Связи зависимости от социальных сетей с импульсивностью, нарциссизмом и ассертивностью у белорусских и украинских студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Зависимость от социальных сетей (ЗСС) - одна из самых массовых немедицинских зависимостей. В предшествующих исследованиях обнаружены положительные связи зависимости от социальных сетей с депрессией, тревожностью, стрессом и другими признаками психологического неблагополучия. Цель настоящего исследования - выявить и сравнить связи ЗСС с другими признаками психологического неблагополучия (импульсивностью, нарциссизмом, незащищенностью от манипуляций, низкой ассертивностью, зависимостью от смартфона и ее факторами) в группах белорусских и украинских студентов. ЗСС диагностировалась опросником ЗСС-15 В.П. Шейнова и А.С. Девицына, зависимость от смартфона - короткой версией САС-16 опросника «Шкала зависимости от смартфона» В.П. Шейнова, ассертивность - тестом ассертивности В.П. Шейнова, незащищенность от манипуляций - опросником «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий» В.П. Шейнова, импульсивность - методикой диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова, нарциссизм - опросником Е. Кот. В исследовании приняли участие 604 студента, в том числе 403 из Беларуси (77 % - девушки) и 201 - из Украины (53 % - девушки). Средний возраст - 21,5 лет (SD = 5,17). Установлены для ЗСС: общие для белорусских и украинских студентов положительные связи с импульсивностью, зависимостью от смартфона и формирующими ее факторами («Потеря контроля», «Страх отказа» и «Эйфория» пользователя), для белорусских юношей и девушек, а также украинских юношей - с нарциссизмом; отрицательная связь с ассертивностью для украинских юношей и девушек и для белорусских девушек (для последних выявлена еще и отрицательная связь с незащищенностью от манипуляций). В практическом плане установленные в исследовании связи ЗСС с рядом признаков психологического неблагополучия дают материал для разъяснительной работы с учащимися и студентами об опасности чрезмерного увлечения социальными сетями.

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2191-646X

доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства

Республика Беларусь, 220001, Минск, Московская ул., д. 15

Антон Сергеевич Девицын

Белорусский государственный университет

Email: devitsin@gmail.com
старший преподаватель, кафедра веб-технологии и компьютерного моделирования Республика Беларусь, 220030, Минск, пр-кт Независмости, д. 4

