ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Кудинов С.И.1, Давыдова Н.И.1, Кудинов С.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 15, № 3 (2018)
- Страницы: 271-286
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347463
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-271-286
- ID: 347463
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Самоактуализация и самореализация в современной психологии рассматриваются как важнейшие показатели благополучного развития личности. В то же время отдельные исследования показывают, что педагоги с увеличением педагогического стажа испытывают все больше проблем с психологическим здоровьем и с самореализацией. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было установление специфики самореализации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности. Всего в исследовании приняли участие 137 педагогов (77 женщин и 60 мужчин) в возрасте 27-60 лет, которые были разделены на группы в зависимости от стажа педагогической деятельности: 1) 46 респондентов со стажем от 5 до 10 лет; 2) 46 респондентов со стажем 11-20 лет; 3) 45 респондентов со стажем от 25 до 35 лет. В качестве рабочей гипотезы взято предположение о том, что наиболее оптимальная самореализация будет осуществляться у педагогов со стажем деятельности от 11 до 20 лет, поскольку эти педагоги обладают достаточным опытом и знаниями с одной стороны, а, с другой, - у них сохраняется высокая активность и мотивация профессионализации. Для диагностики использовались Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова, авторская анкета «Самооценка удовлетворенности профессиональной деятельностью» и свободный ассоциативный тест. Были выявлены различия в иерархической структуре составляющих самореализации в группах педагогов с разным профессиональным стажем. Установлено, что наиболее оптимальная самореализация характерна для педагогов с профессиональным стажем 11-20 лет. Наибольшие трудности в самореализации обнаружены у педагогов со стажем работы 25-35 лет. Результаты анкетирования и ассоциативного теста показали, что более высокая удовлетворенность профессиональной деятельностью наблюдается в первых двух группах педагогов со стажем от 5 до 20 лет. В то время как в третьей группе со стажем более 25 лет наблюдается тенденция к неудовлетворенности, а в иных случаях и крайняя неудовлетворенность педагогической деятельностью. Полученные результаты свидетельствуют о некоторой закономерности успешности самореализации педагогов на разных этапах профессионализации и могут стать основой для разработки программ психологического сопровождения.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Иванович Кудинов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: Kudinov_si@rudn.university
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6Надежда Ивановна Давыдова
Российский университет дружбы народов
Email: Nadin100483@yandex.ru
соискатель кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6Станислав Сергеевич Кудинов
Российский университет дружбы народов
Email: Kudinov_ss@rudn.university
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая ул., 6Список литературы
- Avdeyev, N.P. (2015). Vliyaniye nastoychivosti na uspeshnost’ samorealizatsii lichnosti studentov. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 225 p. (In Russ.).
- Antsyferova, L. I. (1990). Sistemnyy podkhod v psikhologii lichnosti. In D.N. Zavalishina (Ed.), Printsip sistemnosti v psikhologicheskikh issledovaniyakh (pp. 61—78). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
- Arkhipochkina, K.V. (2015). Vzaimosvyaz’ svoystv temperamenta i samorealizatsii lichnosti. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 203 p. (In Russ.).
- Anan’yev, B.G. (19800. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy. Vol. 2. Moscow: Pedagogika. 287 p. (In Russ.).
- Aybazova, S.R. (2015). Sub”yektnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti. Akmeologiya, (2), 90—98. (In Russ.).
- Barabanshchikov, V.A. (2007). Sistemnyy podkhod v strukture psikhologicheskogo poznaniya. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2(1), 86—99. (In Russ.).
- Chzhan Pen Khao. (2015). Natsional’no-psikhologicheskiye osobennosti samorealizatsii lichnosti rossiyskikh i kitayskikh studentov. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 209 p. (In Russ.).
- Chzhan Ten. (2014). Psikhologicheskiye osobennosti mezhpolovykh razlichiy samorealizatsii lichnosti (na primere kitayskikh spetsialistov). Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 205 p. (In Russ.).
- Denisova, Ye.A. (2010). Gendernyye stereotipy proyavleniya samorealizatsii lichnosti studentov. Ph.D. in Psychology Thesis. Togliatti: TSU. 290 p. (In Russ.).
- Kudinov, S.I. (2007). Polisistemnyy podkhod issledovaniya samorealizatsii lichnosti. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, (11), 337—346. (In Russ.).
- Kudinov, S.I. (2015). Metodologicheskiye problemy issledovaniya samorealizatsii lichnosti. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 20(2), 696—699. (In Russ.).
- Kulagina, I.V. (2011). Vliyaniye tvorcheskoy samorealizatsii na sotsial’no-psikhologicheskuyu adaptatsiyu studentov. Ph.D. in Psychology Thesis Abstract. Togliatti: TSU. 23 p. (In Russ.).
- Kudinov, S.I., & Krupnov, A.I. (2008). The System Model of Self-realization of the Personality. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 28—36. (In Russ.).
- Krupnov, A.I. (2006). System-dispositional approach to the study of personality and its traits. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 63—72. (In Russ.).
- Korostyleva, L.A. (2001). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnyye sfery zhiznedeyatel’nosti. D.Sc. in Psychology Thesis. St. Petersburg: SPbSU. 398 p. (In Russ.).
- Kostakova, I.V. (2008). Razvitiye obshchitel’nosti kak faktor samorealizatsii studentov — budushchikh psikhologov. Ph.D. in Psychology Thesis. Togliatti: TSU. 181 p. (In Russ.).
- Leontiev, D.A. (2011). Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psikhologii: ot neobkhodimogo k vozmozhnomu. Voprosy psikhologii, (1), 3—27.
- Lomov, B.F. (2011), Sistemnost’ v psikhologii. Selected psychological works Moscow: MPSI; Voronezh: NPO “MODEK”. 423 p. (In Russ.).
- Merlin, V.S. (1996). Psikhologiya individual’nosti. Moscow — Voronezh: Modek, 1996. 446 p. (In Russ.).
- Maslow, A. (1990). Novyye rubezhi chelovecheskoy prirody. Moscow: Smysl, 1999. (In Russ.).
- Mukhammad, S.Kh. (2016). Zhiznestoykost’ kak osnova samorealizatsii lichnosti v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh (na primere palestinskikh bezhentsev). Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 235 p. (In Russ.).
- Rodzhers, K. (1994). On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Moscow: Progress. 478 p. (In Russ.).
- Repetskaya, A.V., & Repetskiy, Yu.A. (2013). Refleksivno-lichnostnoye samoopredeleniye kak formirovaniye gotovnosti k samorealizatsii. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 10(2), 75—86. (In Russ.).
- Sedova, I.V. (2016). Dinamika emotsional’nogo vygoraniya pedagogov s raznymi urovnyami otvetstvennosti. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. 2016. 234 p. (In Russ.).
- Zobov, R.A., & Kelas’yev, V.N. (2001). Samorealizatsiya cheloveka: vvedeniye v chelovekoznaniye. St. Petersburg: SPbSU Publ., 2001. 244 p. (In Russ.).
Дополнительные файлы

