СООТНОШЕНИЕ ОПЫТА «ПОТОКА» С ОСОБЕННОСТЯМИ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ЧЕРТАМИ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Волк МИ1, Савельева ДИ2,3
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Университет Маастрихт
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 427-439
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347545
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-4-427-439
- ID: 347545
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено изучению опыта «потока» в его взаимосвязи с особенностями мотивации и индивидуальности студентов. Также предпринимается попытка прояснить структуру потока с точки зрения наличия элементов, относящихся к мотивации. В статье обсуждаются разные подходы к определению состояния потока в рамках холистического и причинно-следственного направлений, предоставлен обзор проблемных точек концепции потока, а также поднимается вопрос отнесения элементов, исходно определенных как потоковых, к мотивационным. В эмпирическом исследовании приняли участие 133 студента 1-3-го курсов университета. Для диагностики использовались русскоязычный вариант опросника «Шкала измерения состояния потока-2» в авторской адаптации (Савельева, 2016), методика «Шкалы академической мотивации» (Гордеева, Сычев, Осин, 2014) и опросник Г. Айзенка EPQ (шкалы экстраверсии-интроверсии и нейротизма-эмоциональной стабильности). В результате с использованием корреляционного и факторного анализа выявлены значимые связи большинства элементов «потока» с мотивацией в обучении (прежде всего, с блоком внутренней мотивации). В тоже время, установлено, что с экстраверсией-интроверсией связаны только два элемента «потока» (ясная цель, потеря самосознания), а с нейротизмом-эмоциональной стабильностью - один (потеря самосознания). Выявить на эмпирическом уровне элементы потока, схожие по описанию с мотивационными, не удалось. Обсуждаются вопросы о теоретических причинах полученных результатов, о связи потока с мотивацией в обучении и с индивидуально-личностными особенностями студентов.
Об авторах
М И Волк
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: volk_mi@pfur.ru
Волк Марина Игоревна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (Москва, Россия).
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Д И Савельева
Университет Маастрихт; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: savelievadaria@gmail.com
Савельева Дарья Игоревна - аспирант Университета Маастрихт (Маастрихт, Недерланды) и департамента образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
Миндерброедерсберг, 4-6, Маастрихт, Нидерланды, 6211; Мясницкая ул., 20, Москва, Россия, 101000Список литературы
- Basom, M.R., & Frase, L. (2004). Creating optimal work environments: Exploring teacher flow experiences. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning, 12(2), 241—258. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1080/1361126042000239965
- Beard, K.S. (2015). Theoretically Speaking: An Interview with Mihaly Csikszentmihalyi on Flow Theory Development and Its Usefulness in Addressing Contemporary Challenges in Education. Educational Psychology Review, 27(2), 353. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1007/s10648-014-9291-1
- Csikszentmihalyi, M., & Csikszentmihalyi, I. (1988). Optimal Experience. Psychological Studies of Flow in Consciousness. Cambridge: Cambridge Univ Press.
- Datu, J.A.D., & Mateo, N.J. (2016). Perceived Autonomy Support Moderates the Relations Between Counseling Self-Efficacy and Flow Among Filipino Counselors. Current Psychology, 35(1), 69—76.
- Dietrich, A. (2004). Neurocognitive Mechanism Underlying the Experience of Flow. Consciousness and Cognition, 13, 746—761. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1016/j.concog.2004.07.002
- Fagerlind, A.C., Gustavsson, M., Johansson, G., & Ekberg, K. (2013). Experience of Work-Related Flow: Does High Decision Latitude Enhance Benefits Gained from Job Resources? Journal of Vocational Behavior, 83(2), 161—170.
- Gordeeva, T.O. (2015). Psychology of achievement motivation. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
- Gordeeva T.O., Sychev O.A., & Osin E.N. (2014). “Academic motivation scales” questionnaire. Psikhologicheskii Zhurnal, 35(4), 96—107. (In Russ).
- Gordeyeva, T.O. & Sychev, O.A. (2015). Intellect, motivation and coping- stratgies as a condition for a school students’ academic achievement. Voprosy Psikhologii, (1), 15—26. (In Russ).
- Heller, K., Bullerjahn, C., & Georgi, Von, R. (2015). The Relationship between Personality Traits, Flow-Experience, and Different Aspects of Practice Behavior of Amateur Vocal Students. Frontiers in Psychology, 6(853), 112—15. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.3389/fpsyg.2015.01901
- Jackson, S.A., Martin, A.J., & Eklund, R.C. (2008). Long and short measures of flow: The construct validity of the FSS-2, DFS-2, and new brief counterparts. Journal of Sport and Exercise Psychology, 30(5), 561—587.
- Jackson, S.A., & Eklund, R.C. (2004). The Flow Scales Manual. Morgantown: Publishers Graphics.
