Применение метода языковой энтропии для измерения билингвального языкового опыта: исследование носителей адыгейского и русского, татарского и русского языков
- Авторы: Семенова Е.Ю.1, Линд К.В.1, Логвиненко Т.И.2, Григоренко Е.Л.1,3,4,5,6
-
Учреждения:
- Научно-технологический университет «Сириус»
- Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Хьюстонский университет
- Медицинский колледж Бейлора
- Йельский университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 11-34
- Раздел: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326322
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1-11-34
- EDN: https://elibrary.ru/SMGWOV
- ID: 326322
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Считается, что опыт владения двумя языками способствует более эффективной работе исполнительных функций билингвов, поскольку им необходимо постоянно регулировать одновременную активацию двух или нескольких языков. Однако результаты десятилетий исследований привели к противоречивым выводам относительно существования подобного билингвального преимущества. Одним из многообещающих подходов к разрешению противоречий является более детальное рассмотрение природы билингвального языкового опыта. Цель данной работы состояла, во-первых, в эмпирической проверке метода языковой энтропии как способа измерения вариативности в использовании языков билингвами в различных контекстах взаимодействия; во-вторых, в изучении взаимосвязи между показателями языковой энтропии и компонентами исполнительных функций билингвов (когнитивная гибкость, актуализация цели, мониторинг конфликтов). В исследовании приняли участие 111 билингвов-студентов вузов (средний возраст 20,5 (2,97); 75,7% женщины), являющиеся носителями адыгейского и русского, татарского и русского языков и проживающие в Республике Адыгея и Республике Татарстан соответственно. Батарея инструментов включала опросник о демографическом и языковом опыте, содержащий вопросы для расчета показателей языковой энтропии в четырех социальных контекстах (дом, университет, работа, свободное время), задача Color-shape switching task для измерения исполнительных функций, а также тест на оценку невербального интеллекта. Результаты исследования показали, что языковая энтропия билингвов из обоих регионов не превышала показателя 0,66 в четырех контекстах, что говорит об использовании преимущественно одного языка в повседневном общении. Однако в контексте «университет» билингвы, говорящие на татарском и русском языках, использовали языки более сбалансированно, чем билингвы, говорящие на адыгейском и русском языках. Результаты также указали на отсутствие взаимосвязи между языковой энтропией билингвов в данном исследовании и компонентами исполнительных функций, что соотносится с предположениями гипотезы адаптивного контроля (Adaptive Control Hypothesis).
Об авторах
Елена Юрьевна Семенова
Научно-технологический университет «Сириус»
Автор, ответственный за переписку.
Email: esem7enova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0252-6295
SPIN-код: 4283-0755
младший научный сотрудник, Научный центр когнитивных исследований
Российская Федерация, 354340, Краснодарский край, федеральная территория «Сириус», пгт. Сириус, Олимпийский пр., д. 1Катерина Валерьевна Линд
Научно-технологический университет «Сириус»
Email: lind.kv@talantiuspeh.ru
ORCID iD: 0009-0004-8447-0452
PhD, научный сотрудник, Научный центр когнитивных исследований
Российская Федерация, 354340, Краснодарский край, федеральная территория «Сириус», пгт. Сириус, Олимпийский пр., д. 1Татьяна Игоревна Логвиненко
Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана
Email: logvinenkota.spb@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7430-1963
SPIN-код: 8068-9856
научный сотрудник, Отделение детской и подростковой психиатрии, психосоматики и психотерапии, Университетская клиника
Германия, 80539, Мюнхен, Geschwister-Scholl-Platz 1Елена Леонидовна Григоренко
Научно-технологический университет «Сириус»; Московский государственный психолого-педагогический университет; Хьюстонский университет; Медицинский колледж Бейлора; Йельский университет
Email: Elena.Grigorenko@times.uh.edu
ORCID iD: 0000-0001-9646-4181
SPIN-код: 4453-4618
доктор психологических наук, профессор, научный руководитель, Научный центр когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус» (Краснодарский край, пгт. Сириус, Россия); ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва, Россия); заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет (Хьюстон, США); профессор, Медицинский колледж Бейлора (Хьюстон, США); профессор, Йельский университет (Нью-Хейвен, США).
