№ S5 (2011)

Обложка

Статьи

Конфигурационный механизм различения крестообразных фигур

Чудина Ю.А., Измайлов Ч.А.

Аннотация

В работе описана геометрическая модель различения изображений, построенная методом многомерного шкалирования субъективных различий между крестообразными фигурами. Полученное пространство конфигураций описывали в терминах сферической модели различения стимулов. Анализ показал, что различение крестообразных фигур осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Сравнение результатов данной работы с исследованиями различения других схематических изображений (линий, углов, трехлинейных фигур) показывает, что крестообразные фигуры, распознаваемые по величине угла и ориентации, являются базовыми элементами зрительного восприятия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):7-18
pages 7-18 views

Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность?

Беловол Е.В.

Аннотация

В статье анализируются результаты исследований, проведенных за последние 60 лет в рамках изучения особенностей проявления когнитивных стилей у мужчин и женщин. Показано, что до настоящего времени не существует единого взгляда на проблему. Обосновывается предположение, что одной из причин неустойчивых и зачастую противоречивых результатов может являться применение неадекватных математических методов, используемых для доказательства соответствующих гипотез.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):19-28
pages 19-28 views

Последствия состязательности

Левченко В.В.

Аннотация

Осуществлен сравнительный анализ последствий различных видов состязательности (конкурентности, альтруистичности, индивидуалистичности, сотрудничества), уточнен дифференцирующий эффект каждого вида и подвида состязательности для продуктивности деятельности группы, ее социально-психологического состояния, самочувствия и адаптации личности в изменяющихся условиях современной России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):29-35
pages 29-35 views

Прогностическая функция мышления в измененном состоянии сознания

Корнеенков С.С.

Аннотация

Рассматривается прогностическая способность личности в измененном состоянии сознания (ИСС). Показано, что в измененном состоянии сознания ум способен с определенной точностью отражать информацию о предстоящих событиях. Приводится методика вхождения в ИСС.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):36-41
pages 36-41 views

Проектирование векторно-контекстуальной модели здоровьесозидающего потенциала личности

Маджуга А.Г., Калашников В.Г., Сладков С.Н.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы проектирования векторно-контекстуальной модели здоровьесозидающего потенциала личности и впервые предложено ее научное обоснование. Особое внимание авторы уделяют выявлению взаимосвязи между метакогнитивными способностями, аффективной самоатрибуцией и валеологической установкой, которые являются базисными компонентами — векторами здоровьесозидающего потенциала личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):42-51
pages 42-51 views

Проблема смысла невротической тревоги в психологии и психиатрии (постановка проблемы)

Норина М.Ю., Павлова М.С.

Аннотация

Обосновывается необходимость рассмотрения смысла невротической тревоги. В современной науке смысл тревоги и влияние ценностной сферы на выраженность проявлений тревоги при невротических расстройствах изучены недостаточно. Анализ и осознавание субъективных причин и значений тревоги позволяют конструктивно проживать ее в процессе терапии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):52-59
pages 52-59 views

Основополагающие идеи процесса организации жизнедеятельности

Ушницкая А.Е.

Аннотация

Описывается организация жизнедеятельности как процесс и как система, имеющая сложную, смешанную природу. В статье раскрывается сущность основополагающей идеи теории организации, связанной со «второй природой человека» — культурой.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):60-66
pages 60-66 views

К вопросу об эволюции отечественной психологической мысли

Клыпа О.В.

Аннотация

Эволюционный подход к интерпретации отечественной психологической мысли включает широкий спектр психологических идей, которые зарождались и развивались в древнерусский период во вненаучных сферах общественного сознания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):67-71
pages 67-71 views

Сравнительный анализ самореализации личности российских и иностранных студентов

Кудинов С.И., Кудинов С.С.

Аннотация

В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Описаны авторские методики исследования данного феномена. Проводится сопоставительный анализ самореализации российских и иностранных студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):72-78
pages 72-78 views

Характеристики толерантности верующих православной и исламской идентификации

Рашидова З.Г.

Аннотация

В работе изучаются психологические особенности толерантности верующих православной и исламской идентификации, проводится их сравнительный анализ.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):79-86
pages 79-86 views

Особенности гендерных и этнических представлений студентов о супружеских ролях

Михайлова О.Б., Каминская Э.А.

