ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Самоактуализация и самореализация в современной психологии рассматриваются как важнейшие показатели благополучного развития личности. В то же время отдельные исследования показывают, что педагоги с увеличением педагогического стажа испытывают все больше проблем с психологическим здоровьем и с самореализацией. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было установление специфики самореализации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности. Всего в исследовании приняли участие 137 педагогов (77 женщин и 60 мужчин) в возрасте 27-60 лет, которые были разделены на группы в зависимости от стажа педагогической деятельности: 1) 46 респондентов со стажем от 5 до 10 лет; 2) 46 респондентов со стажем 11-20 лет; 3) 45 респондентов со стажем от 25 до 35 лет. В качестве рабочей гипотезы взято предположение о том, что наиболее оптимальная самореализация будет осуществляться у педагогов со стажем деятельности от 11 до 20 лет, поскольку эти педагоги обладают достаточным опытом и знаниями с одной стороны, а, с другой, - у них сохраняется высокая активность и мотивация профессионализации. Для диагностики использовались Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова, авторская анкета «Самооценка удовлетворенности профессиональной деятельностью» и свободный ассоциативный тест. Были выявлены различия в иерархической структуре составляющих самореализации в группах педагогов с разным профессиональным стажем. Установлено, что наиболее оптимальная самореализация характерна для педагогов с профессиональным стажем 11-20 лет. Наибольшие трудности в самореализации обнаружены у педагогов со стажем работы 25-35 лет. Результаты анкетирования и ассоциативного теста показали, что более высокая удовлетворенность профессиональной деятельностью наблюдается в первых двух группах педагогов со стажем от 5 до 20 лет. В то время как в третьей группе со стажем более 25 лет наблюдается тенденция к неудовлетворенности, а в иных случаях и крайняя неудовлетворенность педагогической деятельностью. Полученные результаты свидетельствуют о некоторой закономерности успешности самореализации педагогов на разных этапах профессионализации и могут стать основой для разработки программ психологического сопровождения.

Об авторах

Сергей Иванович Кудинов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: Kudinov_si@rudn.university

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6

Надежда Ивановна Давыдова

Российский университет дружбы народов

Email: Nadin100483@yandex.ru

соискатель кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6

Станислав Сергеевич Кудинов

Российский университет дружбы народов

Email: Kudinov_ss@rudn.university

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6

Список литературы

  1. Avdeyev, N.P. (2015). Vliyaniye nastoychivosti na uspeshnost’ samorealizatsii lichnosti studentov. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 225 p. (In Russ.).
  2. Antsyferova, L. I. (1990). Sistemnyy podkhod v psikhologii lichnosti. In D.N. Zavalishina (Ed.), Printsip sistemnosti v psikhologicheskikh issledovaniyakh (pp. 61—78). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  3. Arkhipochkina, K.V. (2015). Vzaimosvyaz’ svoystv temperamenta i samorealizatsii lichnosti. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 203 p. (In Russ.).
  4. Anan’yev, B.G. (19800. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy. Vol. 2. Moscow: Pedagogika. 287 p. (In Russ.).
  5. Aybazova, S.R. (2015). Sub”yektnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti. Akmeologiya, (2), 90—98. (In Russ.).
  6. Barabanshchikov, V.A. (2007). Sistemnyy podkhod v strukture psikhologicheskogo poznaniya. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2(1), 86—99. (In Russ.).
  7. Chzhan Pen Khao. (2015). Natsional’no-psikhologicheskiye osobennosti samorealizatsii lichnosti rossiyskikh i kitayskikh studentov. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 209 p. (In Russ.).
  8. Chzhan Ten. (2014). Psikhologicheskiye osobennosti mezhpolovykh razlichiy samorealizatsii lichnosti (na primere kitayskikh spetsialistov). Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 205 p. (In Russ.).
  9. Denisova, Ye.A. (2010). Gendernyye stereotipy proyavleniya samorealizatsii lichnosti studentov. Ph.D. in Psychology Thesis. Togliatti: TSU. 290 p. (In Russ.).
  10. Kudinov, S.I. (2007). Polisistemnyy podkhod issledovaniya samorealizatsii lichnosti. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, (11), 337—346. (In Russ.).
  11. Kudinov, S.I. (2015). Metodologicheskiye problemy issledovaniya samorealizatsii lichnosti. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 20(2), 696—699. (In Russ.).
  12. Kulagina, I.V. (2011). Vliyaniye tvorcheskoy samorealizatsii na sotsial’no-psikhologicheskuyu adaptatsiyu studentov. Ph.D. in Psychology Thesis Abstract. Togliatti: TSU. 23 p. (In Russ.).
  13. Kudinov, S.I., & Krupnov, A.I. (2008). The System Model of Self-realization of the Personality. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 28—36. (In Russ.).
  14. Krupnov, A.I. (2006). System-dispositional approach to the study of personality and its traits. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 63—72. (In Russ.).
  15. Korostyleva, L.A. (2001). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnyye sfery zhiznedeyatel’nosti. D.Sc. in Psychology Thesis. St. Petersburg: SPbSU. 398 p. (In Russ.).
  16. Kostakova, I.V. (2008). Razvitiye obshchitel’nosti kak faktor samorealizatsii studentov — budushchikh psikhologov. Ph.D. in Psychology Thesis. Togliatti: TSU. 181 p. (In Russ.).
  17. Leontiev, D.A. (2011). Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psikhologii: ot neobkhodimogo k vozmozhnomu. Voprosy psikhologii, (1), 3—27.
  18. Lomov, B.F. (2011), Sistemnost’ v psikhologii. Selected psychological works Moscow: MPSI; Voronezh: NPO “MODEK”. 423 p. (In Russ.).
  19. Merlin, V.S. (1996). Psikhologiya individual’nosti. Moscow — Voronezh: Modek, 1996. 446 p. (In Russ.).
  20. Maslow, A. (1990). Novyye rubezhi chelovecheskoy prirody. Moscow: Smysl, 1999. (In Russ.).
  21. Mukhammad, S.Kh. (2016). Zhiznestoykost’ kak osnova samorealizatsii lichnosti v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh (na primere palestinskikh bezhentsev). Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 235 p. (In Russ.).
  22. Rodzhers, K. (1994). On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Moscow: Progress. 478 p. (In Russ.).
  23. Repetskaya, A.V., & Repetskiy, Yu.A. (2013). Refleksivno-lichnostnoye samoopredeleniye kak formirovaniye gotovnosti k samorealizatsii. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 10(2), 75—86. (In Russ.).
  24. Sedova, I.V. (2016). Dinamika emotsional’nogo vygoraniya pedagogov s raznymi urovnyami otvetstvennosti. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 2016. 234 p. (In Russ.).
  25. Zobov, R.A., & Kelas’yev, V.N. (2001). Samorealizatsiya cheloveka: vvedeniye v chelovekoznaniye. St. Petersburg: SPbSU Publ., 2001. 244 p. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».