Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: обзор исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены результаты исследований, в которых описывается влияние занятий музыкой на когнитивное развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Показано, что занятия музыкой могут способствовать развитию устной и письменной речи, навыков чтения и математических навыков, памяти, интеллекта, регуляторных функций. Установлено, что влияние занятий музыкой на развитие когнитивной сферы связано также с сопутствующими факторами: участием родителей в занятиях музыкой и домашней музыкальной средой, возрастом начала и продолжительностью занятий музыкой, социально-экономическим статусом семьи. Кроме того, продемонстрировано, что именно системное музыкальное образование, включающее в себя обучение пению, игре на музыкальных инструментах, сольфеджио, может благотворно повлиять на когнитивное развитие. Представлены механизмы, за счет которых музыкальное обучение способствует когнитивному развитию детей. Несмотря на большее количество работ, подтверждающих влияние музыкальных занятий на когнитивное развитие детей, есть ряд исследований, результаты которых говорят об отсутствии такого влияния. Приводится анализ причин, в силу которых положительные результаты исследований могут быть ошибочными. Даны рекомендации для дизайна дальнейших исследований по данной теме, а также практические рекомендации по организации музыкальных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Об авторах

Лариса Фаритовна Баянова

Психологический институт Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: balan7@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7410-9127

доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Дарья Алексеевна Бухаленкова

Психологический институт Российской академии образования; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: d.bukhalenkova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-4523-1051

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт, Российская академия образования

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Александра Георгиевна Долгих

Психологический институт Российской академии образования

Email: ag.dolgikh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8845-1575

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Елена Алексеевна Чичинина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: alchichini@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7220-9781

научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Список литературы

  1. Ailamazyan, A.M. (2019). Musical-movement practice as a method of self-knowledge and education a creative personality. National Psychological Journal, 12(4), 114–127. (In Russ.) http://doi.org/10.11621/npj.2019.0411
  2. Boyko, L.A., Tereshchenko, L.V., Velichkovsky, B.B., & Latanov, A.V. (2019). Visual-motor activity of professional pianists at sight-reading music. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 3–26. (In Russ.) http://doi.org/10.11621/vsp.2019.02.03
  3. Degé, S., Wehrum, R., Stark, G., & Schwarzer, G. (2011). The influence of two years of school music training in secondary school on visual and auditory memory. European Journal of Developmental Psychology, 8, 608–623. http://doi.org/10.1080/17405629.2011.590668
  4. Dmitrieva, E.S., & Gelman, V.Ya. (2021). Vzaimosvyaz' akademicheskoi uspevaemosti i emotsional'nogo vospriyatiya u detei, poluchayushchikh dopolnitel'noe muzykal'noe obrazovanie: Vozrastnoi aspekt. Psychologist, (1), 60–72. (In Russ.) http://doi.org/10.25136/2409-8701.2021.1.35060
  5. Fasano, M.C., Semeraro, C., Cassibba, R., Kringelbach, M.L., Monacis, L., Palo, V. de, ... & Brattico, E. (2019). Short-term orchestral music training modulates hyperactivity and inhibitory control in school-age children: A longitudinal behavioural study. Frontiers in Psychology, 10, 750. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00750
  6. Frischen, U., Schwarzer, G., & Degé, F. (2021). Music lessons enhance executive functions in 6- to 7-year-old children. Learning and Instruction, 74, 101442. http://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101442
  7. Gabdulkhakov, V.F. (2020). About the role of musical and rhythmic exercises in the development of cognitive functions of a child in digital education. Preschool Education Today, (3), 4–16. (In Russ.) http://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10070
  8. Glozman, Zh.M., & Pavlov, A.Ye. (2007). Effect of music lessons on spatial and kinetic functions development in early school-age children. Psychological Science and Education, 12(3), 35–46. (In Russ.)
  9. Goeghegan, N., & Mitchelmore, M. (1996). Possible effects of early childhood music on mathematical achievement. Australian Research in Early Childhood, 1, 57–64.
  10. Hallam, S. (2017). The impact of making music on aural perception and language skills: A research synthesis. London Review of Education, 15(3), 388–406. http://doi.org/10.18546/LRE.15.3.05
  11. Hardie, D., Davies, H., & Barber, B. (2007). Music ensemble participation, academic achievement and academic self-concept: A longitudinal study of adolescents. In 40th Anniversary Australian Society for Music Education (ASME) National Conference (pp. 106–110). Perth: ASME.
  12. Hennessy, S.L., Sachs, M.E., Ilari, B.S., & Habibi, A. (2019). Effects of music training on inhibitory control and associated neural networks in school-aged children: A longitudinal study. Frontiers in Neuroscience, 13, 1080. http://doi.org/10.3389/fnins.2019.01080
  13. Hille, A., & Schupp, J. (2015). How learning a musical instrument affects the development of skills. Economics of Education Review, 44, 56–82. http://doi.org/10.1016/j.econedurev.2014.10.007
  14. Ho, Y.-C., Cheung, M.-C., & Chan, A.S. (2003). Music training improves verbal but not visual memory: Cross-sectional and longitudinal explorations in children. Neuropsychology, 17(3), 439–450
  15. Holmes, S., & Hallam, S. (2017). The impact of participation in music on learning mathematics. London Review of Education, 15, 425–438. http://doi.org/10.18546/LRE.15.3.07
  16. Janus, M., Lee, Y., Moreno, S., & Bialystok, E. (2016). Effects of short-term music and second-language training on executive control. Journal of Experimental Child Psychology, 144, 84–97. http://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.11.009
  17. Jaschke, A.C., Honing, H., & Scherder, E.J.A. (2018). Longitudinal analysis of music education on executive functions in primary school children. Frontiers in Neuroscience, 12. http://doi.org/10.3389/fnins.2018.00103
  18. Kempert, S., Götz, R., Blatter, K., Tibken, C., Artelt, C., Schneider, W., & Stanat, P. (2016). Training early literacy related skills: To which degree does a musical training contribute to phonological awareness development? Frontiers in Psychology, 7, 1803. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01803
  19. Knyazeva, T.S. (2019). Musical abilities and intelligence as a subject of research in musical psychology and psychology of musical education. Musical Art and Education, 7(3), 30–45. (In Russ.) http://doi.org/10.31862/2309-1428-2019-7-3-30-45
  20. Lorenzo, O., Herrera, L., Hernández-Candelas, M., & Badea, M. (2014). Influence of music training on language development. A longitudinal study. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 128, 527–530. http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.200
  21. MacCutcheon, D., Füllgrabe, C., Eccles, R., Linde, J. van der, Panebianco, C., Ljung, R. (2020). Investigating the effect of one year of learning to play a musical instrument on speech-in-noise perception and phonological short-term memory in 5-to-7-year-old children. Frontiers in Psychology, 10, 2865. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02865
  22. Mehr, S.A., Schachner, A., Katz, R.C., & Spelke, E.S. (2013). Two randomized trials provide no consistent evidence for nonmusical cognitive benefits of brief preschool music enrichment. PLoS ONE, 8. http://doi.org/10.1371/journal.pone.0082007
  23. Miendlarzewska, E.A., & Trost, W.J. (2014). How musical training affects cognitive development: Rhythm, reward and other modulating variables. Frontiers in Neuroscience, 7. http://doi.org/10.3389/fnins.2013.00279
