Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурной российской школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Доминирующей тенденцией развития современного постиндустриального общества, как известно, является глобализация, но в настоящее время можно говорить уже о «глокализации» как двунаправленном процессе интеграции и локализации, взаимодополняющем диалектическом развитии человечества. Этот процесс подразумевает объединение всех сфер жизни социума в едином глобальном пространстве и обособление отдельных регионов и этнических групп в качестве защитной реакция для сохранения своей уникальности и самобытности. Описанные социальные тенденции становятся определяющими для развития системы образования как основного социального института. Миграционные процессы и связанные с ними проблемы интеграции мигрантов в новый социум, вопросы сохранения национального языка и культуры, поиск идентичности - все эти явления обуславливают необходимость инновационных методологических решений, которые должны быть реализованы в контексте изучения русского языка на уроках в поликультурной российской школе. Рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реализацией программы обучения русскому языку в поликультурной среде. Предложено концептуальное определение поликультурной школы. Проанализирован педагогический опыт отдельных образовательных учреждений, разрабатывающих авторские методики обучения в поликультурной среде. Выявлены социально-адаптивный, культурологический, психологический и лингвистический аспекты проблематики преподавания русского языка в поликультурной школе. Отмечено усиление психоэмоциональной нагрузки педагогов, работающих в полиэтнических классах. Проанализирована ситуация с преподаванием русского языка в полиэтнических регионах России на примере Республик Саха (Якутия) и Татарстан. Отмечено, что для регионов РФ методологически неверно использовать термин «поликультурная школа», так как в национальных субъектах РФ существует особый тип национальных школ, а также реализуется программа изучения русского языка как неродного.

Об авторах

Наталья Ивановна Кытина

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 12

Автор, ответственный за переписку.
Email: kytinanatalia@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9291-8091

заместитель директора по учебно-методической работе

Российская Федерация, 142030, Павловское, ул. Колхозная, д. 17

Елизавета Александровна Хамраева

Московский педагогический государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Email: elizaveta.hamraeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8551-5462

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка как иностранного довузовского обучения, подготовительный факультет для иностранных граждан, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет; директор Центра билингвального и поликультурного образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1; Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48

