Нейронные основы усвоения слов в контексте в разных возрастных группах: обзор зарубежных исследований
- Авторы: Норкина М.В.1
-
Учреждения:
- Научно-технологический университет «Сириус»
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 910-926
- Раздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326293
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-910-926
- EDN: https://elibrary.ru/HGWHLI
- ID: 326293
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Контекст играет ключевую роль при чтении и усвоении новых слов, предоставляя важные подсказки для понимания значения новых слов. Дети активно используют слова для описания окружающего мира. По мере расширения словарного запаса они уточняют значения слов, опираясь на контекст. Значение контекста особенно важно в процессе изучения новых слов в школе и в подростковом возрасте, когда чтение становится ключевой частью образовательной программы. Взрослые также полагаются на контекстные подсказки для понимания незнакомых слов, особенно в профессиональной среде. Рассмотрены современные исследования с применением ЭЭГ, изучающие нейронную активность, лежащую в основе усвоения слов в различных контекстах. Цель обзора - определить методы, используемые в экспериментах для оценки усвоения слов в контексте, а также описать различия и сходства нейрональных маркеров в разных возрастных группах. В большинстве проанализированных работ исследовались выборки взрослых, в нескольких работах рассмотрен детский возраст, и только в одной работе - подростковый возраст. В обзоре рассмотрены парадигмы изучения слов в различных контекстах: слабо-, средне- и сильно ограничивающем контексте, несвязанном и содержательном контексте, а также эпизодическом контексте. Среди электрофизиологических маркеров в рассмотренных исследованиях изучены компоненты N400, P200 и N300, а также проанализированы тета-, альфа- и низкие бета-диапазоны с целью изучения быстрых нейронных реакций во время изучения новых слов.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Владимировна Норкина
Научно-технологический университет «Сириус»
Автор, ответственный за переписку.
Email: norkina.marina.v@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0359-9453
SPIN-код: 5415-6470
младший научный сотрудник
Россия, Краснодарский край, пгт Сириус, 354340, проспект Олимпийский, д. 1Список литературы
- Abel, A. D., Schneider, J., & Maguire, M. J. (2017). N400 response indexes word learning from linguistic context in children. Language Learning and Development, 14(1), 61-71. https://doi.org/10.1080/15475441.2017.1362347
- Abel, A. D., Sharp, B. J., & Konja, C. (2020). Investigating implicit and explicit word learning in school-age children using a combined behavioral-event related potential (ERP) approach. Developmental Neuropsychology, 45(1), 27-38. https://doi.org/10.1080/87565641.2019.1709465
- Ahmed, Y., Francis, D. J., York, M., Fletcher, J. M., Barnes, M., & Kulesz, P. (2016). Validation of the direct and inferential mediation (DIME) model of reading comprehension in grades 7 through 12. Contemporary Educational Psychology, 44-45, 68-82. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2016.02.002
- Anglin, J. M. (1993). Knowing versus learning words. Monographs of the Society for Research in Child Development, 58(10), 176-186. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.1993.tb00377.x
- Bastiaansen, M., & Hagoort, P. (2006). Oscillatory neuronal dynamics during language comprehension. Progress in Brain Research, 159, 179-196. https://doi.org/10.1016/S0079-6123(06)59012-0
- Bastiaansen, M., Magyari, L., & Hagoort, P. (2010). Syntactic unification operations are reflected in oscillatory dynamics during on-line sentence comprehension. Journal of Cognitive Neuroscience, 22(7), 1333-1347. https://doi.org/10.1162/jocn.2009.21283
- Batterink, L., & Neville, H. (2011). Implicit and explicit mechanisms of word learning in a narrative context: An event-related potential study. Journal of Cognitive Neuroscience, 23(11), 3181-3196. https://doi.org/10.1162/jocn_a_00013
- Borovsky, A., Elman, J. L., & Fernald, A. (2012). Knowing a lot for one’s age: Vocabulary skill and not age is associated with anticipatory incremental sentence interpretation in children and adults. Journal of Experimental Child Psychology, 112(4), 417-436. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2012.01.005
- Borovsky, A., Elman, J., & Kutas, M. (2010). Semantic integration of novel word meanings after a single exposure in context. Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society, 32, 1307-1312.
