Особенности «образа Я» у одаренных старших дошкольников
- Авторы: Белова Е.С.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 288-312
- Раздел: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННЫХ КОНТЕКСТАХ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326335
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1-288-312
- EDN: https://elibrary.ru/TTNBRS
- ID: 326335
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии - развитию самосознания детей, которое рассматривается в ракурсе психологии одаренности. Проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей «образа Я» у творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста. Оно проводилось в русле предложенного А.М. Матюшкиным научного подхода к изучению одаренности как предпосылке развития творческой личности. В исследовании приняли участие 290 детей 6-7 лет ( M = 6,6; SD = 0,54; мальчиков - 143, девочек - 147), посещавших дошкольные образовательные учреждения Москвы. Для выявления творческого потенциала старших дошкольников применялся Фигурный тест творческого мышления Торренса, а также учитывались результаты наблюдений, опроса педагогов, родителей, экспертной оценки творческих работ детей. В результате диагностики была выделена группа одаренных старших дошкольников, обладавших высоким творческим потенциалом ( N = 52, мальчиков - 26, девочек - 26), и равная по количественному составу, гендерному распределению группа сверстников, творческий потенциал которых проявлялся слабее. С целью выявления особенностей «образа Я» ребенка проводилась беседа, построенная на основе модификации Теста М. Куна - Т. Макпартленда «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой) и методики «Изучение системы детских самохарактеристик» (О.А. Белобрыкина). Анализ полученных данных показал, что результаты выполнения Теста Торренса старшими дошкольниками взаимосвязаны с количеством их самохарактеристик. Были выделены различия между группами: одаренные дети при описании себя называли больше характеристик, чем сверстники, особенно это было выражено в отношении таких подкатегорий ответов, как «пол», «возраст», «роль в обществе», «роль в семье», «физические качества», «общение», «способности», «общие». Анализ структурных компонентов «образа Я» выявил, что в группе одаренных в большей мере, чем в группе сверстников, представлены показатели социального, коммуникативного, физического, деятельного и рефлексивного компонентов. Все это свидетельствует о большем объеме и большей степени когнитивной сложности и дифференцированности «образа Я» у одаренных старших дошкольников по сравнению со сверстниками. Вместе с тем выделены и сходные для обеих групп аспекты «образа Я»: преобладание самохарактеристик субъективной категории (личностные черты, умения и др.), эмоционально-положительных ответов. Сравнение «образов Я» у одаренных мальчиков и одаренных девочек показало, что у девочек больше представлены: «эмоциональные характеристики (веселая)», «описание внешности (красивая)», «роль в семье». Полученные результаты могут быть использованы при создании программ, нацеленных на эмоционально-личностное развитие одаренных дошкольников, а также в процессе консультативной работы по профилактике/коррекции трудностей в воспитании дошкольников.
Об авторах
Елена Сергеевна Белова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenasbelova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6956-8214
SPIN-код: 9446-9020
Scopus Author ID: 15054105500
ResearcherId: AAM-4434-2021
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Abramenkova, V. (2021). Digitalization of education as a threat to the safe development of childhood. Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology, 10(3), 3–11. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-3-3-11
- Arens, A.K., Marsh, H.W., Craven, R.G., Yeung, A.S., Randhawa, E., & Hasselhorn, M. (2016). Math self-concept in preschool children: Structure, achievement relations, and generalizability across gender. Early Childhood Research Quarterly, 36, 391–403. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.12.024
- Arkhireeva, T.V. (2008). System approach to understanding structure of self-concept and patterns of its development in child age. Cultural-Historical Psychology, 4(4), 48–55. (In Russ.)
- Belobrykina, O.A. (2006). Diagnosis of the development of self-awareness in childhood. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
- Belova, E.S. (2004). Identification of creative potential of preschoolers using the E.P. Torrance tests. Psikhologicheskaya Diagnostika, (1), 21–40. (In Russ.)
- Bogoyavlenskaya, D.B. (2021). Disclosure of the concepts of creativity and giftedness according to the stages of cognitive development. Russian Psychological Journal, 18(3), 159–168. (In Russ.)
- Bozhovich, L.I. (2008). Personality and its development in childhood. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Brummelman, E., & Thomaes, S. (2017). How children construct views of themselves: A social‐developmental perspective. Child Development, 88(6), 1763–1773. https://doi.org/10.1111/cdev.12961
- Burns, R. (1986). Self-concept development and education. Moscow: Progress Publ. (In Russ.)
