НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА
- Авторы: Бочарова Е.Е.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 14, № 1 (2017)
- Страницы: 52-63
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347516
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-52-63
- ID: 347516
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены данные эмпирического исследования нравственного самоопределения, выполненного на выборке старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратове (n = 142) Показано, что старшеклассникам не безразлична нравственная оценка их поступков окружающими. Представления о значимости морали и нравственности у старшеклассников связаны с обязательным и взаимным соблюдением нравственных норм на фоне выраженности их рельефной дифференциации по отношению «свои» - «другие», что в целом свидетельствует о доминировании группоцентрической направленности. Установлено, что в этическом поведении, реализуя нравственные нормы в поведении, старшеклассники испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности. Выявлена низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов, которая объясняется слабой дифференциацией нравственных норм, следствием которой является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке тренинговых программ развития нравственной сферы личности, а также превентивных программ снижения риска деструктивного поведения юношества.
Об авторах
Елена Евгеньевна Бочарова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: BocharovaEE@sgu.ru
ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012
Список литературы
- Arendachuk I. V. (2016) The Relationship of Moral Self-Determination and Values of the Person. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (3), 49 - 52. (In Russ.).
- Asmolov A. G., & Gusel'tseva M. S. (2016) Education as a Potential Resource of Society Modernization. Educational Policy, 2 (72), 3 - 18. (In Russ.).
- Bocharova E. E. (2016) Moral Orientation and Subjective Well-Being of Young People from Different Ethnic Groups. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 5 (2), 143-151. doi: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-322-329 (In Russ.).
- Gruzkov V. N., & Gruzkov I. V. (2012) The spiritual and moral bases of professional work of the teacher in the education system. Education and Culture, 3 (6), 121-125. (In Russ.).
- Kudinov S.I., & Belousova S.S. (2016) Study of spiritual and ethical self-awareness of the teacher personality. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 1 (24), 81- 86. (In Russ.).
- Kupreychenko A. B., & Vorob'eva A. E. (2013) Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi. Мoscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
- Nikolaev A. N. (2016) Special features of patriotism of graduating students of universities of physical. Bulletin of the Pskov State University. Series: Psycho-pedagogical science, (3), 168 - 174. (In Russ.).
- Slavinskaya I. S., Nasledov A. D., & Dvoretskaya M. Ya. (2015) Development of the diagnostic method of moral orientations. Modern Research of Social Problems, (1). Available at: http://dx.doi.org/ 10.12731/2218-7405-2015-1-37 (accessed: 12 December 2016).
- Volovikova M. I. (2004) Predstavleniya russkikh o nravstvennom ideale. М.: Institut psikhologii RAN, 312. (In Russ.).
- Vorobyeva A. E. (2014) Moral Self-Determination of Psychologists, Economists and Advertising Creators at the Early Stages of Professional Development. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 3 (4), 346 - 348. (In Russ.).
- Vorobyeva A. E. (2016) Moral Self-Determination of young people of Different Professions. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 5 (2). 136 - 143. doi: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-136-143. (In Russ.).
- Zhuravlev A.L., & Kupreychenko A.B. (2003) Nravstvenno-psikhologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy activnosti. Мoscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
- Zhuravlev A. L., & Yurevich A. V. (2012) Nravstvennye problemy sovremennoy Rossii. In Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. (Eds.). Nravstvennost' sovremennogo rossiyskogo obshchestva: psikhologicheskiy analiz (pp. 5-21). Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
Дополнительные файлы

