, A. G. (2022). The problem of professional self-determination of youth in the research of the Psychological Institute: 1920–2020. Theoretical and Experimental Psychology, 15(3), 198–210. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-198-210
  8. Andreeva, A. D. & Lisichkina, A. G. (2023). Young students’ psychological readiness for active self-realization: methodological tools. Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology, (1), 96–109. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-96-109
  9. Arendachuk, I. V. (2016). Motivational readiness of law students for future professional work. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Development Psychology, 5(3), 195–203. (In Russ.). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-3-195-203
  10. Avram, E., Burtaverde, V., & Zanfirescu, A. Ș. (2019). The incremental validity of career adaptability in predicting academic performance. Social Psychology of Education, 22(4), 867–882. https://doi.org/10.1007/s11218-019-09505-6
  11. Beier, M. E., Kim, M. H., Saterbak, A., Leautaud, V., Bishnoi, S., & Gilberto, J. M. (2018). The effect of authentic project‐based learning on attitudes and career aspirations in STEM. Journal of Research in Science Teaching, 56(1), 3–23. https://doi.org/10.1002/tea.21465
  12. Belogai, K. N., Varakina, T. E., Morozova, I. S., Bugrova, N. A., & Kretsan, Z. V. (2022). Readiness for educational choice in different groups of university students: Toward a problem statement. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, (11), 60–71. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.9
  13. Bergmark, U., Lundström, S., Manderstedt, L., & Palo, A. (2018). Why become a teacher? Student teachers’ perceptions of the teaching profession and motives for career choice. European Journal of Teacher Education, 41(3), 266–281. https://doi.org/10.1080/02619768.2018.1448784
  14. Boo, S., Wang, C., & Kim, M. (2021). Career adaptability, future time perspective, and career anxiety among undergraduate students: A cross-national comparison. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 29, 100328. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2021.100328
  15. Bozhovich, L. I. (2008). Personality and its formation in childhood. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  16. Cabras, C., & Mondo, M. (2017). Future orientation as a mediator between career adaptability and life satisfaction in university students. Journal of Career Development, 45(6), 597–609. https://doi.org/10.1177/0894845317727616
  17. Chekalina, M. S. (2020). Self-regulation and its components as a condition of readiness for professional self-determination. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(1), 65–71. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-65-71
  18. Cheremenskaya, M. A. (2024). Approaches to professional self-determination in social psychology. National Psychological Journal, 19(1), 90–100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106
  19. Chistyakova, S. N. (2018). The relevance of students' professional self-determination problem in modern conditions. Vocational Education and Labor Market, (1), 54–60.
  20. Danilova, E. E. (2021). Motivation for choosing a future profession among high school students of the metropolis. Actual Problems of Psychological Knowledge, (1–2), 31–38. (In Russ.)
  21. Di Maggio, I., Ginevra, M. C., Santilli, S., Nota, L., & Soresi, S. (2020). The role of career adaptability, the tendency to consider systemic challenges to attain a sustainable development, and hope to improve investments in higher education. Frontiers in Psychology, 11, 1926. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01926
  22. Dostanić, J., Suvajdžić, K., & Krpović-Bojanić, Ž. (2021). Decision‐making styles, career decision self‐efficacy, and career adaptability among high school students. The Career Development Quarterly, 69(1), 63–77. https://doi.org/10.1002/cdq.12249
  23. Dubrovina, I. V. (2019). The problem of psychological readiness of modern high school students for professional self-determination. The World of psychology, (4), 79–87. (In Russ.).
