Особенности «образа Я» у одаренных старших дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии - развитию самосознания детей, которое рассматривается в ракурсе психологии одаренности. Проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей «образа Я» у творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста. Оно проводилось в русле предложенного А.М. Матюшкиным научного подхода к изучению одаренности как предпосылке развития творческой личности. В исследовании приняли участие 290 детей 6-7 лет ( M = 6,6; SD = 0,54; мальчиков - 143, девочек - 147), посещавших дошкольные образовательные учреждения Москвы. Для выявления творческого потенциала старших дошкольников применялся Фигурный тест творческого мышления Торренса, а также учитывались результаты наблюдений, опроса педагогов, родителей, экспертной оценки творческих работ детей. В результате диагностики была выделена группа одаренных старших дошкольников, обладавших высоким творческим потенциалом ( N = 52, мальчиков - 26, девочек - 26), и равная по количественному составу, гендерному распределению группа сверстников, творческий потенциал которых проявлялся слабее. С целью выявления особенностей «образа Я» ребенка проводилась беседа, построенная на основе модификации Теста М. Куна - Т. Макпартленда «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой) и методики «Изучение системы детских самохарактеристик» (О.А. Белобрыкина). Анализ полученных данных показал, что результаты выполнения Теста Торренса старшими дошкольниками взаимосвязаны с количеством их самохарактеристик. Были выделены различия между группами: одаренные дети при описании себя называли больше характеристик, чем сверстники, особенно это было выражено в отношении таких подкатегорий ответов, как «пол», «возраст», «роль в обществе», «роль в семье», «физические качества», «общение», «способности», «общие». Анализ структурных компонентов «образа Я» выявил, что в группе одаренных в большей мере, чем в группе сверстников, представлены показатели социального, коммуникативного, физического, деятельного и рефлексивного компонентов. Все это свидетельствует о большем объеме и большей степени когнитивной сложности и дифференцированности «образа Я» у одаренных старших дошкольников по сравнению со сверстниками. Вместе с тем выделены и сходные для обеих групп аспекты «образа Я»: преобладание самохарактеристик субъективной категории (личностные черты, умения и др.), эмоционально-положительных ответов. Сравнение «образов Я» у одаренных мальчиков и одаренных девочек показало, что у девочек больше представлены: «эмоциональные характеристики (веселая)», «описание внешности (красивая)», «роль в семье». Полученные результаты могут быть использованы при создании программ, нацеленных на эмоционально-личностное развитие одаренных дошкольников, а также в процессе консультативной работы по профилактике/коррекции трудностей в воспитании дошкольников.

Об авторах

Елена Сергеевна Белова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenasbelova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6956-8214
SPIN-код: 9446-9020
Scopus Author ID: 15054105500
ResearcherId: AAM-4434-2021

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Abramenkova, V. (2021). Digitalization of education as a threat to the safe development of childhood. Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology, 10(3), 3–11. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-3-3-11
  2. Arens, A.K., Marsh, H.W., Craven, R.G., Yeung, A.S., Randhawa, E., & Hasselhorn, M. (2016). Math self-concept in preschool children: Structure, achievement relations, and generalizability across gender. Early Childhood Research Quarterly, 36, 391–403. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.12.024
  3. Arkhireeva, T.V. (2008). System approach to understanding structure of self-concept and patterns of its development in child age. Cultural-Historical Psychology, 4(4), 48–55. (In Russ.)
  4. Belobrykina, O.A. (2006). Diagnosis of the development of self-awareness in childhood. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
  5. Belova, E.S. (2004). Identification of creative potential of preschoolers using the E.P. Torrance tests. Psikhologicheskaya Diagnostika, (1), 21–40. (In Russ.)
  6. Bogoyavlenskaya, D.B. (2021). Disclosure of the concepts of creativity and giftedness according to the stages of cognitive development. Russian Psychological Journal, 18(3), 159–168. (In Russ.)
