Перспективы использования биологической обратной связи для обучения музыкантов-исполнителей
- Авторы: Петренко Т.И.1, Базанова О.М.2, Кабардов М.К.3
-
Учреждения:
- Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке
- Институт физиологии и фундаментальной медицины
- Психологический институт Российской академии образования
- Выпуск: Том 16, № 4 (2019)
- Страницы: 495-516
- Раздел: ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347422
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-495-516
- ID: 347422
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Использование биологической обратной связи (БОС) для тренинга контроля психологических и физиологических функций, необходимых для достижения успеха в психомоторной деятельности, становится актуальным для профессионального обучения музыкантов-исполнителей. С целью изучения перспектив использования биоуправления для повышения эффективности обучения музыкантов сравнивались два способа преподавания: с привлечением БОС для повышения альфа-мощности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с одновременным снижением напряжения мышц лба (альфа-ЭЭГ/ЭМГ) и без БОС (ложное биоуправление). Для этого 50 студентов-музыкантов (18-28 лет) были разделены рандомизированно по возрасту, полу, исполнительской специальности и уровню частоты альфа-пика ЭЭГ на две группы. Первая проходила курс обучения (20-22 занятия) с БОС, вторая - с ложным БОС. До и после обоих видов преподавания оценивались исполнение музыки, ситуативная тревожность, самоактуализация, коэффициент оптимальности исполнительского движения (Ко) и эффективность единичной сессии биоуправления (Э1), рассчитанные по динамике мощности ЭЭГ в отведении Pz в индивидуально-установленном альфа-2 диапазоне и интегральной мощности ЭМГ поверхностных мышц лба при движении пальцев. Преподавание с помощью биоуправления привело к улучшению исполнения музыки, увеличению самоактуализации, Ко и Э1 при снижении сценической тревожности. В группе ложного биоуправления студенты не достигли таких улучшений. При использовании БОС у студентов с исходно низкой частотой альфа-пика (НЧ) отмечался больший прирост Ко и Э1 оценок за исполнение музыки, чем у студентов с исходно высокой частотой альфа-пика (ВЧ), которые уже на первом занятии демонстрировали Э1 больше, чем студенты НЧ. У студентов НЧ занятия без помощи биоуправления не изменили изучаемые показатели. В настоящем пилотном плацебо-контролируемом исследовании было продемонстрировано, что результативность обучения музыкантов повышается при использовании в преподавании биоуправления, а эффективность обучения зависит от исходного значения частоты генерации альфа-волн мозга.
Об авторах
Татьяна Ивановна Петренко
Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке
Автор, ответственный за переписку.
Email: petrenkoti@yandex.ru
SPIN-код: 4376-9550
профессор кафедры фортепианного искусства
Российская Федерация, 123060, Москва, ул. Маршала Соколовского, 10Ольга Михайловна Базанова
Институт физиологии и фундаментальной медицины
Email: bazanovaom@physiol.ru
SPIN-код: 9237-2027
доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки
Российская Федерация, 630117, Новосибирск, ул. Тимакова, 4Мухамед Каншобиевич Кабардов
Психологический институт Российской академии образования
Email: kabardov@mail.ru
Doctor of Psychology, Professor, is head of the Laboratory of Differential Psychology and Psychophysiology
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, корп. 4Список литературы
- Anokhin P.K. (1973). Printsipial’nye voprosy obshchei teorii funktsional’nykh sistem. In P.K. Anohin (Ed.), Printsipy Sistemnoi Organizatsii Funktsii (pp. 5–61) Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
- Bazanova, O.M., & Aftanas, L.I. (2006). Uspeshnost’ obucheniya i individual’nye chastotnodinamicheskie kharakteristiki al’fa-aktivnosti EEG. Vestnik RAMN, (6), 30–43. (In Russ.)
