Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность представленного в статье исследования социальной активности молодежи в контексте субъектно-деятельностного подхода обусловлена необходимостью психологического обоснования программ вовлечения ее в значимые сферы общественной жизни. Цель исследования - выявление субъектных и деятельностных характеристик, детерминирующих социальную активность учащейся молодежи в зависимости от вида ее направленности. Исследование проведено на выборке учащейся молодежи в возрасте 15-25 лет ( n = 229). Было выделено два вида социальной активности: направленной на реализацию личных устремлений и интересов («на себя») и на достижение социально значимых целей («на других»). Субъектные характеристики этих видов активности изучались с помощью теста самодетерминации личности Б. Шэлдона в модификации Е.Н. Осина, опросника изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, методики «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной. Для изучения деятельностных характеристик использовались опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой и авторская анкета, надежность которой подтверждена результатами позиционного анализа. Показано, что социальная активность молодежи в большей степени обусловлена деятельностными характеристиками. Детерминация субъектными характеристиками личности социальной активности, направленной «на себя», выше в сравнении с активностью, направленной «на других». Выявлены универсальные детерминанты социальной активности учащейся молодежи, не зависящие от видов ее направленности и имеющие общий для них прогностический потенциал. К ним отнесена уровневая характеристика субъектности личности «креативность - стандартность» и характеристики деятельности - «инициатива в деятельности», «решение социально ориентированных задач» и «самоорганизация (посредством внешних средств)». В структуре деятельностных факторов, к устойчиво выраженным детерминантам социальной активности, направленной «на себя», также были отнесены характеристики «содержание деятельности», «социальная ответственность» и «удовлетворенность результатом деятельности». Детерминантами активности, направленной «на других», стали характеристики деятельности «стремление к успеху, самоутверждение», «стремление к уверенности, работа над собой», «удовлетворение своих потребностей», «соответствие социальным требованиям», «настойчивость», «ориентация на настоящее», а также характеристика внеситуативной субъектности личности «свобода выбора и ответственность за него».

Об авторах

Ирина Васильевна Арендачук

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: arend-irina@yandex.ru
SPIN-код: 3422-0417

