Перспективы использования биологической обратной связи для обучения музыкантов-исполнителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Использование биологической обратной связи (БОС) для тренинга контроля психологических и физиологических функций, необходимых для достижения успеха в психомоторной деятельности, становится актуальным для профессионального обучения музыкантов-исполнителей. С целью изучения перспектив использования биоуправления для повышения эффективности обучения музыкантов сравнивались два способа преподавания: с привлечением БОС для повышения альфа-мощности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с одновременным снижением напряжения мышц лба (альфа-ЭЭГ/ЭМГ) и без БОС (ложное биоуправление). Для этого 50 студентов-музыкантов (18-28 лет) были разделены рандомизированно по возрасту, полу, исполнительской специальности и уровню частоты альфа-пика ЭЭГ на две группы. Первая проходила курс обучения (20-22 занятия) с БОС, вторая - с ложным БОС. До и после обоих видов преподавания оценивались исполнение музыки, ситуативная тревожность, самоактуализация, коэффициент оптимальности исполнительского движения (Ко) и эффективность единичной сессии биоуправления (Э1), рассчитанные по динамике мощности ЭЭГ в отведении Pz в индивидуально-установленном альфа-2 диапазоне и интегральной мощности ЭМГ поверхностных мышц лба при движении пальцев. Преподавание с помощью биоуправления привело к улучшению исполнения музыки, увеличению самоактуализации, Ко и Э1 при снижении сценической тревожности. В группе ложного биоуправления студенты не достигли таких улучшений. При использовании БОС у студентов с исходно низкой частотой альфа-пика (НЧ) отмечался больший прирост Ко и Э1 оценок за исполнение музыки, чем у студентов с исходно высокой частотой альфа-пика (ВЧ), которые уже на первом занятии демонстрировали Э1 больше, чем студенты НЧ. У студентов НЧ занятия без помощи биоуправления не изменили изучаемые показатели. В настоящем пилотном плацебо-контролируемом исследовании было продемонстрировано, что результативность обучения музыкантов повышается при использовании в преподавании биоуправления, а эффективность обучения зависит от исходного значения частоты генерации альфа-волн мозга.

Об авторах

Татьяна Ивановна Петренко

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке

Автор, ответственный за переписку.
Email: petrenkoti@yandex.ru
SPIN-код: 4376-9550

профессор кафедры фортепианного искусства

Российская Федерация, 123060, Москва, ул. Маршала Соколовского, 10

Ольга Михайловна Базанова

Институт физиологии и фундаментальной медицины

Email: bazanovaom@physiol.ru
SPIN-код: 9237-2027

доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки

Российская Федерация, 630117, Новосибирск, ул. Тимакова, 4

Мухамед Каншобиевич Кабардов

Психологический институт Российской академии образования

Email: kabardov@mail.ru

Doctor of Psychology, Professor, is head of the Laboratory of Differential Psychology and Psychophysiology

