Прогрессирующий инфантилизм у современных подростков и молодежи: симптомы и причины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В XXI веке в эпоху нарастающей инфантильности одной из важных задач современных психологии и педагогики является решение проблемы воспитания и развития ответственности подростков и молодежи. Существуют различные гипотезы по поводу возникновения инфантильности и безответственности и их проявлений в детстве и во взрослости. Сила общества - это сила личностей, его составляющих, поэтому в современной науке важно выявлять причины социального инфантилизма и внедрять технологии по его профилактике и коррекции. На основе теоретического анализа рассматриваются доминирующие симптомы развития инфантильности (безответственность, душевный дискомфорт, одиночество, нарушение сексуального поведения, нарциссизм и гендерный шовинизм) и их проявления в разные возрастные периоды. По мнению авторов, основными причинами развития инфантилизма в подростковой и молодежной среде являются: 1) отсутствие коллективного воспитания и низкое влияние педагогов, психологов и образовательной среды в целом на развитие личности; 2) ярко выраженный стиль педагогики свободы, провоцирующий развитие эгоизма; 3) делегирование ответственности за воспитание исключительно на семью при отсутствии психолого-педагогической поддержки семейных отношений; 4) деформация модели семейных отношений на фоне падения рождаемости, смещения гендерных ролей и семейных ценностей. Для профилактики и коррекции инфантилизма в среде подростков и молодежи специалистам в области современного образования необходимо проводить систематическую диагностическую работу с семьей и уделять пристальное внимание внедрению практических технологий профилактики безответственного поведения в среде младших школьников и подростков. Кроме того, необходимо внедрять психолого-педагогическое просвещение подрастающего поколения по вопросам саморазвития, самовоспитания и самореализации личности.

Об авторах

Ольга Борисовна Михайлова

Российский университет дружбы народов

Email: mikhaylova-ob@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5046-1452

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Николетта Гутвайн

Институт педагогических исследований Республики Сербия

Автор, ответственный за переписку.
Email: gutvajnnikoleta@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5628-3455

доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, директор

Республика Сербия, Белград, ул. Добриньска, д. 11/III

Список литературы

  1. Aline, M. (2014). Re-evaluating the concept of adulthood and the framework of transition. Journal of Youth Studies, 17(3), 415-429. https://doi.org/10.1080/13676261.2013.853872
  2. Apraksina, N.D. (2008). Preodolenie uchebno-professional'nogo infantilizma studentov v protsesse sotsiokul'turnogo razvitiya v vuze. Ph.D. in Pedagogy Thesis abstract. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. (In Russ.)
  3. Arnett, J.J. (2010). Oh, grow up! Generational grumbling and the new life stage of emerging adulthood - commentary on Trzesniewski & Donnellan (2010). Perspectives on Psychological Science, 5(1), 89-92. https://doi.org/10.1177/1745691609357016
  4. Bakulina, A.S. (2015). Fenomen kidalt, ili "novykh vzroslykh" v sovremennom mire. In A.M. Tyutchenko & O.S. Fisenko (Eds.), Aktual''nye Voprosy Sotsial''no-psikhologicheskikh Issledovanii (pp. 28-36). Moscow: Pero Publ. (In Russ.)
  5. Benedict, R. (1974). The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. New York, Scarborough: New American Library.
  6. Benedict, R. (2006). Psychological types in the culture of the Southwest. In L.A. Mostova (Ed.), Antologiya issledovanii kul'tury. Interpretatsii kul'tury (pp. 271-284). Saint Petersburg: St Petersburg University. (In Russ.)
  7. Bowker, M.H. (2016). Hikikomori as disfigured desire: Indulgence, mystification, and victimization in the phenomenon of extreme social isolation in Japan. Journal of Psycho-Social Studies, 9(1), 20-52.
  8. Calcutt, A. (2016). Arrested development: Pop culture and the erosion of adulthood. London: Bloomsbury Academic. http://dx.doi.org/10.5040/9781474287029
  9. Chekhov, А.P. (1891/2004). The Grasshopper. Kessinger Publishing.
  10. Demidenko, A.S. (2018). Social infantility of Russian youth: Specificity of scientific discourse. Historical and Social-Educational Idea, 10(3-1), 143-149. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149
  11. Gazzillo, F., Lingiardi, V., Del Corno, F., Genova, F., Bornstein, R.F., Gordon, R.M., & McWilliams, N. (2015). Clinicians’ emotional responses and Psychodynamic Diagnostic Manual adult personality disorders: A clinically relevant empirical investigation. Psychotherapy, 52(2), 238-246. https://doi.org/10.1037/a0038799
  12. Gibson, S., & Hamilton, L. (2013). Knowledge, autonomy and maturity: developmental and educational concerns as rhetorical resources in adolescents' discussions regarding the age of electoral majority in England. Journal of Youth Studies, 16(1), 34-53. https://doi.org/10.1080/13676261.2012.693589
  13. Hayakawa, K., Kato, T.A., Watabe, M., Teo, A.R., Horikawa, H., Kuwano, N., Shimokawa, N., Sato-Kasai, M., Kubo, H., Ohgidani, M., Sagata, N., Toda, H., Tateno, M., Shinfuku, N., Kishimoto, J., & Kanba, S. (2018). Blood biomarkers of hikikomori, a severe social withdrawal syndrome. Scientific Reports, 8(1):2884. https://doi.org/10.1038/s41598-018-21260-w
  14. Hayward, K. (2013). ‘Life stage dissolution’ in Anglo-American advertising and popular culture: Kidults, Lil' Britneys and middle youths. The Sociological Review, 61(3), 525-548. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12032
  15. Karpov, V.A. (2020). Kidalting as social fenomen. The Interaction of Families with Other Social Institutions as an Opportunity to Overcome Socio-Cultural Threats in Russia: Conference Proceedings (pp. 149-157). Saransk: V. Afanasiev Publ. (In Russ.)
  16. Kiley, D. (1983). The Peter Pan syndrome: Men who have never grown up. New York: Dodd, Mead.
  17. Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., Kudinova, I.B., & Mikhailova, O.B. (2017). The role of persistence in students’ self-realization. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 5(2), 19-25. https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1702019K
  18. McWilliams, N. (2011). Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. New York: Guilford Press.
  19. Mead, M. (2004). Male and female: A study of the sexes in a changing world. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russ.)
  20. Mikhailova, O.В., Kudinov, S.I., & Marin Jerez, К.G. (2015). Value-motivational characteristics of innovativeness as prospects for successful self-fulfillment. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3S2), 105-112. http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s2p105
  21. Miklyaeva, A.V. (2019). Socio-psychological approach to the study of personal infantilism. Russian Foundation for Basic Research Journal. Humanities and Social Sciences, (2), 147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.22204/2587-8956-2019-095-02-147-157
  22. Nagornova, A.Yu. (2018). Characteristics of Japanese youth values and hikikamori syndrome. Social Competence, 3(3), 84-88. (In Russ.)
  23. Pakhomova, E.A. (2021). Infantilism in the student youth environment as a psychological and pedagogical problem. Human Capital, (2), 234-242. (In Russ.) https://doi.org/10.25629/HC.2021.02.23
  24. Pupavac, V. (2000). From statehood to childhood: Regeneration and changing approaches to international order. In M. Pugh (Eds.), Regeneration of War-Torn Societies (pp. 134-153). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62835-3_8
  25. Sabelnikova, Ye.V., & Khmeleva, N.L. (2016). Infantilism: Theoretical construct and operationalization. The Education and Science Journal, (3), 89-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105
  26. Saito, T. (2013). Hikikomori: Adolescence without end. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  27. Schulenberg, J.E., & Zarrett, N.R. (2006). Mental health during emerging adulthood: Continuity and discontinuity in courses, causes, and functions. In J.J. Arnett & J.L. Tanner (Eds.), Emerging Adults in America: Coming of Age in the 21st Century (pp. 135-172). Washington, DC: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/11381-006
  28. Seregina, A.A. (2006). Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya preodoleniya infantilizma u bezrabotnoi molodezhi. Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Russian State Social University. (In Russ.)
  29. Shtriker, Yu., Savosin, S., & Kostrigin, A. (2021). The relationship of social intelligence, emotional intelligence and alexithymia in youth. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series of “Cognition,” (6), 102-108. (In Russ.) https://doi.org/10.37882/2500-3682.2021.06.25
  30. Smith, A.R., Bodell, L.P., Holm-Denoma, J., Joiner Jr, T.E., Gordon, K.H., Perez, M., & Keel, P.K. (2017). “I don’t want to grow up, I’m a [Gen X, Y, Me] kid:” Increasing maturity fears across the decades. International Journal of Behavioral Development, 41(6), 655-662. https://doi.org/10.1177/0165025416654302
  31. Tanner, J.L., Reinherz, H.Z., Beardslee, W.R., Fitzmaurice, G.M., Leis, J.A., & Berger, S.R. (2007). Change in prevalence of psychiatric disorders from ages 21 to 30 in a community sample. The Journal of Nervous and Mental Disease, 195(4), 298-306. https://doi.org/10.1097/01.nmd.0000261952.13887.6e
  32. Temnova, L.V., & Tezina, E.I. (2018). Kidulting as a social phenomenon. Theory and Practice of Social Development, (12), 30-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/tipor.2018.12.4
  33. Utenkov, A.V. (2012). Psikhologicheskie determinanty infantilizma (na materiale studentov pedvuzov). Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Russian State University for the Humanities. (In Russ.)
  34. Voiskounsky, A.E., & Soldatova, G.U. (2019). Epidemic of loneliness in a digital society: Hikikomori as a cultural and psychological phenomenon. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 22-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2019270303

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».