Российская Федерация, 354340, Краснодарский край, федеральная территория «Сириус», пгт. Сириус, Олимпийский пр., д. 1; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2; США, 77204, Техас, г. Хьюстон, 4300 Мартин Лютер Кинг Бульвар; США, 77030, Техас, г. Хьюстон, 1 Бэйлор Плз; США, 06518, Коннектикут, г. Нью-Хейвен, 230 Саус Фронтэдж РоудСписок литературы
- Alrwaita, N., Houston-Price, C., Meteyard, L., Voits, T., & Pliatsikas, C. (2024). Executive functions are modulated by the context of dual language use: Diglossic, bilingual and monolingual older adults. Bilingualism: Language and Cognition, 27(1), 178-203. https://doi.org/10.1017/S1366728923000056
- Anderson, J. A. E., Mak, L., Keyvani Chahi, A., & Bialystok, E. (2018). The language and social background questionnaire: Assessing degree of bilingualism in a diverse population. Behavior Research Methods, 50(1), 250-263. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0867-9
- Bates, D., Maechler, M., Bolker, B., Walker, S., Christensen, R. H. B., Singmann, H., ... & Bolker, M. B. (2015). Package ‘lme4’. Convergence, 12(1), 2.
- Beatty-Martínez, A.L., Navarro-Torres, C.A., Dussias, P.E., Bajo, M.T., Guzzardo Tamargo, R.E., & Kroll, J.F. (2020). Interactional context mediates the consequences of bilingualism for language and cognition. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 46(6), 1022-1047. https://doi.org/10.1037/xlm0000770
- Bialystok, E. (2001). Bilingualism in development: Language, literacy, and cognition. Cambridge: Cambridge University Press.
- Cattell, R. B., & Cattell, A. K. (1973). Measuring intelligence with the culture fair tests. Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing.
- de Bruin, A. (2019). Not all bilinguals are the same: A call for more detailed assessments and descriptions of bilingual experiences. Behavioral Sciences, 9(3), 33. https://doi.org/10.3390/bs9030033
- DeLuca, V., Rothman, J., Bialystok, E., & Pliatsikas, C. (2019). Redefining bilingualism as a spectrum of experiences that differentially affects brain structure and function. Proceedings of the National Academy of Sciences, 116(15), 7565-7574. https://doi.org/10.1073/pnas.1811513116
- Dick, A. S., Garcia, N. L., Pruden, S. M., Thompson, W. K., Hawes, S. W., Sutherland, M. T., Riedel, M. C., Laird, A. R., & Gonzalez, R. (2019). No evidence for a bilingual executive function advantage in the ABCD study. Nature Human Behaviour, 3(7), 692-701. https://doi.org/10.1038/s41562-019-0609-3
- Freeman, M., Anthony, J., Marian, V., & Blumenfeld, H. (2022). Individual and sociolinguistic differences in language background predict stroop performance. Frontiers in Communication, 7, 865965. https://doi.org/10.3389/fcomm.2022.865965
- Giovannoli, J., Martella, D., Federico, F., Pirchio, S., & Casagrande, M. (2020). The impact of bilingualism on executive functions in children and adolescents: A systematic review based on the PRISMA method. Frontiers in Psychology, 11, 574789. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.574789
- Green, D. W., & Abutalebi, J. (2013). Language control in bilinguals: The adaptive control hypothesis. Journal of Cognitive Psychology, 25(5), 515-530. https://doi.org/10.1080/20445911.2013.796377
- Grosjean, F. (2022). The Mysteries of Bilingualism: Unresolved Issues. Wiley.
- Grundy, J. G., Pavlenko, E., & Bialystok, E. (2020). Bilingualism modifies disengagement of attention networks across the scalp: A multivariate ERP investigation of the IOR paradigm. Journal of Neurolinguistics, 56, 100933. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2020.100933
- Gullifer, J. W., Chai, X. J., Whitford, V., Pivneva, I., Baum, S., Klein, D., & Titone, D. (2018). Bilingual experience and resting-state brain connectivity: Impacts of L2 age of acquisition and social diversity of language use on control networks. Neuropsychologia, 117, 123-134. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.04.037
- Gullifer, J. W., Pivneva, I., Whitford, V., Sheikh, N. A., & Titone, D. (2023). Bilingual language experience and its effect on conflict adaptation in reactive inhibitory control tasks. Psychological Science, 34(2), 238-251. https://doi.org/10.1177/09567976221113764
- Gullifer, J. W., & Titone, D. (2020). Characterizing the social diversity of bilingualism using language entropy. Bilingualism: Language and Cognition, 23(2), 283-294. https://doi.org/10.1017/S1366728919000026