Аннотация

В статье рассматриваются современные представления о супружеских ролях у русских и армянских студентов, раскрывается этническая и гендерная специфика данных представлений, а также определяется тенденция возможных изменений в представлениях о супружеских отношениях.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):87-91
pages 87-91 views

Психологические особенности самореализации китайцев с разным стажем профессиональной деятельности

Кудинов С.И., Чжан Т., Кудинов С.С.

Аннотация

В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Проводится психологический анализ самореализации китайцев в зависимости от опыта и стажа работы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):92-97
pages 92-97 views

Особенности темперамента студентов медико-социального колледжа

Фомина Н.А., Зуева М.Н.

Аннотация

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры темперамента студентов — будущих медицинских работников.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):98-103
pages 98-103 views

Эмоциональный интеллект и принятие решения

Кустубаева А.М., Багаева Е.В.

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи эффективности принятия решения и эмоционального интеллекта. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что способность к регуляции эмоций является значимым показателем для эффективности принятия решения в условиях психологического эксперимента.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):104-109
pages 104-109 views

Индивидуально-психологические аспекты проявления любознательности студентов

Кудинова И.Б., Богомазова Н.В.

Аннотация

В статье обсуждается проблема любознательности личности. Рассматриваются индивидуально-психологические особенности ее проявления у студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):110-114
pages 110-114 views

Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников

Шурухина Г.А.

Аннотация

В статье проанализированы индивидуально-типические особенности инициативности старших школьников, определены основные пути ее гармонизации. Представлены результаты формирующего эксперимента, в результате которого доказана эффективность предлагаемой коррекционной программы на примере слабомотивированного типа инициативности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):115-123
pages 115-123 views

Значения и смыслы тревоги невротического уровня

Норина М.Ю., Павлова М.С.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявить смыслы тревоги невротического уровня. Определены и описаны смыслы нормальной тревоги: проживание жизни, конфронтация, а также смыслы патологической тревоги: избегание, отрицание трудностей; ощущение бессилия и нереализованности; низкая включенность в процесс жизни.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):124-130
pages 124-130 views

Взаимосвязь ценностно-смысловых характеристик персонала с типами организационной культуры в стадии кризиса предприятия

Студеникин А.А.

Аннотация

В работе рассматриваются такие базовые характеристики организационной культуры как личностные ценности и смыслы, выступающие внутренними детерминантами культуры организации. Проводится корреляционный анализ взаимосвязи типа организационной культуры с компонентами ценностно-смысловой сферы личности работников предприятия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):131-135
pages 131-135 views

Формирование информационной компетентности студентов технических специальностей в контекстном обучении

Кручинина Г.А., Королёва О.А.

Аннотация

Рассматривается понятие информационной компетентности студентов технических специальностей, состоящее из структурных компонентов. Дается описание поэтапного формирования структурных компонентов в контекстном обучении. Приводятся некоторые результаты экспериментальной работы по формированию информационной компетентности будущих металлургов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):136-142
pages 136-142 views

Специфика психолого-педагогического сопровождения преподавания курса теории вероятностей для студентов заочного отделения

Аниськина М.С.

Аннотация

Применительно к курсу «Теория вероятностей» анализируются проблемы специфики обучения по заочной форме и различия контингента студентов дневного и заочного отделений вуза. Рассматриваются вопросы методики преподавания для более эффективного усвоения материала студентами заочного отделения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):143-150
pages 143-150 views

Музейно-педагогическая деятельность в социокультурном контексте высших учебных заведений

Пожарова Л.Н.

Аннотация

Статья посвящена одной из важнейших проблем современной системы образования — формированию воспитательного потенциала студенческой молодежи средствами музейно-педагогической деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):151-157
pages 151-157 views

Моделирование процесса формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа в условиях информатизации образования

Пучкова О.А., Кручинина Г.А.

Аннотация

Описывается модель формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении экономике. Приводятся результаты экспериментальной работы по повышению уровня формирования экономических компетенций студентов среднего профессионального образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):158-164
pages 158-164 views

Педагогические условия формирования правовой ответственности будущих менеджеров в колледже

Максименко А.А.

Аннотация

Анализируется комплекс ценностных, интеллектуальных, социальных, личных, внутренних, нравственно-этических компонентов, которые рассматриваются как условия формирования правовой ответственности студента.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):165-171
pages 165-171 views

Структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа

Матвеева Н.И.

