Мудрость как фактор предотвращения эмоционального выгорания медицинских работников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается мудрость как внутренний ресурс медицинских работников, способный предупредить развитие нездоровых отклонений, сохранить профессиональное и жизненное долголетие. Целью работы стало изучение взаимосвязи мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Проведен теоретический анализ изучения эмоционального выгорания медицинских работников, предложено понимание феномена мудрости, описаны зарубежные эмпирические исследования мудрости в медицинской сфере. В представленном эмпирическом исследовании для сбора данных использовались опросник «Уровень мудрости» Н.Н. Мехтихановой и методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. Диагностика, проведенная на выборке из 184 сотрудников Областной клинической больницы г. Тюмени, показала наличие признаков эмоционального выгорания у 53,8 % респондентов. При сравнении групп медицинских работников, имеющих разный уровень эмоционального выгорания, выявлены значимые различия по показателю мудрости. Корреляционный анализ продемонстрировал отрицательную взаимосвязь мудрости и эмоционального выгорания медицинского персонала ( rs = -0.48, p < 0.001). Сравнение групп мужчин и женщин обнаружило значимые различия по показателю мудрости и по показателю эмоционального выгорания: мудрость выше у группы мужчин, в то время как эмоциональное выгорание выше у группы женщин. Попарное сравнение по U -критерию Манна - Уитни выявило различия по показателю мудрости между группами младшего медицинского персонала и руководителей, а также между группами среднего медицинского персонала и руководителей. Показатель мудрости в обоих случаях выше у группы руководителей. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что мудрость помогает медицинскому персоналу противостоять синдрому эмоционального выгорания. Формирование данного качества у медицинских работников позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие.

Об авторах

Наталья Николаевна Мехтиханова

Ярославский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: natnik1@list.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии

Российская Федерация, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14

Юлия Сергеевна Мурзина

Тюменский государственный университет

Email: j.s.murzina@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Российская Федерация, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

Юлия Евгеньевна Русакова

Тюменский государственный университет

Email: yuliya-rus@mail.ru

студентка Института психологии и педагогики, проходящая обучение по программе профессиональной переподготовки «Практический психолог», Тюменского государственного университета; специалист по кадрам сектора управления персоналом Областной клинической больницы

