Роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности молодежи к различным формам социальной активности
- Авторы: Шамионов Р.М.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 20, № 1 (2023)
- Страницы: 7-23
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326166
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-7-23
- EDN: https://elibrary.ru/DGMKWG
- ID: 326166
Цитировать
Аннотация
Проблема социальной активности молодежи, которая является важной основой для динамичного и инновационного развития общества, находится в поле исследовательского внимания психологии, социологии, юриспруденции, педагогики и других наук. Вопрос факторной структуры и роли социально-психологических характеристик в интегральных (сочетанных) формах социальной активности относится к важным задачам современной социальной психологии. Цель исследования - изучить структуру социальной активности молодежи и на основе путевого анализа определить роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности к различным ее формам. Выборку составили 305 человек в возрасте М = 21,2; SD = 2,95 (мужчины - 35,4 %), в семейных отношениях состоят 17,4 %. Для оценки приверженности к различным формам социальной активности применялись специальные моношкалы. Гражданская идентичность определялась посредством шкалы А.Н. Татарко. Использованы методы описательной статистики, факторный, корреляционный, регрессионный, путевой анализ. Показано, что четырехкомпонентная (гражданско-политическая, протестно-субкультурная, духовно-образовательная, досуговая) факторная модель форм социальной активности является приемлемой. В результате моделирования установлена прямая связь пола и образования с выраженностью образовательно-развивающей, гражданско-политической и досуговой активности. Гражданская идентичность является положительным фактором гражданско-политической и отрицательным - протестно-субкультурной активности. В центре модели находится приверженность к духовно-образовательной активности, вносящая вклад в предикцию всех остальных форм - гражданско-политической, досуговой (прямо), протестно-субкультурной (опосредованно). Способствующая или препятствующая и посредническая роли гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности к различным формам социальной активности могут использоваться в организации социальной активности молодежи и в разработке программ «направляемой» социализации.
Об авторах
Раиль Мунирович Шамионов
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: shamionov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8358-597X
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, д. 83Список литературы
- Arendachuk, I.V. (2018). Dynamics of value and meaning characteristics of social activity of modern youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(3), 287–307. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307
- Arendachuk, I.V., Klenova, M.A., & Usova, N.V. (2022). Features of educational and developmental activity of students under forced self-Isolation. Psychological Science and Education, 27(2), 82–95. https://doi.org/10.17759/pse.2022270207
- Badaeva, N.N., & Osipova, N.V. (2018). Social activity of young people: volunteering and volunteerism. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin, (2), 9–13. (In Russ.) https://doi.org/10.24153/2079-5912-2018-9-2-9-13
- Balabanova, E.S. (2018). Social and psychological approach to the study of young people’s social activity. Znanie. Ponimanie. Umenie, (3), 210–223. (In Russ.) https://doi.org/10.17805/zpu.2018.3.19
- Berdyaev, N.A. (1918). The fate of Russia: Experiences in the psychology of war and nationality. Moscow: G.A. Leman i S.I. Sakharov Publ. (In Russ.)
- Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and worldview factors of various forms of social activity of young people. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333–345. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
- Brown, C.L., Gibbons, L.E., Kennison, R.F., Robitaille, A., Lindwall, M., Mitchell, M.B., Shirk, S.D., Atri, A., Cimino, C.R., Benitez, A., MacDonald, S.W.S., Zelinski, E.M., Willis, S.L., Schaie, K.W., Johansson, B., Dixon, R.A., Mungas, D.M., Hofer, S.M., & Piccinin, A.M. (2012). Social activity and cognitive functioning over time: A coordinated analysis of four longitudinal studies. Journal of Aging Research, 2012, 287438. https://doi.org/10.1155/2012/287438
- Chan, M., & Guo, J. (2013). The role of political efficacy on the relationship between Facebook use and participatory behaviors: A comparative study of young American and Chinese adults. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 16(6), 460–463. https://doi.org/10.1089/cyber.2012.0468
- Ferguson, R., Gutberg, J., Schattke, K., Paulin, M., & Jost, N. (2015). Self-determination theory, social media and charitable causes: An in-depth analysis of autonomous motivation. European Journal of Social Psychology, 45(3), 298–307. https://doi.org/10.1002/ejsp.2038
- Grant, P.R., Bennett, M., & Abrams, D. (2017). Using the SIRDE model of social change to examine the vote of Scottish teenagers in the 2014 independence referendum. British Journal of Social Psychology, 56(3), 455–474. https://doi.org/10.1111/bjso.12186
- Gumilev, L.N. (1989). Ethnogenesis and the Biosphere of the Earth. Leningrad: Leningrad University. (In Russ.)
- Hair, J.F., Black, W.C., Babin, B.J., & Anderson, R.E. (2009). Multivariate data analysis (7th ed.). Upper Saddle River: Pearson Prentice Hall.
- Hardy, S.A., Dollahite, D.C., Johnson, N., & Christensen, J.B. (2015). Adolescent motivations to engage in pro-social behaviors and abstain from health-risk behaviors: A self-determination theory approach. Journal of Personality, 83(5), 479–490. https://doi.org/10.1111/jopy.12123
- Kharlanova, E.M. (2011). Research of social activity of students. Historical and Socio-Educational Idea, (5), 173–178. (In Russ.)
