Мультимодальный контент электронного учебного курса, особенности его структуры и лингводидактический потенциал
- Авторы: Гальчук Л.М.1
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный университет экономики и управления
- Выпуск: Том 16, № 4 (2019)
- Страницы: 634-650
- Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347429
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-634-650
- ID: 347429
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования мультимодального сегмента электронного учебного курса на платформе Moodle с точки зрения его структурных особенностей и прагматического потенциала в формировании инновационной системы иноязычной профессионально ориентированной подготовки магистров неязыковых специальностей. Актуальность работы обусловлена необходимостью определить функциональную нагрузку семиотически разнородных составляющих электронного контента для уточнения их роли в оптимизации представления и восприятия учебного материала в условиях активной интеграции цифровых технологий в языковое обучение. Алгоритм исследования предусматривал определение в составе мультимедийных ресурсов и элементов электронного учебного курса номенклатуры изобразительных и вербальных средств, логико-семантических корреляций между ними, дидактических свойств, соответствующих им функций и эффективности их реализации в учебном процессе на основе объективных результатов освоения магистрами поликодового учебного материала и субъективной оценки студентами его образовательной ценности. Полученные результаты подтвердили наличие в мультимодальном контенте сложного механизма взаимодействия разных каналов передачи информации с потенциалом их синергии на уровне содержания и прагматики. Электронная природа поликодовых сегментов онлайн-курса обусловила наличие у них ряда специфических свойств (мультимедийность, интерактивность, нелинейность подачи информации, информационность и геймификация), использование которых в дидактических целях способствует созданию эффективной виртуальной лингвопрофессиональной обучающей среды. Конкретизация параметров формально-смысловой организации ее мультимодального сегмента и дидактических функций его невербальных составляющих определяет новизну данной работы.
Об авторах
Лариса Михайловна Гальчук
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Автор, ответственный за переписку.
Email: galaris_nsk@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Российская Федерация, 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56Список литературы
- Anisimova, E.E. (2003). Lingvistika Teksta i Mezhkul’turnaya Kommunikatsiya (na materiale kreolizovannykh tekstov). Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
- Evdokimova, M.G. (2017). Innovative System of the Profession-Oriented Foreign Language Teaching in Nonlinguistic Universities. Moscow: Biblio-Globus Publ. 436 p. (In Russ.)
- Gavrilova, M.V. (2016). Sotsial’naya semiotika: Teoreticheskie osnovaniya i printsipy analiza mul’timodal’nykh tekstov. Political Science, (3), 101–117. (In Russ.)
- Halliday, M.A.K. (1994). An Introduction to Functional Grammar. 2nd ed. London: Arnold.
- Kibrik, A.A. (2010). Mul’timodal’naya lingvistika. In Yu.I. Aleksandrov & V.D. Solov’ev (Eds.), Kognitivnye Issledovaniya: Sbornik Nauchnykh Trudov (vol. 4, pp. 134–152). Moscow: The Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.)
- Kostomarov, V.G. (2010). Displeinyi tekst kak forma setevogo obshcheniya. Russian Language Journal, 60, 141–147. (In Russ.)
- Kress, G. (2010). Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. Abingdon, New York: Routledge.
- Kress, G., & Bezemer, J. (2009). Gains and Losses: Changes in Representation, Knowledge and Pedagogy in Learning Resources: Full Research Report ESRC End of Award Report, RES-062-23-0224. Swindon: ESRC.
- Kress, G., Jewitt, C., Ogborn, J., & Tsatsarelis, C. (2014). Multimodal Teaching and Learning: The Rhetorics of the Science Classroom. London, UK: Bloomsbury.
- Kress, G., & van Leeuwen, T. (1996). Reading Images: The Grammar of Visual Design. London: Routledge. 312 p.
- Lemke, J.L. (2002). Travels in Hypermodality. Visual Communication, 1(3), 299–325.
- Martinec, R., & Salway, A.A. (2010). System for image – text relations in new (and old) media. Visual Communication, (5), 339–374.
- Nazarenko, A.L. (2013). Information and Communication Technologies in Foreign Language Teaching: Distance Learning. Moscow: Moscow University Press. (In Russ.)
- Omelyanenko, V.A., & Remchukova, E.N. (2018). Polikodovye teksty v aspekte teorii mul’timodal’nosti. Kommunikativnye Issledovaniya, 3(17), 66–78. (In Russ.)
- Polat, E.S., Bukharkina, M.Yu., Moiseeva, M.V., & Petrov, A.E. (2009). Novye Pedagogicheskie Tekhnologii v Sisteme Obrazovaniya. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
- Slyshkin, G.G., & Efremova, M.A. (2004). Kinotekst (opyt lingvokul’turologicheskogo analiza). Moscow: Vodolei Publishers. (In Russ.)
- Sonin, A.G. (2003). Obshchepsikhologicheskie i kognitivnye mekhanizmy ponimaniya mul’timediinykh tekstov. Journal of Psycholinguistics, (1), 43–56. (In Russ.)
- Sorokin, Yu.A., & Tarasov, E.F. (1990). Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya. In R.G. Kotov (Ed.), Optimizatsiya rechevogo vozdeistviya (pp. 180–186). Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
- Titova, S.V. (2017). Digital Technologies in Language Classroom: Theory and Practice. Moscow: Editus Publ. (In Russ.)
- Vashunina, I.V. (2007). Vzaimodeistvie Vizual’nykh i Verbal’nykh Sostavlyayushchikh pri Vospriyatii Kreolizovannogo Teksta. Nizhny Novgorod: NGPu Publ. (In Russ.)
- Vinnikova, T.A. (2009). Osobennosti strukturnoi organizatsii kinoteksta (na materiale khudozhestvennogo fil’ma “The Queen”). Tomsk State University Journal, (325), 5–17. (In Russ.)
- Voroshilova, M.B. (2013). Politicheskii Kreolizovannyi Tekst: Klyuchi k Prochteniyu. Ekaterinburg: USPU Publ. (In Russ.)
- Zakharchuk, E.A. (2016). Intermedial’nost’ kak realiya sovremennogo informatsionnogo prostranstva. Teoriya Yazyka i Mezhkul’turnaya Kommunikatsiya, 2(21), 33–38. (In Russ.)
Дополнительные файлы