- Keller, J., & Herbert, B. (2008). Flow and Regulatory Compatibility: An Experimental Approach to the Flow Model of Intrinsic Motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 34(2), 196—209. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1177/0146167207310026
- Latham, G.P., & Seijts, G.H. (1999). The Effects of Proximal and Distills Goals on Performance on a Moderately Complex Task. Journal on Organizational Behavior, 20(4), 421—429. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1002/(SICI)1099-1379(199907)20:4<421::AID-
- JOB896>3.0.CO;2-#Lee, E. (2005). The Relationship of Motivation and Flow Experience to Academic Procrastination in University Students. The Journal of Genetic Psychology, 166(1), 5—14. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.3200/GNTP.166.1.5-15
- Lipartiani, M.М. (2013). Sravnitel’nyy analiz “opyta potoka” v razlichnykh vidakh deyatel’nosti. Graduate work. Moscow: MSU. (In Russ).
- McQuillan, J., & Conde, G. (1996). The Condition of Flow in Reading: Two Studies of Optimal Experience. Reading Psychology, 17(2), 109—135. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:10.1080/0270271960170201
- Moller, A.C., & Elliot, A.J. (2006). The 2 2 achievement goal framework: An overview of empirical research. In A. Mittel (Ed.). Focus on educational psychology (pp. 307—326). New York: Nova Science.
- Moon, Y.J., Kim, W.G., & Armstrong D.J. (2014). Exploring Neuroticism and Extraversion in Flow and User Generated Content Consumption. Information & Management, 51(3), 347—358.
- Nutten, J.R. (2004). Motivation, action and future perspective. Moscow: Smysl Publ. (In Russ).
- Quinn, R.W. (2005). Flow in Knowledge Work: High Performance Experience in the Design of National Security Technology. Administrative Science Quarterly, 50, 610—41. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.2189/asqu.50.4.610
- Raygorodskiy, D.Ya. (2006). Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Samara: BAKHRAM-M Publ. (In Russ).
- Rich, G. (2016 a). Flow and Optimal Experience: Methodological Implications for Internationalizing and Contextualizing a Positive Psychology Concept. Part 1. RUDN Journal of Psychology and Pedagigics, (2), 7—18.
- Rich, G. (2016 b). Flow and Optimal Experience: Methodological Implications for Internationalizing and Contextualizing a Positive Psychology Concept Part 2. RUDN Journal of Psychology and Pedagigics, (3), 7—13.
- Ross, S.R., & Keiser, H.N. (2014). Autotelic Personality Through a Five-Factor Lens: Individual Differences in Flow-Propensity. Personality and Individual Differences, (59), 3—8.
- Ryan, R.M., & Deci, E.L. (2000). Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology, 25(1), 54—67.
- Savelieva, D.I. (2016). Feedback as One of the Conditions of the Flow Regime in Education. Acmeology, (4), 213—218. (In Russ).
- Schüler, J., & Brandstätter, V. (2013). How Basic Need Satisfaction and Dispositional Motives Interact in Predicting Flow Experience in Sport. Journal of Applied Social Psychology, 43(4), 687—705.
- Schüler, J., Sheldon, K.M., Prentice, M., & Halusic, M. (2014). Do Some People Need Autonomy More Than Others? Implicit Dispositions Toward Autonomy Moderate the Effects of Felt Autonomy on Well — Being. Journal of personality, 84(1), 5—20. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1111/jopy.12133
- Shernoff D.J., & Csikszentmihalyi M. (2009). Cultivating Engaged Learners and Optimal Learning Environments. In M.J. Furlong, R. Gilman, & E.S. Huebner (Eds.). Handbook of Positive Psychology in Schools (pp. 131—145). London: Routledge.
- Ullén F., Manzano Ö. de, Almeida R., Magnusson P.K., Pedersen N.L., Nakamura J., Csíkszentmihályi M., Madison G. (2012). Proneness for Psychological Flow in Everyday Life: ASSOCIATIONS with Personality and Intelligence. Personality and Individual Differences, 52(2), 167—172.
- Ullén, F., Harmat, L., Theorell, T., & Madison, G. (2016). Flow and Individual Differences — a Phenotypic Analysis of Data from more than 10,000 Twin Individuals. In F. Ørsted Andersen, F. Ullén, J. Wright, & G. Sadlo (Eds.). Flow Expirience (pp. 267—288). Springer, Cham.
- Waterman A.S., Schwartz S.J., Goldbacher E., Green H., Miller C., Philip S. (2003). Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: The Roles of Self-Determination, the Balance of Challenges and Skills, and Self-Realization Values. Personal and Social Psychology Bulletin, 29(11), 1447—1458. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1177/0146167203256907
Дополнительные файлы

