Характеристики профессионального выгорания административно-управленческого персонала российских образовательных организаций в условиях внедрения инновационных технологий
- Авторы: Белоусова С.С.1
-
Учреждения:
- Школа № 1514
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 194-216
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326030
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-194-216
- ID: 326030
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучается специфика профессионального выгорания педагогов, занимающихся, помимо непосредственной педагогической деятельности, администрированием образовательных организаций. Актуальность проблемы исследования обуславливается существенными социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современной системе образования: ее интенсивная модернизация, внедрение инновационных технологий в образование оказывают влияние не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и на его организацию. Внедрение этих инноваций ложится на плечи именно административно-управленческого персонала школ, что требует от последних огромных эмоциональных, интеллектуальных и психических затрат. Целью исследования является выявление характеристик профессионального выгорания и его симптомов у административно-управленческого персонала образовательных организаций в соотношении с выраженностью у них психологических защит и мотивационного профиля личности. В исследовании приняли участие 75 педагогов (54 женщины, 21 мужчина), занимающих в образовательном учреждении должности заместителя директора по учебной, воспитательной работе. Стаж административной работы в образовательной организации составляет от 1 до 23 лет, средний возраст - 37,5 лет. Использовался комплекс валидных и надежных психодиагностических методик: опросник на определение уровня профессионального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, опросник диагностики типа психологической защиты или индивидуального жизненного стиля (ИЖС) Плутчика - Келлермана - Конте в адаптации Е.С. Романова, Л.Р. Гребенщикова, методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана. С использованием корреляционного анализа было выявлено, что у педагогов, занимающих дополнительно административную должность в образовательном учреждении, профессиональное выгорание взаимосвязано с проявлением психологических защит подавления, проекции и интеллектуализации. Также установлена взаимосвязь между профессиональным выгоранием и снижением мотивации к общению, общей активности, творческой активности и общественной полезности деятельности. Выявленная специфика профессиональной деятельности и профессионального выгорания заместителей директоров школ, а также характеристик их стратегий преодоления кризисных ситуаций в профессиональной деятельности в условиях изменений и неопределенности, открывают возможности разработки и реализации программ профилактики профессионального выгорания данной категории педагогических работников и психологического сопровождения их профессиональной деятельности.
Об авторах
Софья Сергеевна Белоусова
Школа № 1514
Автор, ответственный за переписку.
Email: grigoreva.sofya@mail.ru
кандидат психологических наук, педагог-психолог
Российская Федерация, 119311, Москва, ул. Крупской, д. 12Список литературы
- Arendachuk, I.V. (2016). Psychological factors of the manifestation of the style features of pedagogical communication. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3), 80–88 (In Russ.)
- Aronsson, G., Theorell, T., Grape, T., Hammarström, A., Hogstedt, C., Marteinsdottir, I., Skoog, I., Träskman-Bendz, L., & Hall, C. (2017). A systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms. BMC Public Health, 17(1). https://doi.org/10.1186/s12889-017-4153-7
- Barabanshchikova, V.V., & Klimova, O.A. (2015). Professional deformities in the sport of higher achievements. National Psychological Journal, (2), 3–12 (In Russ.)
- Bianchi, R., Schonfeld, I.S., & Laurent, E. (2015). Burnout–depression overlap: A review. Clinical Psychology Review, 36, 28–41. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2015.01.004
- Bianchi, R., Schonfeld, I.S., Vandel, P., & Laurent, E. (2017). On the depressive nature of the “burnout syndrome”: A clarification. European Psychiatry, 41(1), 109–110. https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2016.10.008
- Bichurina, D. A. (2017). Leadership activities and mental burnout – analysis of scientific and methodological approaches. Concept, 2, 169–173. Retrieved May 19, 2020, from http://e-koncept.ru/2017/570036.htm (In Russ.)
- Blinkov, A.N., & Lebedintseva, O.I. (2018). Professional burnout as a result of a lack of professional readiness (based on the analysis of scientific literature). Akmeology, (1), 27–32 (In Russ.)
- Boiko, V.V. (1999). The syndrome of “emotional burnout” in professional communication. Saint Petersburg: Sudarynya Publ. (In Russ.)
- Burr, H., Hasselhorn, H.M., Kersten, N., Pohrt, A., & Rugulies, R. (2017). Does age modify the association between psychosocial factors at work and deterioration of self-rated health? Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 43(5), 465–474. https://doi.org/10.5271/sjweh.3648
- Formanyuk T.V. (1994). Emotional combustion syndrome as an indicator of a teacher's professional maladjustment. Voprosy Psikhologii, (6), 57–63 (In Russ.)
- Grishina, N.V. (2016). Existential approach to well-being: Empirical characteristics Psychological Research, 9(48), 10. (In Russ.)
