Агрессивность участников образовательных отношений и психологическая безопасность школьной среды
- Авторы: Бадиев И.В.1,2
-
Учреждения:
- Бурятский республиканский институт образовательной политики
- Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 708-730
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325986
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-708-730
- ID: 325986
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема агрессии и насилия в образовательном пространстве в настоящее время стоит достаточно остро. Яркими примерами данной проблемы могут служить многочисленные публикации в СМИ об актах агрессии обучающихся по отношению к сверстникам и педагогам, о применении насилия педагогами в отношении учеников, острые конфликты между родителями обучающихся, порой приводящие к трагическим последствиям. В этой связи актуализируются работы, посвященные проблеме психологической безопасности образовательной среды. Целью исследования стало выделение факторов психологической безопасности образовательной среды в контексте агрессивности участников образовательных отношений. В исследовании приняли участие 15 292 респондента, из них 945 педагогов, 6478 родителей и 7869 обучающихся 7-11 классов из 34 общеобразовательных школ Улан-Удэ. Использовались такие психодиагностические методики, как шкала враждебности Кука - Медли, опросник легитимизированной агрессии (ЛА-44) С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского; опросник уровня агрессивности Басса - Перри (BPAQ) в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского; анкета для обучающихся, педагогов и родителей «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», разработанная И.А. Баевой. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью корреляционного и факторного анализа. Установлено, что психологическая безопасность обучающихся обусловливается характером взаимоотношений между педагогами и учениками, родителей обучающихся со школой в целом, родителей с другими учениками, родителей со своими детьми в контексте школьного обучения. Агрессивность обучающихся взаимосвязана с уровнем агрессии педагогов и не имеет тесной связи с уровнем агрессии родителей. Имеется обратная связь между агрессивностью учеников и их чувством защищенности во взаимоотношениях с педагогами. При этом уровень агрессивности педагогов обуславливается степенью их удовлетворенности школой. Выделены пять сфер взаимоотношений, требующих учета при проектировании безопасной образовательной среды: взаимоотношения родителей и учеников в школе; взаимоотношения среди педагогов и принятые правила поведения в школе; взаимоотношения учителей и учеников; удовлетворенность семьи школой; удовлетворенность педагогов школой.
Об авторах
Игорь Валерьевич Бадиев
Бурятский республиканский институт образовательной политики; Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Автор, ответственный за переписку.
Email: bad_igor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4341-2545
кандидат психологических наук, доцент, Центр воспитания и дополнительного образования, Бурятский республиканский институт образовательной политики, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, психолог Центра диагностики и консультирования г. Улан-Удэ
Российская Федерация, 670000, Улан-Удэ, ул. Советская, д. 30; Российская Федерация, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24АСписок литературы
- Baeva, I.A. (2012). Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoy bezopasnosti v sotsialnom vzaimodeistvii kak sostavlyayushchie professionalnoy kompetentnosti vypusknika psikhologo-pedagogicheskogo profilya. Universum: Vestnik Gertsenovskogo Universiteta, (1), 93–106. (In Russ.)
- Baeva, I.A. (2015). Students’ psychological security assistance in the educational environment. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, (6), 135–141. (In Russ.)
- Baeva, I.A. (2017). Psychological security of educational environment in the structure of integrated security of educational organization. Каzan Pedagogical Journal, (8), 12–18 (In Russ.)
- Baeva, I.A. (Eds.). (2006). Ensuring psychological safety in an educational institution. Saint Petersburg: Rech Publ. (In Russ.)
- Barefoot, J.C., Dodge, K.A., Peterson, B.L., Dahlstrom, W.G., & Williams, R.B. Jr. (1989) The Cook – Medley hostility scale: Item content and ability to predict survival. Psychosomatic Medicine, 51(1), 46–57.
- Barkanova, O.V. (Eds.). (2009). Methods for diagnosing the emotional sphere: Psychological workshop. Krasnoyarsk: Litera-print. (In Russ.)
- Botova, M.G. (2012). Sootnoshenie ponyatiy “Nasilie” i “Agressiya”: Teoretiko-empiricheskoe issledovanie. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 18(1), 100–102. (In Russ.)
