Три вопроса в основе социологического изучения героизма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на понятную и предсказуемую незаинтересованность социологов в проблематике героизма, поиск четких и однозначных концептуальных и эмпирических определений героя в современном обществе - важная социологическая задача, особенно в условиях нынешней пандемии, которая возродила интерес общественного мнения к критериям, которые позволяют называть человека героем в силу выполнения им социально важных задач (пусть и в рамках своих профессиональных обязанностей). Автор кратко характеризует основные элементы традиционной трактовки героизма - той, что прослеживается повсеместно в устойчивых социокультурных нарративах, и переходит к обозначению тех вопросов, что составляют предметное поле социологических исследований героизма. Первый вопрос заключается в поиске не столько единого определения героя, сколько типологии героев, основанной на социальных представлениях о том, когда и посредством каких действий и решений герои «раскрывают» свою суть. Автор отталкивается от традиционных типологий героев, которые подчеркивают психологические аспекты героического мышления и поведения, чтобы предложить собственную типологию на основе как литературы, так и российских опросов общественного мнения, - чтобы типология помогала искать ответы на вопросы, почему общество нуждается в героях, что именно делает человека героем в глазах общества и что такое лжегероизм. Второй исследовательский вопрос затрагивает источники образов и трактовок героизма и фокусируется на масс-медиа и особенно кино с точки зрения их способности конструировать образы героев и героических социальных практик. Третий исследовательский вопрос касается возможностей эмпирического социологического анализа типов героев и их репрезентации в масс-медиа (кино). Автор полагает, что социология должна опираться на собственную методологию (контент-анализ, опросы, особенно на основе метода неоконченных предложений), сочетая ее с методиками изучения зрительского восприятия, и приводит собственные примеры, позволяющие сопоставить социальные представления о «реальном» герое с кинообразами. В заключение автор отмечает формирование новой тематики в рассматриваемом предметном поле в условиях пандемии - изменения в социальных представлениях о героизме, обусловленные героизацией медицинских работников благодаря их самоотверженной работе.

Об авторах

И. В. Троцук

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Мария Владимировна Субботина

Российский университет дружбы народов

Email: mariya.subbotina.1995@mail.ru

аспирантка кафедры социологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Arabov Yu.N. Cinematography and Theory of Perception. Moscow; 2003. (In Russ.).
  2. Barney D.D. The Network Society. Cambridge; 2004.
  3. Baudrillard J. Simulacra and simulations. Philosophy of the Postmodern Era. Minsk; 1996. (In Russ.).
  4. Bazin A. The evolution of the language of cinema. What is Cinema? Moscow; 1972 (In Russ.).
  5. Benjamin W. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction. Moscow; 1996. (In Russ.).
  6. Berger J. Public images. Pocheptsov G.G. Imageology. Moscow-Kiev; 2001. (In Russ.).
  7. Burlov A.V., Tatarova G.G. The unfinished sentences technique in the study of the image of a ‘cultivated man’. Sociology: 4M. 1997; 9. (In Russ.).
  8. Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. Moscow; 1997. (In Russ.).
  9. Cinematic Ghosts Haunting and Spectrality from Silent Cinema to the Digital Era. Leeder M. (Ed.). New York; 2015.
  10. Cox C. ‘Healthcare heroes’: Problems with media focus on heroism from healthcare workers during the covid-19 pandemic. Journal of Medical Ethics. 2020; 46.
  11. Debord G. The Society of the Spectacle. Moscow; 1999. (In Russ.).
  12. Dmitriev A.N. Cooperation of P. Lazarsfeld and T. Adorno in the study of mass communication. Sociological Journal. 1997; 3. (In Russ.).
  13. Dmitriev I. Content Analysis: Essence, Tasks, Procedures. Moscow; 2005. (In Russ.).
  14. Farley F. Heroism with capital and small letters. URL: https://www.psychologytoday.com. (In Russ.).
  15. Franco Z., Blau K., Zimbardo P. Heroism: A conceptual analysis and differentiation between heroic action and altruism. Review of General Psychology. 2011; 15 (2).
  16. Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. Moscow; 1988. (In Russ.).
  17. Heroes and Villains of the Millennial Generation. Allison S.T. (Ed.). Richmond; 2018.
  18. Heroes of the Year 2020. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/geroi-goda-2020. (In Russ.).
  19. Heroism and Wellbeing in the 21st Century. Applied and Emerging Perspectives. Efthimiou O., Allison S.T., Franco Z.E. (Eds.). New York; 2018.
  20. Ideas about the hero. 2017. URL: http://kantar-tns.com.
  21. Kabanov M.M., Lichko A.E., Smirnov V.M. Methods of Psychological Diagnostics and Correction in the Clinic. Leningrad; 1983. (In Russ.).
  22. Khrenov N.A. Interaction of Spectacular and Visual Forms in the Contemporary Culture. Moscow; 2014. (In Russ.).
  23. Klimova S.G. The use of the unfinished sentences technique in sociological research. Sociology 4M. 1995; 5-6. (In Russ.).
  24. Kostetska I. The Audience’s and Professional-Critical Perception of the Movie: Abstract of the PhD thesis. Saint Petersburg; 1990. (In Russ.).
  25. Kuznetsov S.A. Unabridged Explanatory Dictionary of the Russian Language. Saint Petersburg; 1998. (In Russ.).
  26. Markina O.S. Social-Psychological Characteristics of Perception and Understanding of the Movie (on the example of R. Bykov’s ‘Scarecrow’): Abstract of the PhD thesis. Moscow; 2010. (In Russ.).
  27. Poselyagin N. Lotman’s cinema narratology and cinema phenomenology. URL: http://www.academia.edu/24255057/Cinonarratology_and_cinophenomenology_Lotman. (In Russ.).
  28. Prendergast C. Cinema sociology: Cultivating the sociological imagination through popular film. Teaching Sociology. 1986; 14 (4).
  29. Shaposhnikova L.V. Wisdom of Ages. Moscow; 1996. (In Russ.).
  30. Shtain O.A. Mask as a Form of Identity: Introduction to Philosophy of Image. Saint Petersburg; 2013. (In Russ.).
  31. Sonnevend J. A virus as an icon: The 2020 pandemic in images. American Journal of Cultural Sociology. 2020; 8
  32. Sontag S. On Photography. Moscow; 2013.
  33. Sztompka P. Visual Sociology. Photography as a Method of Research. Moscow; 2007. (In Russ.).
  34. Tarshis E.Ya. Prospects for the development of the content analysis method. Sociology: 4M. 2002; 15. (In Russ.).
  35. Tatarova G.G. Methodology of Data Analysis in Sociology (Introduction). Moscow; 1998. (In Russ.).
  36. Trotsuk I. Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the ‘abominable’ practices. Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
  37. Trotsuk I.V. Textual Analysis in Sociology: Problems and Promises of Different Types of ‘Reading’ of Semi-Structured Data. Moscow; 2014. (In Russ.).
  38. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Assessment of cinematographic influence on social representations of heroism: Approbation of an approach. Communicology. 2018; 6 (4). (In Russ.).
  39. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Happiness and heroism, personal and collective as main elements of the ‘bright future’ in the Soviet (non)utopia. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (4). (In Russ.).
  40. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. The phenomenon of heroism: Two ‘chronological’ interpretations. RUDN Journal of Sociology. 2017; 17 (3). (In Russ.).
  41. What videos are the most popular on YouTube? URL: https://rusability.ru/news/kakie-videonabirayut-bolshe-vsego-prosmotrov-na-youtube. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».