- Klenova, M.A. (2019). Protest activity and its psychological content in the context of young people’s socio-political activity. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 8(4), 362–367. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-362-367
- Kumykov, A.M., Lyuev, A.Kh., Zhabelova, G.A., & Zhuravel, K.N. (2017). Students’ social activities as a guarantee of their professional success. Higher Education in Russia, (3), 127–132. (In Russ.)
- Lavrentyev, A.V. (2014). Social activity of volunteers. Volunteer, (3), 6–12. (In Russ.)
- Lebedeva, N.M. (2009). Cultural values and attitude to innovation in Russia and China. Almanac of Modern Science and Education, (11–2), 188–192. (In Russ.)
- Maximova, S.G., Noyanzina, O.E., & Omelchenko, D.A. (2017). Construction of the general index of social exclusion of the elderly people: Example of three Siberian regions. Contemporary Problems of Social Work, 3(3), 104–112. https://doi.org/10.17922/2412-5466-2017-3-3-104-112
- McFarland, D.A., & Thomas, R.J. (2006). Bowling young: How youth voluntary associations influence adult political participation. American Sociological Review, 71(3), 401–425. https://doi.org/10.1177/000312240607100303
- Nasledov, A.D. (2013). IBM SPSS 20 Statistics and AMOS: Professional Statistical Data Analysis. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Omelchenko, E., & Polyakov, S. (2017). The concept of cultural scene as theoretical perspective and the tool of urban communities analysis. The Russian Sociological Review, 16(2), 111–132. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1728-192X-2017-2-111-132
- Oosterhoff, B., Ferris, K.A., & Metzger, A. (2017). Adolescents’ sociopolitical values in the context of organized activity involvement. Youth & Society, 49(7), 947–967. https://doi.org/10.1177/0044118x14560528
- Pecherkina, I.F. (2017). Determinants of protest moods. Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, 3(4), 86–97. (In Russ.) https://doi.org/10.21684/2411-7897-2017-3-4-86-97
- Petukhov, V.V. (2016). Crisis and protection of the citizens' labour rights. Sociological Studies, (11), 86–96. (In Russ.)
- Sedova, N.N. (2009). Leisure-time activities of Russian citizens. Sociological Studies, (12), 56–68. (In Russ.)
- Seigfried-Spellar, K.C., & Lankford, C.M. (2018). Personality and online environment factors differ for posters, trolls, lurkers, and confessors on Yik Yak. Personality and Individual Differences, 124, 54–56. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.047
- Shamionov, R.M. (2018). Social activity of personality and groups: definition, structure and mechanisms. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(4), 379–394. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
- Shamionov, R.M. (2019). Social activity of youth: a systematic diachronic approach. Russian Psychological Journal, 16(1), 166–188 (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2019.1.8
- Shamionov, R.M. (2021). Social activity and risk propensity of students with autonomous and dependent types of subject regulation. Social Psychology and Society, 12(1), 94–112. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2021120107
- Shamionov, R.M., & Arenkov, A.P. (2016). Value attitudes and civil identity of youth. Human. Community. Management, 17(3), 35–48. (In Russ.)
- Shamionov, R.M., Grigoreva, M.V., Arendachuk, I.V., Bocharova, E.E., Usova, N.V., Klenova, M.A., Sharov, A.A., & Zagranichnyi, A.I. (2020). Psychology of social activity. Moscow: Pero Publ. (In Russ.)
- Shchemeleva, I.I. (2016). Social activity of student youth: Levels and stages of social activity management. Sotsiologiya Obrazovaniya, (7), 16–25. (In Russ.)
- Shelepova, S.N. (2009). Social activity of youth cohorts in structure of contemporary social and political process. Power and Management in the East of Russia, (2), 147–154. (In Russ.)
- Sherman, L.E., Greenfield, P.M., Hernandez, L.M., & Dapretto, M. (2018). Peer influence via Instagram: Effects on brain and behavior in adolescence and young adulthood. Child Development, 89(1), 37–47. https://doi.org/10.1111/cdev.12838
- Sokhadze, K.G. (2017). Social activity of the Russian youth: The scope and restraining factors. RUDN Journal of Sociology, 17(3), 348–363. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-3-348-363
- Tatarko, A.N. (2011). Social capital as an object of psychological research. Moscow: MAKS Press. (In Russ.)
- Terekhova, T.A. (2015). Structure concept of personal innovative activity. Psychology in Economics and Management, 7(1), 5–15. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2225-7845.2015.7(1).5-15
- Trotsuk, I.V., & Sokhadze, K.G. (2014). Social activity of the youth: Approaches to the assessment of forms, motives and factors in the contemporary Russian society. RUDN Journal of Sociology, (4), 58–74. (In Russ.)
- Ushkin, S.G. (2018). “People against”: Protests and protesters in virtual social networks. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/monography_5b5ffb29e84668.61830970
- Vasileva, E.N., & Poltavskaya, M.B. (2015). Economic and social activity of population as an indicator of social capital formation. University Proceedings. Volga Region. Social Sciences, (4), 113–119. (In Russ.)
Дополнительные файлы

