Развитие регуляторных функций y дошкольников с различной сиблинговой позицией

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Уровень развития регуляторных функций старших дошкольников во многом определяет успешность адаптации и обучения детей в школе. Исследование направлено на выявление особенностей развития регуляторных функций старших дошкольников с разными сиблинговыми позициями. Актуальность темы обусловлена растущим числом детей с недостаточным развитием произвольности. Выборку составили 393 дошкольника, посещавшие старшие группы детских садов: 153 ребенка - единственные в семье, 99 - старшие, 21 - средние, 110 - младшие, 10 - близнецы. Для определения уровня развития регуляторных функций дошкольников использовались три субтеста нейропсихологического комплекса NEPSY II («Торможение», «Повторение предложений» и «Память на конструирование») и методика «Сортировка карт по изменяемому признаку» Ф. Зелазо. Выявлено, что слухоречевая память лучше всего развита у старших детей в семье. Полученные результаты дают возможность говорить о разной структуре связей между разными компонентами регуляторных функций у детей с разными сиблинговыми позициями. Уровень и структура развития регуляторных функций у единственных и младших детей в семье больше похожи между собой, чем у старших и единственных и у старших и младших.

Об авторах

Ольга Викторовна Алмазова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: almaz.arg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8852-4076
SPIN-код: 1047-2016

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Ксения Олеговна Мостинец

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: kseniamostinets@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4056-1174
SPIN-код: 8886-1893

аспирант, кафедра психологии образования и педагогики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Список литературы

