Генезис социологии медиапространства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социология медийного пространства (медиапространства) - новое и не устоявшееся социологическое направление, как и базовая отрасль социологического знания - социология пространства. Если предметом исследования социологии пространства является природная структура, в которой формируются общественные связи и отношения, то социология медиапространства рассматривает его как часть социального пространства, но не как некую протяженность, а как метафору. Природная протяженность превращается в социальное пространство, когда в нем размещаются люди и начинают им пользоваться. На пространство накладываются социальные границы и смыслы, превращающие его в социальный феномен. Хотя социология медиапространства все еще находится в стадии становления, нет никаких сомнений в том, что средства массовой информации (СМИ), размещая сообщения в социальном пространстве, внесли значительный вклад в развитие общественных связей и отношений, а также социологической науки. Медиапространство - это платформа, на основе которой осуществляются коммуникации в обществе, ключ к его развитию и позитивному влиянию на жизнь личностей, групп и организаций. Все социальное расположено в пространственно-временном континууме, и социологический подход к теории сетевого медиапространства основан на предположении, что существует устойчивая связь между сетевыми медиакоммуникациями и социальными изменениями. Становление социологии медиапространства происходит не путем «отпочкования» от социологии пространства: развивающееся медийное пространство, изучаемое с помощью социологических методов, проявляется в своих социальных координатах - так расширяется социологическое знание, которое рассматривает не только различные аспекты размещения социального в пространстве, но и особенности формирования специальных контентов и их прохождения по информационной цепи, созданной посредством конвергенции различных СМИ и разных способов распространения информации.

Об авторах

Феликс Изосимович Шарков

Московский государственный институт международных отношений; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharkov_felix@mail.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики и заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия; просп. Вернадского, 84, Москва, 119606, Россия

Владимир Владимирович Силкин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: vv.silkin@igsu.ru

доктор политических наук, декан факультета журналистики Института государственной службы и управления

просп. Вернадского, 84, Москва, 119606, Россия

Список литературы

  1. Feik-nyus: masshtab problemy [Fake news: The scale of the problem]. 18.04.2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9660. (In Russ.).
  2. Buzin V.N. Gumanizatsiya sotsiuma kak imperativ upravleniya mediaprostrastvom [Humanization of society as an imperative of media space management]. Communicology. 2020; 8 (2). (In Russ.).
  3. Bourdieu P. Sotsiologiya politiki [Political Sociology]. Sost., obshch. red. i predisl. N.A. Shmatko. Moscow; 1993. (In Russ.).
  4. Bourdieu P. Sotsiologiya sotsialnogo prostranstva [Sociology of Social Space]. Moscow–Saint Petersburg; 2007. (In Russ.).
  5. Butusov A.V. Sotsialnye seti kak instrument politicheskogo protivoborstva i informatsionnykh voyn [Social networks as a means of political confrontation and information wars]. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Seriya: Obshchestvennye Nauki. 2018; 13. (In Russ.).
  6. Kulikov S.B. Diskretizatsiya sotsialnogo prostranstva i paradigmy v sotsiologii [Discretization of social space and paradigms in sociology]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014; 9. (In Russ.).
  7. Mir 2035. Globalny prognoz [The World of 2035. Global Forecast]. Pod red. A.A. Dynkina. Moscow; 2017. (In Russ.).
  8. Mogilevskaya G.I. Informatsionnaya voyna v sotsialnykh setyakh [Information war in social networks]. Molodoy Ucheny. 2015; 15. (In Russ.).
  9. Muzykant V.L., Muzykant P.V. Sotsialnoe izmerenie sovremennogo mediapro-stranstva i ego kontenta [The social dimension of modern media space and its content]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 1. (In Russ.).
  10. Nitsevich V.F. Tsifrovaya sotsiologiya: teoretiko-metodologicheskie istoki i osnovaniya [Digital sociology: Theoretical-methodological origins and foundations]. Tsifrovaya Sotsiologiya. 2018; 1. (In Russ.).
  11. Sistemny monitoring globalnykh i regionalnykh riskov: Arabsky mir posle Arabskoy vesny [System Monitoring of Global and Regional Risks: The Arab World after the Arab Spring]. Otv. red. A.V. Korotaev, L.M. Isaev, A.R. Shishkina. Moscow; 2013. (In Russ.).
  12. Tönnies F. Obshchnost i obshchestvo: Osnovnye ponyatiya chistoy sotsiologii [Community and Society: Basic Concepts of Pure Sociology]. Moscow–Saint Petersburg; 2002. (In Russ.).
  13. Toffler A. Tretiya volna [The Third Wave]. Moscow; 2010. (In Russ.).
  14. Filippov A.F. Prikladnaya sotsiologiya prostranstva [Applied sociology of space]. Sotsiologicheskoe Obozrenie. 2009; 8 (3). (In Russ.).
  15. Filippov A.F. Sotsiologiya prostranstva [Sociology of Space]. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
  16. Filosofiya i metodologiya nauki (ponyatiya, kategorii, problemy, shkoly, napravleniya) [Philosophy and Methodology of Science (Concepts, Categories, Issues, Schools, Directions). Terminologichesky slovar-spravochnik. Moscow; 2017. (In Russ.).
  17. Sharkov F.I. Kommunikologiya [Communicology]. Entsiklopedichesky slovar-spravochnik. Moscow; 2009. (In Russ.).
  18. Sharkov F.I. Chetvertaya volna (interaktivnye elektronnye kommunikatsii) [The Fourth Wave (Interactive Digital Communications)]. Moscow; 2005. (In Russ.).
  19. Yudina E.N. Mediaprostranstvo kak kulturnaya i sotsialnaya sistema [Media Space as a Cultural and Social System]. Moscow; 2005. (In Russ.).
  20. Barnes J.A. Class and committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations. 1954; 7.
  21. Bustillos J. The Digital Divide. Neoliberal Imperatives and Education. S. Isaacs (Ed.). London–New York; 2017.
  22. Ciacu Grasu N. The impact of new media on society. URL: https://www.researchgate.net/ publication/215489586_The_impact_of_new_media_on_society.
  23. Hakim Khalid Mehraj, Akhtar Neyaz Bhat, Hakeem Rameez Mehra. Impacts of media on society: A sociological perspective. International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2014; 3 (6).
  24. Herbert J.G. The Sociology of Space: A Use-Centered View. New York; 2002.
  25. Fearon D. Georg Simmel. The Sociology of Space. URL: https://escholarship.org/uc/item/ 7s73860q.
  26. Kravchenko S.A. Sociology on the move: The demand for the humanistic digital turn. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (3).
  27. Lefebvre H. The Production of Space. Oxford; 1991.
  28. Marres N. Digital Sociology. The Reinvention of Social Research. Cambridge; 2017.
  29. Mosco V. Becoming Digital. Toward a Post-Internet Society. Bingley; 2017.
  30. Vanderberg W.H. Our Batter for the Human Spirit: Scientific Knowing, Technical Doing, and Daily Living. Toronto; 2016.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».