Список литературы

  1. Andreassen, C.S., Pallesen, S., & Griffiths, M.D. (2017). The relationship between addictive use of social media, narcissism, and self-esteem: Findings from a large national survey. Addictive Behaviors, 64, 287−293. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.03.006
  2. Babaeva, J.D., Voiskounsky, A.E., & Smyslova, O.V. (2000). Internet: The impact on personality. In A.E. Voiskounsky (Ed.), Research on the Internet: Humanitarian and Social Aspects (pp. 11–39). Moscow: Mozhaisk-Terra Publ. (In Russ.)
  3. Bogdan, M.S. (2014). Psychological features of communication in addicts on social networks. Psychology and Sociology: Problems of Practical Application (pp. 25–29). Kherson: Helvetica Publ. (In Ukr.)
  4. Casale, S., & Banchi, V. (2020). Narcissism and problematic social media use: A systematic literature review. Addictive Behaviors Reports, 11, 100252. https://doi.org/10.1016/j.abrep.2020.100252
  5. Choi, Y. (2018). Narcissism and social media addiction in workplace. The Journal of Asian Finance, Economics and Business, 5(2), 95–104. https://doi.org/10.13106/jafeb.2018.vol5.no2.95
  6. Chung, K.L., Morshidi, I., Yoong, L.C., & Thian, K.N. (2019). The role of the dark tetrad and impulsivity in social media addiction: Findings from Malaysia. Personality and Individual Differences, 143, 62−67. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.02.016
  7. Danko, Yu.A. (2012). Social networks as a form of modern communication: Pros and cons. Suchasne Suspіl'stvo: Polіtichnі Nauki, Sotsіologіchnі Nauki, Kul'turologіchnі Nauki, (2), 179–184. (In Ukr.)
  8. Drepa, M.I. (2010). Psychological prevention of Internet addiction in students (Ph.D. in Psychology thesis abstract). Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University. (In Russ.)
  9. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., & Manuilov, G.M. (2002). Socio-psychological diagnostics of personality and small groups development. Moscow: Institute of Psychiatry Publ. (In Russ.)
  10. Franckevich, E.T. (2014). Psychological distress as factor for safety of educational environment. NB: Psikhologiya i Psikhotekhnika, (1), 125−174. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2306-0425.2014.1.11490
  11. Grogoleva, O.Yu., & Dronova, A.A. (2016). The typology of the person of teenagers who are prone to communication in social networks. Activity and Responsibility of the Personality in the Context of Life Activity: Conference Proceedings (pp. 93–95). Omsk: Omsk State University. (In Russ.)
  12. Gu, H.J., Lee, O.S., & Hong, M.J. (2016). The relationship between SNS addiction tendency, self-assertiveness, interpersonal problems and in college students. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society, 17(4), 180−187. https://doi.org/10.5762/KAIS.2016.17.4.180
  13. Gulevich, O.A. (2008). Psychology of communication. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute. (In Russ.)
  14. Hawk, S.T., Van den Eijnden, R.J.JM., Van Lissa, C.J, & Ter Bogt, T.F.M. (2019). Narcissistic adolescents’ attention-seeking following social rejection: Links with social media disclosure, problematic social media use, and smartphone stress. Computers in Human Behavior, 92, 65–75. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.10.032
  15. Hudimova, A.Kh. (2021). Psychological well-being and social media users’ behavioral online patterns in everyday life and during COVID-19 pandemic. Insight: The Psychological Dimensions of Society, (5), 133–147. https://doi.org/10.32999/2663-970X/2021-5-9
  16. Kashif, M., Ur-Rehman, A., & Javed, M.K. (2020). Social media addiction due to coronavirus. International Journal of Medical Science in Clinical Research and Review, 3(4), 331–336.
  17. Kondrateva, L.E., & Doveiko, A.B. (2021). Internet communication “generation Z” as a basic part of communication of the younger generation in modern society. XI Ryazan Sociological Readings: Development of the Territory in the Face of Modern Challenges: Conference Proceedings (pp. 305–313). Moscow: Izd-vo Ippolitova Publ. (In Russ.)
  18. Lapidus, L.V., Gostilovich, A.O., & Omarova, Sh.A. (2020). Features of digital technologies penetration into generation Z life: Values, behavioral patterns and consumer habits of the internet generation. Public Administration. E-Journal (Russia), (83), 271–293. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10119
  19. Medvedskaya, E.I., Onufriieva, L.A., & Tavrovetska, N.I. (2020). The semantic space of the personality of adult active web-users. Insight: The Psychological Dimensions of Society, (4), 42–56. https://doi.org/10.32999/2663-970X/2020-4-3
  20. Milova, E.A. (2012). Social network effect on personality psychology. Interexpo GEO-Siberia, 1(6), 81–83. (In Russ.).
  21. O’Sullivan, A., & Hussain, Z. (2017). An exploratory study of Facebook intensity and its links to narcissism, stress, and self-esteem. Journal of Addictive Behaviors, Therapy & Rehabilitation, 6(1). http://doi.org/10.4172/2324-9005.1000161
  22. Romanuk, O.V. (2015). Networking narcissism as important resource within contemporary political technologies. Vіsnik NADU, (4), 100–106. (In Ukr.)
  23. Rozanov, V.A., & Rakhimkulova, A.S. (2017). Social networks and their influence on the psychological well-being of the individual. In V.A. Rozanov (Ed.), Psychological Wellbeing and Psychosocial Stress (pp. 185–206). Odessa: Phoenix Publ. (In Russ.)
  24. Savci, M., & Aysan, F. (2016). Relationship between impulsivity, social media usage and loneliness. Educational Process: International Journal, 5(2), 106−115. http://doi.org/10.12973/edupij.2016.52.2
  25. Seryj, A.V., & Parshinceva, A.S. (2016). On the problem of formation of dependence on social networks in adolescent schoolchildren. Problemy Pedagogiki, (9), 12–15. (In Russ.)
  26. Sheinov, V.P. (2012). The questionnaire for the evaluation of nonprotectedness from manipulative influences. Voprosy Psychologii, (4), 147–153. (In Russ.)
  27. Sheinov, V.P. (2014). On development of an assertiveness test answering requirements of reliability and validity. Voprosy Psychologii, (2), 107−116. (In Russ.)
  28. Sheinov, V.P. (2021a). Social media addiction and personality: a review of research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(3), 607–630. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-607-630
  29. Sheinov, V.P. (2021b). Short version of the questionnaire “Scale of Dependence on the Smartphone.” Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work, 6(1), 97–115. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2306-0425.2014.1.11490
  30. Sheinov, V.P., & Devitsyn, A.S. (2021a). The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire. Systems Psychology and Sociology, (2), 41–55. (In Russ.) https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
  31. Sheinov, V.P., & Devitsyn, A.S. (2021c). Factor structure of smartphone dependency model. Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology, 6(3), 174–197. (In Russ.) https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07
  32. Sheinov, V.P., & Dziavitsyn, A.S. (2021b). A three-factor model of social media addiction. Russian Psychological Journal, 18(3), 145–158. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.10
  33. Shejnov, V.P., Blinova, E.E., & Devicyn, A.S. (2021). Smartphone addiction: Connections and properties in Belarusian and Ukrainian societies. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work, 6(4), 4–32. (In Russ.) https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_001
  34. Shejnov, V.P., Tavrovetskaya, N.I., & Dziavitsyn, A.S. (2021). Addiction of personality to social networks in Belarusian and Ukrainian societies. Vestsі BDPU. Seryya 1. Pedagogіka. Psіkhalogіya. Fіlalogіya, (3), 46–54. (In Russ.)
  35. Shin, M., Lee, J., Chyung, Y.J., Kim, P.W., & Jung, S.Y. (2016). Integrating psychosocial and cognitive predictors of social networking service addiction tendency using structural equation modeling. Psychologia, 59(4), 182–201. https://doi.org/10.2117/psysoc.2016.182
  36. Sindermann, C., Elhai, J.D., & Montag, C. (2020). Predicting tendencies towards the disordered use of Facebook’s social media platforms: On the role of personality, impulsivity, and social anxiety. Psychiatry Research, 285, 112793. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112793
  37. Soldatova, G.U., & Teslavskaya, O.I. (2018). Interpersonal relations of Russian adolescents in social networks. National Psychological Journal, (3), 12–22. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2018.0302
  38. Voiskounsky, A.E. (2014). Social perception while social networking. Moscow University Psychology Bulletin, (2), 90–104. (In Russ.)
  39. Zaretskaya, O.V. (2017). Computer and Internet addiction: Analysis and classification of approaches. Psychological-Educational Studies, 9(2), 145–165. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090213
  40. Zotova, D.V., & Rozanov, V.A. (2020). Pathological use and dependence on social networks – analysis from the position of phenomenology of addictive behavior. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 10(2), 158–183. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.204

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».