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, корп. 4

Список литературы

  1. Anokhin P.K. (1973). Printsipial’nye voprosy obshchei teorii funktsional’nykh sistem. In P.K. Anohin (Ed.), Printsipy Sistemnoi Organizatsii Funktsii (pp. 5–61) Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
  2. Bazanova, O.M., & Aftanas, L.I. (2006). Uspeshnost’ obucheniya i individual’nye chastotnodinamicheskie kharakteristiki al’fa-aktivnosti EEG. Vestnik RAMN, (6), 30–43. (In Russ.)
  3. Bazanova, O.M., & Aftanas, L.I. (2008). Individual measures of electroencephalogram alpha activity and non-verbal creativity. Neuroscience and Behavioral Physiology, 38(3), 227–235. https://doi.org/10.1007/s11055-008-0034-y
  4. Bazanova, O.M., Alekseeva, M.V., Balioz, N.V., Muravleva, K.B., & Sapina, E.V. (2012). Issledovanie treninga proizvol’nogo uvelicheniya al’fa-moshchnosti EEG dlya uluchsheniya kognitivnoi dejatel’nosti. Fiziologiya Cheloveka, 38(1), 51–60. (In Russ.)
  5. Bazanova, O.M., Nikolenko, E.D., & Barry, R.J. (2017). Reactivity of alpha rhythms to eyes opening (the Berger effect) during menstrual cycle phases. Journal of Psychophysiology, 122, 56–64. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2017.05.001
  6. Bazanova, O.M., & Vernon, D. (2014). Interpreting EEG alpha activity. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 44, 94–110. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.05.007
  7. Bernshtejn, N.A. (1947). O Postroenii Dvizhenij. Moscow: Medgiz Publ. (In Russ.)
  8. Bernshtejn, N.A. (1966). Ocherki po Fiziologii Dvizhenij i Fiziologii Aktivnosti. Moscow: Medicina Publ. (In Russ.)
  9. Cacioppo, J.T., & Martzke, J.S., Petty, R.E., & Tassinary, L.G. (1988). By Specific forms of facial EMG response index emotions during an interview: From Darwin to the continuous flow hypothesis of affect-laden information processing. Journal of Personality and Social Psychology, 54(4), 592–604. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.4.592
  10. Csikszentmihalyi, M., & Larson, R. (2014). Validity and Reliability of the Experience-Sampling Method. In Flow and the Foundations of Positive Psycholog (pp. 79–90). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9088-8_3
  11. Druzhinin, V.N. (2007). Psikhologiya Obshchikh Sposobnostei. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  12. Ebie, B. D. (2004). The effects of verbal, vocally modeled, kinesthetic, and audio-visual treatment conditions on male and female middle-school vocal music students’ abilities to expressively sing melodies. Journal of Psychology of Music, (32), 405–417.
  13. Golubeva, E.A. (2005). Sposobnosti, Lichnost’, Individual’nost’. Dubna: Feniks Publ. (In Russ.)
  14. Grigorev, V.Yu. (2006). Ispolnitel’ i Estrada. Moscow: Mos. gos. kons. Publ., Magnitog. gos. kons. Publ. (In Russ.)
  15. Gruzelier, J. (2014). EEG-neurofeedback for optimising performance. II: creativity, the performing arts and ecological validity. Journal of Psychophysiology, 93(1), 96–104. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.11.004
  16. Hale, M. (1993). EMG Biofeedback of the Abductor Pollicis Bravis in Piano Performance. Journal of Biofeedback and Self Regulation, 18(2), 67–77.
  17. Kabardov, M.K., Bazanova, O.M., Lebedev, A.N., & Kondratenko, A.V. (2011). Zavisimost’ elektrofiziologicheskikh priznakov muzykal’no-ispolnitel’skikh sposobnostei ot vozrasta, pola i neirogumoral’nogo statusa. In Sovremennoe Sostoyanie Differencial’noj Psikhologii i Differencial’noj Psihofiziologii: Proceedings of the Conference to the 115th Anniversary of B. Teplov (pp. 57–59). Moscow: Psychological Institute of RAE Publ. (In Russ.)
  18. Kabardov, M.K., Simakova, I.N., Toropova, A.V., & Vasilevskaya, K.N. (2013). Psihofiziologicheskie indikatory muzykal’nosti. Vestnik YUNESKO: Muzykal’noe Iskusstvo i Obrazovanie, (3), 116–121. (In Russ.)
  19. Khanin, Yu.L. (1976). Kratkoe rukovodstvo k shkale reaktivnoi i lichnostnoi trevozhnosti Ch.D. Spilbergera. Leningrad: LNIIFK Publ. (In Russ.)
