Взаимосвязи виктимизации и эмоционального интеллекта: половозрастные особенности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение виктимизации актуально ввиду ее большой распространенности в современном обществе и многочисленных отрицательных последствий как для жертв издевательств, так и для организаций, в которых они состоят. Цель данного исследования - изучить возможные взаимосвязи компонентов виктимизации с компонентами эмоционального интеллекта у русскоязычных юношей, девушек, мужчин и женщин. Подобные исследования ранее на русскоязычных выборках не проводились. Всего в исследовании приняли участие 454 испытуемых, из них 115 женщин (средний возраст - 49,1 лет), 72 мужчины (средний возраст - 50,4 лет), 104 девушки (средний возраст - 19,1 лет) и 163 юноши (средний возраст - 19,1 лет). Диагностика виктимизации осуществлялась с помощью авторской методики оценки степени виктимизации взрослого индивида, для оценки компонентов эмоционального интеллекта (ЭИ) использовалась русскоязычная версия теста Н. Холла. Основным методом статистической обработки был корреляционный анализ. Установлено, что общим для всех групп является наличие отрицательных связей компонентов виктимизации с компонентами ЭИ. При этом связи для каждой из указанных групп различны. В частности: у девушек агрессивное поведение отрицательно коррелирует с управлением своими эмоциями, эмпатией, распознаванием эмоций других людей и общим показателем ЭИ; у юношей зависимое поведение отрицательно связано с управлением своими эмоциями, самоменеджментом и общим показателем ЭИ; у женщин агрессивное поведение отрицательно коррелирует с управлением своими эмоциями, самоменеджментом и общим показателем ЭИ; у мужчин агрессивность отрицательно связана с управлением своими эмоциями, самоменеджментом, распознаванием эмоций других людей и общим показателем ЭИ. Сопоставление полученных результатов с результатами зарубежных исследований (преимущественно подростков) показывает, что характер и направленность взаимосвязей, выявленных в нашем исследовании, в целом не отличаются от установленных зарубежными авторами.