  24. Dubrovina, I. V. (2020). Psychological culture of personality as a factor of self-determination in early youth. Humanization of Education, (2), 4–15. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10097
  25. Guan, Y., Dai, X., Gong, Q., Deng, Y., Hou, Y., Dong, Z., Wang, L., Huang, Zh., & Lai, X. (2017). Understanding the trait basis of career adaptability: A two-wave mediation analysis among Chinese university students. Journal of Vocational Behavior, 101, 32–42. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2017.04.004
  26. Hirschi, A. (2011). Career-choice readiness in adolescence: Developmental trajectories and individual differences. Journal of Vocational Behavior, 79(2), 340–348. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2011.05.005
  27. Hirschi, A., & Koen, J. (2021). Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration. Journal of Vocational Behavior, 126, 103505. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103505
  28. Hou, C., Wu, Y., & Liu, Z. (2019). Career decision-making self-efficacy mediates the effect of social support on career adaptability: A longitudinal study. Social Behavior and Personality: An International Journal, 47(5), 1–13. https://doi.org/10.2224/sbp.8157
  29. Hui, K., & Lent, R. W. (2018). The roles of family, culture, and social cognitive variables in the career interests and goals of Asian American college students. Journal of Counseling Psychology, 65(1), 98–109. https://doi.org/10.1037/cou0000235
  30. İspir, Ö., Elibol, E., & Sönmez, B. (2019). The relationship of personality traits and entrepreneurship tendencies with career adaptability of nursing students. Nurse Education Today, 79, 41–47. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2019.05.017
  31. Jackson, D., & Tomlinson, M. (2020). Investigating the relationship between career planning, proactivity and employability perceptions among higher education students in uncertain labour market conditions. Higher Education, 80(3), 435–455. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00490-5
  32. Jia, Y., Hou, Z. J., & Shen, J. (2020). Adolescents’ future time perspective and career construction: Career adaptability as mediator and hope as moderator. Journal of Career Development, 49(1), 202–217. https://doi.org/10.1177/0894845320926579
  33. Jia, Y., Hou, Z. J., Zhang, H., & Xiao, Y. (2020). Future time perspective, career adaptability, anxiety, and career decision-making difficulty: Exploring mediations and moderations. Journal of Career Development, 49(2), 282–296. https://doi.org/10.1177/0894845320941922
  34. Johnston, C.S. (2016). A systematic review of the career adaptability literature and future outlook. Journal of Career Assessment, 26(1), 3–30. https://doi.org/10.1177/1069072716679921
  35. Juntunen, C. L., Motl, T. C., & Rozzi, M. (2019). Major career theories: International and developmental perspectives. In J. A. Athanasou, H.N. Perera (Eds.), International handbook of career guidance (pp. 45–72). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-25153-6_3
  36. Kharchenko, I. I., & Arsentyeva, N. M. (2019). Paradoxes of the professional orientation of youth: what is of top priority – interests and self-realization or needs of the economy. Sotsiodinamika, (12), 86–102. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31800
  37. Kleine, A. K., Schmitt, A., & Wisse, B. (2021). Students' career exploration: A meta-analysis. Journal of Vocational Behavior, 131, 103645. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103645
  38. Kondratyuk, N. G., Burmistrova-Savenkova, A.V., & Morosanova, V.I. (2021). A psychometric analysis of the Russian career adaptabilities scale in high school students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 8(3), 555–575. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575
  39. Kondratyuk, N. G., Burmistrova-Savenkova, A. V., & Morosanova, V. (2023). What determines professional plans in high school students. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 20(3), 500–522. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-3-500-522
  40. Krannich, M., Goetz, T., Lipnevich, A. A., Bieg, M., Roos, A. L., Becker, E. S., & Morger, V. (2019). Being over-or underchallenged in class: Effects on students' career aspirations via academic self-concept and boredom. Learning and Individual Differences, 69, 206–218. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.10.004
  41. Lee, S., Jung, J., Baek, S., & Lee, S. (2022). The relationship between career decision-making self-efficacy, career preparation behaviour and career decision difficulties among South Korean college students. Sustainability, 14(21), 14384. https://doi.org/10.3390/su142114384
  42. Lent, R. W., & Brown, S. D. (2019). Social cognitive career theory at 25: Empirical status of the interest, choice, and performance models. Journal of Vocational Behavior, 115, 103316. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.06.004
  43. Lent, R. W., Morris, T. R., Penn, L. T., & Ireland, G. W. (2019). Social-cognitive predictors of career exploration and decision-making: Longitudinal test of the career self- management model. Journal of Counseling Psychology, 66(2), 184–194. https://doi.org/10.1037/cou0000307
  44. Li, H., Ngo, H. Y., & Cheung, F. (2019). Linking protean career orientation and career decidedness: The mediating role of career decision self-efficacy. Journal of Vocational Behavior, 115, 103322. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.103322
  45. Lugovskii, V. A., Surzhenko, L. V., & Kokh, M. N. (2018). Psychological readiness for professional activity as the basis for the university graduates’ competitive ability. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 24(1), 65–69. (In Russ.).
  46. Marciniak, J., Johnston, C. S., Steiner, R. S., & Hirschi, A. (2022). Career preparedness among adolescents: A review of key components and directions for future research. Journal of Career Development, 49(1), 18–40. https://doi.org/10.1177/0894845320943951
  47. Mau, W. J., & Li, J. (2018). Factors influencing STEM career aspirations of underrepresented high school students. The Career Development Quarterly, 66(3), 246–258. https://doi.org/10.1002/cdq.12146
  48. Merino-Tejedor, E., Hontangas, P. M., & Boada-Grau, J. (2016). Career adaptability and its relation to self-regulation, career construction, and academic engagement among Spanish university students. Journal of Vocational Behavior, 93, 92–102. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2016.01.005
  49. Morosanova, V. I. & Kondratyuk, N. G. (2022). Contribution of conscious self-regulation and personality traits to the professionally oriented resources of students. Pedagogika, 86(2), 18–36. (In Russ.)