  7. Bozhovich, L.I. (2008). Personality and its development in childhood. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  8. Brummelman, E., & Thomaes, S. (2017). How children construct views of themselves: A social‐developmental perspective. Child Development, 88(6), 1763–1773. https://doi.org/10.1111/cdev.12961
  9. Burns, R. (1986). Self-concept development and education. Moscow: Progress Publ. (In Russ.)
  10. Cimpian, A., Hammond, M. D., Mazza, G., & Corry, G. (2017). Young children’s self‐concepts include representations of abstract traits and the global self. Child Development, 88(6), 1786–1798. https://doi.org/10.1111/cdev.12925
  11. Dapp, L.C., & Roebers, C.M. (2018). Self-concept in kindergarten and first grade children: A longitudinal study on structure, development, and relation to achievement. Psychology, 9(7), 1605–1629. https://doi.org/10.4236/psych.2018.97097
  12. Dubrovina, I.V. (2018). Psychological issues of education of kindergarten children and school children in the information society. National Psychological Journal, (1), 6–16. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2018.0101
  13. Ermolova, T.V., Meshcheryakova, S.Yu., & Ganoshenko, N.I. (1999). Features of personal development of preschool children in the pre-crisis phase and at the stage of the crisis of seven years. Voprosy Psychologii, (1), 50–60. (In Russ.)
  14. Falk, R.F. (2017). Personality, intellectual ability, and the self-concept of gifted children: An application of PLS-SEM. In H. Latan & R. Noonan (Eds.), Partial Least Squares Path Modeling: Basic Concepts, Methodological Issues and Applications (pp. 299–310). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64069-3_14
  15. Fedina, L.V. (2020). Dynamics of “self-image” of preschool children (2004 and 2017: A comparative analysis). Integration of Education, 24(3), 501–518. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.501-518
  16. Feldshtein, D.I. (2015). Problems of psychological and pedagogical sciences in the space-time situation of the 21st century. National Education, (7), 9–26. (In Russ.).
  17. Freeman, J. (2010). Gifted lives: What happens when gifted children grow up? London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203845752
  18. Freeman, J. (2013). The long-term effects of families and educational provision on gifted children. Educational and Child Psychology, 30(2), 7–17. https://doi.org/10.53841/bpsecp.2013.30.2.7
  19. Gubbels, J., Segers, E., & Verhoeven, L. (2018). How children’s intellectual profiles relate to their cognitive, socio-emotional, and academic functioning. High Ability Studies, 29(2), 149–168. https://doi.org/10.1080/13598139.2018.1507902
  20. Karabanova, O.A. (2022). Modern childhood and preschool education protecting the rights of child: To the 75th anniversary of E.O. Smirnova’s birth. National Psychological Journal, (3), 60–68. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0308
  21. Konchalovskaya, M.M. (2015). Preschool children identity features (comparative analysis of the data obtained in 2005 and 2014). Mir Psikhologii, (1), 77–85. (In Russ.)
  22. Korepanova, M.V. (2009). The peculiarities of the “I-image” development of the child in his preschool age. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 9(4), 74–79. (In Russ.)
  23. Korepanova, M.V., & Dubovkina, E.V. (2019). “Knowing Myself”: Program for the social and communicative development of infants, young children and preschoolers (from 0 to 7‒8 years). In V.V. Rubtsov, Yu.M. Zabrodin, I.V. Dubrovina & E.S. Romanova (Eds.), Psychological and Pedagogical Programs and Technologies in the Educational Environment: Catalog ‒ 2019: Collective monograph (pp. 153–162). Moscow: Moscow State University of Psychology and Education. (In Russ.)
  24. Kosolapova, N.G. (2008). The formation of positive “self-conception” of preschool children. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (11), 212–220. (In Russ.)
  25. Kuhn, M., & McPartland, T. (1984). An empirical investigation of self-attitudes. In G.M. Andreeva, N.N. Bogomolova & L.A. Petrovskaya (Eds.), Contemporary Foreign Social Psychology. Texts (pp. 180–188). Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)
  26. Kuzmina, A.S., Praizendorf, E.S., Khummel', N.V., & Kulagina, D.A. (2023). Self-awareness of preschoolers born from multiple pregnancies. Pedagogy and Education, (3), 153–168. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-0676.2023.3.34132
  27. Leont'ev, A.N. (2005). Activity, Consciousness, and Personality (2nd ed.). Moscow: Smysl Publ., Akademiya Publ. (In Russ.)
  28. Lisina, M.I. (2009). Formation of a child’s personality in communication. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  29. Marikhin, S.V., & Kondretiuk, M.I. (2020). Age and gender identification and self-esteem features of preschoolers with different sociometric status. Pushkin Leningrad State University Journal, (4), 259–273. (In Russ.) https://doi.org/10.35231/18186653_2020_4_259
  30. Martsinkovskaya, T.D. (2015). Mental development of a modern preschooler – constants and transformations. Mir Psikhologii, (1), 42–53. (In Russ.)
