Влияние популярной медиакультуры на выбор игрушек: мнения родителей, воспитателей и детей-дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная медиакультура во многом определяет содержание детской субкультуры и интересы детей, в том числе и в игрушках. Появились и стали очень популярными так называемые медийные игрушки (transmedia storytelling toys), имеющие образ героя мультфильма, фильма, компьютерной игры. Представлены результаты исследования, проведенного осенью 2023 г. Центром междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета с целью определения влияния популярной медиакультуры на выбор игрушек по мнению родителей, воспитателей и самих дошкольников. В опросе с использованием Гугл Форм, размещенных в социальных сетях, приняли участие родители детей 5-7 лет ( N = 215) и воспитатели старшей и подготовительных групп детского сада ( N = 43). Дополнительно была проведена очная формализованная беседа с детьми 5-8 лет ( N = 57). Полученные результаты позволяют говорить о популярности медийных игрушек у современных дошкольников. Практически у каждого ребенка, участвовавшего в исследовании, есть такая игрушка, но чаще всего она не является любимой. По мнению педагогов и родителей, популярность медийных игрушек привязана к популярности медиаконтента и определяется симпатией ребенка к данному персонажу. Смена популярного медиаконтента влечет за собой смену предпочитаемых детьми медийных игрушек. У родителей преобладает негативное отношение к такого рода игрушкам, так как многие из них обладают характеристиками, не отвечающими традиционным эстетическим и этическим представлениям (например, игрушки-монстры). Воспитатели в основном рассматривают данные игрушки как игровые предметы и выделяют как их положительные, так и отрицательные свойства. Результаты исследования могут быть полезны педагогам дошкольного образования, родителям дошкольников в вопросах формирования информационного контента для детей и приобретения игрушек.

Об авторах

Екатерина Евгеньевна Клопотова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: klopotovaee@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1975-318X
SPIN-код: 2129-1654

кандидат психологических наук, доцент факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

Светлана Юрьевна Смирнова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: smirnovasy@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8579-4908
SPIN-код: 2218-2162

научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований современного детства

