Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, является актуальной не только в контексте эмоционального самочувствия современных женщин, но и в связи с тесным психологическим взаимовлиянием матери и ребенка, имеющего нарушения развития. Представленные в современной литературе сведения свидетельствуют о своеобразии эмоциональной сферы и личности родителей детей с нарушениями развития, преобладании у них чувства вины, тревожности, изменении ценностных ориентаций, снижении самооценки и т.д. Наиболее актуальным представляется анализ уровня стресса и депрессии как значимых показателей не только эмоционального самочувствия, но и возможностей включения и реализации адаптационных и мобилизационных механизмов личности. Сравнительное эмпирическое исследование эмоционального состояния проводилось в группах женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, и женщин, воспитывающих здоровых детей. По данным методик «Шкала психологического стресса PSM-25» и «Шкала депрессии Бека» у женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, отмечается снижение выраженности острой реакции на стрессогенные факторы, хронизация стрессового состояния с тенденцией перехода эмоциональных переживаний в депрессивную фазу. Применение методики «Незаконченные предложения» позволило классифицировать 80 % ответов испытуемых, воспитывающих детей с нарушениями развития, как «эмоционально отрицательные», тогда как в контрольной выборке преобладают «эмоционально положительные» ответы - 85 %. Анализ данных исследования позволяет говорить о необходимости как можно более раннего начала психологической поддержки матерей, воспитывающих детей с нарушениями развития, формирования у них адаптивных способов реагирования на стрессовую ситуацию, что будет способствовать профилактике хронизации стрессовых состояний и возникновения депрессии. Учет результатов исследования может быть полезен при разработке и организации психологической помощи современным женщинам, а также при сопровождении семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Об авторах

Елена Сергеевна Гринина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-grinina@yandex.ru
SPIN-код: 8942-0829

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий на базе ГАУ СО «ЦАРИ» Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

