Агрессивность участников образовательных отношений и психологическая безопасность школьной среды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема агрессии и насилия в образовательном пространстве в настоящее время стоит достаточно остро. Яркими примерами данной проблемы могут служить многочисленные публикации в СМИ об актах агрессии обучающихся по отношению к сверстникам и педагогам, о применении насилия педагогами в отношении учеников, острые конфликты между родителями обучающихся, порой приводящие к трагическим последствиям. В этой связи актуализируются работы, посвященные проблеме психологической безопасности образовательной среды. Целью исследования стало выделение факторов психологической безопасности образовательной среды в контексте агрессивности участников образовательных отношений. В исследовании приняли участие 15 292 респондента, из них 945 педагогов, 6478 родителей и 7869 обучающихся 7-11 классов из 34 общеобразовательных школ Улан-Удэ. Использовались такие психодиагностические методики, как шкала враждебности Кука - Медли, опросник легитимизированной агрессии (ЛА-44) С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского; опросник уровня агрессивности Басса - Перри (BPAQ) в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского; анкета для обучающихся, педагогов и родителей «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», разработанная И.А. Баевой. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью корреляционного и факторного анализа. Установлено, что психологическая безопасность обучающихся обусловливается характером взаимоотношений между педагогами и учениками, родителей обучающихся со школой в целом, родителей с другими учениками, родителей со своими детьми в контексте школьного обучения. Агрессивность обучающихся взаимосвязана с уровнем агрессии педагогов и не имеет тесной связи с уровнем агрессии родителей. Имеется обратная связь между агрессивностью учеников и их чувством защищенности во взаимоотношениях с педагогами. При этом уровень агрессивности педагогов обуславливается степенью их удовлетворенности школой. Выделены пять сфер взаимоотношений, требующих учета при проектировании безопасной образовательной среды: взаимоотношения родителей и учеников в школе; взаимоотношения среди педагогов и принятые правила поведения в школе; взаимоотношения учителей и учеников; удовлетворенность семьи школой; удовлетворенность педагогов школой.

Об авторах

Игорь Валерьевич Бадиев

Бурятский республиканский институт образовательной политики; Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Автор, ответственный за переписку.
Email: bad_igor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4341-2545

кандидат психологических наук, доцент, Центр воспитания и дополнительного образования, Бурятский республиканский институт образовательной политики, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, психолог Центра диагностики и консультирования г. Улан-Удэ

Российская Федерация, 670000, Улан-Удэ, ул. Советская, д. 30; Российская Федерация, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24А

