Дополнительное образование и активность приобщения к художественной культуре в структуре свободного времени современных российских подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены особенности предпочтений в проведении свободного времени у российских подростков на этапе обучения в основной и старшей школе. В анонимном анкетном опросе участвовало 40 575 учащихся 7-11-х классов общеобразовательных школ из 17 регионов РФ. С целью выявления особенностей приобщения подростков к искусству в структуре свободного времени и в системе дополнительного образования были проанализированы показатели включенности в систему дополнительных занятий художественной направленности («охват», предпочтения видов искусств и мотивация занятий). Также было исследовано влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов (образовательный и материальный статус семьи и др.) на активность привлечения подростков к художественной культуре. Показано, что стили приобщения подростков к искусству в содержательном отношении заметно отличаются в зависимости от включенности учащихся в систему дополнительного образования, дифференцируя их относительно активной и пассивной форм. Специальный анализ ответов в подвыборках учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования художественной направленности, позволил охарактеризовать ряд тенденций в мотивах, обуславливающих посещение занятий. Выявлено, что в настоящее время использование школьниками новых информационных технологий в существенной степени вытесняет традиционные формы дополнительного образования учащихся в сфере искусства. Для тех учащихся, кто посещает занятия в кинои фотостудии, характерен комплекс мотивов, определяющих социальную ориентированность (стремление показать свое превосходство над другими, занять особое положение среди друзей и подруг).

Об авторах

Владимир Самуилович Собкин

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: sobkin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2339-9080
SPIN-код: 8199-5832
Scopus Author ID: 6602545172
ResearcherId: A-8822-2017

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 4

Екатерина Александровна Калашникова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: 5405956@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4429-623X
SPIN-код: 1977-7376
Scopus Author ID: 55341693300
ResearcherId: AAD-8857-2020

