Характеристики профессионального выгорания административно-управленческого персонала российских образовательных организаций в условиях внедрения инновационных технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучается специфика профессионального выгорания педагогов, занимающихся, помимо непосредственной педагогической деятельности, администрированием образовательных организаций. Актуальность проблемы исследования обуславливается существенными социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современной системе образования: ее интенсивная модернизация, внедрение инновационных технологий в образование оказывают влияние не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и на его организацию. Внедрение этих инноваций ложится на плечи именно административно-управленческого персонала школ, что требует от последних огромных эмоциональных, интеллектуальных и психических затрат. Целью исследования является выявление характеристик профессионального выгорания и его симптомов у административно-управленческого персонала образовательных организаций в соотношении с выраженностью у них психологических защит и мотивационного профиля личности. В исследовании приняли участие 75 педагогов (54 женщины, 21 мужчина), занимающих в образовательном учреждении должности заместителя директора по учебной, воспитательной работе. Стаж административной работы в образовательной организации составляет от 1 до 23 лет, средний возраст - 37,5 лет. Использовался комплекс валидных и надежных психодиагностических методик: опросник на определение уровня профессионального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, опросник диагностики типа психологической защиты или индивидуального жизненного стиля (ИЖС) Плутчика - Келлермана - Конте в адаптации Е.С. Романова, Л.Р. Гребенщикова, методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана. С использованием корреляционного анализа было выявлено, что у педагогов, занимающих дополнительно административную должность в образовательном учреждении, профессиональное выгорание взаимосвязано с проявлением психологических защит подавления, проекции и интеллектуализации. Также установлена взаимосвязь между профессиональным выгоранием и снижением мотивации к общению, общей активности, творческой активности и общественной полезности деятельности. Выявленная специфика профессиональной деятельности и профессионального выгорания заместителей директоров школ, а также характеристик их стратегий преодоления кризисных ситуаций в профессиональной деятельности в условиях изменений и неопределенности, открывают возможности разработки и реализации программ профилактики профессионального выгорания данной категории педагогических работников и психологического сопровождения их профессиональной деятельности.