  24. Moreno, S., Bialystok, E., Barac, R., Schellenberg, E.G., Cepeda, N.J., & Chau, T. (2011). Short-term music training enhances verbal intelligence and executive function. Psychological Science, 22, 1425–1433. http://doi.org/10.1177/0956797611416999
  25. Moreno, S., Friesen, D., & Bialystok, E. (2011). Effect of music training on promoting preliteracy skills: preliminary causal evidence. Music perception, 29, 165–172. http://doi.org/10.1525/mp.2011.29.2.165
  26. Panyusheva, T.D. (2008). Muzykal'nyi mozg: Obzor otechestvennykh i zarubezhnykh issledovanii. Asymmetry, 2(2), 41–54. (In Russ.)
  27. Pasiali, V. (2012). Supporting parent – child interactions: Music therapy as an intervention for promoting mutually responsive orientation. Journal of Music Therapy, 49, 303–334. http://dx.doi.org/10.1093/jmt/49.3.303
  28. Patscheke, H., Degé, F., & Schwarzer, G. (2016). The effects of training in music and phonological skills on phonological awareness in 4- to 6-year-old children of immigrant families. Frontiers in Psychology, 7, 1647. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01647
  29. Permyakova, M.E., & Tkachenko, E.S. (2016). Music classes influence on the cognitive development of primary school children. Education and Science, 4(133), 155–170. (In Russ.) http://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-155-170
  30. Piro, J.J., & Ortiz, C. (2009). The effect of piano lessons on the vocabulary and verbal sequencing skills of primary grade students. Psychology of Music, 37, 325–347. http://doi.org/10.1177/0305735608097248
  31. Portowitz, A., Lichtenstein, O., Egorova, L., & Brand, E. (2009). Underlying mechanisms linking music education and cognitive modifiability. Research Studies in Music Education, 31, 107–129. http://doi.org/10.1177/1321103x0944378
  32. Rauscher, F.H., & Hinton, S.C. (2011). Music instruction and its diverse extra- musical benefits. Music Perception, 29, 215–226. http://doi.org/10.1525/mp.2011.29.2.215
  33. Roden, I., Kreutz, G., & Bongard, S. (2012). Effects of a school-based instrumental music program on verbal and visual memory in primary school children: A longitudinal study. Frontiers in Psychology, 3. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00572
  34. Román-Caballero, R., Vadillo, M., Trainor, L., & Lupiáñez, J. (2020). Please don’t stop the music: A meta-analysis of the benefits of learning to play an instrument on cognitive and academic skills. PsyArXiv. http://doi.org/10.31234/osf.io/4bm8v
  35. Rose, D., Jones Bartoli, A., & Heaton, P. (2019). Measuring the impact of musical learning on cognitive, behavioural and socio-emotional wellbeing development in children. Psychology of Music, 47(2), 284–303. http://doi.org/10.1177/0305735617744887
  36. Rylkova V.A. (2004). Didakticheskie osnovy ispol'zovaniya muzykal'noi deyatel'nosti pri obuchenii detei 4–7 let chteniyu, pis'mu i matematike. Ph.D. in Education Thesis. Moscow: Moscow Region State University. (In Russ.)
  37. Sala, G., & Gobet, F. (2017). When the music’s over. Does music skill transfer to children’s and young adolescents’ cognitive and academic skills? A meta-analysis. Educational Research Review, 20, 55–67. http://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.11.005
  38. Sala, G., & Gobet, F. (2020). Cognitive and academic benefits of music training with children: A multilevel meta-analysis. Memory & Cognition, 48(8), 1429–1441. http://doi.org/10.3758/s13421-020-01060-2
  39. Schellenberg, E.G. (2004). Music lessons enhance IQ. Psychological Science, 15, 511–514. https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2004.00711.x
  40. Schellenberg, E.G. (2006). Long-term positive associations between music lessons and IQ. Journal of Educational Psychology, 98, 457–468. http://doi.org/10.1037/0022-0663.98.2.457
  41. Schellenberg, E.G., & Mankarious, M. (2012). Music training and emotion comprehension in childhood. Emotion, 12, 887–891. http://doi.org/10.1037/a0027971
  42. Schwarz, U., & Gawrilow, C. (2019). Measuring and compensating for deficits of self-regulation in school children via ambulatory assessment. Psychology in Russia: State of the Art, 12(4), 8–22. http://doi.org/10.11621/pir.2019.0401
  43. Slater, J., Strait, D.L., Skoe, E., O’Connel, S., Thompson, E., & Kraus, N. (2014). Longitudinal effects of group music instruction on literacy skills in low-income children. PLoS ONE, 9. http://doi.org/10.1371/journal.pone.0113383
  44. Southgate, D.E., & Roscigno, V.J. (2009). The impact of music on childhood and adolescent achievement. Social Science Quarterly, 90, 4–21. http://doi.org/10.1111/j.1540-6237.2009.00598.x
  45. Sternberg, R.J. (2020). Toward a theory of musical intelligence. Psychology of Music, 49(6), 1775–1785. http://doi.org/10.1177/0305735620963765
  46. Williams, K.E., Barrett, M.S., Welch, G.F., Abad, V., & Broughton, M. (2015). Associations between early shared music activities in the home and later child outcomes: Findings from the longitudinal study of Australian children. Early Childhood Research Quarterly, 31, 113–124. http://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.004
  47. Williams, K.E., Berthelsen, D., Nicholson, J.M., Walker, S., & Abad, V. (2012). The effectiveness of a short-term group music therapy intervention for parents who have a child with a disability. Journal of Music Therapy, 49, 23–44. http://doi.org/10.1093/jmt/49.1.23
  48. Winsler, A., Ducenne, L., & Koury, A. (2011). Singing one’s way to self-regulation: The role of early music and movement curricula and private speech. Early Education and Development, 22, 274–304. http://doi.org/10.1080/10409280903585739
  49. Zapata, G.P., & Hargreaves, D. (2018). The effects of musical activities on the selfesteem of displaced children in Colombia. Psychology of Music, 46, 540–550. http://doi.org/10.1177/0305735617716756

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».