№ 2 (2016)

Статьи

ПОТОК И ОПТИМАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ И КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ 1

Рич Г.

Аннотация

Данная статья является первой из двух статей, посвященных одному из ключевых понятий позитивной психологии - вершинным переживаниям, называемым «поток», разрабатываемым психологом Михаем Чикесентмихайи - в качестве примера для рассмотрения некоторых вопросов, связанных с интернализацией позитивной психологии. В частности, обсуждаются методологические, психодиагностические и теоретические вопросы исследования состояния потока. Описаны количественные, качественные и смешанные методы изучения состояния потока, включая интервью, анкетирование и кейс-стади. Рассматриваются примеры исследований состояния потока в разных странах мира, поднимающих вопросы относительно качества психодиагностического инструментария, а также кросс кросс-культурных универсалий/различий. Предлагаемый автором подход не сводится к рассмотрению качественных и количественных методов (или антропологических и психологических перспектив) как конкурирующих между собой, он направлен на развитие конструктивного диалога, который признает сильные и слабые стороны каждого подхода, чтобы стимулировать использование смешанных методов исследования сильных сторон человека, чем часто пренебрегают в кросс-культурных исследованиях. В первой статье прежде всего рассматривается методологическое значение позитивной психологии, во второй - ее кросс-культурная значимость.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):7-18
pages 7-18 views

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тюрин К.Г., Степнова Л.А.

Аннотация

В статье обсуждается проблема акмеологических способностей. Проведенный в статье анализ научной литературы показал, что способы достижения высокого уровня профессионализма за счет создания особой субъективной реальности и творческого саморазвития недостаточно изучены. На наш взгляд, акмеологический подход, предметно изучающий закономерности, алгоритмы, технологии продуктивного использования внутреннего ресурса в развитии профессионала, позволяет концептуально заполнить этот научный вакуум, привлекая и разрабатывая новые понятия. Понятие «акмеологические способности» может стать одним из таких теоретических инструментов. Акмеологические способности определены как субъектные способности к саморазвитию и включают способности самоактуализации, самосовершенствования и самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):19-26
pages 19-26 views

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МЕЖВИДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ«ЧЕЛОВЕК - ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Гагарин А.В.

Аннотация

В статье обсуждаются социально-психологические аспекты межвидового взаимодействия «человек - домашнее животное». Показано, что данное направление не только актуально и значимо в теоретическом отношении, но и востребовано прикладном плане в самых разных сферах социальной активности и жизнедеятельности человека. Обозначены перспективные сферы исследования социально-психологических эффектов указанного взаимодействия: в семейных и детско-родительских отношениях; в социальном развитии личности под воздействием различных факторов; в развитии средств массовой информации (социальная реклама на телевидении и в печати), художественной литературы и кино; в социально значимом общении в социальных сетях (коммуникация посредством обмена видеороликами и др. информации); в образовании и воспитании. Сформулирован вывод о том, что данная проблематика в целом социально значима, поскольку непосредственный и/или косвенный контакт человека с природными объектами способствует развитию разных сфер его личности (когнитивной, коммуникативной, эстетической, нравственной, эмоциональной, волевой).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):27-35
pages 27-35 views

КОСВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛОКАЛИЗАЦИИ ВТОРОЙ СТУПЕНИ СВОБОДНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯИЗ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ В ОБЛАСТИ СА1 ГИППОКАМПА

Тарноу Ю.

Аннотация

В предыдущих исследованиях [15; 20] было обосновано и показано, что воспроизведение информации из кратковременной памяти включает две ступени: первые единицы воспроизводятся из «опустошающейся» оперативной памяти, вторая ступень воспроизведения имеет характер реактивации. В данной статье показано, что последовательные изменения кривой воспроизведения информации при умеренной болезни Альцгеймера (БА) и значительном употреблении марихуаны - снижение общего количества воспроизведений и уменьшение эффекта первичности - похожи на характер воспроизведения информации на второй ступени и отличаются от воспроизведения из рабочей памяти. Так как употребление марихуаны и БА влияют на вторую ступень свободного воспроизведения, предположительно, эта стадия воспроизведения связана с областью СА1 гиппокампа. Поскольку на втором этапе воспроизведения используется процесс извлечения информации, который сопровождается линейным ростом частоты ошибок [18], этот механизм генерирования ошибки должен помочь понять структуру соответствующей нейронной сети.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):36-44
pages 36-44 views

СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ПЯТИФАКТОРНОЙ МОДЕЛЕЙ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А.