Список литературы

  1. Baeva, I.A. (2012). Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoy bezopasnosti v sotsialnom vzaimodeistvii kak sostavlyayushchie professionalnoy kompetentnosti vypusknika psikhologo-pedagogicheskogo profilya. Universum: Vestnik Gertsenovskogo Universiteta, (1), 93–106. (In Russ.)
  2. Baeva, I.A. (2015). Students’ psychological security assistance in the educational environment. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, (6), 135–141. (In Russ.)
  3. Baeva, I.A. (2017). Psychological security of educational environment in the structure of integrated security of educational organization. Каzan Pedagogical Journal, (8), 12–18 (In Russ.)
  4. Baeva, I.A. (Eds.). (2006). Ensuring psychological safety in an educational institution. Saint Petersburg: Rech Publ. (In Russ.)
  5. Barefoot, J.C., Dodge, K.A., Peterson, B.L., Dahlstrom, W.G., & Williams, R.B. Jr. (1989) The Cook – Medley hostility scale: Item content and ability to predict survival. Psychosomatic Medicine, 51(1), 46–57.
  6. Barkanova, O.V. (Eds.). (2009). Methods for diagnosing the emotional sphere: Psychological workshop. Krasnoyarsk: Litera-print. (In Russ.)
  7. Botova, M.G. (2012). Sootnoshenie ponyatiy “Nasilie” i “Agressiya”: Teoretiko-empiricheskoe issledovanie. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 18(1), 100–102. (In Russ.)
  8. Enikolopov, S.N., & Tsibulsky, N.P (2008). Izuchenie vzaimosvyazi legitimizatsii nasiliya i sklonnosti k agressivnym formam povedeniya. Psikhologicheskaja Nauka i Obrazovanie, 13(1), 90–98. (In Russ.)
  9. Enikolopov, S.N., & Tsibulsky, N.P. (2007). Psychometric analysis of Russian-language version of questionnaire for aggression diagnostics by A. Buss and M. Perry. Psikhologicheskii Zhurnal, (1), 115–124. (In Russ.)
  10. Gorchinskaya, A.A., & Kapelyushnik, R.E. (2020). Ensuring the psychological safety of the educational process in educational institutions of higher education. Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare, (1), 5–9. (In Russ.)
  11. Grishina, E.V. (2016). Psikhologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredy i antivitalnye perezhivaniya podrostkov. Izvestiya Rossiyskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta imeni A.I. Gertsena, (182), 97–103 (In Russ.)
  12. Johnson, C.E., Keating, J.L., & Molloy, E.K. (2020). Psychological safety in feedback: What does it look like and how can educators work with learners to foster it? Medical Education, 54(6), 559–570. https://doi.org/10.1111/medu.14154
  13. Kholueva, K.A., & Mukharlyamova, A.Yu. (2013). Psikhologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredy. Kontsept, (S1), 87–91. (In Russ.)
  14. Kulikova, T. (2020). Risks and threats to psychological safety of schoolchildren under the conditions of a multicultural educational environment. The Scientific Heritage, (52–2), 52–54. (In Russ.)
  15. Malieva, Z.C., & Arsoev, A.A. (2020). To the question of the principles of forming psychological security of the school educational space. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya, 66(3), 153–156. (In Russ.)
  16. Park, J.E., & Kim, J.-H. (2021). Nursing students’ experiences of psychological safety in simulation education: A qualitative study. Nurse Education in Practice, 55, 103163. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103163
  17. Roy, D. (2019). Development and validation of a scale for psychological safety in school among high school students in India. Management and Labour Studies, 44(4), 394–416. https://doi.org/10.1177/0258042X19870330
  18. Schepers, J., Jong, A. de, Wetzels, M., & Ruyter, K. de. (2008). Psychological safety and social support in groupware adoption: A multi-level assessment in education. Computers & Education, 51(2), 757–775. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.08.001
  19. Sheketera, A.A., Vityazeva, Y.A., & Bogomaz, S.A. (2014). Psychological safety as a factor in the intellectual development of school leavers. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 154, 225–228. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.140
  20. Shumilova, E.A. (2013). Psychological security of the subjects of educational process. Sovremennaya Vysshaya Shkola: Innovatsionnyy Aspekt, (2), 30–33. (In Russ.)
  21. Smirnova, T.L. (2019). Psychological analysis of implementation of professional’s dangerous and safe behavior. Yaroslavskiy Pedagogicheskiy Vestnik, (3), 150–156. (In Russ.)
  22. Torralba, K.D., Jose, D., & Byrne, J. (2020). Psychological safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine. Clinical Rheumatology, 39(3), 667–671. https://doi.org/10.1007/s10067-019-04889-4
  23. Twisk, D.A.M., Commandeur, J.J.F., Vlakveld, W.P., Shope, J.T., & Kok, G. (2015). Relationships amongst psychological determinants, risk behaviour, and road crashes of young adolescent pedestrians and cyclists: Implications for road safety education programmes. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 30, 45–56. https://doi.org/10.1016/j.trf.2015.01.011
  24. Verbina, G.G. (2013). Psychological safety of a person. Vestnik Chuvashskogo universiteta, (4), 196–202. (In Russ.)
  25. Wang, M.-T., Degol, J.L., Amemiya, J., Parr, A., & Guo, J. (2020). Classroom climate and children’s academic and psychological wellbeing: A systematic review and meta-analysis. Developmental Review, 57, 100912. https://doi.org/10.1016/j.dr.2020.100912
  26. Zelenev, I.A. & Prokhoda, V.A. (2020). Subjective well-being and trust in the context of psychological security in contemporary Russia and other European countries. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, (1), 340–367. (In Russ.) https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.14
  27. Zinchenko, Y.P., Dontsov, A.I., Perelygina, E.B., & Zotova, O.Yu, (2019). Psychological safety of a person. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».