«Шкала аккультурации к России» для китайских студентов: адаптация и психометрическая проверка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема диагностики межкультурной адаптации и психологической аккультурации к новому социокультурному окружению по-прежнему актуальна в связи с процессами глобализации и, в частности, ростом академической мобильности в образовании. Исследования и практические разработки в данном направлении особенно актуальны для российской науки в связи с дефицитом шкал аккультурации, которые широко представлены в зарубежной психологии. В 2019 г. исследовательским коллективом под руководством профессора А. Ардила разработан мультикультурный русскоязычный вариант методики «Шкала аккультурации к России» (ШАР), который был валидизирован на выборке иностранных студентов из 71 страны мира. Целью настоящего исследования стала адаптация ШАР для выборки китайских студентов, обучающихся в российских вузах и являющихся самой многочисленной группой студентов из дальнего зарубежья. При этом многие из них испытывают значительные трудности в адаптации в новом социокультурном окружении, а также в изучении русского языка. Всего в исследовании приняли участие 213 китайских студентов (59 % - девушки), обучающихся в российских вузах, из них 93 студента (58 % - девушки) заполнили русскоязычный вариант ШАР, а 118 (61 % - девушки) - китайский вариант, который был создан с использованием процедуры прямого и обратного перевода. Оба варианта ШАР в дальнейшем прошли психометрическую проверку с использованием коэффициентов α Кронбаха и ω МакДональда, а также бифакторного анализа. Для сравнения русскоязычного и китайского вариантов ШАР между собой применялись методы описательной статистики и W-критерий Вилкоксона. Нормирование осуществлялось посредством нелинейной процентильной нормализации (стенайны). В результате показана высокая согласованность русскоязычного и китайского вариантов ШАР и их эквивалентность между собой. Оба варианта могут быть использованы для диагностики аккультурации к России китайских студентов, при этом китайский вариант рекомендуется для исследования китайских студентов, которые проживают в России менее 1-1,5 лет и/или плохо владеют русским языком.

Об авторах

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5831-1547

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Алексей Львович Новиков

Российский университет дружбы народов

Email: novikov-al@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3482-5070

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и русского языкознания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Дмитрий Александрович Шляхта

Российский университет дружбы народов

Email: shlyakhta-da@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8853-0919