Российская Федерация, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

Список литературы

  1. Abdullayeva, M.M. (2013). Personal and organizational resources for prevention of burnout of hospice medical workers. In V.V. Lukyanov, A.B. Leonova, A.A. Oboznov, A.S. Chernyshev, & N.E. Vodopyanova (Eds.), Burnout and professionalization (pp. 269–294). Kursk: Kursk State University Publ. (In Russ.)
  2. Ardelt, M. (2003). Empirical assessment of a three-dimensional wisdom scale. Research on Aging, 25(3), 275–324. https://doi.org/10.1177/0164027503025003004
  3. Baltes, P.B., & Smith, J. (2008). The Fascination of Wisdom: Its Nature, Ontogeny, and Function. Perspectives on Psychological Science, 3(1), 56–64. https://doi.org/10.1111/j.1745-6916.2008.00062.x
  4. Bektasova, M.V., Kaptsov, V.A., & Sheparev, A.A. (2016). Prevalence and characteristics of the “emotional burnout” syndrome in medical personnel of oncological and phthisiological institutions of the Primorsky territory. Hygiene and Sanitation, (5), 60–62. (In Russ.)
  5. Benner, P. (2000). The wisdom of our practice. American Journal of Nursing, 100(10), 99–105. https://doi.org/10.2307/3522335
  6. Borisova, O.N., Tokarev, A.R., & Troitsky, M.S. (2019). Professional stress in doctors (a brief review of domestic literature). Bulletin of New Medical Technologies. Journal of New Medical Technologies, (6). (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16569
  7. Boyko, V.V. (1999). Burnout syndrome in professional communication. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  8. Budziński, W., Walkiewicz, M., & Tartas, M. (2018). The system of values and styles of success in the medical career: A longitudinal study. International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, 31(6), 823–835. https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01298
  9. Byyny, R.L., Papadakis, M.A., & Paauw D.S. (Eds.). (2017). Medical professionalism: Best practices. Menlo Park, CA: Alpha Omega Alpha Honor Medical Society. Retrieved from http://alphaomegaalpha.org/pdfs/2015MedicalProfessionalism.pdf
  10. Christley, Y., McMillan, L., McCallum, L., & O’Neill, A. (2012). Practical wisdom in nursing practice: A concept analysis. Retrieved from https://www.rcn.org.uk/__data/assets/pdf_file/0010/445816/Research2012Mo15.pdf
  11. Chutko, L.S., & Kozina, N.V. (2013). Emotional burnout Syndrome. Clinical and psychological aspects. Moscow: Medpress-inform Publ. (In Russ.)
  12. Clouston, T.J. (2019). Pearls of wisdom: Using the single case study or gem to identify strategies for mediating stress and work-life imbalance in healthcare staff. Journal of Research in Nursing, 24(1–2), 61–72. https://doi.org/10.1177/1744987118809506
  13. Csikszentmihalyi, M., & Seligman, M.E. (2000). Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 55(1), 5–14.
  14. Govorin, N.V., & Bodagova, E.A. (2016). Burnout syndrome in doctors. Orgzdrav: News. Opinions. Training. Bulletin VSHOUZ, 1(3), 98–106. (In Russ.)
  15. Haggerty, L.A., & Grace, P. (2008). Clinical wisdom: The essential foundation of “good” nursing care. Journal of Professional Nursing, 24(4), 235–240. https://doi.org/10.1016/j.profnurs.2007.06.010
  16. Hall, G.S. (1922). Senescence: The last half of life. New York: D. Appleton and Company.
  17. Kobyakova, O.S., Deev, I.A., Kulikov, E.S., Khomyakov, K.V., Tyufilin, D.S., Zagromova, T.A., & Balaganskaya, M.A. (2017). Professional burnout of doctors of various specialties. Healthcare of the Russian Federation, 61(6), 322–329. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2017-61-6-322-329
  18. Kulatunga-Moruzi, C., & Norman, G.R. (2002). Validity of admissions measures in predicting performance outcomes: The contribution of cognitive and non-cognitive dimensions. Teaching and Learning in Medicine, 14(1), 34–42.
  19. Leontiev, D.A. (2011). Wisdom as an integral characteristic of personal potential. In D.A. Leontiev (Ed.), Personal potential: structure and diagnostics (pp. 92–106). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  20. Levey, J. & Levey, M. (2019). Mindful leadership for personal and organizational resilience. Clinical Radiology, 74, 739–745. https://doi.org/10.1016/j.crad.2019.06.026
  21. Lukyanov, V.V. (2008). Burnout Syndrome and its relationship with the personality structure of narcologists. In Modern problems of research of burnout syndrome in specialists of communicative professions (pp. 198–213). Kursk: Kursk State University Publ. (In Russ.)
  22. Mangione, S., Chakraborti, C., Staltari, G., Harrison, R., Tunkel, A.R., Liou, K.T., ... & Kahn M.J. (2018). Medical students’ exposure to the humanities correlates with positive personal qualities and reduced burnout: a multi-institutional US survey. Journal of General Internal Medicine, 33(5), 628–634. https://doi.org/10.1007/s11606-017-4275-8
