Социальные медиа: становление нового макдональдизированного института
- Авторы: Щекотуров А.В.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет им. И. Канта
- Выпуск: Том 20, № 1 (2020)
- Страницы: 18-29
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322847
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-18-29
- ID: 322847
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена переосмыслению феномена социальных медиа с позиции теории макдональдизации общества. Рассматривая социальные медиа в неразрывной связи с системами общества потребления, автор показывает, что формируется новый макдональдизированный институт, исследование которого открывает новые теоретические и методологические возможности. В статье представлен обзор отечественных исследований, демонстрирующих усиление макдональдизирующего влияния на социальные институты российского общества, и проведен анализ социальных медиа с точки зрения факторов макдональдизации. Сквозь призму концепции Дж. Ритцера о «ничто» и «нечто» в системе макдональдизированных институтов рассмотрены социальные сети Facebook и ВКонтакте. Определена теоретико-методологическая значимость рассмотрения социальных медиа в качестве макдональдизированного института. Показано, что функционально социальные медиа полностью соответствуют всем пяти факторам макдональдизации, сформулированным Ритцером. Автор показывает, что социальная сеть Facebook относится к гробализованной форме «ничто» и, следовательно, является важной движущей силой глобализации, тогда как социальная сеть ВКонтакте относится к глокальной форме «ничто» и тем самым создает уникальные смыслы на стыке локального и глобального уровней. Одним из таких новых смыслов является то, что ВКонтакте отражает традиционный взгляд на гендерную идентичность, сексуальную ориентацию и институт брака. Автор приходит к заключению, что социальные медиа являются макдональдизированным институтом и могут стать новой исследовательской оптикой: рассмотрение социальных медиа как макдональдизированных институтов актуализирует использование микс-методологии (mixed methods research).
Ключевые слова
Об авторах
Александр Вячеславович Щекотуров
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: ASHCHekoturov@kantiana.ru
кандидат социологических наук, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков
ул. А. Невского, 14, Калининград, Россия, 236016Список литературы
- Артамонова А.В. Макдональдизация семьи // Университетский научный журнал. 2013. № 6 / Artamonova A.V. Makdonaldizatsiya semiy [McDonaldization of the family]. Universitetsky Nauchny Zhurnal. 2013; 6 (In Russ.).
- Дукин Р.А. Медиатизация современного общества: влияние современных медиа // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2 / Dukin RA. Mediatizatsiya sovremennogo obshchestva: vliyanie sovremennykh media [Mediation of contemporary society: The impact of media]. Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiya. 2016; 2 (In Russ.).
- Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015 / Kin J. Demokratiya i dekadans media [Democracy and the Decadence of Media]. Moscow; 2015 (In Russ.).
- Коломиец В.П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6 / Kolomiets V.P. Sotsiologiya massovoi kommunikatsii v obshchestve kommunikatsionnogo izobiliya [Sociology of mass communication in the society of communication abundance]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 6 (In Russ.).
- Лунева О.С. Концепции постмодерна в анализе основных тенденций развития современной российской системы здравоохранения // Экономика и социум: современные модели развития. 2011. № 2 / Luneva O.S. Kontseptsii postmoderna v analize osnovnykh tendentsii razvitiya sovremennoi rossiiskoi sistemy zdravookhraneniya [Postmodern concepts in the analysis of the main development trends of the contemporary Russian healthcare system]. Ekonomika i Sotsium: Sovremennye Modeli Razvitiya. 2011; 2 (In Russ).
- Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3 / Nikitin A.P. Makdonaldizatsiya vysshego obrazovaniya [McDonaldization of the higher education]. Idei i Idealy. 2018; 2 (3) (In Russ.).
- Пестрякова П.Д. Макдональдизация в издательском деле // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. № 11 / Pestryakova P.D. Makdonaldizatsiya v izdatelskom dele [McDonaldization in publishing]. Trudy GPNTB SO RAN. 2016; 11 (In Russ).