Аннотация

В статье сравниваются некоторые аспекты изучения проблемы личности и индивидуальности в отечественной и зарубежной (прежде всего американской) психологии. Представлена специфика понимания феноменологии личности в современном учебнике Американской психологической ассоциации. Кратко рассмотрена сущность пятифакторной модели «Большая пятерка» как одного из доминирующих подходов к исследованию индивидуальности в зарубежной психологии и системно-функционального подхода к анализу свойств личности, воплощающего многие традиции отечественной психологии. Описаны и проанализированы основные результаты сравнительного исследования любознательности и настойчивости как системно-функциональных свойств личности и индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность). В исследовании приняли участие 207 российских студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика». Для диагностики индивидуально-личностных факторов использовался пятифакторный личностный опросник “Big Five” в модификации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова, для диагностики любознательности и настойчивости - бланковые тесты А.И. Крупнова. С использованием рангового корреляционного анализа и факторного анализа было выявлено, что существуют достаточно устойчивые соотношения между настойчивостью как волевым свойством личности в рамках системно-функционального подхода и добросовестностью пятифакторной модели, а также любознательностью как познавательным свойством и открытостью опыту, при этом настойчивость более тесно связана с факторами модели «Большая пятерка», чем любознательность. Экстраверсия и нейротизм как индивидуально-личностные факторы характеризуют меру активности личности при реализации ее свойств и трудности в их реализации соответственно.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):45-56
pages 45-56 views

ЧУВСТВО ЮМОРА И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШУТОК В ЮНОШЕСКОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Ершова Р.В., Киямова Р.З.

Аннотация

В работе представлен анализ существующих представлений о чувстве юмора, его психологических детерминантах и проявлениях. Обосновывается необходимость его изучения как системного свойства личности с позиций структурно-функционального подхода. Анализируются результаты сравнительного исследования чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возраста. Рассмотрены и описаны общие связи компонентов чувства юмора представителей юношеского и зрелого возраста с выбором тематических конструктов направленности юмора. Описаны специфические связи переменных чувства юмора представителей юношеского возраста (социоцентричность, осмысленность, осведомленность, субъектность, энергичность, аэнергичность, стеничность) с выбором тематических конструктов направленности юмора (взаимоотношения полов, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, социальные неурядицы, человеческая глупость). Раскрыты характерные связи переменных чувства юмора представителей зрелого возраста (эгоцентричность, субъектность, энергичность, экстернальность) с выбором тематических конструктов направленности юмора (взаимоотношения полов, мода, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве). В конце статьи представлены выводы, описывающие психологические особенности восприятия юмора определенной тематики людьми разного возраста.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):57-65
pages 57-65 views

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И ГРЕЧЕСКИХ СТУДЕНТОВ

Полянская Е.Н.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме ценностных ориентаций современной молодежи в условиях трансформации политической, социальной и экономической жизни разных стран. К странам, переживающим кризис в связи с глобализационными процессами, относятся Греция и Россия. В статье изложены результаты сравнительного эмпирического исследования ценностных ориентаций греческих и российских студентов. Выявлено сходство особенностей ценностных ориентаций греческих и российских студентов, проявляющееся в том, что для студентов обеих групп высокозначимы ценность здоровья (при этом она представляется труднодостижимой), саморазвития и самосовершенствования (легкодостижимая ценность); малозначимы ценности творчества, материально обеспеченной жизни (труднодостижимая ценность). Существенные различия между группами состоят в том, что в группе российских студентов преобладают люди с направленностью на дело, для них важна ценность интересной работы, они ориентированы на любовь, при этом менее значима область межличностных отношений; греческие студенты чаще характеризуются направленностью на себя, более ориентированы на семью, ценят свободу в поступках и действиях, уверенность в себе, дружбу. Особенности ценностных ориентаций российских студентов внутренне более конфликтны: высокая ценность любви - и ее неудовлетворенность, высокая ценность интересной работы - представление о ее малодоступности. Внутренний конфликт греческих студентов чаще относится к значимости и малодоступности ценности свободы. Особенности ценностных ориентаций российских студентов в большей степени отражают социально-экономические изменения в обществе, в то время как ценности греческих студентов остаются более традиционными для их культуры и образа жизни.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):66-74
pages 66-74 views

ПРОАКТИВНЫЙ КОПИНГ КАК РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

Пилишвили Т.С., Исмаил А.М.

Аннотация

Статья посвящена изучению специфики проявления проактивного копинга как генерации психических ресурсов личности, находящейся в ситуации вынужденной адаптации к новым условиям проживания на территории лагеря беженцев. Продемонстрирована возможность развития подлинной активности личности посредством копинга, ориентированного на будущее. Анализируются связи различных видов совладания с трудной жизненной ситуацией и характером адаптационных проблем в новых условиях на примере сирийских старшеклассников. Проактивное совладание рассматривается в качестве копинга, основанного на усилиях по созданию общих ресурсов личности, облегчающих достижение будущих целей, видение перспективы. Показано, что проактивный копинг связан с эффективной адаптацией, предполагающей отсутствие коммуникативных трудностей, уверенность в собственных силах и ориентацию на будущее. Продемонстрированы половые различия в адаптации к новым условиям с учетом факторной структуры групп сирийских юношей и девушек как представителей конкретной этнокультурной группы. В частности, выявлена связь проактивного копинга и отчуждения у девушек, что означает возможность их абстрагирования от эмоционального переживания проблемной ситуации, в меньшей мере свойственного юношам исследуемой выборки. Обозначены возможные пути развития активности как становления субъектности при управлении целями вопреки традиционному управлению рисками в трудной жизненной ситуации в рамках реактивного копинга.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):75-83
pages 75-83 views

ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Михеева А.В.