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы

Республика Беларусь, 220001, Минск, ул. Московская, 15

Список литературы

  1. Atik, G., & Goneri, O.Y. (2013). Bullying and victimization: Predictive role of individual, parental, and academic factors. School Psychology International, 34(6), 658–673.
  2. Beaver, K.M., Nedelec, J.L., Barnes J.C., Boutwel, B.B., & Boccio C. (2016). The association between intelligence and personal victimization in adolescence and adulthood. Personality and Individual Differences, (98), 355–360. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.04.068
  3. Boutwell, B.B., Connolly, E., Barbaro, N., Shackelford, T.K., Petkovsek, M., & Beaver, K.M. (2017). On the genetic and environmental reasons why intelligence correlates with criminal victimization. Intelligence, 62, 155–166. https://doi.org/10.1016/j.intell.2017.04.003
  4. Carbone-Lopez, K., Esbensen, F.-A., & Brick, B.T. (2010). Correlates and Consequences of Peer Victimization: Gender Differences in Direct and Indirect Forms of Bullying. Youth Violence and Juvenile Justice, 8(4), 332–350. https://doi.org/10.1177/1541204010362954
  5. Diagnostika “emotsionalnogo intellekta” (N. Kholl). (2002). In N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, & G.M. Manuylov (Eds.), Sotsialno-Psikhologicheskaya Diagnostika Razvitiya Lichnosti i Malykh Grupp (pp. 57–59). Moscow: Institut Psikhoterapii Publ. (In Russ.)
  6. Domino, M. (2013) Measuring the impact of an alternative approach to school bullying. Journal of School Health, 83(6), 430–437. https://doi.org/10.1111/josh.12047
  7. Hilton, N.Z. (1993). Childhood Sexual Victimization and Lack of Empathy in Child Molesters: Explanation or Excuse? International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 37(4), 287–296.
  8. Hutchinson, M. (2013). Bullying as workgroup manipulation: a model for understanding patterns of victimization and contagion within the workgroup. Journal of Nursing Management, 21, 563–571. https://doi.org/10.1111/j.1365-2834.2012.01390.x
  9. Hutchinson, M., & Hurley, J. (2013). Exploring leadership capability and emotional intelligence as moderators of workplace bullying. Journal of Nursing Management, 21, 553–562. https://doi.org/10.1111/j.1365-2834.2012.01372.x
  10. Karim, J., Bibi, Z., Rehman, S.U., & Khan, M.S. (2015). Emotional Intelligence and Perceived Work-Related Outcomes: Mediating Role of Workplace Incivility Victimization. Pakistan Journal of Psychological Research, 30(1), 21–37.
  11. Keskin, H., Akgon, A.E., Ayar, H., & Kayman, S. (2016). Cyberbullying Victimization. Counterproductive Work Behaviours and Emotional Intelligence at Workplace. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 235(24), 281–287.
  12. Kokkinos, C.M., & Kipritsi, E. (2012). The relationship between bullying, victimization, trait emotional intelligence, self-efficacy and empathy among preadolescents. Social Psychology of Education, 15(1), 41–58. https://doi.org/10.1007/s11218-011-9168-9
  13. Lomas, J., Stough, C., Hansen, K., & Downey, L.A. (2012). Brief report: Emotional intelligence, victimization and bullying in adolescents. Journal of Adolescence, 35(1), 207–211. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2011.03.002
  14. Lyusin, D.V. (2004). Sovremennyye predstavleniya ob emotsionalnom intellekte. In D.V. Lyusin & D.V. Ushakov (Eds.), Sotsialnyy Intellekt: Teoriya. Izmereniya. Issledovaniya (pp. 129–140). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
  15. Malti, T., Perren, S., & Buchmann, M. (2010). Children’s Peer Victimization, Empathy, and Emotional Symptoms. Child Psychiatry & Human Development, 41, 98. https://doi.org/10.1007/s10578-009-0155-8
  16. Mayer, J.D., Roberts, R.D., & Barasade, S.G. (2008). Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, (59), 507–536. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
  17. Moon, B., & McCluskey, J. (2016). School-Based Victimization of Teachers in Korea. Focusing on Individual and School Characteristics. Journal of Interpersonal Violence, 31(7), 1340–1361.
  18. Mustaine, E.E. (1997). Victimization risks and routine activities: A theoretical examination using a gender-specific and domain-specific model. American Journal of Criminal Justice, 22(1), 41–48.
  19. Nasledov, A.D. (2007). SPSS. Kompyuternyy Analiz Dannykh v Psikhologii i Sotsialnykh Naukakh. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  20. Popp, A.M., & Peguero, A.A. (2010). Routine Activities and Victimization at School: The Significance of Gender. Journal of Interpersonal Violence, 26(12), 2413–2436.
  21. Sapouna, M., & Wolke, D. (2013). Resilience to bullying victimization: The role of individual, family and peer characteristics. Child Abuse & Neglect, 37(11), 997–1006. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2013.05.009
  22. Sheinov, V.P. (2012). Razrabotka oprosnika dlya otsenki stepeni nezashchishchennosti individa ot manipulyativnykh vozdeystviy. Voprosy Psikhologii, (4), 147–154. (In Russ.)
  23. Sheinov, V.P. (2018а). Determinanty viktimizatsii professionala na rabochem meste. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda, 3(4), 168–192. Retrieved from http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document420.pdf. (In Russ.)
  24. Sheinov, V.P. (2018б). Relationships of Victimization, Machiavellianism and Conflict Behavior. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(4), 431–445. https://doi.org/10.22363/23-13-1683-2018-15-4-431-445. (In Russ.)
  25. Sheinov, V.P. (2018в). Developing the Technique for Assessing the Degree of Victimization in Adults. Russian Psychological Journal, 15(2/1), 69–85. https://doi.org/10.21702/rpj.2018.2.1.5. (In Russ.)
  26. Sheinov, V.P. (2019). Viktimizatsiya zhertv izdevatelstv kak istochnik ikh otritsatelnykh emotsionalnykh sostoyaniy. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnaya i ekonomicheskaya psikhologiya, 4(1), 431–445. (In Russ.)
  27. Tolegenova, A.A., Jakupo, S.M., Chung, M.Ch., Saduova, S., & Jakupov, M.S. (2012). A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 69, 1891–1894. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.12.142
  28. Vishnevetskiy, K.V. (2014). Viktimizatsiya: factory i usloviya. Urovni. Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiy, (4), 226–227. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».