Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития
- Авторы: Гринина Е.С.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 196-212
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347501
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212
- ID: 347501
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, является актуальной не только в контексте эмоционального самочувствия современных женщин, но и в связи с тесным психологическим взаимовлиянием матери и ребенка, имеющего нарушения развития. Представленные в современной литературе сведения свидетельствуют о своеобразии эмоциональной сферы и личности родителей детей с нарушениями развития, преобладании у них чувства вины, тревожности, изменении ценностных ориентаций, снижении самооценки и т.д. Наиболее актуальным представляется анализ уровня стресса и депрессии как значимых показателей не только эмоционального самочувствия, но и возможностей включения и реализации адаптационных и мобилизационных механизмов личности. Сравнительное эмпирическое исследование эмоционального состояния проводилось в группах женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, и женщин, воспитывающих здоровых детей. По данным методик «Шкала психологического стресса PSM-25» и «Шкала депрессии Бека» у женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, отмечается снижение выраженности острой реакции на стрессогенные факторы, хронизация стрессового состояния с тенденцией перехода эмоциональных переживаний в депрессивную фазу. Применение методики «Незаконченные предложения» позволило классифицировать 80 % ответов испытуемых, воспитывающих детей с нарушениями развития, как «эмоционально отрицательные», тогда как в контрольной выборке преобладают «эмоционально положительные» ответы - 85 %. Анализ данных исследования позволяет говорить о необходимости как можно более раннего начала психологической поддержки матерей, воспитывающих детей с нарушениями развития, формирования у них адаптивных способов реагирования на стрессовую ситуацию, что будет способствовать профилактике хронизации стрессовых состояний и возникновения депрессии. Учет результатов исследования может быть полезен при разработке и организации психологической помощи современным женщинам, а также при сопровождении семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
Об авторах
Елена Сергеевна Гринина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-grinina@yandex.ru
SPIN-код: 8942-0829
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий на базе ГАУ СО «ЦАРИ» Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
83 Astrakhanskaya St., Saratov, 410012, Russian FederationСписок литературы
- Beliakova, A.S., & Grinina, E.S. (2017). K voprosu ob emotsional’nom sostoianii roditelei, vospityvaiushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov’ia. In O. Nesterova, R. Shamionov, L. Shipova, E. Piatkina, M. Konovalova (Eds), Reabilitatsiia, abilitatsiia i sotsializatsiia: mezhdistsiplinarnyi podkhod (pp. 218—226). Moscow: Pero Publ. (In Russ.)
- Bolotova, N.P. (2018). Psihologo-pedagogicheskoe izuchenie semej podrostkov s dvigatelnymi narusheniyami. Moscow: MPGU Publ. (In Russ.)
- Brazgun, T.N., & Tkacheva, V.V. (2018). A family of a child with Down syndrome in terms of interpersonal relationships research. Clinical Psychology and Special Education, 7(1), 28—39. https://doi.org/10.17759/psycljn.2018070103 (In Russ.)
- Derkach, S.P. (2017). Ispol’zovanie telesno-orientirovannykh metodov v rabote s roditelyami, vospityvayushhimi detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya. Uchenye zametki TOGU, 8(2), 150—154. (In Russ.)
- Dubrovina, N.А., & Nabojchenko, E.S. (2018). The optimisation of parenting personal potential as an aspect of support for families of children with movement disorders. Education and Science Journal, 20(8), 129—147. (In Russ.)
- Efimova, I.E. (2018). Rezul’taty issledovaniya chuvstva viny u roditelej detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya. Sovremennye Nauchnye Issledovaniya i Razrabotki, (6), 254—257. (In Russ.)
- Evlampieva, G.А. (2017). The role and importance of the emotional maturity of parents in the process of socialization of autistic children of preschool age. Psikhologiya. Istoriko-Kriticheskie Obzory i Sovremennye Issledovaniya, 6(5А), 112—124. (In Russ.)
- Grinina, E.S., & Rudzinskaya, T.F. (2016). Peculiarities of parent-child relations in families raising a child with disabilities. Izvestiya Saratovskogo Universitrta. (N.S.) Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 5(2), 163—168. (In Russ.)
- Khairudinova, R.I. (2015). Personal features and adaptive resources of the parents raising with limited opportunities of health in the conditions of realization of inclusive education. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniia, (6), 335—342. (In Russ.)
- Klyueva, N.V., & Mavrina, M.D. (2016). Psychological aspects of the relationship of parents and child with disabilities. Psikhologicheskoe Blagopoluchie Sovremennoj Sem’i (pp. 56—59). Yaroslavl: YSPU named after K.D. Ushinsky Publ. (In Russ.)