83 Astrakhanskaya St., Saratov, 410012, Russian Federation

Список литературы

  1. Beliakova, A.S., & Grinina, E.S. (2017). K voprosu ob emotsional’nom sostoianii roditelei, vospityvaiushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov’ia. In O. Nesterova, R. Shamionov, L. Shipova, E. Piatkina, M. Konovalova (Eds), Reabilitatsiia, abilitatsiia i sotsializatsiia: mezhdistsiplinarnyi podkhod (pp. 218—226). Moscow: Pero Publ. (In Russ.)
  2. Bolotova, N.P. (2018). Psihologo-pedagogicheskoe izuchenie semej podrostkov s dvigatelnymi narusheniyami. Moscow: MPGU Publ. (In Russ.)
  3. Brazgun, T.N., & Tkacheva, V.V. (2018). A family of a child with Down syndrome in terms of interpersonal relationships research. Clinical Psychology and Special Education, 7(1), 28—39. https://doi.org/10.17759/psycljn.2018070103 (In Russ.)
  4. Derkach, S.P. (2017). Ispol’zovanie telesno-orientirovannykh metodov v rabote s roditelyami, vospityvayushhimi detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya. Uchenye zametki TOGU, 8(2), 150—154. (In Russ.)
  5. Dubrovina, N.А., & Nabojchenko, E.S. (2018). The optimisation of parenting personal potential as an aspect of support for families of children with movement disorders. Education and Science Journal, 20(8), 129—147. (In Russ.)
  6. Efimova, I.E. (2018). Rezul’taty issledovaniya chuvstva viny u roditelej detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya. Sovremennye Nauchnye Issledovaniya i Razrabotki, (6), 254—257. (In Russ.)
  7. Evlampieva, G.А. (2017). The role and importance of the emotional maturity of parents in the process of socialization of autistic children of preschool age. Psikhologiya. Istoriko-Kriticheskie Obzory i Sovremennye Issledovaniya, 6(5А), 112—124. (In Russ.)
  8. Grinina, E.S., & Rudzinskaya, T.F. (2016). Peculiarities of parent-child relations in families raising a child with disabilities. Izvestiya Saratovskogo Universitrta. (N.S.) Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 5(2), 163—168. (In Russ.)
  9. Khairudinova, R.I. (2015). Personal features and adaptive resources of the parents raising with limited opportunities of health in the conditions of realization of inclusive education. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniia, (6), 335—342. (In Russ.)
  10. Klyueva, N.V., & Mavrina, M.D. (2016). Psychological aspects of the relationship of parents and child with disabilities. Psikhologicheskoe Blagopoluchie Sovremennoj Sem’i (pp. 56—59). Yaroslavl: YSPU named after K.D. Ushinsky Publ. (In Russ.)
  11. Komkova, E., & Shurenkova, A. (2017). Emotional state of the mothers, bringing up healthy children and children with cerebral palsy. Science, Education, Society, 2(12), 61—68. (In Russ.)
  12. Korneeva, T.P., & Tarasenko, E.P. (2018). Psychological support for parents of children with disabilities. Forum. Seriya: Gumanitarnye i ehkonomicheskie nauki, (1), 9—15. (In Russ.)
  13. Levakova, E.M. (2016). The problem of developing parental attitude towards children with disabilities (case study of children with hearing impairment). Science Prospects, (3), 29—32. (In Russ.)
  14. Mazurova, N.V. (2014). Psyсhological assistance to the parents of long-term ill children: development of a model. The Russian Journal of Pediatrics, 17(1), 25—29. (In Russ.)
  15. Mishina, G.А., & Tarasova, А.D. (2018). Past, present and future of children with learning disabilities in the parental representation. Psychological Studies, 11(60), 9—13. (In Russ.)
  16. Mkrtchyan, А.I. (2009). Psikhologicheskie usloviya vzaimnogo vliyaniya ehmotsional’nogo sostoyaniya roditelej i detej s narusheniyami psikhologicheskogo razvitiya. Pyatigorsk State University Bulletin, (2), 432—433. (In Russ.)
  17. Permina, S.V., & Tsinevskaia, T.V. (2016). Osobennosti psikhologicheskogo sostoianiia zhenshchiny, vospityvaiushchei rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami. In V.V. Koslova (Ed.), Psikhologiia XXI stoletiia. Novye vozmozhnosti. Sbornik po materialam ezhegodnogo kongressa “Psikhologiia XXI stoletiia” (рр. 190—193). Yaroslavl: YSPU named after K.D. Ushinsky Publ. (In Russ.)
  18. Rean, A.A., Baranov, A.A., & Makhmutova, R.K. (2016). Optimizing family emotional interaction in the dyad “mother and preschool child with intellectual disabilities”. National Psychological Journal, 4(24), 108—114. (In Russ.)
  19. Seligman, M., & Darling, R. (2009). Ordinary families, special children. A Systems Approach to Childhood Disability. New York: The Guilford Press.
  20. Singer, G.H., Ethridge, B.L., & Aldana, S.I. (2007). Primary and secondary effects of parenting and stress management interventions for parents of children with developmental disabilities: a metaanalysis. Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 13(4), 357—369. https://doi.org/10.1002/mrdd.20175
  21. Stepanova, N.А., Leshhenko, S.G., Khaidov, S.K. (2017). Psychological and pedagogical support of the child’s family with disabilities: organization, content, technology. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya, (5), 254—262. (In Russ.)
  22. Tkacheva, V.V. (2004). Psikhologicheskoe Izuchenie Semej, Vospityvayushhikh Detej s Otkloneniyami v Razvitii. Moscow: MPSI Publ. (In Russ.)
  23. Tkacheva, V.V. (2016). Modern technologies of psychological aid to the family of a child with disabilities. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya, (4), 155—163. (In Russ.)
  24. Tkachyova, V.V. (2017). Technology of Psychological Assistance to the Families of Children with Disabilities. Moscow: INFRA-M Publ. https://doi.org/10.12737/21495 (In Russ.)
  25. Tkacheva, V.V. (2019). K probleme psihicheskoj travmirovannosti chlenov semyi rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. In N.P. Bolotova, M.Yu. Chibisovа (Eds), Sociaynaya Psikhologiya Semyi (pp. 270—275). Moscow: Lyuks Publ. (In Russ.)
  26. Ustinova, Е.V. (2016). Osobennosti roditel’skoj pozicii otcov, vospityvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya. Korrekcionnaya Pedagogika: Teoriya i Praktika, 4(70), 55—69. (In Russ.)
  27. Zaborina, L.G. (2007). Research of mental tension state and emotional experience character of parents bringing up handicapped children. Siberian Journal of Psychology, (26), 136—140. (In Russ.)
  28. Zarubina, N.I. (2018). Psikhologicheskie osobennosti roditelej, vospityvayushhikh detej s OVZ i detejinvalidov, ikh uchet v pedagogicheskoj deyatel’nosti. Voprosy Pedagogiki, (2), 35—38. (In Russ.)
  29. Zubova, E.V. (2012). Peculiarities of psychological condition of parents with preschoolers with disabilities. Clinical Psychology and Special Education, (3), 28—45. https://doi.org/10.17759/cpse (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».