- Gullifer, J. W., & Titone, D. (2021). Engaging proactive control: Influences of diverse language experiences using insights from machine learning. Journal of Experimental Psychology: General, 150(3), 414-430. https://doi.org/10.1037/xge0000933
- Gunnerud, H. L., Ten Braak, D., Reikerås, E. K. L., Donolato, E., & Melby-Lervåg, M. (2020). Is bilingualism related to a cognitive advantage in children? A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 146(12), 1059-1083. https://doi.org/10.1037/bul0000301
- Hartanto, A., & Yang, H. (2016). Disparate bilingual experiences modulate task-switching advantages: A diffusion-model analysis of the effects of interactional context on switch costs. Cognition, 150, 10-19. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2016.01.016
- Hartanto, A., & Yang, H. (2020). The role of bilingual interactional contexts in predicting interindividual variability in executive functions: A latent variable analysis. Journal of Experimental Psychology: General, 149(4), 609-633. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/xge0000672
- Huynh, Q.-L., Benet-Martínez, V., & Nguyen, A.-M. D. (2018). Measuring variations in bicultural identity across U.S. ethnic and generational groups: Development and validation of the Bicultural Identity Integration Scale-Version 2 (BIIS-2). Psychological Assessment, 30(12), 1581-1596. https://doi.org/10.1037/pas0000606
- Kałamała, P., Szewczyk, J., Chuderski, A., Senderecka, M., & Wodniecka, Z. (2020). Patterns of bilingual language use and response inhibition: A test of the adaptive control hypothesis. Cognition, 204, 104373. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104373
- Kałamała, P., Walther, J., Zhang, H., Diaz, M., Senderecka, M., & Wodniecka, Z. (2022). The use of a second language enhances the neural efficiency of inhibitory control: An ERP study. Bilingualism, 25(1), 163-180. Scopus. https://doi.org/10.1017/S1366728921000389
- Khotinets, V.Yu., & Salnova, S.A. (2020). Executive functions and their relationship with the development of Russian speech in bilingual and monolingual children. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(3), 412-425. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425
- Kremin, L. V., & Byers-Heinlein, K. (2021). Why not both? Rethinking categorical and continuous approaches to bilingualism. International Journal of Bilingualism, 25(6), 1560-1575. https://doi.org/10.1177/13670069211031986
- Lehtonen, M., Soveri, A., Laine, A., Järvenpää, J., De Bruin, A., & Antfolk, J. (2018). Is bilingualism associated with enhanced executive functioning in adults? A meta-analytic review. Psychological Bulletin, 144(4), 394-425. https://doi.org/10.1037/bul0000142
- Li, P., Zhang, F., Tsai, E., & Puls, B. (2014). Language history questionnaire (LHQ 2.0): A new dynamic web-based research tool. Bilingualism: Language and Cognition, 17(3), 673-680. https://doi.org/10.1017/S1366728913000606
- Li, X., Ng, K. K., Wong, J. J. Y., Lee, J. W., Zhou, J. H., & Yow, W. Q. (2021). Bilingual language entropy influences executive functions through functional connectivity and signal variability. Brain and Language, 222, 105026. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2021.105026
- Lowe, C. J., Cho, I., Goldsmith, S. F., & Morton, J. B. (2021). The bilingual advantage in children’s executive functioning is not related to language status: A meta-analytic review. Psychological Science, 32(7), 1115-1146. https://doi.org/10.1177/0956797621993108
- Luk, G. (2023). Justice and equity for whom? Reframing research on the “bilingual (dis)advantage.” Applied Psycholinguistics, 44(3), 301-315. https://doi.org/10.1017/S0142716422000339
- Marian, V., Blumenfeld, H. K., & Kaushanskaya, M. (2007). The Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q): Assessing Language Profiles in Bilinguals and Multilinguals. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 50(4), 940-967. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2007/067)
- Martin-Rhee, M. M., & Bialystok, E. (2008). The development of two types of inhibitory control in monolingual and bilingual children. Bilingualism: Language and Cognition, 11(1), 81-93. https://doi.org/10.1017/S1366728907003227
- Miyake, A., & Friedman, N. P. (2012). The nature and organization of individual differences in executive functions: Four general conclusions. Current Directions in Psychological Science, 21(1), 8-14. https://doi.org/10.1177/0963721411429458
- Nikolaeva, E.I., & Vergunov, E.G. (2017). What are “executive functions” and their development in ontogenesis. Theoretical and Experimental Psychology, 10(2), 62-81. (In Russ.)
