Социальные медиа: становление нового макдональдизированного института

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена переосмыслению феномена социальных медиа с позиции теории макдональдизации общества. Рассматривая социальные медиа в неразрывной связи с системами общества потребления, автор показывает, что формируется новый макдональдизированный институт, исследование которого открывает новые теоретические и методологические возможности. В статье представлен обзор отечественных исследований, демонстрирующих усиление макдональдизирующего влияния на социальные институты российского общества, и проведен анализ социальных медиа с точки зрения факторов макдональдизации. Сквозь призму концепции Дж. Ритцера о «ничто» и «нечто» в системе макдональдизированных институтов рассмотрены социальные сети Facebook и ВКонтакте. Определена теоретико-методологическая значимость рассмотрения социальных медиа в качестве макдональдизированного института. Показано, что функционально социальные медиа полностью соответствуют всем пяти факторам макдональдизации, сформулированным Ритцером. Автор показывает, что социальная сеть Facebook относится к гробализованной форме «ничто» и, следовательно, является важной движущей силой глобализации, тогда как социальная сеть ВКонтакте относится к глокальной форме «ничто» и тем самым создает уникальные смыслы на стыке локального и глобального уровней. Одним из таких новых смыслов является то, что ВКонтакте отражает традиционный взгляд на гендерную идентичность, сексуальную ориентацию и институт брака. Автор приходит к заключению, что социальные медиа являются макдональдизированным институтом и могут стать новой исследовательской оптикой: рассмотрение социальных медиа как макдональдизированных институтов актуализирует использование микс-методологии (mixed methods research).

Об авторах

Александр Вячеславович Щекотуров

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: ASHCHekoturov@kantiana.ru

кандидат социологических наук, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков

ул. А. Невского, 14, Калининград, Россия, 236016

Список литературы

  1. Артамонова А.В. Макдональдизация семьи // Университетский научный журнал. 2013. № 6 / Artamonova A.V. Makdonaldizatsiya semiy [McDonaldization of the family]. Universitetsky Nauchny Zhurnal. 2013; 6 (In Russ.).
  2. Дукин Р.А. Медиатизация современного общества: влияние современных медиа // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2 / Dukin RA. Mediatizatsiya sovremennogo obshchestva: vliyanie sovremennykh media [Mediation of contemporary society: The impact of media]. Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiya. 2016; 2 (In Russ.).
  3. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015 / Kin J. Demokratiya i dekadans media [Democracy and the Decadence of Media]. Moscow; 2015 (In Russ.).
  4. Коломиец В.П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6 / Kolomiets V.P. Sotsiologiya massovoi kommunikatsii v obshchestve kommunikatsionnogo izobiliya [Sociology of mass communication in the society of communication abundance]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 6 (In Russ.).
  5. Лунева О.С. Концепции постмодерна в анализе основных тенденций развития современной российской системы здравоохранения // Экономика и социум: современные модели развития. 2011. № 2 / Luneva O.S. Kontseptsii postmoderna v analize osnovnykh tendentsii razvitiya sovremennoi rossiiskoi sistemy zdravookhraneniya [Postmodern concepts in the analysis of the main development trends of the contemporary Russian healthcare system]. Ekonomika i Sotsium: Sovremennye Modeli Razvitiya. 2011; 2 (In Russ).
  6. Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3 / Nikitin A.P. Makdonaldizatsiya vysshego obrazovaniya [McDonaldization of the higher education]. Idei i Idealy. 2018; 2 (3) (In Russ.).
  7. Пестрякова П.Д. Макдональдизация в издательском деле // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. № 11 / Pestryakova P.D. Makdonaldizatsiya v izdatelskom dele [McDonaldization in publishing]. Trudy GPNTB SO RAN. 2016; 11 (In Russ).
  8. Похомова А.А. Влияние макдональдизации как социального процесса на феномен волонтерской деятельности // Вестник МДУ им. А.А. Куляшова. 2017. № 1 / Pokhomova A.A. Vliyanie makdonaldizatsii kak sotsialnogo protsessa na fenomen volonterskoi deyatelnosti [The influence of McDonaldization as a social process on the volunteer activities]. Vestnik MDU im. A.A. Kulyashova. 2017; 1 (In Russ.).
  9. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5. М., 2011 / Ritzer G. Makdonaldizatsiya obshchestva 5 [The McDonaldization of Society 5]. Moscow; 2011 (In Russ.).
  10. Хабермас Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2009. № 8 / Habermas J. Teoriya ratsionalizatsii Maхa Vebera [Max Weber’s rationalization theory]. Sotsiologicheskoe Obozrenie. 2009; 8 (In Russ.).
  11. Хлипун В.В. Становление интернета как социального института // Известия ВГТУ. 2011. Т. 9. № 7 / Khlipun V.V. Stanovlenie interneta kak sotsialnogo instituta [The development of the Internet as a social institution]. Izvestiya VGTU. 2011; 9 (7) (In Russ.).
  12. Щекотуров А.В. «Макдональдизация» российского подростка: эффект социальных медиа // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1 / Shchekoturov A.V. “Makdonaldizatsiya” rossiiskogo podrostka: effekt sotsialnykh media [‘McDonaldization’ of the Russian teenager: The effect of social media]. Digital Scholar: Philosopher’s Lab. 2019; 2 (1) (In Russ.).
  13. Щекотуров А.В. Интерфейс социальных сетей как репрезентация культурных смыслов // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 4 / Shchekoturov A.V. Interfeys sotsialnykh setey kak reprezentatsiya kulturnykh smyslov [Social media interface as a representation of cultural meanings]. Slovo.ru: Baltic accent. 2018; 9 (4) (In Russ.).
  14. Bakardjieva M., Gaden G. Web 2.0 technologies of the self. Philosophy & Technology. 2011; 25 (3).
  15. Bakardjieva M. Social media and the McDonaldization of friendship. Communications. 2014; 39 (4).
  16. Baumer E.P.S, Guha S., Quan E., Mimno D., Gay G.K. Missing photos, suffering withdrawal, or finding freedom? How experiences of social media non-use influence the likelihood of reversion. Social Media + Society. 2015; 1 (2).
  17. Boyd D. Social network sites as network publics: Affordances, dynamics, and implications. Papacharissi Z. (Ed.). A Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Ssites. New York: Routledge; 2010.
  18. Bruns A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. New York: Peter Lang; 2008.
  19. Davis K. Young people’s digital lives: The Impact of interpersonal relationships and digital media use on adolescence sense of identity. Computers in Human Behavior. 2013; 29.
  20. Dijck J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford University Press; 2013.
  21. Jenkins H. Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture. New York University Press; 2006.
  22. Kemp S. Digital 2019: Global Internet use accelerates. https://wearesocial.com/blog/2019/ 01/digital-2019-global-internet-use-accelerates.
  23. Lupton D. Digital Sociology. Routledge; 2014.
  24. Moreau A., Laconi S., Delfour M., Chabrol H. Psychopathological profiles of adolescent and young adult problematic Facebook users. Computers in Human Behavior. 2015; 44.
  25. Popel A. Facebook against VKontakte. https://popel-studio.com/blog/article/facebook-protiv-vkontakte.html (In Russ.).
  26. Rogozhnikov R. Against the Trend: Why Russians Prefer a Local Social Networking Site over the Global Leader of the Industry: Master’s Thesis. Uppsala University; 2014.
  27. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organization. London: Penguin; 2008.
  28. Whittaker E., Kowalski R.M. Cyberbullying via social media. Journal of School Violence. 2014; 14 (1).
  29. Yang Ch., Holden S., Carter M. Emerging adults’ social media self-presentation and identity development at college transition: Mindfulness as a moderator. Journal of Applied Developmental Psychology. 2017; 52.
  30. Zhao S., Shchekoturov A.V., Shchekoturova S.D. Personal profile settings as cultural frames: Facebook versus Vkontakte. Journal of Creative Communications; 2017; 12 (3).
  31. Zhu Y-Q., Chen H-G. Social media and human needs satisfaction: Implications for social media marketing. Business Horizons. 2015; 58 (3).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».