ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
- Авторы: Прохоров АО1, Юсупов МГ1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 440-450
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347546
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-4-440-450
- ID: 347546
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема психических состояний является фундаментальной проблемой современной психологической науки. Особую значимость исследование состояний приобретает в контексте учебно-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности, в ходе которых на первый план выступают познавательные состояния, связанные с усвоением и творческим преобразованием содержания научных дисциплин. Поэтому актуально исследование познавательных состояний субъекта: ситуаций их возникновения, организации, механизмов интеграции и развития, влияния на продуктивность деятельности. В статье представ-лены теоретические основания к изучению функциональных структур познавательных состояний в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Утверждается, что исследование динамического аспекта познавательных состояний позволит раскрыть регулятивную сущность познавательных состояний по отношению к этим видам деятельности, выявить закономерности их взаимосвязи с психическими состояниями других классов (эмоциональными, волевыми, функциональными). Познавательные состояния рассматриваются как целостная функциональная структура, образующаяся посредством интеграции различных компонентов психики (переживаний, психических процессов, психологических свойств и др.) и изменяющаяся на протяжении различных этапов основной деятельности. Предлагаемая концепция может быть полезна для разработки методов актуализации и управления познавательным процессом в учебной деятельности и повышения эффективности творческой и научно-исследовательской деятельности, в области создания искусственного интеллекта и др.
Ключевые слова
Об авторах
А О Прохоров
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ALProkhor1011@gmail.com
Прохоров Александр Октябринович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).
ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008М Г Юсупов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: yusmark@yandex.ru
Юсупов Марк Геннадьевич - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).
ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008Список литературы
- Bodrov, V.A. (2000). Informatsionnyy stress: uchebnoye posobiye dlya vuzov. Moscow: PER SE. (In Russ.).
- Bolotova, A.K., & Makarova, I.V. (2002). Prikladnaya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.).
- Chiang, W.W., & Liu, C.J. (2014). Scale of Academic Emotion in Science Education: Development and Validation. International Journal of Science Education, 36(6), 908—928. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1080/09500693.2013.830233
- Fredrickson, B.L. (2001). The role of Positive Emotions in Positive Psychology: The Broaden-and-Built Theory of Positive Emotions. American Psychologist, 56(3), 218—226. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/0003-066X.56.3.218
- Izard, C.E. (1991). The Psychology of Emotions. New York: Plenum Press. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1007/978-1-4899-0615-1
- Katz, D., & Stotland, E. (1959). A Preliminary Statement of a Theory of Attitude Structure and Change. In: S. Koch (Ed.), Psychology: A Study of a Science (vol. III, pp. 423—475). New York: McGraw-Hill.
- Lazarus, R.S. (1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.
- Leonova, A.B. (1984). Psikhodiagnostika funktsional’nykh sostoyaniy cheloveka. Moscow: MGU. (In Russ.).
- Leonova, A.B., & Velichkovskaya, S.B. (2002). Differentsial’naya diagnostika sostoyaniy snizhennoy rabotosposobnosti. In Psikhologiya psikhicheskikh sostoyaniy (issue 4, pp. 326—343). Kazan’: Tsentr innovats. Tekhnologiy. (In Russ.).
- Levitov, N.D. (1964). O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka. Moscow: Prosveshcheniye. (In Russ.).
- Nayenko, N.I. (1976). Psikhicheskaya napryazhennost’. Moscow: MSU Publ. (In Russ.).
- Nemchin, T.A. (1983). Sostoyaniya nervno-psikhicheskogo napryazheniya. Leningrad: LGU Publ. (In Russ.).
- Pekrun, R., Goetz, T., Titz, W., & Perry, R.P. (2002). Academic Emotions in Students’ Self-Regulated Learning and Achievement: a Program of Qualitative and Quantitative Research. Educational Psychologist, 37(2), 91—105. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1207/S15326985EP3702_4
- Prokhorov, A.O. (1994). Psikhicheskiye sostoyaniya i ikh funktsii. Kazan’: KGPI Publ. (In Russ.).
- Prokhorov, A.O. (1998). Psikhologiya neravnovesnykh sostoyaniy. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
- Prokhorov, A.O., Chernov, A.V., & Yusupov, M.G. (2013). Vliyaniye napryazhonnosti uchebnoy situatsii na strukturno-funktsional’nuyu organizatsiyu poznavatel’nykh sostoyaniy sub»yekta. Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki, 155(6), 185—196. (In Russ.).
- Prokhorov, A.O., Yusupov, M.G., & Plokhikh, V.V. (2015). Cognitive States in the Process of Students’ Intellectual Activity. The New Education Review, 41(3), 263—274. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.15804/tner.2015.41.3.21
- Prokhorov, A.O., & Yusupov, M.G. (2015). Fenomenologicheskiye osobennosti poznavatel’nykh sostoyaniy studentov razlichnykh kursov obucheniya. Obrazovaniye i samorazvitiye, 45(3), 39—46. (In Russ.).
- Rowe, A.D., Fitness, J., & Wood, L.N. (2015). University student and lecturer perceptions of positive emotionsin learning. International Journal of Qualitative Studies in Education, 28(1), 1—20. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1080/09518398.2013.847506
- Tomkins, S.S. (1962). Affect Imagery Consciousness: Volume I, The Positive Affects. London: Tavistock.
- Zajonc, R.B. (1984). On the primacy of affect. In: K. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to Emotion (pp. 259—270). Hillsdale, New York: Lawrence Erlbaum Assoc.
Дополнительные файлы

