Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи
- Авторы: Арендачук И.В.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 16, № 4 (2019)
- Страницы: 560-581
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347425
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-560-581
- ID: 347425
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность представленного в статье исследования социальной активности молодежи в контексте субъектно-деятельностного подхода обусловлена необходимостью психологического обоснования программ вовлечения ее в значимые сферы общественной жизни. Цель исследования - выявление субъектных и деятельностных характеристик, детерминирующих социальную активность учащейся молодежи в зависимости от вида ее направленности. Исследование проведено на выборке учащейся молодежи в возрасте 15-25 лет ( n = 229). Было выделено два вида социальной активности: направленной на реализацию личных устремлений и интересов («на себя») и на достижение социально значимых целей («на других»). Субъектные характеристики этих видов активности изучались с помощью теста самодетерминации личности Б. Шэлдона в модификации Е.Н. Осина, опросника изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, методики «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной. Для изучения деятельностных характеристик использовались опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой и авторская анкета, надежность которой подтверждена результатами позиционного анализа. Показано, что социальная активность молодежи в большей степени обусловлена деятельностными характеристиками. Детерминация субъектными характеристиками личности социальной активности, направленной «на себя», выше в сравнении с активностью, направленной «на других». Выявлены универсальные детерминанты социальной активности учащейся молодежи, не зависящие от видов ее направленности и имеющие общий для них прогностический потенциал. К ним отнесена уровневая характеристика субъектности личности «креативность - стандартность» и характеристики деятельности - «инициатива в деятельности», «решение социально ориентированных задач» и «самоорганизация (посредством внешних средств)». В структуре деятельностных факторов, к устойчиво выраженным детерминантам социальной активности, направленной «на себя», также были отнесены характеристики «содержание деятельности», «социальная ответственность» и «удовлетворенность результатом деятельности». Детерминантами активности, направленной «на других», стали характеристики деятельности «стремление к успеху, самоутверждение», «стремление к уверенности, работа над собой», «удовлетворение своих потребностей», «соответствие социальным требованиям», «настойчивость», «ориентация на настоящее», а также характеристика внеситуативной субъектности личности «свобода выбора и ответственность за него».
Об авторах
Ирина Васильевна Арендачук
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: arend-irina@yandex.ru
SPIN-код: 3422-0417
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Список литературы
- Arendachuk, I.V. (2018). Value-based meaningful characteristics of social activity of youth, depending on the forms of its manifestation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 18(4), 425–432. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432 (In Russ.)
- Balabanova, E.S. (2018). Social and psychological approach to the study of young people’s social activity. Knowledge. Understanding. Skill, (3), 210–223. https://doi.org/10.17805/ zpu.2018.3.19 (In Russ.)
- Balog, A.I. (2015). Social activity of student youth. Historical and Social Educational Ideas, 7(6–2), 143–146. (In Russ.)
- Baranova, G.V., & Baranov, A.A. (2013). Social activity (the experience of methodological analysis). RSUH/RGGU Bulletin. Philosophy. Social Studies. Art Studies Series, (2), 233–242. (In Russ.)
- Belan, E. A. (2012). General characteristics of the phenomenon of activity in domestic psychology. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. Public sciences, (28), 1148–1151. (In Russ.)
- Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and worldview factors of various forms of social activity of young people. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333–345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345 (In Russ.)
- Bogomaz, S.A., & Litvinova, S.A. (2015). Oprosnikovyye metody issledovaniya sredovoy identichnosti. Metodicheskoye rukovodstvo. Tomsk: Natsional’nyy issledovatel’skiy Tomskiy gosudarstvennyy universitet. (In Russ.)
- Brushlinsky, A.V. (2003). Psychology of the Subject. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ.; Saint Petersburg: Aleteiya Publ. (In Russ.)
- Eremina, L.I. (2015). Correlation of creativity and social activity of students in the socio-reformative activity. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 4(2), 155–158. https://dx.doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-2-155-158 (In Russ.)
- Galanina, N.V. (2016). Understanding the determination of the philosophical analysis. Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii, (2), 21–23. (In Russ.)
- Grasso, M. (2018) Young People’s Political Participation in Europe in Times of Crisis. In S. Pickard & J. Bessant (Eds.), Young People Re-Generating Politics in Times of Crises. Palgrave Studies in Young People and Politics (pp. 179–196). London: Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-58250-4_10
- Gribanova, V.A. (2012). The essence of the concept “activity” in scientific literature. Vestnik Taganrogskogo Instituta imeni A.P. Chekhova, (1), 15–19. (In Russ.)