Аннотация

Раскрываются аспекты и структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа, технологические и качественные изменения в подготовке кадров среднего звена для работы в сельскохозяйственном производстве, ценностно-профессиональный компонент как основа формирования профессионально-субъектной позиции учащихся.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):172-177
pages 172-177 views

Формирование интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа: анализ современной педагогической практики

Гаджибалаева И.У.

Аннотация

Анализируются результаты проведенного опроса преподавателей колледжей, представлена интерпретация статистических данных по проблеме формирования у слабоуспевающих студентов колледжа интереса к учению.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):178-181
pages 178-181 views

Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения

Ибатуллина Е.Ю., Воронцова Т.В.

Аннотация

В статье раскрываются проблемы преодоления консерватизма и внедрения инновационных процессов в образовательных учреждениях, анализируются понятия «консерватизм», «инновации», определяются принципы, операционный компонент и организационно-педагогические условия преодоления консерватизма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):182-187
pages 182-187 views

Отражение системы обучения орфографии в «Методике русского языка» А.В. Попова

Текучева И.В.

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы истории обучения русскому языку, в частности вопросы обучения орфографии. Особое внимание уделяется системе обучения орфографии, представленной в дореволюционном учебнике А.В. Попова, переизданном в 20-е гг. ХХ в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):188-192
pages 188-192 views

Исторический анализ особенностей преподавания сказки в начальной школе

Меркурьева Т.В.

Аннотация

Дается исторический анализ работ со сказочным материалом на уроках чтения, литературного чтения в начальных классах. Проведен аналитический обзор формулировок тем диссертационных исследований, в теме которых есть слово «сказка».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):193-197
pages 193-197 views

Русская народная сказка как средство воспитания детей-мигрантов в условиях современной массовой школы

Михайлина Е.В.

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема современной массовой школы — обучение и воспитание детей-мигрантов, возможности использования элементов устного русского народного творчества в указанных процессах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):198-204
pages 198-204 views

Особенности работы со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в опоре на ее фольклорный источник

Меркурьева Т.В.

Аннотация

В статье рассматривается новый методический подход к работе с литературной сказкой первой половины XIX в. в сравнении с ее фольклорными источниками в рамках международного сказочного сюжета на уроках литературного чтения в начальной школе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):205-209
pages 205-209 views

Образовательные коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад

Скрипкина Ю.В.

Аннотация

Исследуются коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад как с позиций их сетевого общения в ходе решения образовательных задач, так и в содержательном аспекте предлагаемых на олимпиадах заданий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):210-214
pages 210-214 views

Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми

Алейкин А.Г.

Аннотация

В статье представлены результаты системного исследования общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми. Проанализированы сходства и различия выраженности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также корреляционных и факторных структур.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):215-223
pages 215-223 views

Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности (на примере будущих специалистов-лингвистов)

Кудинова Н.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования роли социального интеллекта в профессиональной самореализации личности. Приведены результаты факторного анализа данных исследования, и установлена связь между уровнем самореализации и социальным интеллектом студентов-лингвистов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):224-229
pages 224-229 views

Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов

Алиайдарай А.

Аннотация

Анализируются результаты эмпирического исследования агрессивности сербских и албанских студентов, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):230-233
pages 230-233 views

Оценка выраженности агрессивности и темперамента у российских и китайских студентов

Дищук Д.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу и выявлению специфики агрессивности, рассматриваемой в рамках системно-функциональной модели, и параметров темперамента российских и китайских студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):234-239
pages 234-239 views

Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов

Кадильникова О.А.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости иностранных студентов РУДН из стран Африки и Гаити, обучающихся на дневном отделении.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):240-244
pages 240-244 views

IV Международная конференция «Жизненный цикл медицинских препаратов: разработка, использование, окружающая среда»

Новикова И.А., Новиков А.Л.

Аннотация

В статье представлен краткий обзор 4-й Международной конференции «Жизненный цикл медицинских препаратов: разработка, использование, окружающая среда», которая проходила 1—3 сентября 2011 г. в Университете Париж 8 (Франция).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):245-247
pages 245-247 views

Педагогика против стереотипов

Казаренков В.И.

Аннотация

В публикации представлен краткий обзор Международной научной конференции «Педагогика против стереотипов», проходившей в Варминско-Мазурском университете в Ольштыне (Польша).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):248-249
pages 248-249 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):250-254
pages 250-254 views

Памяти Чингиза Абильфазовича Измайлова 26.03.1944—28.09.2011

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):255-256
pages 255-256 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».