ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема психических состояний является фундаментальной проблемой современной психологической науки. Особую значимость исследование состояний приобретает в контексте учебно-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности, в ходе которых на первый план выступают познавательные состояния, связанные с усвоением и творческим преобразованием содержания научных дисциплин. Поэтому актуально исследование познавательных состояний субъекта: ситуаций их возникновения, организации, механизмов интеграции и развития, влияния на продуктивность деятельности. В статье представ-лены теоретические основания к изучению функциональных структур познавательных состояний в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Утверждается, что исследование динамического аспекта познавательных состояний позволит раскрыть регулятивную сущность познавательных состояний по отношению к этим видам деятельности, выявить закономерности их взаимосвязи с психическими состояниями других классов (эмоциональными, волевыми, функциональными). Познавательные состояния рассматриваются как целостная функциональная структура, образующаяся посредством интеграции различных компонентов психики (переживаний, психических процессов, психологических свойств и др.) и изменяющаяся на протяжении различных этапов основной деятельности. Предлагаемая концепция может быть полезна для разработки методов актуализации и управления познавательным процессом в учебной деятельности и повышения эффективности творческой и научно-исследовательской деятельности, в области создания искусственного интеллекта и др.

Об авторах

А О Прохоров

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ALProkhor1011@gmail.com

Прохоров Александр Октябринович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).

ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008

М Г Юсупов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: yusmark@yandex.ru

Юсупов Марк Геннадьевич - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).

ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008

Список литературы

  1. Bodrov, V.A. (2000). Informatsionnyy stress: uchebnoye posobiye dlya vuzov. Moscow: PER SE. (In Russ.).
  2. Bolotova, A.K., & Makarova, I.V. (2002). Prikladnaya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.).
  3. Chiang, W.W., & Liu, C.J. (2014). Scale of Academic Emotion in Science Education: Development and Validation. International Journal of Science Education, 36(6), 908—928. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1080/09500693.2013.830233
  4. Fredrickson, B.L. (2001). The role of Positive Emotions in Positive Psychology: The Broaden-and-Built Theory of Positive Emotions. American Psychologist, 56(3), 218—226. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/0003-066X.56.3.218
  5. Izard, C.E. (1991). The Psychology of Emotions. New York: Plenum Press. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1007/978-1-4899-0615-1
  6. Katz, D., & Stotland, E. (1959). A Preliminary Statement of a Theory of Attitude Structure and Change. In: S. Koch (Ed.), Psychology: A Study of a Science (vol. III, pp. 423—475). New York: McGraw-Hill.
  7. Lazarus, R.S. (1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.
  8. Leonova, A.B. (1984). Psikhodiagnostika funktsional’nykh sostoyaniy cheloveka. Moscow: MGU. (In Russ.).
  9. Leonova, A.B., & Velichkovskaya, S.B. (2002). Differentsial’naya diagnostika sostoyaniy snizhennoy rabotosposobnosti. In Psikhologiya psikhicheskikh sostoyaniy (issue 4, pp. 326—343). Kazan’: Tsentr innovats. Tekhnologiy. (In Russ.).
  10. Levitov, N.D. (1964). O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka. Moscow: Prosveshcheniye. (In Russ.).
  11. Nayenko, N.I. (1976). Psikhicheskaya napryazhennost’. Moscow: MSU Publ. (In Russ.).
  12. Nemchin, T.A. (1983). Sostoyaniya nervno-psikhicheskogo napryazheniya. Leningrad: LGU Publ. (In Russ.).
  13. Pekrun, R., Goetz, T., Titz, W., & Perry, R.P. (2002). Academic Emotions in Students’ Self-Regulated Learning and Achievement: a Program of Qualitative and Quantitative Research. Educational Psychologist, 37(2), 91—105. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1207/S15326985EP3702_4
  14. Prokhorov, A.O. (1994). Psikhicheskiye sostoyaniya i ikh funktsii. Kazan’: KGPI Publ. (In Russ.).
  15. Prokhorov, A.O. (1998). Psikhologiya neravnovesnykh sostoyaniy. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  16. Prokhorov, A.O., Chernov, A.V., & Yusupov, M.G. (2013). Vliyaniye napryazhonnosti uchebnoy situatsii na strukturno-funktsional’nuyu organizatsiyu poznavatel’nykh sostoyaniy sub»yekta. Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki, 155(6), 185—196. (In Russ.).
  17. Prokhorov, A.O., Yusupov, M.G., & Plokhikh, V.V. (2015). Cognitive States in the Process of Students’ Intellectual Activity. The New Education Review, 41(3), 263—274. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.15804/tner.2015.41.3.21
  18. Prokhorov, A.O., & Yusupov, M.G. (2015). Fenomenologicheskiye osobennosti poznavatel’nykh sostoyaniy studentov razlichnykh kursov obucheniya. Obrazovaniye i samorazvitiye, 45(3), 39—46. (In Russ.).
  19. Rowe, A.D., Fitness, J., & Wood, L.N. (2015). University student and lecturer perceptions of positive emotionsin learning. International Journal of Qualitative Studies in Education, 28(1), 1—20. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1080/09518398.2013.847506
  20. Tomkins, S.S. (1962). Affect Imagery Consciousness: Volume I, The Positive Affects. London: Tavistock.
  21. Zajonc, R.B. (1984). On the primacy of affect. In: K. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to Emotion (pp. 259—270). Hillsdale, New York: Lawrence Erlbaum Assoc.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».