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Akishina, E.M. (2021). Modern trends in art education as a response to sociocultural challenges. The World of Science, Culture and Education, (1), 29–32. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-29-32
  2. Akishina, E.M., Alekseeva, L.L., Albov, A.P., Galchuk, O.V., Zhgenti, I.V., Komandyshko, E.F., Krasilnikov, I.M., Kuznetsova, V.V., Melik-Pashaev, A.A., Nilov, V.N., Savenkova, L.G., Stukalova, O.V., Torshilova, E.M., Fomina, N.N., & Yudushkina, O.V. (2019). Modernization of art education: Problems and solutions. Moscow: Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education “Institute of Art Education”. (In Russ.)
  3. Bardakova, N.M. (2018). Professional self-determination of schoolchildren. Problems of Modern Pedagogical Education, (59‒3), 64–67. (In Russ.)
  4. Bezdetko, K.A., Titova, T.A., Bulganina, A.E., Hizhnaya, A.V., & Bulganina, S.V. (2019). Directions for improving the system of additional education of children. Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, (6), 5–10. (In Russ.)
  5. Danelyan, V.R., Kiseleva, O.I., & Medved, E.I. (2018). The formation of spiritually-moral culture of the adolescent means a theatrical leisure. Science and Technology: Urgent Issue, Achievements, Innovations: Conference Proceedings (pp. 193–200). Moscow: Institute of Lifelong Education. (In Russ.)
  6. Fursenko, T.F. (2019). Value orientations development in adolescents by means of folk music. Psychological Science and Education, 24(2), 29–36. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2019240203
  7. Gerasina, S.Yu. (2019). Motivation for teenagers to choose their leisure. NovaInfo.Ru, (104), 101–103. (In Russ.)
  8. Glinkin, A.V., Danilova, T.A., & Shvachko, E.V. (2023). Educational and upbringing potential of traditional folk culture and the practice of its realization in cultural and leisure activities of the region. Chelyabinsk: South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky. (In Russ.)
  9. Ivanova, M.V. (2022). Features of modern artistic-aesthetic education and its implementation in general and additional education. Obrazovatel'nyi Forsait, (3), 119–125. (In Russ.)
  10. Kabkova, E.P., & Kudritskaya, O.O. (2018). Pedagogical approaches and methods for developing students' creativity. Innovations and Traditions in the Sphere of Culture, Art and Education: Conference Proceedings (vol. 2, pp. 121–131). Moscow: Pero Publ. (In Russ.)
  11. Kamenskaya, V.G., & Tomanov, L.V. (2022). Digital technologies and their impact on the social and psychological characteristics of adolecsents. Experimental Psychology, 15(1), 139–159. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
  12. Karpova, N.L., Mironova, K.V., Borisenko, N.A., & Dmitrenko, S.F. (Eds.). (2020). Psychology. Literature. Theater. Cinema. Moscow: Association of School Librarians of the Russian World. (In Russ.)
  13. Kechaeva, M.V., & Salynina, S.Y. (2023). The role of the system of additional education of children in the process of socialization of the individual. Modern Problems of Science and Education, (1), 9. (In Russ.) https://doi.org/10.17513/spno.32367
  14. Kobozeva, I.S. (2018). Intercultural orientation and multicultural character of modern music education. Music and Art Education in the Modern World: Traditions and Innovations: Conference Proceedings (pp. 42–47). Taganrog: A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics. (In Russ.)
  15. Kolosova, E.A., & Droste, M.A. (2022). Consumer behavior of Moscow teenagers in the entertainment services market: Experience of sociological analysis. Comprehensive Child Studies, 4(3), 163–170. (In Russ.) https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-163-170
  16. Kosaretskii, S.G., Goshin, M.E., & Ivanov, I.Yu. (2022). Schoolchildren's participation in supplementary education: Information bulletin. Monitoring the Economics of Education, (13). Moscow: HSE University. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2674-3
  17. Lykova, E.S., & Sukharev, A.I. (2020). Problems of art and educational education in the conditions of distance learning. Modern High Technologies, (12‒2), 368–372. (In Russ.) https://doi.org/10.17513/snt.38458
  18. Nizamutdinova, S.M. (2021). Tasks of creative training and education in the digital age. Bulletin of the International Centre of Art and Education, (2) 274–281. (In Russ.)
  19. Panova, N.G. (2021). Musical performance as a means of moral education for children and youth in the context of leisure time. The World of Science, Culture and Education, (6), 190–192. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-190-192
  20. Pigovaeva, N.Y., Ryspaev, T.G., & Pigovaeva, O.Y. (2021). Aesthetic education of children by means of choreographic art. The World of Science, Culture and Education, (2), 384–386. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-384-387
  21. Rapatskaya, L.A., Konovalov, A.A., Lomov, S.P., Toropova, A.V., & Shkapa E.A. (Eds.). (2021). Theory and methodology of general and vocational education: Music and fine arts: a monograph. Moscow: Moscow Pedagogical State University. (In Russ.)
  22. Serdobintseva, E.A., Karabanova, N.V., & Utkina, T.V. (2019). Teaching schoolchildren literature in terms of additional, general and higher education. The Humanities and Education, 10(1), 116–120. (In Russ.)
  23. Shishkina, S.V., Shutova, T.A., & Velichko, Yu.V. (2020). School theater as a means of development of musical and creative abilities of children in the conditions of additional education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (1), 48–55. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-1-48-55
  24. Sobkin, V.S., & Levin, V.A. (1989). Art education and aesthetic nurture. Voprosy Psychologi, (1), 24–31. (In Russ.)
  25. Sobkin, V.S., & Kalashnikova, E.A. (2014). Primary school student: Attitude to additional education. Educational Policy, (1), 27‒40. (In Russ.)
  26. Sobkin, V.S., & Kalashnikova, E.A. (2018). Attitude to supplementary education in students of the secondary and high school: Social and psychological aspects. National Psychological Journal, (1), 63–76. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2018.0106
  27. Sobkin, V.S., & Kalashnikova, E.A. (2023). Influence of inclusion in the system of additional education on the styling features of involvement to art of students of the basic and high school. Modern Directions of Research in Psychology: Challenges of the Third Decade of the 21st Century: Conference Proceedings (pp. 158‒164). Tver: Tver State University. (In Russ.)
  28. Sobkin, V.S., & Pisarskii, P.S. (1992). Dynamics of art preferences of high school students. Based on the materials of a sociological study in 1976 and 1991. Moscow: Ministry of Education of the Russian Federation. (In Russ.)
  29. Sukhorukov, I.S. (2021). Traditional folk art in the system of means of forming the ethnocultural identity of adolescents and youth. Uchenye Zapiski, (3), 273–289. (In Russ.)
  30. Ukolova, L.I. (2022). Pedagogical influence of the musical environment as a factor of creativity, spiritual improvement, moral searches created by representatives of Russian culture. Pedagogical Scientific Journal, (3), 20–28. (In Russ.)
  31. Ukolova, L.I., & Kudrinskaya, I.V. (2021). Formation of motivation for successful educational activities of students in vocal classes in the system additional education. Anthropological Didactics and Upbringing, 4(1), 23–33. (In Russ.)
  32. Yushkova, A.D., & Ovsyannikova, O.A. (2020). Development of creative thinking in primary school children in fine art lessons. E-Scio, (6), 417–426. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».