- Bazanova, O.M., & Aftanas, L.I. (2008). Individual measures of electroencephalogram alpha activity and non-verbal creativity. Neuroscience and Behavioral Physiology, 38(3), 227–235. https://doi.org/10.1007/s11055-008-0034-y
- Bazanova, O.M., Alekseeva, M.V., Balioz, N.V., Muravleva, K.B., & Sapina, E.V. (2012). Issledovanie treninga proizvol’nogo uvelicheniya al’fa-moshchnosti EEG dlya uluchsheniya kognitivnoi dejatel’nosti. Fiziologiya Cheloveka, 38(1), 51–60. (In Russ.)
- Bazanova, O.M., Nikolenko, E.D., & Barry, R.J. (2017). Reactivity of alpha rhythms to eyes opening (the Berger effect) during menstrual cycle phases. Journal of Psychophysiology, 122, 56–64. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2017.05.001
- Bazanova, O.M., & Vernon, D. (2014). Interpreting EEG alpha activity. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 44, 94–110. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.05.007
- Bernshtejn, N.A. (1947). O Postroenii Dvizhenij. Moscow: Medgiz Publ. (In Russ.)
- Bernshtejn, N.A. (1966). Ocherki po Fiziologii Dvizhenij i Fiziologii Aktivnosti. Moscow: Medicina Publ. (In Russ.)
- Cacioppo, J.T., & Martzke, J.S., Petty, R.E., & Tassinary, L.G. (1988). By Specific forms of facial EMG response index emotions during an interview: From Darwin to the continuous flow hypothesis of affect-laden information processing. Journal of Personality and Social Psychology, 54(4), 592–604. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.4.592
- Csikszentmihalyi, M., & Larson, R. (2014). Validity and Reliability of the Experience-Sampling Method. In Flow and the Foundations of Positive Psycholog (pp. 79–90). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9088-8_3
- Druzhinin, V.N. (2007). Psikhologiya Obshchikh Sposobnostei. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Ebie, B. D. (2004). The effects of verbal, vocally modeled, kinesthetic, and audio-visual treatment conditions on male and female middle-school vocal music students’ abilities to expressively sing melodies. Journal of Psychology of Music, (32), 405–417.
- Golubeva, E.A. (2005). Sposobnosti, Lichnost’, Individual’nost’. Dubna: Feniks Publ. (In Russ.)
- Grigorev, V.Yu. (2006). Ispolnitel’ i Estrada. Moscow: Mos. gos. kons. Publ., Magnitog. gos. kons. Publ. (In Russ.)
- Gruzelier, J. (2014). EEG-neurofeedback for optimising performance. II: creativity, the performing arts and ecological validity. Journal of Psychophysiology, 93(1), 96–104. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.11.004
- Hale, M. (1993). EMG Biofeedback of the Abductor Pollicis Bravis in Piano Performance. Journal of Biofeedback and Self Regulation, 18(2), 67–77.
- Kabardov, M.K., Bazanova, O.M., Lebedev, A.N., & Kondratenko, A.V. (2011). Zavisimost’ elektrofiziologicheskikh priznakov muzykal’no-ispolnitel’skikh sposobnostei ot vozrasta, pola i neirogumoral’nogo statusa. In Sovremennoe Sostoyanie Differencial’noj Psikhologii i Differencial’noj Psihofiziologii: Proceedings of the Conference to the 115th Anniversary of B. Teplov (pp. 57–59). Moscow: Psychological Institute of RAE Publ. (In Russ.)
- Kabardov, M.K., Simakova, I.N., Toropova, A.V., & Vasilevskaya, K.N. (2013). Psihofiziologicheskie indikatory muzykal’nosti. Vestnik YUNESKO: Muzykal’noe Iskusstvo i Obrazovanie, (3), 116–121. (In Russ.)
- Khanin, Yu.L. (1976). Kratkoe rukovodstvo k shkale reaktivnoi i lichnostnoi trevozhnosti Ch.D. Spilbergera. Leningrad: LNIIFK Publ. (In Russ.)
- Klimesch, W., Sauseng, P., & Hanslmayr, S. (2007). EEG alpha oscillations: The inhibitiontiming hypothesis. Journal of Brain Research, (53), 63–88.
- Kraus, E. (1982–1983). Studying Music in the Federal Republic of Germany: Study Guide. Mainz, London, New York, Tokyo: Schott.
