ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ И ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ ТРУДА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются результаты исследования предикторов социально-психологической адаптации безработных в соотнесении с лицами, имеющими постоянную трудовую занятость. Предполагается, что адаптация работающих и безработных детерминирована различными социально-психологическими явлениями; их определение позволит разработать программы адаптации безработных с сохранением мотивации к самореализации. В исследовании приняло участие 362 человека (33% лиц мужского пола), включая 196 безработных. Использованы стандартизированные методики и разработанные авторами шкалы для оценки характеристик субъектной позиции и адаптационной готовности личности. Обнаружено, что безработные характеризуются более низкими показателями социально-психологической адаптированности и характеристик, имеющих первостепенное значение для адаптации - самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта. В регрессионное уравнение последовательно введены социодемографические характеристики, шкалы субъектной позиции, адаптационной готовности, субъективного благополучия и ценностей. Показано, что наиболее сильными предикторами социально-психологической адаптивности работающих являются адаптационная готовность и ценности «активного» спектра, у безработных - показатели субъективного благополучия и ценности «созерцетельного» спектра. Общие предикторы адаптации следующие: уровень образования; счастье (положительно) и негативный аффект (отрицательно). В остальных случаях предикторы жестко дифференцированы, характеризуя созерцательную позицию безработных и активную позицию работающих.

Об авторах

Р М Шамионов

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: shamionov@mail.ru

Шамионов Раиль Мунирович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (Саратов, Россия).

ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012

Е Н Еремина

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: ereminae@mail.ru

Еремина Елена Николаевна - аспирант кафедры социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (Саратов, Россия).

ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012

Список литературы

  1. Akimenko, A.K. (2010). The Interrelationship of Representations about a Lie and the Strategy of Behaviour of Modern Youth During Social-Psychological Adaptation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy, Psychology, Pedagogy. Developmental Psychology, 10(3), 56—61. (In Russ.).
  2. Akimenko, A.K. (2014). Strategies of Adaptation Behavior of Students Youth and Their Characteristic. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 3(1), 63—74. (In Russ.).
  3. Arendachuk, I.V. (2015). Personal Potential and Socio-Psychological Adaptation as a Resource of Psychological Readiness to Take Risks. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 4(3), 219—226. (In Russ.).
  4. Aysina, R.M. (2016). Career downshifting as a strategy for coping with job loss. Vestnik MGOU seriya Psikhologicheskiie nauki, (4), 31—40. (In Russ.).
  5. Balakshina, E.V., Gefele, O.F., & Yulaeva, V.A. (2013). Study of Stress Resistance and Level of Socio-Psychological Adaptation of the Unemployed. Science Prospects, 3(42), 11—14.
  6. Bocharova, E.E. (2015). Adaptation Readiness of Personality to Situations of Social Changes. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 4(1), 45—51. (In Russ.).
  7. Chumakov, M.V. (2015). Subjective Well-Being and Emotional-Volitional Sphere of the Personality. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Fiziologija, psihologija i medicina, 2(36), 96—100. (In Russ.)
  8. Diomin, A.N. (2006). Psychological mechanisms of personality behavior under the unemployment conditions. Psikhologicheskii journal, 27(2), p. 31—43. (In Russ.)
  9. Dzhidaryan, I.A. (2013). Psihologija schast’ja i optimizma. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.).
  10. Grigorev, A.V. (2014). Personal Qualities and Characteristics of the Relationship to the Activity as Predictors of Social and Psychological Adaptation of the Person, Depending on the Focus of the Activity Implemented. Modern problems of science and education, (5), 630.
  11. Grigoreva, M.V. (2014). Concept Apparatus in Psychology of Personality’s Adaptation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeolog y. Developmental Psychology, 3(3), 259—263. (In Russ.).
  12. Hamzyaeva, O.S. (2014). Valuable Orietations of Students Polyethylene Conical Region as a Social and Psychological Adaptation. Primo Aspectu, 19(24), 122—125. (In Russ.).
  13. Kornilova, T.V. (2013). Rigidity, Tolerance for Uncertainty and Creativity in the System of Intellectual and Personality Potential. Moscow University Psychology Bulletin, (4), 36—47.
  14. Leonov, I.N. (2015). Influence of Tolerance towards Uncertainty on the Strategy of Coping Behavior in Managers. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 4(3), 259—261. (In Russ.).
  15. Loginova, E.I. (2009). Value Orientation as a Factor of First-year Students’ Psychosocial and Neuro-Psychic Adaptation to Study Conditions. Vestnik of Saint-Petersburg State University. Series 12. Sociology, (3-2), 107—111. (In Russ.).
  16. Lomov, B.F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  17. Mironova, T.L., & Sanzhizhapova, N.D. (2011). Socially-Psychological Features of Adaptation of Jobless Women. Psychology in Economics and Management, (1), 36—41. (In Russ.).
  18. Nalchadjian, A.A. (2010). Psychological adaptation. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
  19. Osin, E.N. (2012). Measuring Positive and Negative Affect: Development of a Russian-language Analogue of PANAS. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9(4), 91—110. (In Russ.).
  20. Osin, E.N., & Leontiev, D.A. (2008). Approbation of Russian-language versions of two scales of rapid assessment of subjective well-being. Proceedings of the III All-Russian Sociological Congress. Moscow: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Russian Society of Sociologists. Available at: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (Accessed 30 March 2016). (In Russ.).
  21. Osnitsky, A.K. (2004). Determination of the Characteristics of Social Adaptation. Psihologija i Shkola, 1, 43—56. (In Russ.)
  22. Ovcharova, E.V. (2012). Psychological Peculiarities of Unemployed and their Correlation with Unemployment Term. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnye nauki, (4), 103—106. (In Russ.).
  23. Petrash, E.A., & Nikishina, V.B. (2008). Internal and External Motivation in the Determination of Social and Psychological Adaptation of the Unemployed Person. Siberian Pedagogical Journal, (15), 369—378. (In Russ.).
  24. Petrovsky, A.V. (1984). The Problem of Personality Development from the Standpoint of Social Psychology. Voprosy Psychologii, (4), 15—29. (In Russ.).
  25. Pilishvili, T.S., & Ismaeel, A.M. (2016). Proactive Coping as a Personal Potential Resource in the Process of Adaptation to New Life Conditions. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 75—83. (In Russ.).
  26. Shamionov, R.M. (2015). Adaptation Readiness of the Personality as a Subject of Social Interaction. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 15(4), 106—112. (In Russ.).
  27. Sheptura, A.V., & Krupnov, A.I. (2014). Ratio of Confidence and Adaptability of Chinese Students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 24—28. (In Russ.).
  28. Shvarts, S.H., Butenko, T.P., Sedova, D.S., & Lipatova, A.S. (2012). Theory of Basic Personal Values: Validation in Russia. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9(1), 43—70. (In Russ.).
  29. Vagapova, A.R. (2011). Ecopsychological Characteristics of the First-Year Students Adaptation Process to the Educational Environment of University. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, (2), 37—41. (In Russ.).
  30. Vagapova, A.R., & Es’kina, E.S. (2016). Adaptive Readiness of Secondary School Students. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 5(4), 350—355. (In Russ.).
  31. Zhuravleva, N.A. (2009). Dynamics of the Value Orientations of the Individual in the Conditions of Macrosocial Changes. In: A.L. Zhuravlev, & A.V. Yurevich (Eds.), Macropsychology of Modern Russian Society (pp. 207—253). Moscow: Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».