Восприятие значимости эмоциональной поддержки при стрессе и характеристики социальной сети личности
- Авторы: Крюкова Т.Л.1, Арипова А.О.1
-
Учреждения:
- Костромской государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 181-195
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347500
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-2-181-195
- ID: 347500
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается эмоциональная поддержка как составляющая социальной поддержки в контексте проблемного поля стресса и совладающего поведения. Целью исследования являлось определение связей социально-психологических качеств реальной социальной сети личности со значением для нее эмоциональной поддержки в стрессовых ситуациях разного уровня сложности. Предполагалось, что существует связь социально-психологических качеств сети со стрессовыми ситуациями высокого и среднего уровней эмоциональной сложности. В исследовании приняли участие 196 мужчин и женщин (возраст от 17 до 60 лет; средний возраст - 37 лет, SD = 12,5). Основные методы - анкетный опрос и методика Г. Перри «Социальная сеть» (1990). Результаты показывают, что существуют статистически значимые связи между качествами социальной сети личности (широта, структура) и ее оценками значения эмоциональной поддержки в стрессовых ситуациях среднего и высокого уровней эмоциональной трудности. Выявлено, что эмоциональная поддержка от людей, включенных в социальную сеть личности, наиболее важна в ситуациях утраты, а наименее - в ситуациях типа «примирение супругов», «окончание ссуды» и т.п. При наличии большого количества людей, включенных в социальную сеть, человек ниже оценивает значение эмоциональной поддержки в ситуациях «рождение ребенка» и «личный успех». Показано, что значение эмоциональной поддержки возрастает при получении ее от супруга в ситуации «увольнение с работы»; от коллег эмоциональная поддержка наиболее важна в ситуациях, связанных с изменениями на работе - «увольнение» и «изменение должности». При этом статистически значимых связей социально-психологических качеств сети со значением поддержки для личности в повседневных/эмоционально простых ситуациях не выявлено.
Об авторах
Татьяна Леонидовна Крюкова
Костромской государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tat.krukova44@gmail.com
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной психологии Костромского государственного университета
Российская Федерация, 156961, Кострома, ул. 1-я Мая, 14Анастасия Олеговна Арипова
Костромской государственный университет
Email: skorobogatyhao@mail.ru
соискатель кафедры общей и социальной психологии Костромского государственного университета
Российская Федерация, 156961, Кострома, ул. 1-я Мая, 14Список литературы
- Bodrov, V.A. (2006). Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie. Moscow: PER SE Publ. (In Russ.)
- Burleson, B.R., & MacGeorge, E.L. (2002). Supportive communication. In M.L. Knapp, & J.A. Daly (Eds), Handbook of Interpersonal Communication (pp. 374—424). Thousand Oaks (CA).
- Cobb, S. (1976). Social support as a moderator of life stress. Psychosomatic Medicine, 38(5), 300—314. http://dx.doi.org/10.1097/00006842-197609000-00003
- Cohen, S., & Wills, T.A. (1985). Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, 98(2), 310—357. http://dx.doi.org/10.1037//0033-2909.98.2.310
- Collins, N.L., Ford, M.B., & Holmes, J.G. (2011). An Attachment Theory Perspective on Social Support in Close Relationships. In L.M. Horowitz & S. Strack (Eds), Handbook of Interpersonal Psychology (pp. 216—217). Wiley & Sons. doi: 10.1002/9781118001868.ch13
- Cross, R. & Parker, A. (2004). The Hidden Power of Social Networks: Understanding How Work Really Gets Done in Organizations. Boston: Harvard Business School Press. http://dx.doi.org/10.5860/ choice.42-0398
- Dixon, N.F. (1980). Humor: A cognitive alternative to stress? In I.G. Sarason & C.D. Spielberger (Eds), Stress and anxiety (vol. 7, pp. 281—289). Washington, DC: Hemisphere.
- Folkman, S. & Lazarus, R.S. (1991). Coping and emotion. In A. Monat & R.S. Lazarus (Eds). Stress and Coping: An Anthology (pp. 207—227). N.-Y: Columbia University Press. https://doi.org/10.7312/ mona92982-018
- Fontana, D., Perri, G., Brum, A., & Dzhelliko, Kh. (1995). Kak spravit’sya so stressom. Moscow: Pedagogika-Press. (In Russ.)