- Grigoryeva, M.V. (2019). Students’ readiness for changes as a predictor of social activity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, LVI, 43–48. https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2019.02.02.6
- Iudashkina, V., & Stafeeva, N. (2018). Features of studying the youth’s social activity in Tyumen. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, XXXV, 502–510. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.58
- Ivanenkov, S.P., & Kostrikin, A.V. (2009). Problemy issledovaniya sotsial’noj aktivnosti molodezhi. Credo New, (3), 82–100. (In Russ.)
- Kalenov, A.A. (2017). To the question of empirical study of the level of subjectivity formation in high school students. Young Scientist, (25), 290–293. (In Russ.)
- Kharlanova, E.M. (2011) Research of Social Activity of Students. Historical and Social-Educational Ideas, (5), 173–178. (In Russ.)
- Klenova, M.A. (2018). Problems and perspectives of the study of young people’s social activity. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 319–325. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-319-325 (In Russ.)
- Krivoruchko, M.V., & Shcherbakova, K.N. (2013). The peculiarities of subject characteristics among youth with different forms of political activity. Herald of Omsk University. Series: Psychology, (2), 5–13. (In Russ.)
- Mandrikova, E.Yu. (2010). Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel’nosti (OSD). Psikhologicheskaya Diagnostika, (2), 87–111. (In Russ.)
- Melnikova, A.S. (2018). Social activity in the object-subject field of patriotic research: the experience of content-analysis. International Journal of Humanities and Natural Sciences, (8), 82–90. (In Russ.)
- Osnitsky, A.K. (1996). Problems of research of subjective activity. Voprosy Psykhologii, (1), 5–19. (In Russ.)
- Savotina, N. (2016). The potential for development of Russian youth social activity. Comparative Professional Pedagogy, 6(1), 14–20. doi: https://doi.org/10.21125/iceri.2018.007710.1515/rpp-2016-0002
- Shamionov, R.M. (2012). Psikhologicheskiye kharakteristiki sotsial’noy aktivnosti lichnosti. Mir Psikhologii, (3), 145–154. (In Russ.)
- Shamionov, R.M. (2018). Factors of social activity of the student youth in modern Russia. In ICERI2018 Proceedings: 11th International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 9543–9548). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2018.0077
- Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., & Grigoryev, A.V. (2019). Volitional qualities as predictors of the importance of social activity of students. Social Psychology and Society, 10(1), 18–34. https://doi.org/10.17759/sps.2019100102 (In Russ.)
- Shchukina, M.A. (2015) Psikhologiya Samorazvitiya Lichnosti. Saint Petersburg: SPBU Publ. (In Russ.)
- Slobodchikov, V. I. (2005). O sootnoshenii kategoriy “subyekt” i “lichnost” v kontekste psikhologicheskoy antropologii. Development of Personality, (2), 49–58. (In Russ.)
- Sokhadze, K.G. (2017). Social activity of the Russian youth: the scope and restraining factors. RUDN Journal of Sociology, 17(3), 348–363. http://dx.doi.org/10.22363/2313-22722017-17-3-348-363 (In Russ.)
- Subhanov, N. (2017). Peculiarities of youth developing in the conditions of forming of civil society. European Science Review, (1–2), 171–173. http://dx.doi.org/10.20534/ESR-171.2-171-173
- Trotsuk, I.V., & Sohadze, K.G. (2014). Social activity of the youth: approaches to the assessment of forms, motives and factors in the contemporary Russian society. RUDN Journal of Sociology, (4), 58–73. (In Russ.)
- Volkova, E.N. (2001). Psikhologiya Sub’’yektnosti Pedagoga. Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii gumanitarnyi tsentr Publ. (In Russ.)
- Volochkov, A.A. (2007). Activity of the Subject of Being: Integrative approach. Perm: Permskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ. (In Russ.)
- Vylegzhanina, S.Yu. (2013). The correlation of “dynamic” and “active” categories in psychological and pedagogic research papers. Economics of Education, (3), 112–116. (In Russ.)
- Zhechev, Z. (2015). Theoretical research approaches to finding the interconnection between socialization and social activity. SociоBrains, (5), 48–53.
Дополнительные файлы

