Мультимодальный контент электронного учебного курса, особенности его структуры и лингводидактический потенциал

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мультимодального сегмента электронного учебного курса на платформе Moodle с точки зрения его структурных особенностей и прагматического потенциала в формировании инновационной системы иноязычной профессионально ориентированной подготовки магистров неязыковых специальностей. Актуальность работы обусловлена необходимостью определить функциональную нагрузку семиотически разнородных составляющих электронного контента для уточнения их роли в оптимизации представления и восприятия учебного материала в условиях активной интеграции цифровых технологий в языковое обучение. Алгоритм исследования предусматривал определение в составе мультимедийных ресурсов и элементов электронного учебного курса номенклатуры изобразительных и вербальных средств, логико-семантических корреляций между ними, дидактических свойств, соответствующих им функций и эффективности их реализации в учебном процессе на основе объективных результатов освоения магистрами поликодового учебного материала и субъективной оценки студентами его образовательной ценности. Полученные результаты подтвердили наличие в мультимодальном контенте сложного механизма взаимодействия разных каналов передачи информации с потенциалом их синергии на уровне содержания и прагматики. Электронная природа поликодовых сегментов онлайн-курса обусловила наличие у них ряда специфических свойств (мультимедийность, интерактивность, нелинейность подачи информации, информационность и геймификация), использование которых в дидактических целях способствует созданию эффективной виртуальной лингвопрофессиональной обучающей среды. Конкретизация параметров формально-смысловой организации ее мультимодального сегмента и дидактических функций его невербальных составляющих определяет новизну данной работы.

Об авторах

Лариса Михайловна Гальчук

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Автор, ответственный за переписку.
Email: galaris_nsk@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Российская Федерация, 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56

Список литературы

  1. Anisimova, E.E. (2003). Lingvistika Teksta i Mezhkul’turnaya Kommunikatsiya (na materiale kreolizovannykh tekstov). Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
  2. Evdokimova, M.G. (2017). Innovative System of the Profession-Oriented Foreign Language Teaching in Nonlinguistic Universities. Moscow: Biblio-Globus Publ. 436 p. (In Russ.)
  3. Gavrilova, M.V. (2016). Sotsial’naya semiotika: Teoreticheskie osnovaniya i printsipy analiza mul’timodal’nykh tekstov. Political Science, (3), 101–117. (In Russ.)
  4. Halliday, M.A.K. (1994). An Introduction to Functional Grammar. 2nd ed. London: Arnold.
  5. Kibrik, A.A. (2010). Mul’timodal’naya lingvistika. In Yu.I. Aleksandrov & V.D. Solov’ev (Eds.), Kognitivnye Issledovaniya: Sbornik Nauchnykh Trudov (vol. 4, pp. 134–152). Moscow: The Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.)
  6. Kostomarov, V.G. (2010). Displeinyi tekst kak forma setevogo obshcheniya. Russian Language Journal, 60, 141–147. (In Russ.)
  7. Kress, G. (2010). Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. Abingdon, New York: Routledge.
  8. Kress, G., & Bezemer, J. (2009). Gains and Losses: Changes in Representation, Knowledge and Pedagogy in Learning Resources: Full Research Report ESRC End of Award Report, RES-062-23-0224. Swindon: ESRC.
  9. Kress, G., Jewitt, C., Ogborn, J., & Tsatsarelis, C. (2014). Multimodal Teaching and Learning: The Rhetorics of the Science Classroom. London, UK: Bloomsbury.
  10. Kress, G., & van Leeuwen, T. (1996). Reading Images: The Grammar of Visual Design. London: Routledge. 312 p.
  11. Lemke, J.L. (2002). Travels in Hypermodality. Visual Communication, 1(3), 299–325.
  12. Martinec, R., & Salway, A.A. (2010). System for image – text relations in new (and old) media. Visual Communication, (5), 339–374.
  13. Nazarenko, A.L. (2013). Information and Communication Technologies in Foreign Language Teaching: Distance Learning. Moscow: Moscow University Press. (In Russ.)
  14. Omelyanenko, V.A., & Remchukova, E.N. (2018). Polikodovye teksty v aspekte teorii mul’timodal’nosti. Kommunikativnye Issledovaniya, 3(17), 66–78. (In Russ.)
  15. Polat, E.S., Bukharkina, M.Yu., Moiseeva, M.V., & Petrov, A.E. (2009). Novye Pedagogicheskie Tekhnologii v Sisteme Obrazovaniya. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
  16. Slyshkin, G.G., & Efremova, M.A. (2004). Kinotekst (opyt lingvokul’turologicheskogo analiza). Moscow: Vodolei Publishers. (In Russ.)
  17. Sonin, A.G. (2003). Obshchepsikhologicheskie i kognitivnye mekhanizmy ponimaniya mul’timediinykh tekstov. Journal of Psycholinguistics, (1), 43–56. (In Russ.)
  18. Sorokin, Yu.A., & Tarasov, E.F. (1990). Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya. In R.G. Kotov (Ed.), Optimizatsiya rechevogo vozdeistviya (pp. 180–186). Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
  19. Titova, S.V. (2017). Digital Technologies in Language Classroom: Theory and Practice. Moscow: Editus Publ. (In Russ.)
  20. Vashunina, I.V. (2007). Vzaimodeistvie Vizual’nykh i Verbal’nykh Sostavlyayushchikh pri Vospriyatii Kreolizovannogo Teksta. Nizhny Novgorod: NGPu Publ. (In Russ.)
  21. Vinnikova, T.A. (2009). Osobennosti strukturnoi organizatsii kinoteksta (na materiale khudozhestvennogo fil’ma “The Queen”). Tomsk State University Journal, (325), 5–17. (In Russ.)
  22. Voroshilova, M.B. (2013). Politicheskii Kreolizovannyi Tekst: Klyuchi k Prochteniyu. Ekaterinburg: USPU Publ. (In Russ.)
  23. Zakharchuk, E.A. (2016). Intermedial’nost’ kak realiya sovremennogo informatsionnogo prostranstva. Teoriya Yazyka i Mezhkul’turnaya Kommunikatsiya, 2(21), 33–38. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».