Аспекты модернизации информационной системы класса ITSM в компаниях разработчиках программного обеспечения: микросервисная архитектура поискового модуля системы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается проблема практической модернизации системы управления ИТ-службой в компаниях разработчиках программного обеспечения. Данная проблема в последнее время широко рассматривается в работах мировых ученых [1–5; 13–15]. Для изучения потребностей модернизации, приведены типовые схемы бизнес-процессов компании разработчика (BPMN 2.0). На основании проведенного анализа бизнес-процессов и выявленных в них недостатках, разрабатываются и приводятся в схематическом виде компоненты архитектурного микросервисного решения по модернизации в области обработки инцидентов. В результате получена микросервисная архитектура поискового модуля ITSM-системы, которая в статье приведена в виде модели с пояснениями. В качестве развития исследования планируется проведение опытных испытаний разработанной архитектуры при решении ряда прикладных задач с последующей оценкой полученных результатов. Предложенный вариант модернизации отличается универсальностью и может быть рассмотрен в качестве решения в каждом кейсе использования ITSM в производственном предприятии. Статья будет полезна для IT-специалистов, внедряющих и обслуживающих ITSM-системы.

Об авторах

Михаил Вячеславович Смирнов

МИРЭА – Российский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhaelsmirnov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5018-2963
SPIN-код: 4990-7320

кандидат экономических наук; доцент, кафедра КБ-9

Россия, Москва

Евгений Сергеевич Митяков

МИРЭА – Российский технологический университет

Email: mityakov@mirea.ru
ORCID iD: 0000-0001-6579-0988
SPIN-код: 5691-8947

доктор экономических наук, профессор, кафедра КБ-9

Россия, Москва

Антон Геннадьевич Махов

ООО «НетКрэкер»

Email: antonmahov@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-0107-6293

инженер-программист

Россия, Москва

Список литературы

  1. Iden J., Eikebrokk T.R. Implementing IT Service Management: A systematic literature review // International Journal of Information Management. 2013. No. 33. Pp. 512–523. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2013.01.004.
  2. MacLean D., Titah R. Implementation and impacts of IT Service Management in the IT function // International Journal of Information Management. 2023. No. 70 (3). P. 102628. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2023.102628.
  3. Al-Hawari F., Barham H. A machine learning based help desk system for IT service management // Journal of King Saud University. Computer and Information Sciences. 2021. Vol. 33. No. 6. Pp. 702–718. doi: 10.1016/j.jksuci.2019.04.001.
  4. Sardjono W., Legowo N., Fairuszabadi A. Leveraging IT service management to enhance helpdesk service quality in handling consumer complaints // Journal of Logistics, Informatics and Service Science. 2024. Vol. 11. No. 4. Pp. 299–312. doi: 10.33168/JLISS.2024.0418.
  5. Sarwar M.I., Abbas Q., Alyas T. et al. Digital transformation of public sector governance with IT service management – a pilot study // IEEE Access. 2023. Vol. 11. Pp. 6490–6512. doi: 10.1109/ACCESS.2023.3237550.
  6. Grishaeva S.A. Development and implementation of service management system in IT-company for compliance with international standard ISO/IEC 20000-1:2018 // International Conference on Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&QM&IS). 2022. Pp. 151–154. doi: 10.1109/ITQMIS56172.2022.9976802.
  7. Сорока Е.Г. К вопросу о внедрении концепции ITIL/ITSM в Российской IT-отрасли // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. Т. 12. № 4. С. 75–79.
  8. Анисифоров А.Б. Важнейшие проблемы, возникающие в ходе цифровой трансформации предприятий, и подходы к их решению // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 3. С. 38–47. doi: 10.17586/2310-1172-2024-17-3-38-48.
  9. Сазанова Л.А. Разработка и анализ модели бизнес-процесса управления инцидентами с использованием средств IDEF-моделирования // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023. Т. 11. № 3. С. 75–79. doi: 10.26102/2310-6018/2023.42.3.002.
  10. Голубь И.С., Глаголев В.А. Сравнение инструмента CI/CD двух сервисов JENKINS и GILAB // Постулат. 2021. № 2 (64). EDN: TBDZEU.
  11. Тармосина А.С., Пчелинцев А.Н. Внедрение системы контроля версий GIT-компании // Синергия наук. 2017. № 18. С. 390–395. EDN: ZXQQTF.
  12. Феоктистов И.А. Совершенствование управления приложениями в Kubernetes: возможности и стратегии Deployment // Актуальные исследования. 2023. № 25 (155). С. 39–44. URL: https://apni.ru/article/6587-sovershenstvovanie-upravleniya-prilozheniyami.
  13. Микрюков А.А., Куулар А.В. Разработка модели управления инцидентами в информационной системе предприятия на основе трехуровневой архитектуры с использованием ключевых (релевантных) метрик // Открытое образование. 2020. № 24 (3). С. 78–86. doi: 10.21686/1818-4243-2020-3-78-86.
  14. Блинникова А.В., Нестерова Ю.О. Управление инцидентами в ITSM с использованием искусственного интеллекта // Стратегии и инновации. Вестник университета. 2020. № 6. С. 36–40. doi: 10.26425/1816-4277-2020-6-36-40.
  15. Стерлягов С.П., Безматерных Н.А. Совершенствование деятельности отдела информационных технологий налоговой инспекции на основе методологии itsm/itil // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 3. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/116EVN317.pdf

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Жизненный цикл инцидента

Скачать (90KB)
3. Рис. 2. Бизнес-процесс «Управление инцидентами. Прием заявок и организации команды инцидента. Эскалация инцидента»

Скачать (236KB)
4. Рис. 3. Бизнес-процесс «Управление инцидентами. Воспроизводство инцидента»

Скачать (165KB)
5. Рис. 4. Бизнес-процесс «Управление инцидентами. Решение инцидента. Рецензирование инцидента»

Скачать (227KB)
6. Рис. 5. Схема взаимодействия микросервисов разрабатываемого модуля и внешних систем

Скачать (287KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».