Прогрессирующий инфантилизм у современных подростков и молодежи: симптомы и причины
- Авторы: Михайлова О.Б.1, Гутвайн Н.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Институт педагогических исследований Республики Сербия
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 39-53
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: АКТИВНОСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326118
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-39-53
- ID: 326118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В XXI веке в эпоху нарастающей инфантильности одной из важных задач современных психологии и педагогики является решение проблемы воспитания и развития ответственности подростков и молодежи. Существуют различные гипотезы по поводу возникновения инфантильности и безответственности и их проявлений в детстве и во взрослости. Сила общества - это сила личностей, его составляющих, поэтому в современной науке важно выявлять причины социального инфантилизма и внедрять технологии по его профилактике и коррекции. На основе теоретического анализа рассматриваются доминирующие симптомы развития инфантильности (безответственность, душевный дискомфорт, одиночество, нарушение сексуального поведения, нарциссизм и гендерный шовинизм) и их проявления в разные возрастные периоды. По мнению авторов, основными причинами развития инфантилизма в подростковой и молодежной среде являются: 1) отсутствие коллективного воспитания и низкое влияние педагогов, психологов и образовательной среды в целом на развитие личности; 2) ярко выраженный стиль педагогики свободы, провоцирующий развитие эгоизма; 3) делегирование ответственности за воспитание исключительно на семью при отсутствии психолого-педагогической поддержки семейных отношений; 4) деформация модели семейных отношений на фоне падения рождаемости, смещения гендерных ролей и семейных ценностей. Для профилактики и коррекции инфантилизма в среде подростков и молодежи специалистам в области современного образования необходимо проводить систематическую диагностическую работу с семьей и уделять пристальное внимание внедрению практических технологий профилактики безответственного поведения в среде младших школьников и подростков. Кроме того, необходимо внедрять психолого-педагогическое просвещение подрастающего поколения по вопросам саморазвития, самовоспитания и самореализации личности.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Борисовна Михайлова
Российский университет дружбы народов
Email: mikhaylova-ob@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5046-1452
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Николетта Гутвайн
Институт педагогических исследований Республики Сербия
Автор, ответственный за переписку.
Email: gutvajnnikoleta@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5628-3455
доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, директор
Республика Сербия, Белград, ул. Добриньска, д. 11/IIIСписок литературы
- Aline, M. (2014). Re-evaluating the concept of adulthood and the framework of transition. Journal of Youth Studies, 17(3), 415-429. https://doi.org/10.1080/13676261.2013.853872
- Apraksina, N.D. (2008). Preodolenie uchebno-professional'nogo infantilizma studentov v protsesse sotsiokul'turnogo razvitiya v vuze. Ph.D. in Pedagogy Thesis abstract. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. (In Russ.)
- Arnett, J.J. (2010). Oh, grow up! Generational grumbling and the new life stage of emerging adulthood - commentary on Trzesniewski & Donnellan (2010). Perspectives on Psychological Science, 5(1), 89-92. https://doi.org/10.1177/1745691609357016
- Bakulina, A.S. (2015). Fenomen kidalt, ili "novykh vzroslykh" v sovremennom mire. In A.M. Tyutchenko & O.S. Fisenko (Eds.), Aktual''nye Voprosy Sotsial''no-psikhologicheskikh Issledovanii (pp. 28-36). Moscow: Pero Publ. (In Russ.)
- Benedict, R. (1974). The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. New York, Scarborough: New American Library.
- Benedict, R. (2006). Psychological types in the culture of the Southwest. In L.A. Mostova (Ed.), Antologiya issledovanii kul'tury. Interpretatsii kul'tury (pp. 271-284). Saint Petersburg: St Petersburg University. (In Russ.)
- Bowker, M.H. (2016). Hikikomori as disfigured desire: Indulgence, mystification, and victimization in the phenomenon of extreme social isolation in Japan. Journal of Psycho-Social Studies, 9(1), 20-52.
- Calcutt, A. (2016). Arrested development: Pop culture and the erosion of adulthood. London: Bloomsbury Academic. http://dx.doi.org/10.5040/9781474287029
- Chekhov, А.P. (1891/2004). The Grasshopper. Kessinger Publishing.