- Enikolopov, S.N., & Tsibulsky, N.P (2008). Izuchenie vzaimosvyazi legitimizatsii nasiliya i sklonnosti k agressivnym formam povedeniya. Psikhologicheskaja Nauka i Obrazovanie, 13(1), 90–98. (In Russ.)
- Enikolopov, S.N., & Tsibulsky, N.P. (2007). Psychometric analysis of Russian-language version of questionnaire for aggression diagnostics by A. Buss and M. Perry. Psikhologicheskii Zhurnal, (1), 115–124. (In Russ.)
- Gorchinskaya, A.A., & Kapelyushnik, R.E. (2020). Ensuring the psychological safety of the educational process in educational institutions of higher education. Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare, (1), 5–9. (In Russ.)
- Grishina, E.V. (2016). Psikhologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredy i antivitalnye perezhivaniya podrostkov. Izvestiya Rossiyskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta imeni A.I. Gertsena, (182), 97–103 (In Russ.)
- Johnson, C.E., Keating, J.L., & Molloy, E.K. (2020). Psychological safety in feedback: What does it look like and how can educators work with learners to foster it? Medical Education, 54(6), 559–570. https://doi.org/10.1111/medu.14154
- Kholueva, K.A., & Mukharlyamova, A.Yu. (2013). Psikhologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredy. Kontsept, (S1), 87–91. (In Russ.)
- Kulikova, T. (2020). Risks and threats to psychological safety of schoolchildren under the conditions of a multicultural educational environment. The Scientific Heritage, (52–2), 52–54. (In Russ.)
- Malieva, Z.C., & Arsoev, A.A. (2020). To the question of the principles of forming psychological security of the school educational space. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya, 66(3), 153–156. (In Russ.)
- Park, J.E., & Kim, J.-H. (2021). Nursing students’ experiences of psychological safety in simulation education: A qualitative study. Nurse Education in Practice, 55, 103163. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103163
- Roy, D. (2019). Development and validation of a scale for psychological safety in school among high school students in India. Management and Labour Studies, 44(4), 394–416. https://doi.org/10.1177/0258042X19870330
- Schepers, J., Jong, A. de, Wetzels, M., & Ruyter, K. de. (2008). Psychological safety and social support in groupware adoption: A multi-level assessment in education. Computers & Education, 51(2), 757–775. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.08.001
- Sheketera, A.A., Vityazeva, Y.A., & Bogomaz, S.A. (2014). Psychological safety as a factor in the intellectual development of school leavers. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 154, 225–228. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.140
- Shumilova, E.A. (2013). Psychological security of the subjects of educational process. Sovremennaya Vysshaya Shkola: Innovatsionnyy Aspekt, (2), 30–33. (In Russ.)
- Smirnova, T.L. (2019). Psychological analysis of implementation of professional’s dangerous and safe behavior. Yaroslavskiy Pedagogicheskiy Vestnik, (3), 150–156. (In Russ.)
- Torralba, K.D., Jose, D., & Byrne, J. (2020). Psychological safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine. Clinical Rheumatology, 39(3), 667–671. https://doi.org/10.1007/s10067-019-04889-4
- Twisk, D.A.M., Commandeur, J.J.F., Vlakveld, W.P., Shope, J.T., & Kok, G. (2015). Relationships amongst psychological determinants, risk behaviour, and road crashes of young adolescent pedestrians and cyclists: Implications for road safety education programmes. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 30, 45–56. https://doi.org/10.1016/j.trf.2015.01.011
- Verbina, G.G. (2013). Psychological safety of a person. Vestnik Chuvashskogo universiteta, (4), 196–202. (In Russ.)
- Wang, M.-T., Degol, J.L., Amemiya, J., Parr, A., & Guo, J. (2020). Classroom climate and children’s academic and psychological wellbeing: A systematic review and meta-analysis. Developmental Review, 57, 100912. https://doi.org/10.1016/j.dr.2020.100912
- Zelenev, I.A. & Prokhoda, V.A. (2020). Subjective well-being and trust in the context of psychological security in contemporary Russia and other European countries. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, (1), 340–367. (In Russ.) https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.14
- Zinchenko, Y.P., Dontsov, A.I., Perelygina, E.B., & Zotova, O.Yu, (2019). Psychological safety of a person. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