- Komkova, E., & Shurenkova, A. (2017). Emotional state of the mothers, bringing up healthy children and children with cerebral palsy. Science, Education, Society, 2(12), 61—68. (In Russ.)
- Korneeva, T.P., & Tarasenko, E.P. (2018). Psychological support for parents of children with disabilities. Forum. Seriya: Gumanitarnye i ehkonomicheskie nauki, (1), 9—15. (In Russ.)
- Levakova, E.M. (2016). The problem of developing parental attitude towards children with disabilities (case study of children with hearing impairment). Science Prospects, (3), 29—32. (In Russ.)
- Mazurova, N.V. (2014). Psyсhological assistance to the parents of long-term ill children: development of a model. The Russian Journal of Pediatrics, 17(1), 25—29. (In Russ.)
- Mishina, G.А., & Tarasova, А.D. (2018). Past, present and future of children with learning disabilities in the parental representation. Psychological Studies, 11(60), 9—13. (In Russ.)
- Mkrtchyan, А.I. (2009). Psikhologicheskie usloviya vzaimnogo vliyaniya ehmotsional’nogo sostoyaniya roditelej i detej s narusheniyami psikhologicheskogo razvitiya. Pyatigorsk State University Bulletin, (2), 432—433. (In Russ.)
- Permina, S.V., & Tsinevskaia, T.V. (2016). Osobennosti psikhologicheskogo sostoianiia zhenshchiny, vospityvaiushchei rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami. In V.V. Koslova (Ed.), Psikhologiia XXI stoletiia. Novye vozmozhnosti. Sbornik po materialam ezhegodnogo kongressa “Psikhologiia XXI stoletiia” (рр. 190—193). Yaroslavl: YSPU named after K.D. Ushinsky Publ. (In Russ.)
- Rean, A.A., Baranov, A.A., & Makhmutova, R.K. (2016). Optimizing family emotional interaction in the dyad “mother and preschool child with intellectual disabilities”. National Psychological Journal, 4(24), 108—114. (In Russ.)
- Seligman, M., & Darling, R. (2009). Ordinary families, special children. A Systems Approach to Childhood Disability. New York: The Guilford Press.
- Singer, G.H., Ethridge, B.L., & Aldana, S.I. (2007). Primary and secondary effects of parenting and stress management interventions for parents of children with developmental disabilities: a metaanalysis. Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 13(4), 357—369. https://doi.org/10.1002/mrdd.20175
- Stepanova, N.А., Leshhenko, S.G., Khaidov, S.K. (2017). Psychological and pedagogical support of the child’s family with disabilities: organization, content, technology. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya, (5), 254—262. (In Russ.)
- Tkacheva, V.V. (2004). Psikhologicheskoe Izuchenie Semej, Vospityvayushhikh Detej s Otkloneniyami v Razvitii. Moscow: MPSI Publ. (In Russ.)
- Tkacheva, V.V. (2016). Modern technologies of psychological aid to the family of a child with disabilities. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya, (4), 155—163. (In Russ.)
- Tkachyova, V.V. (2017). Technology of Psychological Assistance to the Families of Children with Disabilities. Moscow: INFRA-M Publ. https://doi.org/10.12737/21495 (In Russ.)
- Tkacheva, V.V. (2019). K probleme psihicheskoj travmirovannosti chlenov semyi rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. In N.P. Bolotova, M.Yu. Chibisovа (Eds), Sociaynaya Psikhologiya Semyi (pp. 270—275). Moscow: Lyuks Publ. (In Russ.)
- Ustinova, Е.V. (2016). Osobennosti roditel’skoj pozicii otcov, vospityvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya. Korrekcionnaya Pedagogika: Teoriya i Praktika, 4(70), 55—69. (In Russ.)
- Zaborina, L.G. (2007). Research of mental tension state and emotional experience character of parents bringing up handicapped children. Siberian Journal of Psychology, (26), 136—140. (In Russ.)
- Zarubina, N.I. (2018). Psikhologicheskie osobennosti roditelej, vospityvayushhikh detej s OVZ i detejinvalidov, ikh uchet v pedagogicheskoj deyatel’nosti. Voprosy Pedagogiki, (2), 35—38. (In Russ.)
- Zubova, E.V. (2012). Peculiarities of psychological condition of parents with preschoolers with disabilities. Clinical Psychology and Special Education, (3), 28—45. https://doi.org/10.17759/cpse (In Russ.)
Дополнительные файлы