- Demidenko, A.S. (2018). Social infantility of Russian youth: Specificity of scientific discourse. Historical and Social-Educational Idea, 10(3-1), 143-149. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149
- Gazzillo, F., Lingiardi, V., Del Corno, F., Genova, F., Bornstein, R.F., Gordon, R.M., & McWilliams, N. (2015). Clinicians’ emotional responses and Psychodynamic Diagnostic Manual adult personality disorders: A clinically relevant empirical investigation. Psychotherapy, 52(2), 238-246. https://doi.org/10.1037/a0038799
- Gibson, S., & Hamilton, L. (2013). Knowledge, autonomy and maturity: developmental and educational concerns as rhetorical resources in adolescents' discussions regarding the age of electoral majority in England. Journal of Youth Studies, 16(1), 34-53. https://doi.org/10.1080/13676261.2012.693589
- Hayakawa, K., Kato, T.A., Watabe, M., Teo, A.R., Horikawa, H., Kuwano, N., Shimokawa, N., Sato-Kasai, M., Kubo, H., Ohgidani, M., Sagata, N., Toda, H., Tateno, M., Shinfuku, N., Kishimoto, J., & Kanba, S. (2018). Blood biomarkers of hikikomori, a severe social withdrawal syndrome. Scientific Reports, 8(1):2884. https://doi.org/10.1038/s41598-018-21260-w
- Hayward, K. (2013). ‘Life stage dissolution’ in Anglo-American advertising and popular culture: Kidults, Lil' Britneys and middle youths. The Sociological Review, 61(3), 525-548. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12032
- Karpov, V.A. (2020). Kidalting as social fenomen. The Interaction of Families with Other Social Institutions as an Opportunity to Overcome Socio-Cultural Threats in Russia: Conference Proceedings (pp. 149-157). Saransk: V. Afanasiev Publ. (In Russ.)
- Kiley, D. (1983). The Peter Pan syndrome: Men who have never grown up. New York: Dodd, Mead.
- Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., Kudinova, I.B., & Mikhailova, O.B. (2017). The role of persistence in students’ self-realization. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 5(2), 19-25. https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1702019K
- McWilliams, N. (2011). Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. New York: Guilford Press.
- Mead, M. (2004). Male and female: A study of the sexes in a changing world. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russ.)
- Mikhailova, O.В., Kudinov, S.I., & Marin Jerez, К.G. (2015). Value-motivational characteristics of innovativeness as prospects for successful self-fulfillment. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3S2), 105-112. http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s2p105
- Miklyaeva, A.V. (2019). Socio-psychological approach to the study of personal infantilism. Russian Foundation for Basic Research Journal. Humanities and Social Sciences, (2), 147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.22204/2587-8956-2019-095-02-147-157
- Nagornova, A.Yu. (2018). Characteristics of Japanese youth values and hikikamori syndrome. Social Competence, 3(3), 84-88. (In Russ.)
- Pakhomova, E.A. (2021). Infantilism in the student youth environment as a psychological and pedagogical problem. Human Capital, (2), 234-242. (In Russ.) https://doi.org/10.25629/HC.2021.02.23
- Pupavac, V. (2000). From statehood to childhood: Regeneration and changing approaches to international order. In M. Pugh (Eds.), Regeneration of War-Torn Societies (pp. 134-153). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62835-3_8
- Sabelnikova, Ye.V., & Khmeleva, N.L. (2016). Infantilism: Theoretical construct and operationalization. The Education and Science Journal, (3), 89-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105
- Saito, T. (2013). Hikikomori: Adolescence without end. Minneapolis: University of Minnesota Press.
- Schulenberg, J.E., & Zarrett, N.R. (2006). Mental health during emerging adulthood: Continuity and discontinuity in courses, causes, and functions. In J.J. Arnett & J.L. Tanner (Eds.), Emerging Adults in America: Coming of Age in the 21st Century (pp. 135-172). Washington, DC: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/11381-006
- Seregina, A.A. (2006). Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya preodoleniya infantilizma u bezrabotnoi molodezhi. Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Russian State Social University. (In Russ.)
- Shtriker, Yu., Savosin, S., & Kostrigin, A. (2021). The relationship of social intelligence, emotional intelligence and alexithymia in youth. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series of “Cognition,” (6), 102-108. (In Russ.) https://doi.org/10.37882/2500-3682.2021.06.25
- Smith, A.R., Bodell, L.P., Holm-Denoma, J., Joiner Jr, T.E., Gordon, K.H., Perez, M., & Keel, P.K. (2017). “I don’t want to grow up, I’m a [Gen X, Y, Me] kid:” Increasing maturity fears across the decades. International Journal of Behavioral Development, 41(6), 655-662. https://doi.org/10.1177/0165025416654302
- Tanner, J.L., Reinherz, H.Z., Beardslee, W.R., Fitzmaurice, G.M., Leis, J.A., & Berger, S.R. (2007). Change in prevalence of psychiatric disorders from ages 21 to 30 in a community sample. The Journal of Nervous and Mental Disease, 195(4), 298-306. https://doi.org/10.1097/01.nmd.0000261952.13887.6e
- Temnova, L.V., & Tezina, E.I. (2018). Kidulting as a social phenomenon. Theory and Practice of Social Development, (12), 30-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/tipor.2018.12.4
- Utenkov, A.V. (2012). Psikhologicheskie determinanty infantilizma (na materiale studentov pedvuzov). Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Russian State University for the Humanities. (In Russ.)
- Voiskounsky, A.E., & Soldatova, G.U. (2019). Epidemic of loneliness in a digital society: Hikikomori as a cultural and psychological phenomenon. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 22-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2019270303
Дополнительные файлы