  1. Adler, A. (1998). The education of children. Rostov-on-Don: Feniks Publ. (In Russ.)
  2. Almazova, O.V. (2015). Attachment to the mother as a factor in the relationship of adult siblings (Ph.D. in Psychology Thesis). Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)
  3. Almazova, O.V., & Burmenskaya, G.V. (2015). Attachment to mother as a factor in relationships among adult siblings. Voprosy Psychologii, (4), 15‒25. (In Russ.)
  4. Almazova, O.V., Buhalenkova, D.A., Veraksa, A.N., & Jakupova, V.A. (2019b). The development of self-regulation in preschoolers. 5–7 years. Toolkit. Moscow: Mozaika-Sintez Publ. (In Russ.)
  5. Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A., & Veraksa, A.N. (2019a). Assessment of the level of development of executive functions in the senior preschool age. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 16(2), 302‒317. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317
  6. Anastasi, A. (1956). Intelligence and family size. Psychological Bulletin, 53(3), 187–209. https://doi.org/10.1037/h0047353
  7. Barker, J.E., & Munakata, Y. (2015). Developing self‐directed executive functioning: Recent findings and future directions. Mind, Brain, and Education, 9(2), 92–99. https://doi.org/10.1111/mbe.12071
  8. Bedford, V.H. (1996). Relationships between adult siblings. In A.E. Auhagan & M. von Salisch (Eds.), The Diversity of Human Relationships (pp. 120‒140). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511586552.007
  9. Blair, C. (2002). School readiness: Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children's functioning at school entry. American Psychologist, 57(2), 111–127. https://doi.org/10.1037/0003-066X.57.2.111
  10. Brody, G.H., & Neubaum-Carlan, E. (2002). Siblings and sibling relationships. In N.J. Salkind (Ed.), Child Development. Macmillan Psychology Reference Series (vol. 1, pp. 363‒365). New York: Macmillan Reference USA.
  11. Brody, G.H., Kim, S., Murry, V.M., & Brown, A.C. (2003). Longitudinal direct and indirect pathways linking older sibling competence to the development of younger sibling competence. Developmental Psychology, 39(3), 618–628. https://doi.org/10.1037/0012-1649.39.3.618
  12. Brussoni, M.J. (2000). We are family: Sibling attachment relationships among young adult (Ph.D in Psychology Thesis). Vancouver: The University of British Columbia. https://doi.org/10.14288/1.0089748
  13. Chertkova, Yu.D., & Kalenova, N.V. (2009). The conception of differences between elder and younger siblings. Psychological Studies, 2(6), 2. (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v2i6.965
  14. Cicirelli, V.G. (1995). Sibling relationships across the life span. Boston, MA: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4757-6509-0
  15. Cole, A., & Kerns, K.A. (2001). Perceptions of sibling qualities and activities of early adolescents. Journal of Early Adolescence, 21(2), 204–226. https://doi.org/10.1177/0272431601021002004
  16. Connidis, I.A. (1992). Life transitions and the adult sibling tie: A qualitative study. Journal of Marriage and the Family, 54(4), 972–982. https://doi.org/10.2307/353176
  17. Desautels, M. (2008) Sibling relationships (Doctor of Clinical Psychology Thesis). Birmingham: University of Birmingham.
  18. Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64(1), 135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
  19. Diamond, A., & Lee, K. (2011). Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old. Science, 333(6045), 959–964. https://doi.org/10.1126/science.1204529
  20. Dumitrashku, T.A. (1996). Family structure and children's cognitive development. Voprosy Psychologii, (2), 104‒112. (In Russ.)
  21. Dunn, J. (1996). Siblings: The first society. In N. Vanzetti & S. Duck (Eds.), A lifetime of relationships (pp. 105–124). Pacific Grove, CA: Thomson Brooks/Cole Publishing Co.
  22. Fortuna, K., Roisman, G.I., Haydon, K.C., Groh, A.M., & Holland, A.S. (2011). Attachment states of mind and the quality of young adults' sibling relationships. Developmental Psychology, 47(5), 1366–1373. https://doi.org/10.1037/a0024393
  23. Homentauskas, G.T. (2006). Family through the eyes of a child: Children and psychological problems in the family. Yekaterinburg: U-Faktorija Publ. (In Russ.)
  24. Jelkonin, D.B. (2011). Child psychology. Moscow: Akademija Publ. (In Russ.)
  25. Kang, Н. (2002). The nature of adult sibling relationship: Literature review. Urbana, IL: Children and Family Research Center, School of Social Work, University of Illinois Urbana-Champaign.
  26. Karabanova, O.A. (2008). Psychology of family relations and the basics of family counseling. Moscow: Gardariki Publ. (In Russ.)
  27. König, K. (2002). Brothers and sisters: The order of birth in the family. Kaluga: Duhovnoe Poznanie Publ. (In Russ.)
  28. Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. (2007). NEPSY II: Administrative manual (2nd ed.). San Antonio, TX: Harcourt Assessment, Psychological Corporation.
  29. Kuzmina, M. (2000). Siblings, or Cain and Abel in the same apartment. Shkol'nyj Psiholog, (17). (In Russ.) Retrieved April 12, 2023, from https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001710
  30. Lehto, J.E., Juujärvi, P., Kooistra, L., & Pulkkinen, L. (2003). Dimensions of executive functioning: Evidence from children. British Journal of Developmental Psychology, 21(1), 59–80. https://doi.org/10.1348/026151003321164627
  31. Lisina, M.I. (2009). Formation of the personality of the child in communication. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  32. Lukyanchenko, N.V. (2010). Socio-psychological characteristics of sibling relationships as a significant formation and course of life factor in the mature personality. Psychological Science and Education, 15(1), 31‒40. (In Russ.)
  33. Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., & Wager, T.D. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
  34. Neale, C.W. (2003). Perceived sibling compatibility and the effects of personality (MS in Child and Family Development Thesis). Athens, GA: University of Georgia.
  35. Rufo, M. (2006). Brothers and sisters, the disease of love: Children in the family ‒ growing difficulties. Yekaterinburg: U-Faktorija Publ. (In Russ.)
  36. Smirnova, E.O. (2015). On the problem of will and self-regulation in culturalhistorical psychology. Cultural-Historical Psychology, 11(3), 9–15. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2015110302
  37. Smirnova, E.O., & Utrobina, V.G. (1996). On the problem of will and self-regulation in cultural historical psychology. Voprosy Psychologii, (3), 5‒14. (In Russ.)
  38. Solovieva, Yu., & Quintanar, L. (2015). Qualitative syndrome analysis by neuropsychological assessment in preschoolers with attention deficit disorder with hyperactivity. Psychology in Russia: State of the Art, 8(3), 112‒124. https://doi.org/10.11621/pir.2015.0309
  39. Sulloway, F.J. (1996). Born to rebel: Birth order, family dynamics, and creative lives. New York: Pantheon Books.
  40. Teti, D.M. (2001). Retrospect and prospect in the psychological study of sibling relationships. In J.P. McHale & W.S. Grolnick (Eds.), Retrospect and Prospect in the Psychological Study of Families (pp. 213–244). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781410604637-15
  41. Veraksa, A., Almazova, O., Bukhalenkova, D., Bayanova, L., & Popova, R. (2018). Features of executive functions development in Moscow and Kazan preschoolers. In S. Sheridan & N. Veraksa (Eds.), Early Childhood Care and Education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (vol. 43, pp. 648‒658). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.86
  42. Veraksa, A.N., Almazova, O.V., & Bukhalenkova, D.A. (2020). Executive functions assessment in senior preschool age: A battery of methods. Psikhologicheskii Zhurnal, 41(6), 108‒118. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8
  43. Visu-Petra, L., Cheie, L., Benga, O., & Miclea, M. (2012). The structure of executive functions in preschoolers: An investigation using the NEPSY battery. Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences, 33, 627–631. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.01.197
  44. Voorpostel, M., & van der Lippe, T. (2007). Support between siblings and between friends: Two worlds apart? Journal of Marriage and Family, 69(5), 1271–1282. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2007.00446.x
  45. Vygotskij, L.S. (1984). The collected works. Vol. 4. Child psychology. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  46. Walker, A.J., Allen, K.R., & Connidis, I.A. (2005). Theorizing and studying sibling ties in adulthood. In V.L. Bengtson, A.C. Acock, K.R. Allen, P. Dilworth-Anderson & D.M. Klein, (Eds.), Sourcebook of Family Theory and Research (pp. 166‒190). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications. https://doi.org/10.4135/9781412990172.d36
  47. White, L.K., & Riedmann, A. (1992). When the Brady Bunch grows up: Step/halfand full sibling relationships in adulthood. Journal of Marriage and the Family, 54(1), 197–208. https://doi.org/10.2307/353287
  48. Willoughby, M.T., Kupersmidt, J.B., & Voegler-Lee, M.E. (2012). Is preschool executive function causally related to academic achievement? Child Neuropsychology, 18(1), 79–91. https://doi.org/10.1080/09297049.2011.578572
  49. Yeniad, N., Malda, M., Mesman, J., van IJzendoorn, M.H., & Pieper, S. (2013). Shifting ability predicts math and reading performance in children: A meta-analytical study. Learning and Individual Differences, 23, 1–9. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2012.10.004
  50. Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 1(1), 297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
  51. Zyrianova, N.M. (2008). Early sibling investigations. Psychological Studies, 1(2), 10. (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1028

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».