  31. Martsinkovskaya, T.D. (Ed.) (2010). Concepts of socialization and individualization in modern contemporary psychology. Moscow, Obninsk: IG-SOTsIN Publ. (In Russ.)
  32. Matyushkin, A.M. (2012). The concept of creative giftedness. Bulletin of Practical Psychology of Education, 9(4), 83–86. (In Russ.)
  33. Neihart, M., Reis, S.M., Robinson, N.M., & Moon S.M. (Eds.). (2016). The social and emotional development of gifted children: What do we know? (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003238928
  34. Peregudina, V.A., & Klevakina, M.G. (2023). The experience of researching the self-concept of preschool children, depending on the order of their birth in the family. World of Science. Pedagogy and Psychology, 11(4), 13. (In Russ.)
  35. Popova, L.V. (2017). Gender aspects of identification, development and implementation of giftedness. In L.I. Larionova & A.I. Savenkov (Eds.), Psychology of Giftedness and Creativity (pp. 52–66). Moscow, St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)
  36. Rubtsova, О.V. (2019). Digital media as a new means of mediation (part two). Cultural-Historical Psychology, 15(4), 100–108. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2019150410
  37. Rudasill, K.M., Capper, M.R., Foust, R.C., Callahan, C.M., & Albaugh, S.B. (2009). Grade and gender differences in gifted students’ self-concepts. Journal for the Education of the Gifted, 32(3), 340–367. https://doi.org/10.4219/jeg-2009-862
  38. Rumyantseva, T.V. (2006). Twenty statements self-attitude test. In Psychological Counseling: Diagnostics of Relationships in Couples (pp. 82–103). Saint Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
  39. Savenkov, A.I. (2019). Psychology of children’s giftedness (2nd ed.). Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
  40. Sergienko, E.A., Martsinkovskaya, T.D., Izotova, E.I. Lebedeva, E.I., Ulanova, A.Yu., & Dubovskaya, E.M. (2019). Social and emotional development of children: Theoretical foundations. Moscow: Drofa Publ. (In Russ.)
  41. Shadrikov, V.D. (2019). Human abilities and talents. Moscow: The Institute of Psychology RAS. (In Russ.)
  42. Shani-Zinovich, I., & Zeidner, M. (2013). The elusive search for the personality of the intellectually gifted student: Some cross-cultural findings and conclusions from the israeli educational context. Talent Development and Excellence, 5(2), 13‒22.
  43. Shcheblanova, E.I. (2016). Intellectual self-concept of gifted adolescents. Theoretical and Experimental Psychology, 9(4), 23–38. (In Russ.)
  44. Shcheblanova, E.I. (2023). Concepts and models of intellectual giftedness in children: World trends and prospects in the XXI century. Theoretical and Experimental Psychology, 16(2), 23–35. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/TEP-23-10
  45. Shi, J., Li, Y., & Zhang, X. (2008). Self-concept of gifted children aged 9 to 13 years old. Journal for the Education of the Gifted, 31(4), 481–499. https://doi.org/10.4219/jeg-2008-791
  46. Smirnova, E.O. (2015). Child psychology (3rd ed.). St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  47. Smirnova, E.O. (2019). Specific features of modern preschool childhood. National Psychological Journal, 2(2), 25–32. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205
  48. Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., & Nestik, T.A. (2018). Digital generation of Russia: Competence and safety (2rd ed.). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  49. Sternberg, J., & Ambrose, D. (Eds.). (2021). Conceptions of giftedness and talent. London: Palgrave Macmillan/Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-030-56869-6
  50. Uruntaeva, G.A. (2021). Child psychology (11th ed.). Moscow: Infra-M Publ. (In Russ.)
  51. Veraksa, А.N., Bukhalenkova, D.А., Chichinina, Е.А., & Almazova, О.V. (2021). Relationship between the use of digital devices and personal and emotional development in preschool children. Psychological Science and Education, 26(1), 27–40. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
  52. Yakobson, S.G., & Adilova, L.R. (2009). Development of early forms of self-awareness in children. Voprosy Psychologii, (1), 12–22. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».