- Cimpian, A., Hammond, M. D., Mazza, G., & Corry, G. (2017). Young children’s self‐concepts include representations of abstract traits and the global self. Child Development, 88(6), 1786–1798. https://doi.org/10.1111/cdev.12925
- Dapp, L.C., & Roebers, C.M. (2018). Self-concept in kindergarten and first grade children: A longitudinal study on structure, development, and relation to achievement. Psychology, 9(7), 1605–1629. https://doi.org/10.4236/psych.2018.97097
- Dubrovina, I.V. (2018). Psychological issues of education of kindergarten children and school children in the information society. National Psychological Journal, (1), 6–16. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2018.0101
- Ermolova, T.V., Meshcheryakova, S.Yu., & Ganoshenko, N.I. (1999). Features of personal development of preschool children in the pre-crisis phase and at the stage of the crisis of seven years. Voprosy Psychologii, (1), 50–60. (In Russ.)
- Falk, R.F. (2017). Personality, intellectual ability, and the self-concept of gifted children: An application of PLS-SEM. In H. Latan & R. Noonan (Eds.), Partial Least Squares Path Modeling: Basic Concepts, Methodological Issues and Applications (pp. 299–310). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64069-3_14
- Fedina, L.V. (2020). Dynamics of “self-image” of preschool children (2004 and 2017: A comparative analysis). Integration of Education, 24(3), 501–518. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.501-518
- Feldshtein, D.I. (2015). Problems of psychological and pedagogical sciences in the space-time situation of the 21st century. National Education, (7), 9–26. (In Russ.).
- Freeman, J. (2010). Gifted lives: What happens when gifted children grow up? London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203845752
- Freeman, J. (2013). The long-term effects of families and educational provision on gifted children. Educational and Child Psychology, 30(2), 7–17. https://doi.org/10.53841/bpsecp.2013.30.2.7
- Gubbels, J., Segers, E., & Verhoeven, L. (2018). How children’s intellectual profiles relate to their cognitive, socio-emotional, and academic functioning. High Ability Studies, 29(2), 149–168. https://doi.org/10.1080/13598139.2018.1507902
- Karabanova, O.A. (2022). Modern childhood and preschool education protecting the rights of child: To the 75th anniversary of E.O. Smirnova’s birth. National Psychological Journal, (3), 60–68. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0308
- Konchalovskaya, M.M. (2015). Preschool children identity features (comparative analysis of the data obtained in 2005 and 2014). Mir Psikhologii, (1), 77–85. (In Russ.)
- Korepanova, M.V. (2009). The peculiarities of the “I-image” development of the child in his preschool age. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 9(4), 74–79. (In Russ.)
- Korepanova, M.V., & Dubovkina, E.V. (2019). “Knowing Myself”: Program for the social and communicative development of infants, young children and preschoolers (from 0 to 7‒8 years). In V.V. Rubtsov, Yu.M. Zabrodin, I.V. Dubrovina & E.S. Romanova (Eds.), Psychological and Pedagogical Programs and Technologies in the Educational Environment: Catalog ‒ 2019: Collective monograph (pp. 153–162). Moscow: Moscow State University of Psychology and Education. (In Russ.)
- Kosolapova, N.G. (2008). The formation of positive “self-conception” of preschool children. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (11), 212–220. (In Russ.)
- Kuhn, M., & McPartland, T. (1984). An empirical investigation of self-attitudes. In G.M. Andreeva, N.N. Bogomolova & L.A. Petrovskaya (Eds.), Contemporary Foreign Social Psychology. Texts (pp. 180–188). Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)
- Kuzmina, A.S., Praizendorf, E.S., Khummel', N.V., & Kulagina, D.A. (2023). Self-awareness of preschoolers born from multiple pregnancies. Pedagogy and Education, (3), 153–168. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-0676.2023.3.34132
- Leont'ev, A.N. (2005). Activity, Consciousness, and Personality (2nd ed.). Moscow: Smysl Publ., Akademiya Publ. (In Russ.)