- Harrison, J., & Dawson, L. (2016). Occupational Health: Meeting the Challenges of the Next 20 Years. Safety and Health at Work, 7(2), 143–149. https://doi.org/10.1016/j.shaw.2015.12.004
- Hartman, E.A. (1991). Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality. N.Y., 1991
- Hybels, C.F., Blazer, D.G., & Proeschold-Bell, R.J. (2018). Persistent Depressive Symptoms in a Population With High Levels of Occupational Stress. Journal of Psychiatric Practice, 24(6), 399–409. https://doi.org/10.1097/pra.0000000000000337
- Jood, K., Karlsson, N., Medin, J., Pessah-Rasmussen, Hã., Wester, P., & Ekberg, K. (2017). The psychosocial work environment is associated with risk of stroke at working age. Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 43(4), 367–374. https://doi.org/10.5271/sjweh.3636
- Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., & Sedova, I.V. (2016). The role of responsibility in the emotional burnout of teachers at the initial stage of professionalization. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 26–41. (In Russ.)
- Lebedintseva, O.I. (2017). Relationship of emotional intelligence and professional burnout as a current issue of modern psychology. Living Psychology, 4(4), 337–346. https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38660 (In Russ.)
- Leka, S. (2016). Psychosocial risk management: calamity or opportunity? Occupational Medicine, 66(2), 89–91. https://doi.org/10.1093/occmed/kqv173
- Litchfield, P., Cooper, C., Hancock, C., & Watt, P. (2016). Work and Wellbeing in the 21st Century. International Journal of Environmental Research and Public Health, 13(11), 1065. https://doi.org/10.3390/ijerph13111065
- Lopes, S.V., & Silva, M.C. da. (2018). Estresse ocupacional e fatores associados em servidores públicos de uma universidade federal do sul do Brasil. Ciência & Saúde Coletiva, 23(11), 3869–3880. https://doi.org/10.1590/1413-812320182311.28682015
- Maslach, C., & Jackson, S.E. (1986). The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
- Maslach, C., & Leiter, M.P. (2016). Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry, 15(2), 103–111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
- Mesters, P., Clumeck, N., Delroisse, S., Gozlan, S., Le Polain, M., Massart, A.C., & Pitchot, W. (2017). Professional fatigue syndrome (burnout). Part 2. From therapeutic management. Revue Medicale de Liege, 72(6), 301–307.
- Mikhailova, O.B., & Kulikova, A.S. (2016). Motivational and need states in teachers with different levels of psychoemotional burnout. Technologies of living systems, 13(7), 55–60 (In Russ.)
- Milman, V.E. (1990). Metod izucheniya motivatsionnoi sfery lichnosti. Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii (pp. 23–43). Moscow: MSU Publ.
- Orel, V.E. (2006). Syndrome of “mental burning-out” and behavior and activity style features of professional. Siberian Psychological Journal, (23), 33–39 (In Russ.)
- Ozhiganova, G.V. (2018). Higher moral and creative capacities and productive life activity in the learning process. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psycho-logy. Sociokinetics, 24(3), 44–48 (In Russ.)
- Perlman, B., & Hartman, Е.А. (1982). Burnout: Summary and Future and Research. Human Relations, 35(4), 103–109.
- Pines, A., & Aronson, E. (1988). Career burnout: Causes and cures. New York: Free Press.
- Polyakova, O.B. (2016). Resilience of psychologists and instructors with a burn-out syndrome. Izvestia of the Ural Federal University. Series 3: Social Science, 11(4), 82–91 (In Russ.)
- Ravalier, J.M., & Walsh, J. (2018). Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine, 68(2), 129–134. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy017
- Rugulies, R. (2019). What is a psychosocial work environment? Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 45(1), 1–6. https://doi.org/10.5271/sjweh.3792
- Schaufeli, W.B., Desart, S., & De Witte, H. (2020). Burnout Assessment Tool (BAT) – Development, Validity, and Reliability. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(24), 9495. https://doi.org/10.3390/ijerph17249495
- Sedova, I.V. (2014). Psychological factors of emotional burnout of teachers. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 72–76 (In Russ.)
- Shilova, T.A., & Ponomareva, E.A. (2016). Social interaction of participants in the educational space. Systemic Psychology and Sociology, (2), 70–78 (In Russ.)
- Shiryaeva, V.V. (2017). Professional burnout as a component of the professional deformation of teachers of additional education of children. Innovative projects and programs in education, (5), 22–25. (In Russ.)
- Thisted, C.N., Labriola, M., Vinther Nielsen, C., Kristiansen, S.T., Strøm, J., & Bjerrum, M.B. (2018). Managing employees’ depression from the employees’, co-workers’ and employers’ perspectives. An integrative review. Disability and Rehabilitation, 42(4), 445–459. https://doi.org/10.1080/09638288.2018.1499823
- Trubnikova, N.I. (2016). Coping-behavior of the head of an educational organization as a factor in the emotional burnout syndrome of teachers. Vestnik psikhologii i pedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, (2), 207–221. (In Russ.)
- Van Dierendonck, D., Schaufeli, W.B., & Sixma, H.J. (1994). Burnout among General Practitioners: A Perspective from Equity Theory. Journal of Social and Clinical Psychology, 13(1), 86–100. https://doi.org/10.1521/jscp.1994.13.1.86
- Vasserman, L.I., Eryshev, O.F., & Klubova, E.B. (2005). Psychological diagnostics of the life style index. Saint Petersburg: V M. Bekhterev SPbNIPNI Publ. (In Russ.)
- Vodopianova, N.E. (2009). Psychodiagnostics of stress. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Vodopianova, N.E. (2019). Psychology of personnel management. Mental burnout. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

