Научно-методическое сопровождение педагогов в контексте практической реализации геймификации математического образования в системе дополнительного образования Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена практической значимостью вопросов применения игровых механизмов в процессе обучения математике, неисследованностью вопросов симбиоза игровых и дидактических технологий в освоении сложного математического знания, необходимостью поиска эффективных технологий для установления их влияния на развитие обучаемого, формирование современного стиля мышления. Проведенный анализ мировых тенденций и практик внедрения элементов геймификации в систему образования установил, что освоение сложного знания и закономерностей математической деятельности, решение «проблемных зон» математики на разных уровнях обучения и сложности осуществляется комплексом математических и информационных методов без интеграции игровых элементов. Обосновано, что игровые технологии в сочетании с информатизацией математической деятельности дают мощный мотивационный заряд к изучению математики, актуализируют процессы самоорганизации когнитивной деятельности, способствую развитию вероятностного стиля мышления. Целью исследования стало теоретическое обоснование и технологическое обеспечение эффективности методического сопровождения процесса профессионального повышения квалификации учителя математики в контексте геймификации математического образования с эффектом развития вероятностного стиля мышления. Разработан механизм организации и определено содержание научно-методического сопровождения педагогических работников для субъектов Российской Федерации по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации образования. В частности, разработаны оценочные материалы (кейс-тест) для выявления компетентностных дефицитов педагогов, обеспечивающих формирование вероятностного стиля мышления на основе процессов геймификации посредством управления информационной насыщенностью мотивационного поля обучения, предложена программа дополнительного профессионального образования для педагогов «Математика в игровой деятельности (деловые, дидактические и интеллектуальные игры)», разработаны новые формы аттестации и оценочные материалы (дидактические решения и эффективные практики на основе геймификации). Результаты использования концепта «геймификация» продемонстрировали активизацию когнитивных и мотивационных структур, в частности эффективное развитие вероятностного стиля мышления в процессе освоения сложного математического знания посредством его адаптации к школьной математике. Проведенное исследование позволяет вывести процесс обучения и развития личности обучаемого на современный качественный уровень с использованием актуальных достижений в области цифровизации образования.

Об авторах

Светлана Николаевна Дворяткина

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Автор, ответственный за переписку.
Email: sobdvor@yelets.lipetsk.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания

Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Сергей Викторович Щербатых

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Email: shcherserg@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор по учебной работе

Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Арсений Максимович Лопухин

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Email: ars4044@mail.ru

магистрант

Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Список литературы

  1. Al-Sabaty, I., & Davis, G. (1989). Relationship between creativity and right, left, and integrated thinking styles. Creativity Research Journal, 2(1-2), 111-117.
  2. Bart, W.M. (2014). On the effect of chess training on scholastic achievement. Frontiers in Psychology, 5, 762. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00762
  3. Bi, T. (2013). Making full use of education games' role in promoting learning. International Conference on Information Technology and Applications (pp. 172-175). Chengdu. https://doi.org/10.1109/ita.2013.46
  4. Burgoyne, A.P., Sala, G., Gobet, F., Macnamara, B., Campitelli, G., & Hambrick, D. (2016). The relationship between cognitive ability and chess skill: A comprehensive meta-analysis. Intelligence, 59, 72-83. https://doi.org/10.1016/j.intell.2016.08.002
  5. Burján, A.M. (2016). The effects of chess education on mathematical problem solving performance. Teaching Mathematics and Computer Science, 14(2), 153-168. https://doi.org/10.5485/TMCS.2016.0421
  6. Callaghan, M., Savin-Baden, M., McShane, N., & Eguíluz, A.G. (2017). Mapping Learning and Game Mechanics for Serious Games Analysis in Engineering Education. IEEE Transactions on Emerging Topics in Computing, 5(1), 77-83. https://doi.org/10.1109/TETC.2015.2504241
  7. Cowley, B., Fantato, M., Jennett, C., Ruskov, M., & Ravaja, N. (2014). Learning when serious: psychophysiological evaluation of a technology-enhanced learning game. Journal of Educational Technology & Society, 17(1), 3-16.
  8. Dvoryatkina, S.N. (2013). Razvitie veroyatnostnogo stilya myshleniya v processe obucheniya matematike: teoriya i praktika. Moscow: RIOR Publ. (In Russ.)
  9. Dvoryatkina, S.N., Karapetyan, V.S., Dallakyan, A.M. Rozanova, S.A., & Smirnov, E.I. (2019). Synergetic effects manifestation by founding complexes deployment of mathematical tasks on the chessboard. Problems of Education in the 21st Century, 77(1), 8-21.
  10. Dvoryatkinа, S., & Shcherbatykh, S. (2019). Creativity and Probability Thinking Style: Effective Mechanisms of Integration Based on Mathematical and Chess Game Performance. Razvitie kreativnosti lichnosti v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve. Conference Proceedings (pp. 27-33). Yelets: Bunin Yelets State University. (In Russ.)
  11. Elkonin, D.B. (1989). Psychology of the Game. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  12. Ersoy, E. (2014). Polygons Teaching Through Creative Drama in Mathematics Teaching. American Journal of Educational Research, (6), 372-377.
  13. Frydman, M., & Lynn, R. (1992). The general intelligence and spatial abilities of gifted young Belgian chess players. British Journal of Psychology, 83, 233-235.
  14. Gik, E.Ya. (2010). Matematika i shahmaty. Moscow. (In Russ.).
  15. Groos, K. (2009). The play of man. New York: Appleton.
  16. Guillén-Nieto, V., & Aleson-Carbonell, M. (2012). Serious games and learning effectiveness: The case of It’s a Deal! Computers & Education, 58(1), 435-448. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.07.015
  17. Hong, S., & Bart, W. (2007). Cognitive effects of chess instruction students at risk for academic failure. International Journal of Special Education, (22), 89-96.
  18. Ignatоv, E. (2018). V tscarstve matematicheskoi smekalki. Moscow: АSТ. (In Russ.)
  19. Karapetyan, V., & Gevorgyan, S. (2017). Dissonance and Consonance in Argumentation Sphere. The Bulletin of Irkutsk State University, (21), 21-27. (In Russ.)
  20. Karapetyan, V., Mirzakhanyan, R., & Gevorgyan, S. (2016). Research as a Deliberate Chess Activity Software Testing Platform for Professional Dynamic Development of the Education Sector. Management Studies, 4(4), 161-167. https://doi.org/10.17265/2328-2185/2016.04.003
  21. Michel, H. (2016). Characterizing serious games implementation's strategies: Is higher education the new playground of serious games? Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE), (1), 818-826. https://doi.org/10.1109/HICSS.2016.106
  22. Nacke, L.E., Stellmach, S., & Lindley, C.A. (2010). Electroencephalographic assessment of player experience: A pilot study in affective Ludology. Simulation & Gaming, 42(5), 632-655. https://doi.org/10.1177/1046878110378140
  23. Piaget, J. (1985). Play, dreaws, and imitation in children. New York: Norton.
  24. Pidkasisty, P.I., & Khaidarov, Zh.S. (1996). Igrovye tekhnologii v obuchenii i razvitii. Moscow. (In Russ.)
  25. Poloudin, V. (2017). Pilot Project: “Creative Chess Education of Younger School-children Using Electronic Educational Resource”. Primary Education, (5), 36-42. doi.org/10.12737/article_59f1b5c097d043.84454630
  26. Pound, L. (2017). Count on play: the importance of play in making sense of mathematics. Young Children’s Play and Creativity, 220-228. doi.org/10.4324/9781315446844-19
  27. Sala, G., & Gobet, F. (2016). Do the benefits of chess instruction transfer to academic and cognitive skills? A meta-analysis. Educational Research Review, (18), 46-57. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.02.002
  28. Sala, G., & Gobet, F. (2017). Does chess instruction improve mathematical problem-solving ability? Two experimental studies with an active control group. Learning & Behavior, 45(4), 414-421. https://doi.org/10.3758 / s13420-017-0280-3
  29. Sala, G., Foley, J.P., & Gobet, F. (2017). The effects of chess instruction on pupils’ cognitive and academic skills: State of the art and theoretical challenges. Frontiers in Psychology, 8, 238. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00238
  30. Shabalina, O.A. (2013). Development of educational computer games: how to maintain a balance between the training and game components? Educational technologies and society, (3), 587-602.
  31. Singley, M.K., & Anderson, J.R. (1989). Transfer of cognitive skill. Cambridge: Harvard University Press.
  32. Sukhin, I. (2012). School Subject “Chess” as a Tool of Developing Thinking: History, Methodology, Scientific Research and Experience of Implementation. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co.
  33. Suleimanova, O.A. (2020). Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices. Training, Language and Culture, 4(4), 39-50. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-4-39-50
  34. Utesch, M.C. (2016). A successful approach to study skills: Go4C’ s projects strengthen teamwork. International Journal of Engineering Pedagogy, 6(1), 35-43. https://doi.org/10.3991/ijep.v6i1.5359
  35. Vygotsky, L.S. (1996). Play and its role in the mental development of the child. Voprosy Psikhologii, (6), 62-76.
  36. Zirawaga, V.S., Olusanya, A.I., & Maduku, M. (2017). Gaming in Education: Using Games as a Support Tool to Teach History. Journal of Education and Practice, (8), 55-64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».