  23. Matney, S.A., Brewster, P.J., Sward, K.A., Cloyes, K.G., & Staggers, N. (2011). Philosophical approaches to the nursing informatics data-information-knowledge-wisdom framework. Advances in Nursing Science, 34(1), 6–18. https://doi.org/10.1097/ANS.0b013e3182071813
  24. Matney, S.A., Maddox, L.J., & Staggers, N. (2014). Nurses as knowledge workers: Is there evidence of knowledge in patient handoffs? Western Journal of Nursing Research, 36(2), 171–190. https://doi.org/10.1177/0193945913497111
  25. Mekhtikhanova, N.N. (2010). Wisdom as a scientific category. In Psychological research of intelligence and creativity: Proceedings of conference dedicated to the memory of Y.A. Ponomarev and V.N. Druzhinin (pp. 230–233). Moscow: Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.)
  26. Mekhtikhanova, N.N., & Smulson, M.L. (2013). Is wisdom a property of the elderly and the adapted? Bulletin of the Kostroma State University, (3), 36–40. (In Russ.)
  27. Murashkin M.S., & Sharshakova, T.M. (2020). Emotional burnout Syndrome in the professional activity of doctors. Health and Environmental Issues, 64(2), 119–123. (In Russ.)
  28. Oboznov A.A., & Dotsenko, O.N. (2013). Emotional orientation as a burnout factor. In V.V. Lukyanov, A.B. Leonova, A.A. Oboznov, A.S. Chernyshev, N.E. Vodopyanova (Eds.), Burnout and professionalization (pp. 164–178). Kursk: Kursk state University Publ. (In Russ.)
  29. Orel, V.E. (2005). Syndrome of mental burnout of the personality. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ. (In Russ.)
  30. Pankova, S.N., Azarova, O.A., & Kumirova, O.A. (2019). Syndrome of emotional burnout in dentists. Scientific and Medical Bulletin of the Central Chernozem region, (76), 102–108. (In Russ.)
  31. Papagiannis, A. (2017). Eliot’s Triad: Information, Knowledge and Wisdom in Medicine. Hektoen International Journal of Medical Humanities. http://hekint.org/2017/01/29/eliots-triad-information-knowledge-and-wisdom-in-medicine/
  32. Polunina, O.V. (2013). On the relationship between professional burnout and work passion. In V.V. Lukyanov, A.B. Leonova, A.A. Oboznov, A.S. Chernyshev, & N.E. Vodopyanova (Eds.), Burnout and professionalization (pp. 255–269). Kursk: Kursk State University Publ. (In Russ.)
  33. Price, P.B., Lewis, E.G., Loughmiller, G.C., Nelson, D.E., Murray, S.L., & Taylor, C.W. (1971). Attributes of a good practicing physician. Academic Medicine, 46(3), 229–237.
  34. Rogers J.C., & Coutts, L. (2000). Do students' attitudes during preclinical years predict their humanism as clerkship students? Academic Medicine, 75(10), 74–77.
  35. Semenova, N.V., Vyaltsin, A.S., Avdeev, D.B., Kuzyukova, A.V., & Martynova, T.S. (2017). Emotional burnout in medical workers. Modern Problems of Science and Education, (2), 231–245. (In Russ.)
  36. Shih, E.C., Hou, W.L., Lin, P.L., Hsiao, S.M., Sun, C.A., Chou, Y.C., & Yang, T. (2016). Personal Characteristics, Workplace Stressors, and Occupational Burnout among Psychiatric Nurses in Southern Taiwan – A Cross-sectional Study. Nursing and Health, 4(2), 15–23. https://doi.org/10.13189/nh.2016.040201
  37. Smith, J.M. (2020). Surgeon Coaching: Why and How. Journal of Pediatric Orthopaedics, 40, 33–37. https://doi.org/10.1097/BPO.0000000000001541
  38. Vodopyanova, N.E. (2013). Theory and practice of countering burnout syndrome. In V.V. Lukyanov, A.B. Leonova, A.A. Oboznov, A.S. Chernyshev, & N.E. Vodopyanova (Eds.), Burnout and professionalization (pp. 294–324). Kursk: Kursk State University Publ. (In Russ.)
  39. Vodopyanova, N.E., & Shestakova, K.N. (2014). Positive approach to counteracting professional burnout. Modern Research on Social Problems, 3(35), 24. (In Russ.)
  40. Vodopyanova, N.E., & Starchenkova, E.S. (2005). Burnout Syndrome: Diagnostics and prevention. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  41. Wang, L., Wang, H., Shao, S., Jia, G., & Xiang, J. (2020). Job Burnout on Subjective Well-Being Among Chinese Female Doctors: The Moderating Role of Perceived Social Support. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00435
  42. Zolotukhina, L.V., & Shadrina, I.V. (2007). Professional burnout syndrome in psychiatrists and medical staff of psychiatric institutions. In Problems of research of “burnout” syndrome and ways of its correction in specialists of “helping” professions (in medical, psychological and pedagogical practice) (pp. 62–65). Kursk: Kursk State University Publ. (In Russ.)
  43. Zykova, Z.N., & Gorbunova, L.A. (2016). Study of emotional burnout syndrome in a group of dentists. New Science: Strategies and Vectors of Development, 118(3), 71–74. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».