Аннотация

В статье обсуждается соотношение уровня стрессоустойчивости с показателями тревожности личности. Приводится определение термина «стрессоустойчивость», анализируются и сравниваются понятия «тревога» и «тревожность» с точки зрения разных авторов. Рассматриваются понятия «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность». Приводятся взгляды зарубежных и отечественных авторов на тревожность как на фактор, обуславливающий стрессоустойчивость, а также как на ее компонент. Делается обзор методик измерения стрессоустойчивости и тревожности: опросник стрессоустойчивости С.В. Субботина, шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Рассматриваются результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященных выявлению корреляций между переменными стрессоустойчивости и тревожности. Представлены результаты собственного эмпирического исследования, проведенного на выборке из 149 мужчин и 142 женщин. Рассмотрены результаты четырех подгрупп респондентов: мужчин с высокой стрессоустойчивостью, мужчин с низкой стрессоустойчивостью, женщин с высокой стрессоустойчивостью и женщин с низкой стрессо­устойчивостью. В каждой из подгрупп проанализированы показатели реактивной и личностной тревожности, взаимосвязи показателей тревожности с показателями стрессоустойчивости, сделаны выводы о соотношении стрессоустойчивости и тревожности в каждой подгруппе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):84-90
pages 84-90 views

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙУЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Мансурова С.Е., Дощинский Р.А.

Аннотация

Деятельностный подход, по-разному преломляясь на разных уровнях образования, поставил много новых задач для педагогов. Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и дополнительного образования выступает компетентностный подход, методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) - системно-деятельностный. Применительно к педагогам общего образования (учителям) главной задачей является преодоление противоречия между реальным уровнем их квалификации и новыми высокими требованиями к ним. Эти требования обозначены в ведущих нормативных документах - ФГОС ОО, профессиональном стандарте «Педагог». Для системы повышения квалификации педагогов авторы статьи предлагают комплексный подход, который объединяет компетентностный и системно-деятельностный подходы. При этом применение комплексного подхода существенно различается для учителей, преподающих предметы гуманитарного и естественно-научного профилей. В работе приведены примеры заданий для различных категорий учителей, отмечена специфика проектно-исследовательской деятельности, а также особенность организации процесса проблематизации на уроках и во внеурочной деятельности учителя, дифференцированы универсальные учебные действия с позиции вариативной составляющей. В то же время авторы понимают необходимость учета инвариатного компонента в преподавании гуманитарных и естественнонаучных предметов. Данный тезис является отражением общей тенденции к интеграции и междисциплинарности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):91-98
pages 91-98 views

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Карташова В.Н., Исаев Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются организационно-методические основы поликультурной самоорганизации языковой личности студента в условиях дополнительного иноязычного образования. По мнению авторов, методологическую основу составляет диалог культур как философия взаимопонимания, взаимоотношения в современной глобальной среде. Изменение социокультурного контекста парадигмы иноязычного образования позволяет выбрать поликультурный (обучение иностранному языку по принципу «родная культура - культура страны изучаемого языка - культуры мира») и деятельностный (развитие и функционирование человека в процессе деятельности, где исходным пунктом выступает приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие) подходы как приоритетные. Содержание дополнительного образования ориентировано на раскрытие и возможное решение отдельных проблем, возникающих в образовательной практике, и базируется на принципах гуманизма и диверсификации. В статье дан анализ отдельных программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки в сфере иностранных языков, разработанных вузами в последние десятилетия. Авторами представлен опыт научно-методической разработки и реализации на базе кафедры иностранных языков и методики их преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина системы дополнительного иноязычного образования, обеспечивающей поликультурную самоорганизацию языковой личности студента. Приводится описание программы профессиональной переподготовки «Поликультурная самоорганизация специалиста в сфере бизнеса, менеджмента и туризма (английский язык)», предназначенной для студентов неязыковых направлений подготовки. Показана положительная динамика владения иностранным языком, развития глобального отношения языковой личности к культуре и ее культурного самоопределения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):99-109
pages 99-109 views

НАШИ АВТОРЫ

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016;(2):112-113
pages 112-113 views

РЕЦЕНЗИИ

pages 110-111 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».