Развитие государственно-частного партнерства в Беларуси
- Авторы: Андрос И.А.1, Кобяк О.В.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 20, № 2 (2020)
- Страницы: 348-362
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322811
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-348-362
- ID: 322811
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В Республике Беларусь в качестве альтернативного варианта приватизации власть выбрала государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), которое позволяет сохранить социально значимые объекты в собственности государства. Результаты опроса предпринимателей и государственных служащих позволяют определить степень готовности представителей власти и бизнеса к равноправному партнерству в условиях провозглашенной социально ориентированной рыночной экономики. На примере столичного региона авторы проанализировали институционально-адаптационный период развития ГЧП в Беларуси. Социологический подход к изучению ГЧП заключается в рассмотрении связки «власть-бизнес-общество» как системы взаимообусловленных действий госслужащих, предпринимателей и населения. Анализ поведенческих стратегий участников взаимодействия осуществлен через призму их социальных ожиданий. Методы исследования - экспертный опрос предпринимателей и госслужащих и анкетный опрос населения Минска. Основные выводы: общество в силу низкой информированности является сторонним наблюдателем, а не активным участником ГЧП; поведенческие стратегии предпринимателей формируются под влиянием нормативно-правовых факторов, у госслужащих - системно-правовых; главный барьер в реализации ГЧП-проектов - низкая оценка госслужащими и предпринимателями своей квалификации; в конфликтных ситуациях предприниматели воспринимают госслужащих как конкурентов, поэтому оценивают их стиль поведения как «прессингующий»; основным способом взаимодействия в рамках ГЧП государство выбрало соглашение, в котором акцент сделан на самостоятельности партнеров, в итоге риски и ответственность в ГЧП-проекте несут государственный и частный партнеры - в той мере, о какой договорились, а власть сохраняет за собой полный контроль.
Об авторах
Ирина Александровна Андрос
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: androsita@tut.by
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии
ул. Кальварийская, 9, Минск, 220004, БеларусьОлег Витальевич Кобяк
Белорусский государственный университет
Email: aleh.kabiak@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии
ул. Кальварийская, 9, Минск, 220004, БеларусьСписок литературы
- Varnavsky V.G. (Ed.) Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo: teoriya i praktika [Public Private Partnership: Theory and Practice]. Moscow; 2010 (In Russ.).
- Verkhovodko I. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo prihodit v Belarus [Public-private partnership comes to Belarus]. Yurist. 2016; 4 (In Russ.).
- Vorotnikov A.M., Korolyov V.A. Otsenka sostoyaniya gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva v regionah (po rezultatam monitoringa) [Assessment of the Public-Private Partnership in the Regions (the monitoring results)]. Moscow; 2009 (In Russ.).
- Gerasimenko A. Dengi — chastnye, delo — gosudarstvennoe [Money — private, business — public]. Direktor. 2014; 3 (In Russ.).
- Goosen E.V., Nikitenko S.M., Pakhomova E.O. Opyt realizatsii proektov GChP v Rossii [Implementation of the PPP-projects in Russia]. EKO. 2015; 2 (In Russ.).
- Deryabina M.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo: teoriya i praktika [Public-private partnership: Theory and practice]. Voprosy Ekonomiki. 2008; 8 (In Russ.).
- Zakon Respubliki Belarus ot 30 dekabrya 2015 g. No 345-Z “O gosudarstvenno-chastnom partnerstve” [The Law of the Republic of Belarus of December 30, 2015 No. 345-Z “On Public-Private Partnership”]. http://www.economy.gov.by/uploads/ files/G4P/Zakon-Respubliki-Belarus-o-GChP-2.pdf (In Russ.).
- Kozhenko Ya.V., Goloborodko A.Yu. Mezhdunarodnaya i otechestvennaya praktika otsenki effektivnosti kontraktnoj sistemy GChP na primere gosudarstvennyh zakupok [International and national estimates of the contract system of PPP efficiency on the example of state procurements]. Uspekhi Sovremennoj Nauki i Obrazovaniya. 2017; 3 (1) (In Russ.).
- Kuzina O.E. Bariery razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii: socialny analiz [Barriers to the development of public-private partnership in Russia: A social analysis]. Sociologicheskij Zhurnal. 2011; 3 (In Russ.).
- Maloe i srednee predprinimatelstvo v Respublike Belarus [Small and Medium Business in the Republic of Belarus]. Minsk; 2016 (In Russ.).
- Proekty GChP Respubliki Belarus [Projects of PPP of the Republic of Belarus]. http://pppbelarus.by/projects/ongoing (In Russ.).
- Shavel S.A., Rakov A.A., Rubanov A.V., Smirnova R.A. Chto dumaet naselenie Belarusi o privatizatsii [What the Population of Belarus Thinks about Privatization]. Minsk; 1992 (In Russ.).
- Akintoye А., Hardcastle С., Beck M., Chinyio E., Asenova D. Achieving best value in private finance initiative project procurement. Construction Management and Economics. 2003; 21 (5).
- Blau P. Exchange and Power in Social Life. New York; 1964.
- Kwak Y.H., Chih Y.Y., Ibbs C.W. Towards a comprehensive understanding of public private partnerships for infrastructure development. California Management Review. 2009; 51 (2).
- Thomas K.W., Kilmann R.H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument // https://www.kilmanndiagnostics.com/sites/default/files/TKI_Sample_Report.pdf.
- Wang S.Q. et al. Political risks: Analysis of key contract clauses in China’s BOT Project. Journal of Construction Engineering and Management. 1999; 125 (3).
Дополнительные файлы