- Lazareva, O.Y., Muravleva, K.B., Skoraya, M.V., Verevkin, E.G., & Bazanova, O.M. (2012). The influence of self-regulation technique on the efficiency of voluntary increasing alpha power training. International Journal of Psychophysiology, 85(3), 344. doi: 10.1016/j. ijpsycho.2012.06.146
- Lehmann A.C. (1997). Acquired mental representations in music performance: anecdotal and preliminary empirical evidence (pp. 141–163). Oslo: Norwegian State Academy of Music. Lehmann, A.C., Platz, F., Kopiez, R., & Wolf, A. (2014). The influence of deliberate practice on musical achievement: A meta-analysis. Journal Frontiers in Psychology, 5, 646. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00646
- Malisova, D.V., Petrenko, T.I., Kondratenko, A.V., & Bazanova, O.M. (2017). Al’fa EEG i EMG priznaki optimal’nosti muzykal’no-ispolnitel’skogo dvizheniya i postural’nyi kontrol’. Materialy XXIII S”ezda Rossijskogo Fiziologicheskogo Obshchestva imeni I.P. Pavlova (pp. 967–968). Voronezh: Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko. (In Russ.)
- Malmo, R.B., & Malmo, H.P. (2000). On electromyographic (EMG) gradients and movementrelated brain activity: significance for motor control, cognitive functions, and certain psychopathologies. International Journal of Psychophysiology, 38, 143–207. https://doi. org/10.1016/S0167-8760(00)00113-6
- Malyh, S.B. (1997). Issledovaniya geneticheskoi determinatsii EEG cheloveka. Voprosy Psihologii, (6), 109–128. (In Russ.)
- Merletti, R. (1999). Standards for Reporting EMG data. Journal of Electromyography and Kinesiology, (9), III–IV.
- Mierau, A., Klimesch, W., & Lefebvre, J. (2017). State-dependent alpha peak frequency shifts: Experimental evidence, potential mechanisms and functional implications. Journal of Neuroscience, 360, 146–154. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2017.07.037
- Nagel, T., (1986). The View From Nowhere. Oxford: University Press. https://doi.org/10.2307/2220404 Naito, A., Sun, Y.J., Yajima, M., Fukamachi, H., & Ushikoshi, K. (1998). Electromyographic study of the elbow flexors and extensors in a motion of forearm pronation/supination
- while maintaining elbow flexion in humans. The Tohoku Journal of Experimental Medicine, 186(4), 267–777. https://doi.org/10.1620/tjem.186.267
- Osnitskii, A.K. (2010). Psihologicheskie Mekhanizmy Samostoyatel’nosti. Obninsk: IG-SOTSIN Publ. (In Russ.)
- Rheinberg, F., Vollmeyer, R., & Engeser, S. (2003). Die Erfassung des Flow-Erlebens. In J. Stiensmeier-Pelster & F. Rheinberg (Eds.). Handbook of Diagnostik von Motivation und Selbstkonzept (Tests und Trends N.F. Bd.2) (pp. 261–279). Göttingen: Hogrefe.
- Sterman, M.B. (1996). Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: implications for self-regulation. Journal of Biofeedback and Self Regulation, 21(1), 3–33. https://doi.org/10.1007/bf02214147
- Stukolkina, S. (2007). Put’ k Sovershenstvu. Dialogi, stat’i i materialy o fortepiannoi tekhnike. Saint Petersburg: Kompozitor Publ. (In Russ.)
- Talalai, B.N. (1982). Formirovanie Ispolnitel’skih (Dvigatel’no-Tekhnicheskih) Navykov pri Obuchenii Igre na Muzykal’nyh Instrumentakh. PhD in Education Thesis Abstract. Moscow. (In Russ.)
- Teplov, B.M. (2009). Psikhologiya i Psikhofiziologiya Individual’nykh Razlichii: Selected Psychological Works. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institute Publ.; Voronezh: NPO “MODEK” Publ. (In Russ.)
- Tsypin, G.M. (2018). Psikhologiya Tvorcheskoi Deyatel’nosti. Muzyka i Drugie Iskusstva. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