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития

Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Arendachuk, I.V. (2018). Value-based meaningful characteristics of social activity of youth, depending on the forms of its manifestation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 18(4), 425–432. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432 (In Russ.)
  2. Balabanova, E.S. (2018). Social and psychological approach to the study of young people’s social activity. Knowledge. Understanding. Skill, (3), 210–223. https://doi.org/10.17805/ zpu.2018.3.19 (In Russ.)
  3. Balog, A.I. (2015). Social activity of student youth. Historical and Social Educational Ideas, 7(6–2), 143–146. (In Russ.)
  4. Baranova, G.V., & Baranov, A.A. (2013). Social activity (the experience of methodological analysis). RSUH/RGGU Bulletin. Philosophy. Social Studies. Art Studies Series, (2), 233–242. (In Russ.)
  5. Belan, E. A. (2012). General characteristics of the phenomenon of activity in domestic psychology. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. Public sciences, (28), 1148–1151. (In Russ.)
  6. Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and worldview factors of various forms of social activity of young people. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333–345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345 (In Russ.)
  7. Bogomaz, S.A., & Litvinova, S.A. (2015). Oprosnikovyye metody issledovaniya sredovoy identichnosti. Metodicheskoye rukovodstvo. Tomsk: Natsional’nyy issledovatel’skiy Tomskiy gosudarstvennyy universitet. (In Russ.)
  8. Brushlinsky, A.V. (2003). Psychology of the Subject. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ.; Saint Petersburg: Aleteiya Publ. (In Russ.)
  9. Eremina, L.I. (2015). Correlation of creativity and social activity of students in the socio-reformative activity. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 4(2), 155–158. https://dx.doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-2-155-158 (In Russ.)
  10. Galanina, N.V. (2016). Understanding the determination of the philosophical analysis. Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii, (2), 21–23. (In Russ.)
  11. Grasso, M. (2018) Young People’s Political Participation in Europe in Times of Crisis. In S. Pickard & J. Bessant (Eds.), Young People Re-Generating Politics in Times of Crises. Palgrave Studies in Young People and Politics (pp. 179–196). London: Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-58250-4_10
  12. Gribanova, V.A. (2012). The essence of the concept “activity” in scientific literature. Vestnik Taganrogskogo Instituta imeni A.P. Chekhova, (1), 15–19. (In Russ.)
  13. Grigoryeva, M.V. (2019). Students’ readiness for changes as a predictor of social activity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, LVI, 43–48. https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2019.02.02.6
  14. Iudashkina, V., & Stafeeva, N. (2018). Features of studying the youth’s social activity in Tyumen. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, XXXV, 502–510. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.58
  15. Ivanenkov, S.P., & Kostrikin, A.V. (2009). Problemy issledovaniya sotsial’noj aktivnosti molodezhi. Credo New, (3), 82–100. (In Russ.)
  16. Kalenov, A.A. (2017). To the question of empirical study of the level of subjectivity formation in high school students. Young Scientist, (25), 290–293. (In Russ.)
  17. Kharlanova, E.M. (2011) Research of Social Activity of Students. Historical and Social-Educational Ideas, (5), 173–178. (In Russ.)
  18. Klenova, M.A. (2018). Problems and perspectives of the study of young people’s social activity. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 319–325. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-319-325 (In Russ.)
  19. Krivoruchko, M.V., & Shcherbakova, K.N. (2013). The peculiarities of subject characteristics among youth with different forms of political activity. Herald of Omsk University. Series: Psychology, (2), 5–13. (In Russ.)
  20. Mandrikova, E.Yu. (2010). Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel’nosti (OSD). Psikhologicheskaya Diagnostika, (2), 87–111. (In Russ.)
  21. Melnikova, A.S. (2018). Social activity in the object-subject field of patriotic research: the experience of content-analysis. International Journal of Humanities and Natural Sciences, (8), 82–90. (In Russ.)
  22. Osnitsky, A.K. (1996). Problems of research of subjective activity. Voprosy Psykhologii, (1), 5–19. (In Russ.)
  23. Savotina, N. (2016). The potential for development of Russian youth social activity. Comparative Professional Pedagogy, 6(1), 14–20. doi: https://doi.org/10.21125/iceri.2018.007710.1515/rpp-2016-0002
  24. Shamionov, R.M. (2012). Psikhologicheskiye kharakteristiki sotsial’noy aktivnosti lichnosti. Mir Psikhologii, (3), 145–154. (In Russ.)
  25. Shamionov, R.M. (2018). Factors of social activity of the student youth in modern Russia. In ICERI2018 Proceedings: 11th International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 9543–9548). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2018.0077
  26. Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., & Grigoryev, A.V. (2019). Volitional qualities as predictors of the importance of social activity of students. Social Psychology and Society, 10(1), 18–34. https://doi.org/10.17759/sps.2019100102 (In Russ.)
  27. Shchukina, M.A. (2015) Psikhologiya Samorazvitiya Lichnosti. Saint Petersburg: SPBU Publ. (In Russ.)
  28. Slobodchikov, V. I. (2005). O sootnoshenii kategoriy “subyekt” i “lichnost” v kontekste psikhologicheskoy antropologii. Development of Personality, (2), 49–58. (In Russ.)
  29. Sokhadze, K.G. (2017). Social activity of the Russian youth: the scope and restraining factors. RUDN Journal of Sociology, 17(3), 348–363. http://dx.doi.org/10.22363/2313-22722017-17-3-348-363 (In Russ.)
  30. Subhanov, N. (2017). Peculiarities of youth developing in the conditions of forming of civil society. European Science Review, (1–2), 171–173. http://dx.doi.org/10.20534/ESR-171.2-171-173
  31. Trotsuk, I.V., & Sohadze, K.G. (2014). Social activity of the youth: approaches to the assessment of forms, motives and factors in the contemporary Russian society. RUDN Journal of Sociology, (4), 58–73. (In Russ.)
  32. Volkova, E.N. (2001). Psikhologiya Sub’’yektnosti Pedagoga. Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii gumanitarnyi tsentr Publ. (In Russ.)
  33. Volochkov, A.A. (2007). Activity of the Subject of Being: Integrative approach. Perm: Permskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ. (In Russ.)
  34. Vylegzhanina, S.Yu. (2013). The correlation of “dynamic” and “active” categories in psychological and pedagogic research papers. Economics of Education, (3), 112–116. (In Russ.)
  35. Zhechev, Z. (2015). Theoretical research approaches to finding the interconnection between socialization and social activity. SociоBrains, (5), 48–53.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».