Об авторах

Софья Сергеевна Белоусова

Школа № 1514

Автор, ответственный за переписку.
Email: grigoreva.sofya@mail.ru

кандидат психологических наук, педагог-психолог

Российская Федерация, 119311, Москва, ул. Крупской, д. 12

Список литературы

  1. Arendachuk, I.V. (2016). Psychological factors of the manifestation of the style features of pedagogical communication. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3), 80–88 (In Russ.)
  2. Aronsson, G., Theorell, T., Grape, T., Hammarström, A., Hogstedt, C., Marteinsdottir, I., Skoog, I., Träskman-Bendz, L., & Hall, C. (2017). A systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms. BMC Public Health, 17(1). https://doi.org/10.1186/s12889-017-4153-7
  3. Barabanshchikova, V.V., & Klimova, O.A. (2015). Professional deformities in the sport of higher achievements. National Psychological Journal, (2), 3–12 (In Russ.)
  4. Bianchi, R., Schonfeld, I.S., & Laurent, E. (2015). Burnout–depression overlap: A review. Clinical Psychology Review, 36, 28–41. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2015.01.004
  5. Bianchi, R., Schonfeld, I.S., Vandel, P., & Laurent, E. (2017). On the depressive nature of the “burnout syndrome”: A clarification. European Psychiatry, 41(1), 109–110. https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2016.10.008
  6. Bichurina, D. A. (2017). Leadership activities and mental burnout – analysis of scientific and methodological approaches. Concept, 2, 169–173. Retrieved May 19, 2020, from http://e-koncept.ru/2017/570036.htm (In Russ.)
  7. Blinkov, A.N., & Lebedintseva, O.I. (2018). Professional burnout as a result of a lack of professional readiness (based on the analysis of scientific literature). Akmeology, (1), 27–32 (In Russ.)
  8. Boiko, V.V. (1999). The syndrome of “emotional burnout” in professional communication. Saint Petersburg: Sudarynya Publ. (In Russ.)
  9. Burr, H., Hasselhorn, H.M., Kersten, N., Pohrt, A., & Rugulies, R. (2017). Does age modify the association between psychosocial factors at work and deterioration of self-rated health? Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 43(5), 465–474. https://doi.org/10.5271/sjweh.3648
  10. Formanyuk T.V. (1994). Emotional combustion syndrome as an indicator of a teacher's professional maladjustment. Voprosy Psikhologii, (6), 57–63 (In Russ.)
  11. Grishina, N.V. (2016). Existential approach to well-being: Empirical characteristics Psychological Research, 9(48), 10. (In Russ.)
  12. Harrison, J., & Dawson, L. (2016). Occupational Health: Meeting the Challenges of the Next 20 Years. Safety and Health at Work, 7(2), 143–149. https://doi.org/10.1016/j.shaw.2015.12.004
  13. Hartman, E.A. (1991). Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality. N.Y., 1991
  14. Hybels, C.F., Blazer, D.G., & Proeschold-Bell, R.J. (2018). Persistent Depressive Symptoms in a Population With High Levels of Occupational Stress. Journal of Psychiatric Practice, 24(6), 399–409. https://doi.org/10.1097/pra.0000000000000337
  15. Jood, K., Karlsson, N., Medin, J., Pessah-Rasmussen, Hã., Wester, P., & Ekberg, K. (2017). The psychosocial work environment is associated with risk of stroke at working age. Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 43(4), 367–374. https://doi.org/10.5271/sjweh.3636
  16. Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., & Sedova, I.V. (2016). The role of responsibility in the emotional burnout of teachers at the initial stage of professionalization. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 26–41. (In Russ.)
  17. Lebedintseva, O.I. (2017). Relationship of emotional intelligence and professional burnout as a current issue of modern psychology. Living Psychology, 4(4), 337–346. https://doi.org/10.18334/lp.4.4.38660 (In Russ.)
  18. Leka, S. (2016). Psychosocial risk management: calamity or opportunity? Occupational Medicine, 66(2), 89–91. https://doi.org/10.1093/occmed/kqv173
  19. Litchfield, P., Cooper, C., Hancock, C., & Watt, P. (2016). Work and Wellbeing in the 21st Century. International Journal of Environmental Research and Public Health, 13(11), 1065. https://doi.org/10.3390/ijerph13111065
  20. Lopes, S.V., & Silva, M.C. da. (2018). Estresse ocupacional e fatores associados em servidores públicos de uma universidade federal do sul do Brasil. Ciência & Saúde Coletiva, 23(11), 3869–3880. https://doi.org/10.1590/1413-812320182311.28682015
  21. Maslach, C., & Jackson, S.E. (1986). The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
  22. Maslach, C., & Leiter, M.P. (2016). Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry, 15(2), 103–111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
  23. Mesters, P., Clumeck, N., Delroisse, S., Gozlan, S., Le Polain, M., Massart, A.C., & Pitchot, W. (2017). Professional fatigue syndrome (burnout). Part 2. From therapeutic management. Revue Medicale de Liege, 72(6), 301–307.
  24. Mikhailova, O.B., & Kulikova, A.S. (2016). Motivational and need states in teachers with different levels of psychoemotional burnout. Technologies of living systems, 13(7), 55–60 (In Russ.)
  25. Milman, V.E. (1990). Metod izucheniya motivatsionnoi sfery lichnosti. Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii (pp. 23–43). Moscow: MSU Publ.
  26. Orel, V.E. (2006). Syndrome of “mental burning-out” and behavior and activity style features of professional. Siberian Psychological Journal, (23), 33–39 (In Russ.)
  27. Ozhiganova, G.V. (2018). Higher moral and creative capacities and productive life activity in the learning process. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psycho-logy. Sociokinetics, 24(3), 44–48 (In Russ.)
  28. Perlman, B., & Hartman, Е.А. (1982). Burnout: Summary and Future and Research. Human Relations, 35(4), 103–109.
  29. Pines, A., & Aronson, E. (1988). Career burnout: Causes and cures. New York: Free Press.
  30. Polyakova, O.B. (2016). Resilience of psychologists and instructors with a burn-out syndrome. Izvestia of the Ural Federal University. Series 3: Social Science, 11(4), 82–91 (In Russ.)
  31. Ravalier, J.M., & Walsh, J. (2018). Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine, 68(2), 129–134. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy017
  32. Rugulies, R. (2019). What is a psychosocial work environment? Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 45(1), 1–6. https://doi.org/10.5271/sjweh.3792
  33. Schaufeli, W.B., Desart, S., & De Witte, H. (2020). Burnout Assessment Tool (BAT) – Development, Validity, and Reliability. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(24), 9495. https://doi.org/10.3390/ijerph17249495
  34. Sedova, I.V. (2014). Psychological factors of emotional burnout of teachers. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 72–76 (In Russ.)
  35. Shilova, T.A., & Ponomareva, E.A. (2016). Social interaction of participants in the educational space. Systemic Psychology and Sociology, (2), 70–78 (In Russ.)
  36. Shiryaeva, V.V. (2017). Professional burnout as a component of the professional deformation of teachers of additional education of children. Innovative projects and programs in education, (5), 22–25. (In Russ.)
  37. Thisted, C.N., Labriola, M., Vinther Nielsen, C., Kristiansen, S.T., Strøm, J., & Bjerrum, M.B. (2018). Managing employees’ depression from the employees’, co-workers’ and employers’ perspectives. An integrative review. Disability and Rehabilitation, 42(4), 445–459. https://doi.org/10.1080/09638288.2018.1499823
  38. Trubnikova, N.I. (2016). Coping-behavior of the head of an educational organization as a factor in the emotional burnout syndrome of teachers. Vestnik psikhologii i pedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, (2), 207–221. (In Russ.)
  39. Van Dierendonck, D., Schaufeli, W.B., & Sixma, H.J. (1994). Burnout among General Practitioners: A Perspective from Equity Theory. Journal of Social and Clinical Psychology, 13(1), 86–100. https://doi.org/10.1521/jscp.1994.13.1.86
  40. Vasserman, L.I., Eryshev, O.F., & Klubova, E.B. (2005). Psychological diagnostics of the life style index. Saint Petersburg: V M. Bekhterev SPbNIPNI Publ. (In Russ.)
  41. Vodopianova, N.E. (2009). Psychodiagnostics of stress. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  42. Vodopianova, N.E. (2019). Psychology of personnel management. Mental burnout. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».