- Lisina, M.I. (2009). Formation of a child’s personality in communication. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Marikhin, S.V., & Kondretiuk, M.I. (2020). Age and gender identification and self-esteem features of preschoolers with different sociometric status. Pushkin Leningrad State University Journal, (4), 259–273. (In Russ.) https://doi.org/10.35231/18186653_2020_4_259
- Martsinkovskaya, T.D. (2015). Mental development of a modern preschooler – constants and transformations. Mir Psikhologii, (1), 42–53. (In Russ.)
- Martsinkovskaya, T.D. (Ed.) (2010). Concepts of socialization and individualization in modern contemporary psychology. Moscow, Obninsk: IG-SOTsIN Publ. (In Russ.)
- Matyushkin, A.M. (2012). The concept of creative giftedness. Bulletin of Practical Psychology of Education, 9(4), 83–86. (In Russ.)
- Neihart, M., Reis, S.M., Robinson, N.M., & Moon S.M. (Eds.). (2016). The social and emotional development of gifted children: What do we know? (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003238928
- Peregudina, V.A., & Klevakina, M.G. (2023). The experience of researching the self-concept of preschool children, depending on the order of their birth in the family. World of Science. Pedagogy and Psychology, 11(4), 13. (In Russ.)
- Popova, L.V. (2017). Gender aspects of identification, development and implementation of giftedness. In L.I. Larionova & A.I. Savenkov (Eds.), Psychology of Giftedness and Creativity (pp. 52–66). Moscow, St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)
- Rubtsova, О.V. (2019). Digital media as a new means of mediation (part two). Cultural-Historical Psychology, 15(4), 100–108. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2019150410
- Rudasill, K.M., Capper, M.R., Foust, R.C., Callahan, C.M., & Albaugh, S.B. (2009). Grade and gender differences in gifted students’ self-concepts. Journal for the Education of the Gifted, 32(3), 340–367. https://doi.org/10.4219/jeg-2009-862
- Rumyantseva, T.V. (2006). Twenty statements self-attitude test. In Psychological Counseling: Diagnostics of Relationships in Couples (pp. 82–103). Saint Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
- Savenkov, A.I. (2019). Psychology of children’s giftedness (2nd ed.). Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
- Sergienko, E.A., Martsinkovskaya, T.D., Izotova, E.I. Lebedeva, E.I., Ulanova, A.Yu., & Dubovskaya, E.M. (2019). Social and emotional development of children: Theoretical foundations. Moscow: Drofa Publ. (In Russ.)
- Shadrikov, V.D. (2019). Human abilities and talents. Moscow: The Institute of Psychology RAS. (In Russ.)
- Shani-Zinovich, I., & Zeidner, M. (2013). The elusive search for the personality of the intellectually gifted student: Some cross-cultural findings and conclusions from the israeli educational context. Talent Development and Excellence, 5(2), 13‒22.
- Shcheblanova, E.I. (2016). Intellectual self-concept of gifted adolescents. Theoretical and Experimental Psychology, 9(4), 23–38. (In Russ.)
- Shcheblanova, E.I. (2023). Concepts and models of intellectual giftedness in children: World trends and prospects in the XXI century. Theoretical and Experimental Psychology, 16(2), 23–35. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/TEP-23-10
- Shi, J., Li, Y., & Zhang, X. (2008). Self-concept of gifted children aged 9 to 13 years old. Journal for the Education of the Gifted, 31(4), 481–499. https://doi.org/10.4219/jeg-2008-791
- Smirnova, E.O. (2015). Child psychology (3rd ed.). St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Smirnova, E.O. (2019). Specific features of modern preschool childhood. National Psychological Journal, 2(2), 25–32. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205
- Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., & Nestik, T.A. (2018). Digital generation of Russia: Competence and safety (2rd ed.). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Sternberg, J., & Ambrose, D. (Eds.). (2021). Conceptions of giftedness and talent. London: Palgrave Macmillan/Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-030-56869-6
- Uruntaeva, G.A. (2021). Child psychology (11th ed.). Moscow: Infra-M Publ. (In Russ.)
- Veraksa, А.N., Bukhalenkova, D.А., Chichinina, Е.А., & Almazova, О.V. (2021). Relationship between the use of digital devices and personal and emotional development in preschool children. Psychological Science and Education, 26(1), 27–40. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
- Yakobson, S.G., & Adilova, L.R. (2009). Development of early forms of self-awareness in children. Voprosy Psychologii, (1), 12–22. (In Russ.)
Дополнительные файлы