- Похомова А.А. Влияние макдональдизации как социального процесса на феномен волонтерской деятельности // Вестник МДУ им. А.А. Куляшова. 2017. № 1 / Pokhomova A.A. Vliyanie makdonaldizatsii kak sotsialnogo protsessa na fenomen volonterskoi deyatelnosti [The influence of McDonaldization as a social process on the volunteer activities]. Vestnik MDU im. A.A. Kulyashova. 2017; 1 (In Russ.).
- Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5. М., 2011 / Ritzer G. Makdonaldizatsiya obshchestva 5 [The McDonaldization of Society 5]. Moscow; 2011 (In Russ.).
- Хабермас Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2009. № 8 / Habermas J. Teoriya ratsionalizatsii Maхa Vebera [Max Weber’s rationalization theory]. Sotsiologicheskoe Obozrenie. 2009; 8 (In Russ.).
- Хлипун В.В. Становление интернета как социального института // Известия ВГТУ. 2011. Т. 9. № 7 / Khlipun V.V. Stanovlenie interneta kak sotsialnogo instituta [The development of the Internet as a social institution]. Izvestiya VGTU. 2011; 9 (7) (In Russ.).
- Щекотуров А.В. «Макдональдизация» российского подростка: эффект социальных медиа // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1 / Shchekoturov A.V. “Makdonaldizatsiya” rossiiskogo podrostka: effekt sotsialnykh media [‘McDonaldization’ of the Russian teenager: The effect of social media]. Digital Scholar: Philosopher’s Lab. 2019; 2 (1) (In Russ.).
- Щекотуров А.В. Интерфейс социальных сетей как репрезентация культурных смыслов // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 4 / Shchekoturov A.V. Interfeys sotsialnykh setey kak reprezentatsiya kulturnykh smyslov [Social media interface as a representation of cultural meanings]. Slovo.ru: Baltic accent. 2018; 9 (4) (In Russ.).
- Bakardjieva M., Gaden G. Web 2.0 technologies of the self. Philosophy & Technology. 2011; 25 (3).
- Bakardjieva M. Social media and the McDonaldization of friendship. Communications. 2014; 39 (4).
- Baumer E.P.S, Guha S., Quan E., Mimno D., Gay G.K. Missing photos, suffering withdrawal, or finding freedom? How experiences of social media non-use influence the likelihood of reversion. Social Media + Society. 2015; 1 (2).
- Boyd D. Social network sites as network publics: Affordances, dynamics, and implications. Papacharissi Z. (Ed.). A Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Ssites. New York: Routledge; 2010.
- Bruns A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. New York: Peter Lang; 2008.
- Davis K. Young people’s digital lives: The Impact of interpersonal relationships and digital media use on adolescence sense of identity. Computers in Human Behavior. 2013; 29.
- Dijck J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford University Press; 2013.
- Jenkins H. Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture. New York University Press; 2006.
- Kemp S. Digital 2019: Global Internet use accelerates. https://wearesocial.com/blog/2019/ 01/digital-2019-global-internet-use-accelerates.
- Lupton D. Digital Sociology. Routledge; 2014.
- Moreau A., Laconi S., Delfour M., Chabrol H. Psychopathological profiles of adolescent and young adult problematic Facebook users. Computers in Human Behavior. 2015; 44.
- Popel A. Facebook against VKontakte. https://popel-studio.com/blog/article/facebook-protiv-vkontakte.html (In Russ.).
- Rogozhnikov R. Against the Trend: Why Russians Prefer a Local Social Networking Site over the Global Leader of the Industry: Master’s Thesis. Uppsala University; 2014.
- Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organization. London: Penguin; 2008.
- Whittaker E., Kowalski R.M. Cyberbullying via social media. Journal of School Violence. 2014; 14 (1).
- Yang Ch., Holden S., Carter M. Emerging adults’ social media self-presentation and identity development at college transition: Mindfulness as a moderator. Journal of Applied Developmental Psychology. 2017; 52.
- Zhao S., Shchekoturov A.V., Shchekoturova S.D. Personal profile settings as cultural frames: Facebook versus Vkontakte. Journal of Creative Communications; 2017; 12 (3).
- Zhu Y-Q., Chen H-G. Social media and human needs satisfaction: Implications for social media marketing. Business Horizons. 2015; 58 (3).
Дополнительные файлы