  50. Napolitano, C. M., Hoff, K. A., Ming, C. W. J., Tu, N., & Rounds, J. (2020). Great expectations: Adolescents' intentional self-regulation predicts career aspiration and expectation consistency. Journal of Vocational Behavior, 120, 103423. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103423
  51. Öztemel, K., & Yıldız-Akyol, E. (2019). The predictive role of happiness, social support, and future time orientation in career adaptability. Journal of Career Development, 48(3), 199–212. https://doi.org/10.1177/0894845319840437
  52. Park, I. J., Gu, M., & Hai, S. (2020). How can personality enhance sustainable career management? The mediation effects of future time perspective in career decisions. Sustainability, 12(3), 1167. https://doi.org/10.3390/su12031167
  53. Penn, L. T., & Lent, R. W. (2018). The joint roles of career decision self-efficacy and personality traits in the prediction of career decidedness and decisional difficulty. Journal of Career Assessment, 27(3), 457–470. https://doi.org/10.1177/1069072718758296
  54. Phillips-Berenstein, M., Willner, T., & Gati, I. (2023). Psychosocial readiness for college: A multidimensional model and measure for students entering college in their twenties. Journal of Career Assessment, 32(4), 623–649. https://doi.org/10.1177/10690727231186770
  55. Popov, L. M., & Puchkova, I. M. (2015). Theoretical and experimental substantiation of the model of students’ psychological readiness for professional activities. The Journal of Education and Self-Development, 1(43), 53–58. (In Russ.)
  56. Povarenkov, Yu. P. (2021). Systemogenetic approach to the analysis of a professional's career goals. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (3), 118–126. (In Russ.)
  57. Pryazhnikov, N. S. (2018). Proforentology. Textbook and practice exercises. Ser. 58 Bachelor. Academic course (1st ed.). Moscow: Yurait Publ.
  58. Rudolph, C. W., Kooij, D. T., Rauvola, R. S., & Zacher, H. (2018). Occupational future time perspective: A meta‐analysis of antecedents and outcomes. Journal of Organizational Behavior, 39(2), 229–248. https://doi.org/10.1002/job.2264
  59. Santilli, S., Grossen, S., & Nota, L. (2020). Career adaptability, resilience, and life satisfaction among Italian and Belgian middle school students. The Career Development Quarterly, 68(3), 194–207. https://doi.org/10.1002/cdq.12231
  60. Santos, A., Wang, W., & Lewis, J. (2018). Emotional intelligence and career decision-making difficulties: The mediating role of career decision self-efficacy. Journal of Vocational Behavior, 107, 295–309. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2018.05.008
  61. Savickas, M. L., Porfeli, E. J., Hilton, T. L., & Savickas, S. (2018). The student career construction inventory. Journal of Vocational Behavior, 106, 138–152. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2018.01.009
  62. Savickas, M. L., & Savickas, S. (2019). A history of career counselling. In J.A. Athanasou, H. N. Perera (Eds.), International handbook of career guidance (pp. 25–43). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-25153-6_2
  63. Sou, E. K., Yuen, M., & Chen, G. (2022). Career adaptability as a mediator between social capital and career engagement. The Career Development Quarterly, 70(1), 2–15. https://doi.org/10.1002/cdq.12289
  64. Stead, G. B., LaVeck, L. M., & Hurtado Rua, S. M. (2021). Career adaptability and career decision self-efficacy: Meta-analysis. Journal of Career Development, 49(4), 951–964. https://doi.org/10.1177/08948453211012477
  65. Tuatul, M., Setyabudi, I., Nugroho, S. I., & Indah, U. (2019). The effect of teaching quality on student career choice: The mediating role of student goal orientation. Integration of Education, 23(4), 541–555. https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.541-555
  66. Tolochek, V. A. (2022). Professional career as a phenomenon: open questions. Part 1. Organizational Psychology, 12(4), 9–28. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/2312-5942-2022-12-4-9-28
  67. Troitskaya Yu. V. (2014). Professional mobility: Russian and foreign treatment of the term. Pedagogical Education in Russia, (9), 122–126.
  68. Vashisht, S., Kaushal, P., & Vashisht, R. (2023). Emotional intelligence, personality variables and career adaptability: a systematic review and meta-analysis. Vision: The Journal of Business Perspective, 27(3), 316–328. https://doi.org/10.1177/0972262921989877
  69. Volodina, S. A., Filippov, S. P. (2021). Motivational readiness of students to pedago- gical activities. Problems of Modern Education, (1), 70–77. (In Russ). https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-1-70-77
  70. Zakharova, E. A., & Ezhova, Yu. M. (2018). Motivational readiness as part of psychological readiness to professional activity of medical students. Meditsinskii Al'manakh, (12), 14–18. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».