Список литературы

  1. Ahiezer, A. (2013). Migratsiya v rossiiskoi istorii. Migratsiya v Rossii 2000-2012: (pp. 581-586). Moscow: Speckniga Publ. (In Russ.)
  2. Anderson, L.M., & Stillman, J.A. (2013). Student teaching’s contribution to preservice teacher development: A review of research focused on the preparation of teachers for urban and high-needs contexts. Review of Educational Research, 83(1), 3-69. https://doi.org/10.3102/0034654312468619
  3. Antrop-González, R., Vélez, W., & Garrett, T. (2008). Examining familial-based academic success factors in urban high school students: The case of Puerto Rican female high achievers. Marriage & Family Review, 43(1-2), 140-163. https://doi.org/10.1080/01494920802013003
  4. Arkadeva, E.V. (2005). Zhivaya metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: Uchebnoe posobie dlya vuzov. Moscow: Drofa Publ. (In Russ.)
  5. Azimov, E.G., & Shukin, A.N. (2009). Novyi slovar' metodicheskikh terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
  6. Bagge, M.B., Belova, M.G., & Ilakavichus, M.R. (2010). Russkii yazyk v polietnicheskikh klassakh. Saint Petersburg: SPB APPO Publ. (In Russ.)
  7. Balykhina, T.M. (2007). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo (novogo). Moscow: RUDN University Publ. (In Russ.)
  8. Balykhina, T.M., & Cherkashina, T.T. (2015). Multicultural format of foreign language education. Polylinguality and Transcultural Practices, (1), 42-49. (In Russ.)
  9. Banks, J.A. (1993). Multicultural education: Historical development, dimensions, and practice. Review of Research in Education, 19(1), 3-49. https://doi.org/10.2307/1167339
  10. Bauman, Z. (2004). Globalizatsiya. Posledstviya dlya cheloveka i obshchestva. Moscow: Ves` mir Publ. (In Russ.)
  11. Bek, U. (2001). Chto takoe globalizatsiya? Moscow: Progress-Traditsiya Publ. (In Russ.)
  12. Borisova, L.P. (2012). Strategy of the language education in the Republic of Sakha (Yakutia). European Social Science Journal, 3(19), 273-276. (In Russ.)
  13. Borisova, L.P., & Shadrina, S.N. (2012). Role of Russian language in the development of national identity. Theory and Practice of Social Development. Scientific Journal, (12), 221-224. (In Russ.)
  14. Bunyan, T. (1991) Towards an authoritarian European state. Race and Class, 32(3), 19-27. https://doi.org/10.1177/030639689103200304
  15. Bystrova, E.A. (2002). Dialog kul'tur na urokakh russkogo yazyka: Posobie po razvitiyu rechi uchashchikhsya 7-9 klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol. Saint Petersburg: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
  16. Chirsheva, G.N. (2013). Monoethnic childhood bilingualism. Philological Class, 2(32), 46-49. (In Russ.)
  17. Darder, A. (2012). Culture and power in the classroom: A critical foundation for the education of bicultural students. Boulder, CO: Paradigm Press. https://doi.org/10.4324/9781315635347
  18. Dmitriev, G.D. (1999). Mnogokul`turnoe obrazovanie. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ. (In Russ.)
  19. Faas, D. (2011) The nation, Europe and migration: A comparison of geography, history and citizenship education curricula in Greece, Germany and England. Journal of Curriculum Studies, 43(4), 471-492. https://doi.org/10.1080/00220272.2011.584560
  20. Garreta Bochaca, J. (2006) Ethnic minorities and the Spanish and Catalan educational systems: From exclusion to intercultural education. International Journal of Intercultural Relations, 30(2), 261-279. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.11.006
  21. Gay, G. (2010). Culturally responsive teaching: Theory, research, and practice (2nd ed.). New York, NY: Teachers College Press.
  22. Goryachev Y.A. (2015). Russian and international regulatory framework to improve teachers' professional competence in inter-ethnic relations as part of the educational policy of the national policy strategy of the Russian Federation till 2025 (analytical overview). Ethnodialogies, (2), 21-50. (In Russ.)
  23. Heckmann, F. (2008). Education and migration. Strategies for integrating migrant children in European schools and societies. A synthesis of research findings for policymakers. NESSE.
  24. Heidegger, M. (2002). Bytie i vremya. Saint Petersburg: Nauka Publ. (In Russ.)
  25. Jackson, R., Miedema, S., Weisse, W., & Willaime, J.-P. (Eds) (2007). Religion and education in Europe: Developments, contexts and debates. Munster: Waxmann. https://doi.org/10.1111/j.1467-8527.2008.00414_4.x
  26. Kakorina, E.V., & Smirnova, N.L. (2016). The readiness of migrants’ children to schooling in Russian: The arrangement of a testing lesson and the analysis of results. Philological Class, (2), 40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.26710/fk16-02-07
  27. Kakorina, E.V., Kostyleva, L.V., Krivoruchko, T.V., Sineva, O.V., & Shorina, T.A. (2016). Russkii Yazyk v Raznourovnevom Polikul'turnom Klasse: Tekhnologii Yazykovoi Adaptatsii. Moscow: GAOU VO MOO Publ. (In Russ.)
  28. Kalenkova, O.N., Omelchenko, E.A., Feoktistova, T.L., & Shorina, T.A. (2012). Uchimsya Zhit' v Rossii: Uchebno-Metodicheskij Komplekt. Posobie po Social'no-Kul'turnoj Adaptacii. Moscow: GAOU VPO MIOO - Etnosfera Publ. (In Russ.)
  29. Kapelyushnik, E.V., Mukhacheva, A.M., Ponomareva, L.A., & Sherina, E.A. (2005). Mezhdu strok. Prodvinutyi etap. Tomsk: TPU Publ. (In Russ.)
  30. Khamraeva, E.A. (2017). Teoriya i metodika obucheniya detei-bilingvov russkomu yazyku. Saint Petersburg: RGPU imeni A.I. Gertsena Publ. (In Russ.)