- Ooi, S. H., Goh, W. D., Sorace, A., & Bak, T. H. (2018). From Bilingualism to Bilingualisms: Bilingual experience in Edinburgh and Singapore affects attentional control differently. Bilingualism: Language and Cognition, 21(4), 867-879. https://doi.org/10.1017/S1366728918000020
- Paap, K. (2022). The Bilingual Advantage in Executive Functioning Hypothesis: How the debate provides insight into psychology’s replication crisis (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003308027
- Paap, K. R., Johnson, H. A., & Sawi, O. (2015). Bilingual advantages in executive functioning either do not exist or are restricted to very specific and undetermined circumstances. Cortex, 69, 265-278. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2015.04.014
- Paxton, J. L., Barch, D. M., Racine, C. A., & Braver, T. S. (2008). Cognitive control, goal maintenance, and prefrontal function in healthy aging. Cerebral Cortex, 18(5), 1010-1028. https://doi.org/10.1093/cercor/bhm135
- Peirce, J. W. (2007). PsychoPy - Psychophysics software in Python. Journal of Neuroscience Methods, 162(1-2), 8-13. https://doi.org/10.1016/j.jneumeth.2006.11.017
- Pliatsikas, C., DeLuca, V., & Voits, T. (2020). The Many Shades of Bilingualism: Language Experiences Modulate Adaptations in Brain Structure. Language Learning, 70(S2), 133-149. https://doi.org/10.1111/lang.12386
- Poarch, G. J., & van Hell, J. G. (2012). Executive functions and inhibitory control in multilingual children: Evidence from second-language learners, bilinguals, and trilinguals. Journal of Experimental Child Psychology, 113(4), 535-551. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2012.06.013
- Prior, A., & MacWhinney, B. (2010). A bilingual advantage in task switching. Bilingualism: Language and Cognition, 13(2), 253-262. https://doi.org/10.1017/S1366728909990526
- R Core Team. (2013). R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. Retrieved from http://www.R-project.org/
- RStudio Team. (2020). RStudio: Integrated Development for R. Boston: RStudio, PBC. Retrieved from http://www.rstudio.com/
- Seçer, I. (2016). Skills of cognitive flexibility in monolingual and bilingual younger adults. The Journal of General Psychology, 143(3), 172-184. https://doi.org/10.1080/00221309.2016.1200530
- Shannon, C. E. (1948). A Mathematical Theory of Communication. Bell System Technical Journal, 27(3), 379-423. https://doi.org/10.1002/j.1538-7305.1948.tb01338.x
- Soveri, A., Rodriguez-Fornells, A., & Laine, M. (2011). Is there a relationship between language switching and executive functions in bilingualism? Introducing a within-group analysis approach. Frontiers in Psychology, 2, 183. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2011.00183
- Studenica, A., Laketa, A., Chrysochoou, E., Blakey, E., & Vivas, A. B. (2022). The influence of bilingualism on adolescent cognition: The roles of biculturalism, the bilingual profile, and linguistic similarity. Cognitive Development, 63, 101203. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101203
- Surrain, S., & Luk, G. (2019). Describing bilinguals: A systematic review of labels and descriptions used in the literature between 2005-2015. Bilingualism: Language and Cognition, 22(2), 401-415. https://doi.org/10.1017/S1366728917000682
- Van Den Berg, F., Brouwer, J., Tienkamp, T. B., Verhagen, J., & Keijzer, M. (2022). language entropy relates to behavioral and pupil indices of executive control in young adult bilinguals. Frontiers in Psychology, 13, 864763. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.864763
- Veraksa, A.N., Gavrilova, M.N., & Bukhalenkova, D.A. (2019). Relationship between indicators of speech development and executive functions in preschool children: Analysis of research. Psikhologicheskii Zhurnal, 40(3), 64-76. (In Russ.) http://doi.org/10.31857/S020595920004599-4
- Von Bastian, C. C., Souza, A. S., & Gade, M. (2016). No evidence for bilingual cognitive advantages: A test of four hypotheses. Journal of Experimental Psychology: General, 145(2), 246-258. https://doi.org/10.1037/xge0000120
- Wagner, D., Bekas, K., & Bialystok, E. (2023). Does language entropy shape cognitive performance? A Tale of Two Cities. Bilingualism: Language and Cognition, 26(5), 998-1008. https://doi.org/10.1017/S1366728923000202
- Wiseheart, M., Viswanathan, M., & Bialystok, E. (2016). Flexibility in task switching by monolinguals and bilinguals. Bilingualism: Language and Cognition, 19(1), 141-146. https://doi.org/10.1017/S1366728914000273
- Xie, Z., & Antolovic, K. (2022). Differential impacts of natural L2 immersion and intensive classroom L2 training on cognitive control. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 75(3), 550-562. https://doi.org/10.1177/17470218211040813
- Zhou, B., & Krott, A. (2018). Bilingualism enhances attentional control in non-verbal conflict tasks - evidence from ex-Gaussian analyses. Bilingualism: Language and Cognition, 21(1), 162-180. https://doi.org/10.1017/S1366728916000869
Дополнительные файлы