  20. Klimesch, W., Sauseng, P., & Hanslmayr, S. (2007). EEG alpha oscillations: The inhibitiontiming hypothesis. Journal of Brain Research, (53), 63–88.
  21. Kraus, E. (1982–1983). Studying Music in the Federal Republic of Germany: Study Guide. Mainz, London, New York, Tokyo: Schott.
  22. Lazareva, O.Y., Muravleva, K.B., Skoraya, M.V., Verevkin, E.G., & Bazanova, O.M. (2012). The influence of self-regulation technique on the efficiency of voluntary increasing alpha power training. International Journal of Psychophysiology, 85(3), 344. doi: 10.1016/j. ijpsycho.2012.06.146
  23. Lehmann A.C. (1997). Acquired mental representations in music performance: anecdotal and preliminary empirical evidence (pp. 141–163). Oslo: Norwegian State Academy of Music. Lehmann, A.C., Platz, F., Kopiez, R., & Wolf, A. (2014). The influence of deliberate practice on musical achievement: A meta-analysis. Journal Frontiers in Psychology, 5, 646. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00646
  24. Malisova, D.V., Petrenko, T.I., Kondratenko, A.V., & Bazanova, O.M. (2017). Al’fa EEG i EMG priznaki optimal’nosti muzykal’no-ispolnitel’skogo dvizheniya i postural’nyi kontrol’. Materialy XXIII S”ezda Rossijskogo Fiziologicheskogo Obshchestva imeni I.P. Pavlova (pp. 967–968). Voronezh: Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko. (In Russ.)
  25. Malmo, R.B., & Malmo, H.P. (2000). On electromyographic (EMG) gradients and movementrelated brain activity: significance for motor control, cognitive functions, and certain psychopathologies. International Journal of Psychophysiology, 38, 143–207. https://doi. org/10.1016/S0167-8760(00)00113-6
  26. Malyh, S.B. (1997). Issledovaniya geneticheskoi determinatsii EEG cheloveka. Voprosy Psihologii, (6), 109–128. (In Russ.)
  27. Merletti, R. (1999). Standards for Reporting EMG data. Journal of Electromyography and Kinesiology, (9), III–IV.
  28. Mierau, A., Klimesch, W., & Lefebvre, J. (2017). State-dependent alpha peak frequency shifts: Experimental evidence, potential mechanisms and functional implications. Journal of Neuroscience, 360, 146–154. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2017.07.037
  29. Nagel, T., (1986). The View From Nowhere. Oxford: University Press. https://doi.org/10.2307/2220404 Naito, A., Sun, Y.J., Yajima, M., Fukamachi, H., & Ushikoshi, K. (1998). Electromyographic study of the elbow flexors and extensors in a motion of forearm pronation/supination
  30. while maintaining elbow flexion in humans. The Tohoku Journal of Experimental Medicine, 186(4), 267–777. https://doi.org/10.1620/tjem.186.267
  31. Osnitskii, A.K. (2010). Psihologicheskie Mekhanizmy Samostoyatel’nosti. Obninsk: IG-SOTSIN Publ. (In Russ.)
  32. Rheinberg, F., Vollmeyer, R., & Engeser, S. (2003). Die Erfassung des Flow-Erlebens. In J. Stiensmeier-Pelster & F. Rheinberg (Eds.). Handbook of Diagnostik von Motivation und Selbstkonzept (Tests und Trends N.F. Bd.2) (pp. 261–279). Göttingen: Hogrefe.
  33. Sterman, M.B. (1996). Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: implications for self-regulation. Journal of Biofeedback and Self Regulation, 21(1), 3–33. https://doi.org/10.1007/bf02214147
  34. Stukolkina, S. (2007). Put’ k Sovershenstvu. Dialogi, stat’i i materialy o fortepiannoi tekhnike. Saint Petersburg: Kompozitor Publ. (In Russ.)
  35. Talalai, B.N. (1982). Formirovanie Ispolnitel’skih (Dvigatel’no-Tekhnicheskih) Navykov pri Obuchenii Igre na Muzykal’nyh Instrumentakh. PhD in Education Thesis Abstract. Moscow. (In Russ.)
  36. Teplov, B.M. (2009). Psikhologiya i Psikhofiziologiya Individual’nykh Razlichii: Selected Psychological Works. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institute Publ.; Voronezh: NPO “MODEK” Publ. (In Russ.)
  37. Tsypin, G.M. (2018). Psikhologiya Tvorcheskoi Deyatel’nosti. Muzyka i Drugie Iskusstva. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».