  31. Khamraeva, E.A. (2020). Kompleksnaya diagnostika detei, naslednykh nositelei russkogo yazyka, v tselyakh preodoleniya yazykovoi attritsii. Yazyk i Myshlenie: Psikhologicheskie i Lingvisticheskie Aspekty: Conference Proceedings (pp. 119-122). Pokrov: Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russ.)
  32. Ladson-Billings, G. (2014). Culturally relevant pedagogy 2.0: Aka the remix. Harvard Educational Review, 84(1), 74-84. https://doi.org/10.17763/haer.84.1.p2rj131485484751
  33. Luchsheva, L.V. (2014). Functions and status of the Russian language in the Republic of Tatarstan. Bulletin of Economics, Law and Sociology, (1), 152-155. (In Russ.)
  34. Lysakova, I.P. (2009). Russkii yazyk kak nerodnoi: Sotrudnichestvo nauki i praktiki v shkolakh Sankt-Peterburga. Mir Russkogo Slova, (4), 76-80. (In Russ.)
  35. Markosyan, A.S. (2004). Ocherk teorii ovladeniya vtorym yazykom. Moscow: Psikhologiya Publ. (In Russ.)
  36. Merton, R.K. (2006). Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura. Moscow: AST Publ., Khranitel' Publ. (In Russ.)
  37. Mukhametshina, R.F. (2014). Dialog kul'tur v literaturnom obrazovanii kak uslovie mezhetnicheskogo soglasiya i vzaimodeistviya. Pozitivnyi Opyt Regulirovaniya Etnosotsial'nykh i Etnokul'turnykh Protsessov v Regionakh Rossiiskoi Federatsii: Conference Proceedings (pp. 451-454). Kazan': Institut istorii imeni Shigabutdina Mardzhani Akademii nauk Respubliki Tatarstan Publ. (In Russ.)
  38. Mukomel, V.I (2014). Migranty, migrantofobii i migratsionnaya politika. Moscow: Tsentral'nyi dom advokata Publ., Moskovskoe byuro po pravam cheloveka Publ., Akademia Publ. (In Russ.)
  39. Nikiforova, E.P., Borisova, L.P., & Shadrina, S.N. (2016). Problems of teaching Russian language and literature in the multicultural environment. Historical and Social-Educational Idea, 8(4/1), 148-155. (In Russ.)
  40. Olimov, M.A., & Olimova, S.K. (2019). Transformation of Identity in migration: Ethnicity and religion (on the example of Tajik labour migration in Russia). Bulletin of Tomsk State University. History, (59), 158-166. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19988613/59/21
  41. Pain, E.A., & Fedyunin, S.Y. (2020). The policy of interculturalism and the possibilities of its application in Russia. Polis. Political studies, (1), 114-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17976/jpps/2020.01.09
  42. Panarin, S.A., & Bochkareva, I.B. (2015). Vostok na Vostoke, Vostok na Zapade i Vostok v Rossii: Migratsiya - adaptatsiya - identichnost'. Vostok. Afro-Aziatskie Obshhestva: Istoriya i Sovremennost, (3), 160-166. (In Russ.)
  43. Poletaev, D.V., & Zaionchkovskaya Zh.A. (2019). Analiz mekhanizmov, problem i praktik adaptatsii i integratsii detei, ne imeyushchikh grazhdanstva RF i prebyvayushchikh v Moskve. Obshchestvo. Doverie. Riski: Doverie k Migratsionnym Protsessam. Riski Novogo Obshchestva: Conference Proceedings (pp. 315-325.). Moscow: The State University of Management Publ. (In Russ.)
  44. Protasova E.Yu., & Rodina, N.M. (1999). Stanovlenie i funkcionirovanie dvuyazychiya. Materialy po issledovaniyu bilingvizma. Moscow: Moskovskii komitet obrazovaniya Publ. (In Russ.)
  45. Protasova, E.Y., & Rodina, N.M. (2005). Zarubezhnye dvuyazychnye programmy obucheniya. Russkii Yazyk vne Rossii: Conference Proceedings (pp. 100-111.). Moscow: Etnosfera Publ. (In Russ.)
  46. Protasova, E.Y., & Rodina, N.M. (2010). Metodika obucheniya doshkol'nikov inostrannomu yazyku. Moscow: Vlados Publ. (In Russ.)
  47. Pugachev, I.A. (2011). Etnoorientirovannaya metodika v polikulturnom prepodavanii russkogo yazyka inostrancam. Moscow: RUDN University Publ. (In Russ.)
  48. Rumyantseva, N.M., & Rubtsova, D.N. (2019). Ethno-oriented training as an important component of methodology of teaching Russian as a foreign language. Izvestia of the Southern Federal University. Philological Sciences, (1), 196-207. (In Russ.) https://doi.org/10.23683/1995-0640-2019-1-196-207
  49. Shorina, T.A. (2021) Poli-cultural education today: The experience of Moscow and Saint Petersburg. Ethnodialogies, (1), 91-107. (In Russ.)
  50. Sineva, O.V. (2015). Yazyk sem'i i problemy obucheniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii v usloviyakh bilingvizma. Russkii Yazyk bez Granits: Conference Proceedings (pp. 88-96). Moscow: Etnosfera Publ. (In Russ.)
  51. Stolbova, Ja.E. (2014). Problems of teaching the Russian Language in multi-ethnic classes. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2(1), 94-97. (In Russ.)
  52. Sukhushina, E.I. (2015). On the problem of teaching Russian to younger schoolchildren in polyethnic class. Pedagogical Review, 3(9), 92-100. (In Russ.)
  53. Toshchenko, Zh.T. (2015). Sociology of life as a theoretical conception. Sociological Research, (1), 106-116. (In Russ.)
  54. Tseitlin S.N. (2000). Yazyk i rebenok. Lingvistika detskoi rechi. Moscow: Vlados Publ. (In Russ.)
  55. Usha, T.Y. (2012a). National Russian school - the multiethnic and multicultural one. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (148), 125-133. (In Russ.)
  56. Usha, T.Y. (2012b). Language identification of foreign language students. IKBFU's Vestnik: Philology, Pedagogy, and Psychology, (2), 100-105. (In Russ.)
  57. Usha, T.Y. (2013). The Russian language in a multicultural school as a methodological problem. Bulletin of Immanuel Kant Baltic Federal University, (11), 28-33. (In Russ.)
  58. Weber, M. (1990). O nekotorykh kategoriyakh ponimayushchei sotsiologii. Moscow: Progress Publ. (In Russ.)
  59. Yudina, T.N. (2006). Sotsiologiya migratsii. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».