Генезис социологии медиапространства
- Авторы: Шарков Ф.И.1,2, Силкин В.В.2
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 21, № 3 (2021)
- Страницы: 557-566
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322699
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566
- ID: 322699
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социология медийного пространства (медиапространства) - новое и не устоявшееся социологическое направление, как и базовая отрасль социологического знания - социология пространства. Если предметом исследования социологии пространства является природная структура, в которой формируются общественные связи и отношения, то социология медиапространства рассматривает его как часть социального пространства, но не как некую протяженность, а как метафору. Природная протяженность превращается в социальное пространство, когда в нем размещаются люди и начинают им пользоваться. На пространство накладываются социальные границы и смыслы, превращающие его в социальный феномен. Хотя социология медиапространства все еще находится в стадии становления, нет никаких сомнений в том, что средства массовой информации (СМИ), размещая сообщения в социальном пространстве, внесли значительный вклад в развитие общественных связей и отношений, а также социологической науки. Медиапространство - это платформа, на основе которой осуществляются коммуникации в обществе, ключ к его развитию и позитивному влиянию на жизнь личностей, групп и организаций. Все социальное расположено в пространственно-временном континууме, и социологический подход к теории сетевого медиапространства основан на предположении, что существует устойчивая связь между сетевыми медиакоммуникациями и социальными изменениями. Становление социологии медиапространства происходит не путем «отпочкования» от социологии пространства: развивающееся медийное пространство, изучаемое с помощью социологических методов, проявляется в своих социальных координатах - так расширяется социологическое знание, которое рассматривает не только различные аспекты размещения социального в пространстве, но и особенности формирования специальных контентов и их прохождения по информационной цепи, созданной посредством конвергенции различных СМИ и разных способов распространения информации.
Об авторах
Феликс Изосимович Шарков
Московский государственный институт международных отношений; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: sharkov_felix@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики и заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
просп. Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия; просп. Вернадского, 84, Москва, 119606, РоссияВладимир Владимирович Силкин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: vv.silkin@igsu.ru
доктор политических наук, декан факультета журналистики Института государственной службы и управления
просп. Вернадского, 84, Москва, 119606, РоссияСписок литературы
- Feik-nyus: masshtab problemy [Fake news: The scale of the problem]. 18.04.2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9660. (In Russ.).
- Buzin V.N. Gumanizatsiya sotsiuma kak imperativ upravleniya mediaprostrastvom [Humanization of society as an imperative of media space management]. Communicology. 2020; 8 (2). (In Russ.).
- Bourdieu P. Sotsiologiya politiki [Political Sociology]. Sost., obshch. red. i predisl. N.A. Shmatko. Moscow; 1993. (In Russ.).
- Bourdieu P. Sotsiologiya sotsialnogo prostranstva [Sociology of Social Space]. Moscow–Saint Petersburg; 2007. (In Russ.).
- Butusov A.V. Sotsialnye seti kak instrument politicheskogo protivoborstva i informatsionnykh voyn [Social networks as a means of political confrontation and information wars]. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Seriya: Obshchestvennye Nauki. 2018; 13. (In Russ.).
- Kulikov S.B. Diskretizatsiya sotsialnogo prostranstva i paradigmy v sotsiologii [Discretization of social space and paradigms in sociology]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014; 9. (In Russ.).
- Mir 2035. Globalny prognoz [The World of 2035. Global Forecast]. Pod red. A.A. Dynkina. Moscow; 2017. (In Russ.).
- Mogilevskaya G.I. Informatsionnaya voyna v sotsialnykh setyakh [Information war in social networks]. Molodoy Ucheny. 2015; 15. (In Russ.).
- Muzykant V.L., Muzykant P.V. Sotsialnoe izmerenie sovremennogo mediapro-stranstva i ego kontenta [The social dimension of modern media space and its content]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 1. (In Russ.).
- Nitsevich V.F. Tsifrovaya sotsiologiya: teoretiko-metodologicheskie istoki i osnovaniya [Digital sociology: Theoretical-methodological origins and foundations]. Tsifrovaya Sotsiologiya. 2018; 1. (In Russ.).
- Sistemny monitoring globalnykh i regionalnykh riskov: Arabsky mir posle Arabskoy vesny [System Monitoring of Global and Regional Risks: The Arab World after the Arab Spring]. Otv. red. A.V. Korotaev, L.M. Isaev, A.R. Shishkina. Moscow; 2013. (In Russ.).
- Tönnies F. Obshchnost i obshchestvo: Osnovnye ponyatiya chistoy sotsiologii [Community and Society: Basic Concepts of Pure Sociology]. Moscow–Saint Petersburg; 2002. (In Russ.).
- Toffler A. Tretiya volna [The Third Wave]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Filippov A.F. Prikladnaya sotsiologiya prostranstva [Applied sociology of space]. Sotsiologicheskoe Obozrenie. 2009; 8 (3). (In Russ.).
- Filippov A.F. Sotsiologiya prostranstva [Sociology of Space]. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
- Filosofiya i metodologiya nauki (ponyatiya, kategorii, problemy, shkoly, napravleniya) [Philosophy and Methodology of Science (Concepts, Categories, Issues, Schools, Directions). Terminologichesky slovar-spravochnik. Moscow; 2017. (In Russ.).
- Sharkov F.I. Kommunikologiya [Communicology]. Entsiklopedichesky slovar-spravochnik. Moscow; 2009. (In Russ.).
- Sharkov F.I. Chetvertaya volna (interaktivnye elektronnye kommunikatsii) [The Fourth Wave (Interactive Digital Communications)]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Yudina E.N. Mediaprostranstvo kak kulturnaya i sotsialnaya sistema [Media Space as a Cultural and Social System]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Barnes J.A. Class and committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations. 1954; 7.
- Bustillos J. The Digital Divide. Neoliberal Imperatives and Education. S. Isaacs (Ed.). London–New York; 2017.
- Ciacu Grasu N. The impact of new media on society. URL: https://www.researchgate.net/ publication/215489586_The_impact_of_new_media_on_society.
- Hakim Khalid Mehraj, Akhtar Neyaz Bhat, Hakeem Rameez Mehra. Impacts of media on society: A sociological perspective. International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2014; 3 (6).
- Herbert J.G. The Sociology of Space: A Use-Centered View. New York; 2002.
- Fearon D. Georg Simmel. The Sociology of Space. URL: https://escholarship.org/uc/item/ 7s73860q.
- Kravchenko S.A. Sociology on the move: The demand for the humanistic digital turn. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (3).
- Lefebvre H. The Production of Space. Oxford; 1991.
- Marres N. Digital Sociology. The Reinvention of Social Research. Cambridge; 2017.
- Mosco V. Becoming Digital. Toward a Post-Internet Society. Bingley; 2017.
- Vanderberg W.H. Our Batter for the Human Spirit: Scientific Knowing, Technical Doing, and Daily Living. Toronto; 2016.
Дополнительные файлы