- Grinberg, D. (2002). Upravlenie stressom. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Hansell, S. (1985). Adolescent friendship networks and distress in school. Social Forces, 63, 698—715. http://dx.doi.org/10.2307/2578487
- Hofstede, G., Hofstede, G.J., & Minkov, M. (2010). Cultures and Organizations: Software of the Mind. New York: McGraw-Hill.
- Holmes, Т.Н., & Rahe, R.H. (1967). The Social Readjustment Rating Scale. Journal of Psychosomatic Research, 11, 213—218. https://doi.org/10.1016/0022-3999(67)90010-4
- Kazmina, O.Y. (1993). Social’nye seti i razvitie social’nogo povedeniya. Rukovodstvo po ocenke urovnya razvitiya social’nogo povedeniya starsheklassnika. Moscow: Center of Sociology of Education, RAE. (In Russ.)
- Karabanova, O.A. (2006). Psikhologiya semeinyh otnoshenii i osnovy semejnogo konsul’tirovaniya. Moscow: Gardariki Publ. (In Russ.)
- Kitaev-Smyk, L.A. (2009). Psihologiya stressa: psihologicheskaya antropologiya stressa: monografiya. Moscow: Akademicheskij proekt Publ. (In Russ.)
- Klecina, I.S. (2004). Psihologiya gendernyh otnoshenij: teoriya i praktika. Saint Petersburg: Aletejya Publ. (In Russ.)
- Korzhova, E.Y. (2001). Razvitie lichnosti v kontekste zhiznennoj situacii. Psihologiya socialnyh situacij (pp. 279—285). Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Kryukova, T.L. (2003). Rol’ kognitivnogo ocenivaniya v psihologicheskom sovladanii lichnosti. Tvorcheskoe nasledie A.V. Brushlinskogo i O.K. Tihomirova i sovremennaya psihologiya myshleniya: Conferency Proseedings (pp. 86—89). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
- Kryukova, T.L. (2010). Psikhologiya Sovladayushchego Povedeniya. Kostroma: Nekrasov KSU Publ. (In Russ.)
- Kryukova, T.L., Saporovskaya, M.V., & Kuftyak, E.V. (2005). Psihologiya sem’i: zhiznennye trudnosti i sovladenie s nimi. Saint Petersburg: Rech Publ. (In Russ.)
- Lazarus, R. (1970). Teoriya stressa i psihofiziologicheskie issledovaniya. In L. Levi (Ed.), Emocionalnyi Stress (pp. 178—208). Leningrad: Medicina Publ. (In Russ.)
- Matrekhina, N.V. (2006). Social’naya set cheloveka v kontekste ego zhiznennyh situacij: Ph. D. in Psychology Thesis. Saint Petersburg. (In Russ.)
- Regan, Р.С. (2011). Close Relationships. NY and London: Routledge. http://dx.doi. org/10.4324/9780203834749
- Pierce, G.R., Sarason, B.R., & Sarason, I.G. (Eds). (1996). Plenum series on stress and coping. Handbook of Social Support and the Family (pp. 43—65). New York: Plenum Press. http://dx.doi. org/10.1007/978-1-4899-1388-3
- Silanteva, T.A. (2010). Social’naya podderzhka kak resurs sovladaniya so stressom v trudnoj zhiznennoj situacii. Psihologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: Conferency Proseedings (vol. 1, pp. 177— 179). Kostroma: Nekrasov KSU Publ. (In Russ.)
- Vaux, A. (1988). Social Support: Theory, Research, and Intervention. New York: Praeger. http://dx.doi. org/10.1176/ps.41.4.460
- Vodopyanova, N.E. (2009). Psihodiagnostika Stressa. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.) Zhuravlev, A.L. (2004). Psihologicheskie faktory fizicheskogo i psihicheskogo zdorov’ya cheloveka. Psihologicheskij zhurnal, 25(3), 107—117. (In Russ.)
Дополнительные файлы