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Abramov, A.P., & Liu, Ts. (2018). Adaptation of Chinese students to everyday practices of sociocultural interaction. Socio-Economic Phenomena and Processes, (3), 22–27. (In Russ.)
  2. Agyei, S.O. (2020). Factors that motivate students to study abroad. Proceedings of the International Scientific Conference on Personality in Contemporary World: Education, Development, Self-Realization (pp. 476–484). Moscow: RUDN University.
  3. Al-Shahdani, S., & Basina, N. (2021). University acculturation strategies in the conditions of glocalization. The Scientific Heritage, (78–4), 59–62. (In Russ.)
  4. Ardila, A., Maslova, O.V., Novikova, I.A., Shlyakhta, D.A., & Aguilar, Y.Y. (2019). Acculturation Scale to Russia (ASR) for international students: Development and psychometric verification. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 393–415. (In Russ.) https://doi. org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-393-415
  5. Arends-Tóth, J., & Vijver, F.J.R. van de. (2006). Assessment of psychological acculturation. In D.L. Sam & J.W. Berry (Eds.), The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology (pp. 142–160). New York, NY, US: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511489891.013
  6. Berry, J.W., Poortinga, Y.H., Segall, M.H., & Dasen, P.R. (2002). Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge: Cambridge University Press.
  7. Brislin, R.W. (1986). The wording and translation of research instruments. In W.L. Lonner & J.W. Berry (Eds.), Field Methods in Cross-Cultural Research (pp. 137–164). Newbury Park, CA: Sage.
  8. Chebotareva, E.J. (2011). Intercultural adaptation to Russia of students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3), 6–11.
  9. Chidlow, A., Plakoyiannaki, E., & Welch, C. (2014). Translation in cross-language international business research: Beyond equivalence. Journal of International Business Studies, 45(5), 562–582. https://doi.org/10.1057/jibs.2013.67
  10. Gao, H., Ballantyne, D., & Knight, J.G. (2010). Paradoxes and guanxi dilemmas in emerging Chinese – Western intercultural relationships. Industrial Marketing Management, 39(2), 264–272. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2008.11.001
  11. Gnezdilov, G.V., Vashlayeva, K.A., & Gustova, E. (2020). Features of acculturation strategies in the context of modern educational migration. Chelovecheskij Kapital, (S12–2), 213–221. (In Russ.)
  12. Gritsenko, V.V., Khukhlaev, О.Е., Zinurova, R.I., Konstantinov, V.V., Kulesh, Е.V., Malyshev, I.V., Novikova, I.А., & Chernaya, А.V. (2021). Intercultural competence as a predictor of adaptation of foreign students. Cultural-Historical Psychology, 17(1), 103–112. https://doi.org/10.17759/chp.2021170114
  13. Henze, J., & Zhu, J. (2012). Current research on Chinese students studying abroad. Research in Comparative and International Education, 7(1), 90–104. https://doi.org/10.2304/rcie.2012.7.1.90
  14. Kanjera, S. (2021). The impact of COVID-19 on the internationalization of higher education. International Research in Higher Education, 6(1), 25. https://doi.org/10.5430/irhe.v6n1p25
  15. Lebedeva, N.M., & Tatarko, A.N. (2009). (Eds.), Strategii Mezhkul'turnogo Vzaimodeistviya Migrantov i Naseleniya Rossii. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  16. Lykova, N.M., Zhang, L., & Yan S. (2011). Styles of coping and life meaning orientations of Chinese students during the period of adaptation to studying at university in Russia and in their home country. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3), 19–28.
  17. Maslova, O.V., & Aguilar, Y.Y. (2020). Relationship of life satisfaction and the level of acculturation to Russia in Latin American students. Social and Psychological Adaptation of Migrants in the Modern World: Conference Proceedings (pp. 131–134). Moscow: Pero Publ.
  18. Maslova, O.V., & Liu, H. (2014). Acculturation styles and the adaptation level of Chinese students in Russia. Akmeology, (S1–2), 148–149. (In Russ.)
  19. Novikov, A., Novikova, I., & Tang, Y. (2021). Correlation between attitudes towards learning Russian and acculturation to Russia among international students. EDULEARN21 Proceedings: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies (pp. 8777–8781). Palma: IATED. http://dx.doi.org/10.21125/edulearn.2021.1766
  20. Novikova, I., Berisha, N., Berisha, A., & Novikov, A. (2021). Reasons and arguments for choosing language of studying abroad: Case study of medical students in Russian university. EDULEARN21 Proceedings: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies (pp. 12121–12128). Palma: IATED. http://dx.doi.org/10.21125/edulearn.2021.2533
  21. Novikova, I.A., & Novikov, A.L. (2015). Relation between communicative tolerance and intercultural adaptation in international students. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(2S2), 109–116. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2s2p109
  22. Novikova, I.A., Novikov, A.L., & Rybakov, M.A. (2015). Psychological and linguistic features of the Russian language acquisition by international students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 61–66. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2015-1-61-66
  23. Pilishvili, T.S. (2017). Time perspective and the psychological well-being of Chinese university students adapting to Russia. The Open Psychology Journal, 10(1), 11–18. https://doi.org/10.2174/1874350101710010011
  24. Vasilyeva, E.D., & Lebedeva, N.M. (2020). Sino-Russian intercultural communication research: Literature review. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(1), 51–63. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-51-63
  25. Vorobyeva, G., Altukhova, O., Ingemansson, A., & Ptitsyna, E. (2021). Intercultural communication in the conditions of the modern Russian university: The main principles of the organization and implementation of the international festivals. Izvestiya Volgogradskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, (4), 59–64. (In Russ.)
  26. Wang, Q. (2021). Development and psychometric verification of the “Acculturation Scale to Russia” in Chinese. Masters’ degree Thesis in Psychology. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  27. Wei, X. (2003). Adaptation of Chinese students to intercultural communication in the educational process of a Russian university. Ph.D. in Education Thesis. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University. (In Russ.)
  28. Welnitzova, K., Jakubickova, B., & Králik, R. (2021). Human-computer interaction in translation activity: fluency of machine translation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(1), 217–234. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-217-234
  29. Werner, O., & Campbell, D.T. (1970). Translating, working through interpreters, and the problem of decentering. In R. Naroll & R. Cohen (Eds.), A handbook of method in cultural anthropology (pp. 398–420). New York: American Museum of Natural History.
  30. Yuan, W. (2011). Academic and cultural experiences of Chinese students at an American university: A qualitative study. Intercultural Communication Studies, 20(1), 141–157.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».