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

Список литературы

  1. Aşar, E. (2014). Keşfedilen çocuk, iletişim teknolojileriyle yitip giden çocukluk ve çocuk kültürü. İletişim ve Diplomasi-Dergisi, 2(3), 83–94.
  2. Dostál, J. (2015). Traditional toy and its significance to a child. Turkish Online Journal of Educational Technology, (Special Issue for INTE 2015), 709–716.
  3. Gavrilova, М.N., & Sukhikh, V.L. (2024). How do children choose toys and are these choices associated with developmental outcomes? Lomonosov Psychology Journal, 47(2), 292–315. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/LPJ-24-25
  4. Gulden, T. (2016). Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics. International Journal of Play, 5(1), 77–92. https://doi.org//10.1080/21594937.2016.1147289
  5. Elkonin, D.B. Psychology of the play (1999). Moscow: VLADOS Publ. (In Russ.).
  6. Elkoninova, L.I., & Kryzhov, P.A. (2022). Psychological assessment of a doll within the framework of Cultural-Historical Psychology: Possibilities and limitations. Cultural-Historical Psychology, 18(3), 41–50. https://doi.org/10.17759/chp.2022180305
  7. Kharitonova, S.V. (2021). Media for children: terminological frameworks and research paradigms. Philology & Human, (4), 49–62.
  8. Hashmi, S., Vanderwert, R. E., Paine, A. L., & Gerson, S. A. (2022). Doll play prompts social thinking and social talking: Representations of internal state language in the brain. Developmental Science, 25(2), e13163. https://doi.org/10.1111/desc.13163
  9. Kalliala, M. (1999). Enkeliprinsessa ja itsari liukumäessä. Leikkikulttuuri ja yhteiskunnan muutos. Helsinki: Gaudeamus Oy, Yliopistokustannus University Press Finland.
  10. Klopotova, E.E., Samkova, I.A., Jaglovskaya, E.K., & Smirnova, S.Yu. (2022). Peculiarities of older preschoolers’ role behavior in play with different plot content. Voprosy Psychologii, (5), 32–44. (in Russ.).
  11. Klopotova, E.E., Smirnova, S.Y., Tokarchuk, Y.A., & Rubtsova, O.V. (2023). Preschoolers’ perception of monster toys (on the example of Huggy Wuggy). Psychological Science and Education, 28(1), 85–96. (In Russ.). http://doi.org/10.17759/pse.2023280104
  12. Lazarević, M., & Malović, M. (2021). Praksa kupovine dečijih igračaka iz ugla odraslih. Research in Pedagogy, 11(1), 278–296. https://doi.org/10.5937/IstrPed2101278L
  13. Marsh, J. (2014). The relationship between online and offline play: Friendship and exclusion. In Burn, A. (Ed.), Children’s games in the New Media Age: Childlore, media and the playground (pp. 109–312). Farnham: Ashgate Publishing.
  14. Marsh, J. (2016). ‘Unboxing’ videos: Co-construction of the child as cyberflâneur. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 37(3), 369–380. https://doi.org/10.1080/01596306.2015.1041457
  15. Marsh, J., & Bishop, J.C. (2014). Changing play: Play, media and commercial culture from the 1950s to the present day. McGrawHill: Open University Press.
  16. Mertala, P., Karikosk, H., Tähtinen, L., & Sarenius, V. (2016). The value of toys: 6–8-year-old children’s toy preferences and the functional analysis of popular toys. International Journal of Play, 5(1), 11–27. https://doi.org/10.1080/21594937.2016.1147291
  17. Nelson, A. (2011). Playing as a mediated action. The gender aspect. Psychological Science and Education, (2), 93–101. (In Russ.).
  18. Novikova, E.S. (2021). Analysis of children’s toys as a method for predicting the future generation. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 27(3), 236–252. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-3-236-252
  19. Polivanova, K.N., Sazonova, E.V., & Shakarova, M.A. (2013). What can reading and playing tell about modern children? Issues of education, (4), 283–299. (In Russ.).
  20. Puroila, A-M., & Estola, E. (2012). Lapsen hyvä elämä? Päiväkotiarjen pienten kertomusten äärellä. [A good life of a child? The small stories of daycare-children]. Journal of Early Childhood Education Research, 1(1), 22–43.
  21. Romanova, A.L. (2008). Character toy as socio-cultural values carrier: Comparative analysis of Soviet and modern toys. Psychological Science and Education, 13(3), 91–98. (in Russ.).
  22. Ryabkova, I.A., Sheina, E.G., & Smirnova, S.Yu. (2021). Children’s toy in modern psycholo­gical research. Voprosy Psychologii, 67(5), 147–156. (In Russ.).
  23. Semiz, М. (2022). Toys as artifacts of the material culture of children and childhood: Implications for future research. TEME, 46(2), 399–416. https://doi.org/10.22190/TEME210410025S
  24. Smirnova, E.O. (2019). The specifics of modern preschool childhood. National Psychological Journal, 2(2), 25–32. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205
  25. Smirnova, E.O., Salmina, N.G., & Tikhanova, I.G. (2008). Psychological expertise of a toy. Psychological Science and Education, (3), 5–18. (In Russ.).
  26. Smirnova, E.O., & Sokolova, M.V. (2016). History of European and national toys. Journal of Modern Foreign Psychology, 5(1), 32–38. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050104
  27. Smirnova, E.O., Sokolova, M.V., Smirnova S.Yu., & Orlova I.A. (2016). What children see and don’t see in Monster High dolls. Preschool Education Today. Theory and Practice, (2), 34–43. (In Russ.).
  28. Smirnova, E.O., Sokolova, M.V., & Sheina, E.G. (2012). Investigation of toy phenomenon in western psychology. Journal of Modern Foreign Psychology, 1(3), 26–39. (In Russ.).
  29. Smith, P.K. (2010). Children and play. Chichester: Wiley Blackwell.
  30. Sobkin, V.S., & Skobeltsyna, K.N. (2011). Game preferences of modern preschoolers (based on survey among parents). Psychological Science and Education, (2), 56–67. (In Russ.).
  31. Sokolova, M.V., & Mazurova, M.V. (2015). Characters of modern animated series in games and toys of preschool children. Cultural-Historical Psychology, 11(2), 80–85. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2015110208
  32. Sutton-Smith, B. (1986). Toys as Culture. N.-Y.: Gardner Press.
  33. Vasquez, V.M. (2005). Resistance, power-tricky and colorless energy. In Marsh, J. (Ed.), Popular culture, new media and digital literacy in early childhood (201–217 pp.). London: Routledge.
  34. Vuković, M (2012). Stavovi roditelja o dečjoj igri i igračkama i njihova očekivanja. Master’s Thesis. Novi Sad: Filozofski fakultet Univerzitet u Novom Sadu.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».