- Borovsky, A., Kutas, M., & Elman, J. L. (2013). Getting it right: Word learning across the hemispheres. Neuropsychologia, 51(5), 825-837. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2013.01.027
- Cromley, J. G., & Azevedo, R. (2007). Testing and refining the direct and inferential mediation model of reading comprehension. Journal of Educational Psychology, 99(2), 311-325. https://doi.org/10.1037/0022-0663.99.2.311
- Federmeier, K. D. (2007). Thinking ahead: The role and roots of prediction in language comp-rehension. Psychophysiology, 44(4), 491-505. https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.2007.00531.x
- Frishkoff, G. A., Perfetti, C. A., & Collins-Thompson, K. (2010). Lexical quality in the brain: ERP evidence for robust word learning from context. Developmental Neuropsychology, 35(4), 376-403. https://doi.org/10.1080/87565641.2010.480915
- Frishkoff, G. A., Perfetti, C. A., & Collins-Thompson, K. (2011). Predicting robust vocabulary growth from measures of incremental learning. Scientific Studies of Reading, 15(1), 71-91. https://doi.org/10.1080/10888438.2011.539076
- Gao, Z.-K., Cai, Q., Yang, Y.-X., Dong, N., & Zhang, S.-S. (2017). Visibility graph from adaptive optimal kernel time-frequency representation for classification of epileptiform EEG. International Journal of Neural Systems, 27(04), 1750005. https://doi.org/10.1142/S0129065717500058
- Hald, L. A., Bastiaansen, M. C. M., & Hagoort, P. (2006). EEG theta and gamma responses to semantic violations in online sentence processing. Brain and Language, 96(1), 90-105. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2005.06.007
- Hanslmayr, S., Staudigl, T., & Fellner, M.-C. (2012). Oscillatory power decreases and long-term memory: the information via desynchronization hypothesis. Frontiers in Human Neuroscience, 6, 74. https://doi.org/10.3389/fnhum.2012.00074
- Huettig, F., & Mani, N. (2015). Is prediction necessary to understand language? Probably not. Language, Cognition and Neuroscience, 31(1), 19-31. https://doi.org/10.1080/23273798.2015.1072223
- Kaan, E. (2023). The neurocognition of prediction in second language processing and learning. The Routledge Handbook of Second Language Acquisition and Neurolinguistics (pp. 329-340). N.Y.: Taylor & Francis. https://doi.org/10.4324/9781003190912-31
- Klimesch, W. (2012). Alpha-band oscillations, attention, and controlled access to stored information. Trends in Cognitive Sciences, 16(12), 606-617. https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.10.007
- Kutas, M., DeLong, K. A., & Smith, N. J. (2011). A look around at what lies ahead: Prediction and predictability in language processing. In Bar, M. (Ed.). Predictions in the Brain: Using our Past to Generate a Future (pp. 190-207). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195395518.003.0065
- Mani, N., & Huettig, F. (2012). Prediction during language processing is a piece of cake - But only for skilled producers. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 38(4), 843-847. https://doi.org/10.1037/a0029284
- Markman, E. M., & Wachtel, G. F. (1988). Children's use of mutual exclusivity to constrain the meanings of words. Cognitive Psychology, 20(2), 121-157. https://doi.org/10.1016/0010-0285(88)90017-5
- Mestres-Missé, A., Càmara, E., Rodriguez-Fornells, A., Rotte, M., & Münte, T. F. (2008). Functional neuroanatomy of meaning acquisition from context. Journal of Cognitive Neuroscience, 20(12), 2153-2166. https://doi.org/10.1162/jocn.2008.20150
- Mestres-Missé, A., Rodriguez-Fornells, A., & Münte, T. F. (2007). Watching the brain during meaning acquisition. Cerebral Cortex, 17(8), 1858-1866. https://doi.org/10.1093/cercor/bhl094
- Momsen, J. P., & Abel, A. D. (2022). Neural oscillations reflect meaning identi- fication for novel words in context. Neurobiology of Language, 3(1), 132-148. https://doi.org/10.1162/nol_a_00052
- Momsen, J., Schneider, J. M., & Abel, A. D. (2022). Developmental differences in EEG oscillations supporting the identification of novel word meaning from context. Developmental Cognitive Neuroscience, 58, 101185. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2022.101185
- Piai, V., Roelofs, A., & Maris, E. (2014). Oscillatory brain responses in spoken word production reflect lexical frequency and sentential constraint. Neuropsychologia, 53, 146-156. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2013.11.014
- Pickering, M. J., & Gambi, C. (2018). Predicting while comprehending language: A theory and review. Psychological Bulletin, 144(10), 1002-1044. https://doi.org/10.1037/bul0000158
- Rabagliati, H., Gambi, C., & Pickering, M. J. (2015). Learning to predict or predicting to learn? Language, Cognition and Neuroscience, 31(1), 94-105. https://doi.org/10.1080/23273798.2015.1077979
- Ralph, Y. K., Schneider, J. M., Abel, A. D., & Maguire, M. J. (2020). Using the N400 event-related potential to study word learning from context in children from low-and higher-socioeconomic status homes. Journal of Experimental Child Psychology, 191, 104758. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2019.104758
- Reber, P. J. (2013). The neural basis of implicit learning and memory: A review of neuropsychological and neuroimaging research. Neuropsychologia, 51(10), 2026-2042. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2013.06.019
- Segalowitz, S. J., & Zheng, X. (2009). An ERP study of category priming: Evidence of early lexical semantic access. Biological Psychology, 80(1), 122-129. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2008.04.009
- Schneider, J. M., & Maguire, M. J. (2018). Identifying the relationship between oscillatory dynamics and event-related responses. International Journal of Psychophysiology, 133, 182-192. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.002
- Shtyrov, Y. (2012). Neural bases of rapid word learning. The Neuroscientist, 18(4), 312-319. https://doi.org/10.1177/1073858411420299
- Vergilova, Y., Jachmann, T.K., Mani, N., & Kray, J. (2022). Age-related differences in expectation-based novel word learning. Psychophysiology, 59(8). https://doi.org/10.1111/psyp.14030
- Zhang, M., Ding, J., Li, X., & Yang, Y. (2018). The impact of variety of episodic contexts on the integration of novel words into semantic network. Language, Cognition and Neuroscience, 34(2), 214-238. https://doi.org/10.1080/23273798.2018.1522446
- Walsh, K. S., McGovern, D. P., Clark, A., & O'Connell, R. G. (2020). Evaluating the neurophysiological evidence for predictive processing as a model of perception. Annals of the New York Academy of Sciences, 1464(1), 242-268. https://doi.org/10.1111/nyas.14321
- Weiss, S., & Mueller, H. M. (2012). “Too many betas do not spoil the broth”: the role of beta brain oscillations in language processing. Frontiers in Psychology, 3, 201. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00201
Дополнительные файлы
